2011 год № 1
Внутренние болезниУДК 616.240 - 057 : 656.2 (571.620).001.8
И.В. Хелимская
Оценка риска развития хронических неспецифических заболеваний легких у работников дальневосточной железной дороги
Контактная информация: И.В. Хелимская, e-mail: irinavh@mail.ru
Резюме:Раннее выявление хронических обструктивных заболеваний легких с учетом факторов риска является актуальной проблемой современной пульмонологии. На основании данных анкетирования работников железнодорожного транспорта выявлена высокая распространенность хронических неспецифических заболеваний легких. Доказан более существенный вклад курения в развитие легочной патологии у работников железной дороги по сравнению с профессиональными факторами.
Ключевые слова:профессиональные заболевания, хронические заболевания легких
I.V. Khelimskaya
Risk evaluation of chronic obstructive pulmonary disease in far eastern railway workers
Far Eastern state medical university, Khabarovsk
Summary:Early detection of chronic obstructive pulmonary disease is an important problem of pulmonology. According to the questionnaires of railway workers analysis, a high incidence of chronic obstructive pulmonary disease was revealed. The essential contribution of smoking in the development of pulmonary pathology compared to professional risk factors has been proved.
Key words:occupational diseases, chronic pulmonary disease
Развитие хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) детерминируется рядом социальных, экологических, профессиональных, биологических факторов [1, 3, 4, 5]. Значительное число случаев развития хронического бронхита у работающих на промышленных предприятиях сопровождается обструктивными нарушениями в бронхах [3, 6]. Неоднозначно оценивается вклад курения в развитие и прогрессирование хронического бронхита. С одной стороны, фактор курения признан ВОЗ одним из ведущих факторов риска, с другой стороны, показано, что лишь у 15-20% курящих выявляется особая чувствительность к патогенному действию табака [1, 2, 7]. Особое значение может иметь сочетание производственных поллютантов с курением [4, 8]. В связи с этим оценка вклада различных факторов риска, а также проблема диагностики ХНЗЛ среди работников промышленных предприятий является чрезвычайно актуальной. Целью нашего исследования стало изучение вклада основных факторов риска развития и заболеваемости ХНЗЛ у работников ДВЖД, имеющих сочетание причинных факторов развития ХНЗЛ: курения, профессиональной пыли и поллютантов, инфекций, внешних воздушных аллергенов, социального статуса [6, 9].
Нами было проанкетировано 876 чел.: 562 работника технических специальностей ДВЖД и 314 административных работников железнодорожного транспорта, не имеющих профессиональных вредностей, в возрасте от 17 до 65 лет. Средний возраст работников ДВЖД составил 43,4±1,3 лет, административных работников - 41,9±0,8 лет. Стаж работы варьировал от 1 г. до 45 лет (в среднем 17,9±10,9 лет). Индекс курящего человека в группе работников, имеющих профессиональные вредности, составил 214,8±9,3, в группе административнотехнических работников - 162,1±21,6. С целью скринингового обследования и изучения особенностей формирования и выявления ранних стадий хронических заболеваний бронхолегочной системы работников ДВЖД использовались вопросы из стандартного опросника ECSC, разработанного Европейским сообществом угля и стали (последняя версия 1987 г.), при положительных ответах на которые с высокой степенью достоверности можно выставить пациенту диагноз хронического бронхита или астмы. Силу воздействия факторов курения и профессиональных вредностей на развитие хронического бронхита, ХОБЛ и БА оценивали отдельно в группах лиц, имеющих соответствующие диагнозы, и у работников, имеющих контакты с профессиональными вредностями, и контрольной группе (административнохозяйственная). В каждой группе выделялись курящие и некурящие лица. Статистический анализ. Статистическая обработка и анализ полученных результатов были выполнены с помощью программных пакетов Microsoft Offi ce Excel 2003, BioStat 2009 Professional. Достоверность различий определялась при помощи критерия Стьюдента, непарного критерия Манна-Уитни, критерия знаков, критерия Хи;-квадрат. Степень сопряженности и силу взаимосвязи изучаемых факторов определяли с помощью корреляционного и дисперсионного анализов, коэффициента ассоциации Юла. Различия считались статистически достоверными при р<0,05.
Как показали результаты исследования (таблица), фактор курения достоверно (р<0,001) повышает риск развития хронического бронхита в 2,6 раза при наличии профессиональных вредностей и в 2 раза у работников, не имеющих их (р<0,001). Атрибутивный риск в группе работников ДВЖД достоверно выше и составил 24,9%, а в административно-технической - 14,6%. Однако атрибутивный эффект (непосредственный риск) составил 59% в первой группе и 50% во второй. Это означает, что курение в данном исследовании ответственно в 50% случаев за возникновение хронического бронхита, независимо от профессиональной принадлежности. Коэффициент ассоциации Юла в группе железнодорожников равнялся 0,57 и 0,44 - в группе сравнения, что подтверждает сильную достоверную связь между фактором курения и заболеваемостью хроническим бронхитом у данных лиц.
Достаточно показательными оказались результаты в отношении ХОБЛ. В группе работников ДВЖД с профессиональными вредностями относительный риск развития ХОБЛ в 3,4 раза выше у курящих лиц, чем у некурящих (р<0,001). В контрольной группе относительный риск развития ХОБЛ под воздействием курения равен 1,4 и не является статистически достоверным. Арибутивный риск развития ХОБЛ составил в первой группе 11,2%, а во второй - 2,2%, непосредственный риск, связанный с фактором курения, оказался самым высоким в группе курящих железнодорожников и составил 72,9%. У лиц административно-технической группы данный показатель равнялся 30%. Коэффициент ассоциации в группе железнодорожников составил 0,58 и 0,17 - в административной группе. Таким образом, выявлена достаточно высокая достоверная связь между курением и развитием ХОБЛ у работников железной дороги и максимальный непосредственный риск среди всех обследуемых групп. В отношении риска развития бронхиальной астмы в группах работников ДВЖД получены минимальные значения относительного атрибутивного риска от 0,9 до 2,4%. В то же время у курящих лиц административной группы непосредственный атрибутивный риск составил 22%, что говорит о вкладе курения в развитие БА у каждого пятого обследуемого данной группы. Коэффициент ассоциации в данном случае составил от 0,35 у работников первой группы и 0,12 - во второй группе, т.е. в данном случае связь курения и риска развития БА в обследуемых группах достаточно слабая и не была достоверной. Анализируя вклад профессионального фактора в развитие патологии бронхолегочной системы в исследуемых группах, также выявлено его достоверное влияние на развитие хронического бронхита и ХОБЛ и недостоверное в отношении бронхиальной астмы. Однако вклад профессионального фактора в развитие заболеваний оказался меньшим, чем фактора курения. Так, относительный риск для хронического бронхита был в 1,5 раза выше при наличии профессионального фактора (р<0,01). Профессиональный фактор у железнодорожников повышает риск развития ХОБЛ в 2,1 раза, в то время как фактор курения - в 3,4 раза. Сила связи составила 0,39. Критерий Хи-квадрат составил 5,36, что является статистически значимым при р<0,05. Путем исключения "мешающего" фактора было установлено, что вклад курения в развитие хронического бронхита у железнодорожников в 1,7 раза выше, чем профессионального фактора, в развитие ХОБЛ выше в 2,4 раза, в развитие БА - в 0,8 раза. При исключении обоих факторов риска (курения и профессиональных вредностей) мы получили увеличение риска развития хронического бронхита и ХОБЛ в 3 раза в группе курящих железнодорожников по сравнению с некурящими лицами контрольной группы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |