дальневосточный государственный медицинский университет
![]() |
Я
ЗНАЮ, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ Сократ |
Профессор И.З. Баткин
Лекция (обновлена 06.13)
Врачебная деонтология
Можно посмотреть слайд-фильм.
Деонтология, учение о врачебном долге, является частью общечеловеческой этики, морали, частью биоэтики. У основания ее стояли такие гиганты как Гиппократ (460-377 г до н.э.), Авиценна 980-1037 г), Маймонид (1135-1204 г), Парацельс.(1493-1541 г)
Деонтология - это свод моральных норм, диктующих правила поведения врача в его профессиональной деятельности. Эти правила сложились в результате многовековой истории врачевания, в результате истории проб и ошибок, нередко трагических и кровавых. Уж очень ответственная роль отведена историей врачу - стоять на страже здоровья человека. Дело часто осложняется тем, что, вмешиваясь, даже с самой благой целью, в процесс существования самого сложного и ранимого создания природы - человека, врач сам является таким же созданием с его проблемами, страстями, заблуждениями и ошибками; ибо человек создан природой так, что познает мир путем проб и ошибок.
Вот почему, первым правилом, основным постулатом врачебной деонтологии является принцип "не навреди".
Primum non nocere - прежде всего не навреди!
Это правило впервые было сформулировано Гиппократом и с тех пор является фундаментом врачебной этики.
Формула вреда, который может нанести врач, чрезвычайно многообразна и сложна.
Основные формы вреда следующие:
- вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается. Из этого положения вытекает правило деонтологии: "Врач не имеет право отказать больному в помощи",
- вред, вызванный недобросовестностью, злым или корыстным умыслом. Такие нарушения, фактически, выходят за грани морали и должны рассматриваться уголовным правом.
- вред, вызванный небрежностью, нерасчетливыми или неквалифицированными действиями. С возможностью таких нарушений связаны положения деонтологии: "Врач должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, свое профессиональное мастерство"; "О праве врача на ошибку"; "О праве врача на риск",
- вред, вызванный необходимыми в данном случае действиями.
Опасность медицинских воздействий, к сожалению, в настоящее время, несмотря на успехи технологий, не только не уменьшилась, но значительно возросла. Так, даже в такой богатой стране с развитым здравоохранением как США, смерть от медицинских вмешательств занимает пятое место в общей структуре смертности, а годовой ущерб от таких вмешательств превышает 29 миллиардов долларов. И это, несмотря на то, что получение врачебного диплома в США крайне усложнено, а длительность обучения достигает 12-14 лет: 4 года - медицинский колледж + 4 года - медицинский факультет университета + 4-7 лет клинической ординатуры (резентуры) + сдача сложнейшего экзамена для получения степени доктора медицины и только после этого возможность получения самостоятельной врачебной практики.
Сроки обучения медицине в России, к сожалению, явно недостаточны, с чем, в основном, и связано то, что диплом врача, полученный в большинстве медицинских университетов России, за ее рубежами не признается, и требуется трудный путь подтверждения своей профессиональной состоятельности.
Однако, пожалуй, самым слабым звеном в подготовке врачебных кадров является положение клинических кафедр.
Если в Западных странах, особенно в США, существуют университетские клиники, в которых оказывается широкая, в том числе неотложная помощь населению, и педагогический процесс на старших курсах тесно интегрирован с диагностической и лечебной работой клиник, то в России клинические кафедры располагаются на базе муниципальных и федеральных больниц на правах "бедных родственников", и роль профессуры в лечебной деятельности не столько зависит от их квалифицированности, сколько от отношения администрации больницы.
Надо сказать, что и клиники, к сожалению, нередко привыкают к такому бесправному и безответственному положению и строят обучение студентов не на принципе "делай как я", а на методах академических семинаров.
Далее рассмотрим важнейшие положения врачебной деонтологии
1. Врач обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, свое профессиональное мастерство.
- Самый страшный врач - безграмотный врач (1) -
Лучше вообще не иметь врача, потому что в таком случае будут лечить природные механизмы защиты человека, чем иметь безграмотного врача, который может не только не использовать эти естественные механизмы защиты, но и действовать вопреки им.
В России существует система постдипломного обучения, действует сеть институтов и факультетов усовершенствования врачей. Каждый врач обязан не реже, чем 1 раз в 5 лет, обучаться на курсах усовершенствования и специализации, после окончания которых сдается экзамен и подтверждается профессиональная квалификация. Введены врачебные квалификационные категории, система аттестации и лицензирования.
Но и эта государственная защита пациентов от непрофессионального врача недостаточна. Необходимо перейти на систему непрерывного постдипломного обучения, тем более, что развитие широкополосного интернета и информатики позволяет внедрить такую систему без больших материальный затрат. У каждого врача должно быть воспитано чувство, ощущение , что если, скажем, он не прочел последнего номера профессионального журнала, последней монографии, то он аморален по отношению к своим пациентам.
Уважаемые студенты-медики! Вы должны воспитать в себе потребность в постоянном самоусовершенствовании. В этом отношении нельзя переоценить пользу чтения художественной литературы о выдающихся врачах. Советую, если Вы еще с ними не знакомы, прочитать книги Поля де Крайфа: "Охотники за микробами", "Антоний Флеминг", " Борьба с безумием"; Арчибальда Кронина - "Цитадель"; Гуго Глязера - "Драматическая медицина"; В Вересаева - "Записки врача"; А. Чехова - "Палата номер 6", "Попрыгунья и др; Артура Хейли - "Сильнодействующее лекарство", "Окончательный диагноз"; А. Солженицина - "Раковый корпус"; Н. Амосова - "Повесть о счастье и несчастьях", "Мысли и сердце" и др. Прочитав эти светлые, пронзительные книги, Вы проникнитесь не только романтизмом врачебной профессии, но и ощутите груз ответственности, который несет каждый настоящий врач.
И еще. Медицина - неразделимый сплав науки (знания) и искусства (ремесла). В этом плане, неумелый врач не менее опасен для пациента, не менее аморален, чем безграмотный врач. Обучение практическим навыкам, к сожалению, являются еще одним слабым звеном подготовки врача. Клиники России недопустимо плохо оснащены современными тренажерами, манипуляторами, роботами, манекенами и другими средствами, облегчающими обучение студентов врачебному ремеслу.
Уважаемые коллеги!
Все годы учебы в медицинском институте я по вечерам и ночам раболал в больнице: первые 3 года носильщиком в приемном отделении, а с 4-го курса - медбратом. Тогда мне казалось, что необходимо это, чтобы прокормиться. Но спустя годы я понял, что эта, казавшаяся мне вынужденной, работа, в моем профессиональном становлении сыграла не меньшую роль, чем, скажем, прослущивание лекций. Некоторые ошибочно думают, что иметь "золотые руки", важно лишь для хирурга, а для терапевта допустимо быть и косоруким. Это заблуждение. Попасть иглой в "плохие" вены, изловчиться и удалить осумкованную плевральную жидкость, сделать парацентез, умело провести сердечно-легочную реанимацию и дефибрилляцию, наконец, просто перестелить постель у тяжелого больного так, чтобы ему не было больно...Врач многое обязан уметь.
Еще раз напомню:
САМЫЙ СТРАШНЫЙ ВРАЧ - БЕЗГРАМОТНЫЙ ВРАЧ, НО НЕ МЕНЕЕ ОПАСЕН НЕУМЕЛЫЙ ВРАЧ. |
2. Врач не имеет право отказать больному в помощи.
Это тяжелая моральная, а порой и юридическая ответственность, которая лежит на плечах врача. Если люди многих других профессий выполняют свои обязанности только на работе, то врач всегда врач - и на работе, и дома, и на отдыхе. Во многих странах существуют специальные знаки на дверях домов, на лобовых стеклах легковых автомобилей, оповещающих всех, что здесь находится врач, к которому можно обратится в любое время для оказания экстренной медицинской помощи.
Врач обязан оказать экстренную медицинскую помощь в пределах своей компетенции, а при необходимости направить больного в больницу или другому специалисту. Хотя юридическая ответственность наступает только в случае неоказания медицинской помощи в рабочее время, врачебная этика распространяет эту ответственность на всю жизнь врача.
3. О праве врача на риск.
Врач имеет право на риск.
- Самый страшный врач - трусливый врач (1) - , который больше заботится не о судьбе больного, а о собственном благополучии.
Риск, на который имеет право врач ограничен несколькими условиями:
Во-первых, этот риск не должен превышать риска самой болезни, а, во-вторых, характер риска и его степень должны быть обсуждены и одобрены пациентом. Ибо врач имеет право на риск, а пациент - на правдивую информацию. При решении вопроса о применении диагностических или лечебных мер, связанных с риском, последнее слово принадлежит пациенту, а при его недееспособности - ближайшим родственникам или (и) консилиуму специалистов.
Приведу два случая, имевших место в больнице, в которой я врачевал более полувека.
Случай первый.
-У врача во время дежурства в клинике заболел кариозный зуб и он обратился к своему другу врачу-стоматологу. Только об одном прошу тебя, сказал он, выдерни мне зуб под наркозом. -Ладно, сделаем, сказал друг. На беду, фторотана, который в те времена применяли для рауш-наркоза, не оказалось и врач-стоматолог решил применить эфирный наркоз. При даче наркоза случилось то, что случается крайне редко, остановилось сердце. В попыхах несчастного врача-пациента стащили с кресла на пол, начали проводить легочно-сердечную реанимацию и сердце запустили. Больной выжил, да, вот только при реанимации сломали два ребра, да зуб так и остался неудаленным. Вы можете сказать, что все бывает, что если бы знал, где упадешь, то солому бы подстелил. Но это не так. Врач-стоматолог нарушил важнейшее правило: риск медицинской технологии не должен превышать риска самой болезни. Стоматолог был уволен с работы.
Случай второй.
На нашу кафедру поступил на обучение клинический ординатор П. Изучая терапию, он решил, кроме того, научиться делать аборты. Он готовил себя к карьере сельского врача, и в самом таком желании нет ничего предосудительного. В таком случае врач должен окончить курсы специализации, получить документ (сертификат), разрешающий такой вид врачебной деятельности.
К сожалению, было все иначе.
На одном из дежурств этот врач пришел в гинекологическое
отделение к дежурному гинекологу с просьбой разрешить ему сделать несколько
абортов. Дежурный врач спросил: «А допуск, сертификат у тебя есть?» «Есть»,
обманул ординатор. Ну, тогда становись… Он взял в руки инструмент, начал делать
аборт и к ужасу гинеколога-хирурга, совершил прободение матки и вытащил через
матку кишку.
Немедленно его отстранили от операции. Женщине была
сделана лапаротомия (вскрытие брюшной полости), вправили кишечник и ушили матку.
Все закончилось благополучно, женщина выздоровела, но уже никогда не имела
возможности иметь детей.
Врача П. судили и присудили 5 лет тюремного заключения. Дежурного гинеколога уволили с работы и запретили заниматься хирургической деятельностью 3 года. Но кто вернет несчастной женщине утраченные радости материнства.
4. О праве врача на ошибку.
Так хочется сказать: врач не имеет права на ошибку. Ведь каждая ошибка врача - это трагедия, иногда и смерть для больного, трагедия для близких и трагедия для самого врача. Но это не так. Возможность ошибки заложена природой в саму суть человека. Многочисленные научные исследования, громадный статистический материал показывают, что ошибки имеются в самых квалифицированных, в самых передовых клиниках и больницах.
Чтобы разобраться в этой проблеме, надо прежде всего дать определение врачебной ошибки. Общепринято такое определение:
Под врачебной ошибкой понимают действия врача, имеющие в своей основе несовершенство медицинской науки, объективные условия работы, недостаточную квалификацию или недостаточное использование (или не использование) имеющихся знаний.
Мне близко определение, данное академиком И.В. Давыдовским. "К врачебным ошибкам следует отнести добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве состояния медицинской науки и ее методов исследования, либо вызванное особенностями течения заболевания определенного больного, либо объясняемое недостатком знаний или опыта врача." (2)
Ошибки, подпадающие под это определение, неподсудны.
Проступки, связанные со злым или корыстным умыслом, недопустимым риском, преступным нарушением медицинских стандартов и протоколов подпадают под статьи уголовного кодекса и рассматриваются судом.
Причины врачебных ошибок многообразны. Все факторы, ведущие к ошибкам, обычно подразделяются на объективные и субъективные.
По нашим данным только в 46% случаев врачебных ошибок имеют место так называемые объективные причины, тогда как в 54% случаев - это нарушение логики мышления, незнание, забывчивость, излишнее самолюбие и тщеславие и др.
Для уменьшения возможности врачебных ошибок сейчас применяются медицинские стандарты и протоколы, регламентирующие действия врача в типовых условиях, компьютеризированные технологии. Все большее распространение получает страхование врача и пациента от врачебной ошибки.
К сожалению, эти эффективные методы защиты пациента и врача в России внедряются недопустимо медленно и несистемно.
И все же, ошибка является самым тягостным, самым тяжелым переживанием в профессиональной деятельности врача. На все жизнь я запомнил свою первую ошибку. Это было в 1951 году...
В 1951 году, через несколько
месяцев после начала врачебной карьеры, вызывает меня заведующая отделением и
говорит: «Илья Зиновьевич, вам надо поехать в Вяземский. Там от туберкулеза
умирает женщина. К сожалению, помочь ей уже нельзя, но надо поехать для
родственников». И эта формула: «для родственников» чрезвычайно важна. В том
случае, когда нельзя помочь больному, надо постараться облегчить участь близких
родственников, чтобы они могли осознать, что сделали для дорогого человека все
возможное и невозможное. «Вот и врач из Хабаровска приезжал… Мы сделали все,
что могли».
Приезжаю в Вяземский. Захожу в
больницу. Там меня ждут: «Извините, что мы вас вызвали. Мы понимаем, что сделать
уже ничего нельзя, но для родственников…».
Знакомлюсь с историей болезни.
Смотрю рентгенограммы: оба легких поражены туберкулезом, что поделаешь. Захожу в
палату. На кровати полусидит молодая женщина. Синее, отечное лицо, напряженное,
шумное дыхание – все это проявления крайней дыхательной недостаточности и
соответствует гипотезе о крайней степени туберкулезной чахотки. Я «ритуально»
осматриваю больную, перкутирую, аускультирую… При перкуссии мои пальцы что-то
почувствовали… притупление, но осознал я это только потом, когда было уже
поздно. Вызвал родственников в ординаторскую и сказал им то, что они уже знали
и без меня… К сожалению, медицина бессильна. Ушел в гостиницу.
На следующий день прихожу в
больницу. Мне говорят: «как мы и предполагали, ночью больная умерла. Хотите с
нами пойти на секцию?» «Хочу». Вскрытие имеет большое значение для
профессионального становления врача. Ты еще раз сопоставляешь свои мысли,
действия с данными секции. «Мертвые учат живых» - большая мудрость заключается
в этой безжалостной формуле.
Пришел в прозекторскую.
Совершенно спокоен. Не сомневаюсь, что увижу ожидаемую картину скоротечной
чахотки.
Прозектор берет скальпель и
широким дугообразным разрезом вскрывает грудную клетку… и из разреза с обеих
сторон начинает вытекать плевральная жидкость. Я покрываюсь неприятным липким
потом, в висках стучит… Начинаю осознавать, что ошибся… Готов упасть в обморок,
но плотно прислоняюсь к каменному столу и кое как овладеваю собой.
По данным секции у умершей
действительно был двухсторонний тяжелый туберкулез, но, кроме того, имелся
двухсторонний экссудативный плеврит. Жидкость частично сдавливала легкие и
отягощала одышку, вызванную поражением самой легочной ткани – паренхимы.
Начинает терзать навязчивая
мысль: «Если бы я сообразил, если бы догадался… Ведь стоило сделать пункцию,
удалить жидкость и может быть тогда больная бы выжила». Ночь провожу без сна.
Мой указательный палец, которым я проводил перкуссию, онемел. Здесь я только
осознал, что что-то заметил при перкуссии, но прошел мимо. Обессилен,
опустошен. Бросить, к чертовой матери, медицину! Нет мне прощения.
Мрачный, в состоянии тяжелой
депрессии приезжаю домой. Заставляю себя идти на работу. Там уже все знают:
сочувственные взгляды врачей, сестер. Иду к заведующей отделением, кладу на стол
заявление об уходе. Она порвала мое заявление со словами: «Будь мужчиной!».
Моя ошибка укладывалась в
формулу: «допустимы ошибки, которые являются добросовестным заблуждением» и была
неподсудна.
Время летит… Я пережил свою
первую ошибку, осознал ее причины. Я был загипнотизирован гипотезой о
неизбежности фатального конца и тем утратил способность к самостоятельному
мышлению. Кроме того, вследствие недостаточного стажа врачебной деятельности,
мои диагностические возможности были недостаточны.
С тех пор прошло пол
века, я совершал и другие ошибки, но эта, первая, ржавым гвоздем торчит до сих
пор в моей груди.
5. О праве пациента на информацию, на правду. Допустима ли "ложь во спасение".
На первый вопрос ответ однозначный. Пациент имеет право на информацию о своем заболевании, о сути проводимых методов обследования и лечения, рисках, связанных с применяемой медицинской технологией. Врач обязан предоставить больному эту информацию.
Особого рассмотрения требует тактика врача у постели неизлечимого больного, чаще онкологического. Нужно ли говорить правду обреченному больному? В разных странах эту проблему решают неодинаково. В США, например, врач обычно информирует больного о неизлечимости и фатальности его заболевания, обсуждает с ним возможные сроки жизни и др.
В России врачи обычно стремятся скрыть от неизлечимого онкологического больного безнадежный характер его заболевания. И, на мой взгляд, это правильно. Если ты не можешь излечить больного, то хотя бы скрась всеми способами, в том числе и словом, роковой период его жизни.
Не забыть, как в клинике медленно умирала врач, заведующая терапевтическим отделением от инкурабельного рака желудка. Мы скрывали от нее суть заболевания, внушали ей возможность выздоровления и она верила этому. Психика обреченного больного изменяется. Человеку трудно поверить в неизбежность собственной смерти. Такой несчастный охотно воспринимает благостную ложь. Помню, подойдешь к ней, а она говорит: "вы, наверное, обманываете меня, я же пальпирую узлы в печени"..."Что ты, отвечаю я, совсем пальпировать разучилась, это же жировики в подкожной клетчатке..." И она верила. Не сомневаюсь, что своей святой ложью мы дали ей возможность сносно прожить еще несколько месяцев.
Но иногда приходилось говорить сражающую правду. Помню, лежал в клинике предприниматель, у которого диагностировали инкурабельную стадию рака печени. Как обычно, сказав правду жене, мы скрыли ее от пациента. И вот, я узнаю, что, надеясь на выздоровление, больной решил заключить рискованную сделку, вложив в нее все свои средства. После нелегкого раздумья и совета с женой, решили сказать больному правду. Сделка не была заключена и материальное обеспечение детей пациента было сохранено. Но такая правда, не сомневаюсь, укоротила его жизнь.
Слово лечит, и слово калечит. Им надо умело пользоваться, в том числе и ложью во спасение. Она допустима лишь в одном случае - у постели смертельно больного человека, во имя человека. Во всех других случая пациент имеет право на информацию, право на правду.
6. О праве больного на смерть. Эвтаназия.
Имеет ли право больной на смерть, когда муки, приносимые неизлечимой болезнью невыносимы, когда больной ждет смерти как единственно возможное избавление, когда он молит Бога и окружающих избавить его от страшных мук, дать возможность умереть.
Эвтаназия - акт преднамеренного лишения жизни смертельно больного пациента по его просьбе и (или) по просьбе его близких родственников.
Сейчас эта деонтологическая и правовая проблема интенсивно обсуждается во всем мире. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды) эвтаназия разрешена, в большинстве же стран, в том числе и в России - запрещена.
Я являюсь противником эвтаназии. Вы поймете почему, прочитав случаи из моей врачебной практики.
В палате умирал мужчина от рака поджелудочной железы. Диагноз был подтвержден не только клиническими, рентгенологическими данными, но и морфологическим исследованием биопсии. Больной был крайне истощен, желтушен. Маска смерти уже была написана на его лице. Смерть уже стояла у его постели.
В этот день я дежурил. Утром предстоял новый тяжелый рабочий день. Я
понимал, что, скорее всего, он не доживет до утра, и так как через три часа
после смерти больного надо было предоставить администрации историю болезни с
написанным посмертным эпикризом, то я и решил написать его заранее. Написал.
Настало утро. Больной еще не умер. Ну что же, думаю, не сейчас, то позже, смерть
неизбежна. На следующий день спрашиваю дежурного врача: «жив»? «Пока жив».
Захожу в палату. Подхожу к больному. Смотрю, он пытается мне улыбнуться: «Илья
Зиновьевич, а у меня появился аппетит, даже поел немного». Ну, что ж, думаю, я
то знаю, перед смертью люди часто испытывают чувство голода». Захожу в палату на
следующий день. Улыбка у больного стала шире, глаза стали блестеть и исчезла
маска смерти. Через 2 недели стала исчезать желтуха, а еще через месяц я выписал
его из клиники. Разрешилось все: и желтуха и опухоль, все. Этот человек жив по
сей день. Я иногда встречаюсь с этим человеком, мы здороваемся, расспрашиваем
друг друга о жизни, и он не знает, что у меня в столе как реликвия, как укор,
лежит посмертный эпикриз, написанный на живого человека.
Что это было? Диагностическая ошибка, когда все –
и морфологи, и рентгенологи, и лечащий врач приняли опухолевидную форму
панкреатита за злокачественную опухоль, или случилось то редкое чудо, когда
организм, вопреки всему, самоизлечивается от злокачественной опухоли. Я не знаю.
Такие чудесные случаи может припомнить любой долго практикующий врач.
Вот почему я являюсь противником эвтаназии.
Убедил меня в недопустимости эвтаназии еще один случай.
К нам поступил больной с раком легкого. После установления диагноза мы
перевели его в хирургическое отделение. Там была сделана торакотомия (операцию
делали профессор С.И. Сергеев и доцент Н.И. Миссюль). Во время операции
выяснилось, что опухоль проросла соседние органы и удалить ее нельзя. Зашили
грудную клетку, и после заживления раны больного выписали. Родным сказали, что
опухоль неизлечимая и им надо готовиться к худшему. Прошло 2 года. Продолжение
этой истории я знаю со слов доцента Н.И. Миссюль. «Выхожу я из ординаторской
после пятиминутки, рассказывает она, и вижу, что какой-то высокий, красивый
мужчина стоит у двери с прекрасным букетом цветов. Я уже прошла мимо, но он
окликнул меня, я подняла глаза и чуть не упала в обморок. Передо мной стоял тот
человек, которого мы приговорили к смерти. Он пришел поблагодарить всех за
хорошее лечение. Приглашаю профессора, ведем бывшего больного в рентгенкабинет,
обследуем. Нет опухоли! Здоров!» Вот такое чудо, такая история.
Так допустимо ли врачу помогать уйти человеку из жизни, даже если муки
таковы, что жизнь страшнее смерти, если и больной и родственники молят прервать
эти мучения. Нет, недопустимо. У врача никогда нет 100% уверенности в
правильности диагноза. Он не бог.
Рассматривая эту непростую проблему, надо помнить, что аморальной являетс не только автоназия. Не меннее аморальным является отсутствие современных условий для оказания помощи таким несчастным. Для преодоления отставания от мировой медицины в России надо незамедлительно развернуть систему хосписов, наладить подготовку врачей и медсестер такой нелегкой специализации, внедрить эффективные технологии обезболивания.
7. О праве пациента на конфиденциальность. Врачебная тайна.
Пациент имеет право на конфиденциальность. Сведения, которые он доверяет врачу. не подлежат разглашению. Разглашение этих сведений, тем более с корыстной целью, считается для врача не только аморальным, но и карается по закону. Практически соблюдение моральной и правовой нормы врачебной тайны часто затрудняется коллективной формой диагностической и лечебной работы. Соблюдение правил конфиденциальности является часто мерой здоровой профессиональной атмосферы в коллективе. Известны случаи привлечения врача к уголовной ответственности за разглашение врачебной тайны.
Расскажу еще одну быль.
Утром в краевую больницу шел 13 маршрутный автобус. Как обычно, он туго был набит студентами, медицинскими сестрами, врачами. Люди вели неторопливые беседы, коротали время. Вдруг возникли громкие девичьи голова:
"Девочки, к нам поступил шикарный мужчина! Жена думает, что она у него единственная, а он переспал с половиной города!" Далее полился рассказ о любовных похождениях пациента. Подружки громко и весело смеялись, обсуждая пикантные подробности.
На беду, в автобусе ехала жена этого человека. Она сошла с автобуса, приехала домой и выбросилась с 5 этажа. Разбилась насмерть.
Было заведено уголовное дело, но следователь не нашел виновных, и все оказались безнаказанными.
8. Клятва врача.
Учитывая значительную роль врача в обществе, уже в течение многих веков врач, приступая к врачеванию, дает клятву беззаветного и бескорыстного служения нуждающимся в его помощи людям, клятву верности моральному долгу врача.
Первую клятву написал великий древнегреческий врач Гиппократ, и она вошла в историю как клятва Гиппократа.
Другой известный текст клятвы врача создал в XII веке нашей эры знаменитый еврейский врач и философ Маймонид. Она вошла в историю как молитва Маймонида. Вчитайтесь в текст молитвы, не правда ли, что многое в ней вполне современно.
О Всевышний!
Воодушеви меня любовью к искусству и к
Твоим созданиям. Не допусти, чтобы жажда к наживе, по-
гоня за славой и почестями примешивалась к моему приз-
ванию... Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда бы-
ло одинаково готово служить бедному и богатому, другу и
врагу, доброму и злому... Внуши моим больным доверие ко
мне и моему искусству. Отгони от одра их всех шарлата-
нов и полчища подающих советы родственников и изобличи
небрежных сиделок... Даруй мне, о Боже, кротость и тер-
пение с капризными и своенравными больными; даруй мне
умеренность во всем - но только не в знании; в нем же
дай мне быть ненасытным, и да пребудет далеко от меня
мысль, что я все знаю, все могу!
В 1949 году текст клятвы врача приняла и утвердила Всемирная Организация Здравоохранения.
С 1971 по 1998 год все выпустники Российских медицинских институтов давали клятву Врача Советского Союза.
Наконец, в 1999 году президент утвердил текст клятвы врача Российской Федерации. Вот текст этой клятвы:
Клятва врача Российской Федерации
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.».
Итак, основными положениями врачебной деонтологии являются:
|
Уважаемые студенты-медики! Вам предстоит еще стать врачами, но Вы уже участвуете, пусть с учебной целью, в диагностической и лечебной работе клиник, и потому все изложенное в этой лекции относится и к Вам.
Хабаровск
PS: В лекции обсуждается лишь один раздел деонтологтт - этические нормы взаимоотношения врача и пациента. Нужно помнить, что не менее значимы проблемы корпоративной этики, моральные проблемы отношения общества и государства к здоровью. граждан.
---------------------------------------
3. Биоэтика, 2002-