Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2011 год № 3

Внутренние болезни


УДК 614.253.52
И.П. Карпова, Н.Ф. Шильникова
Оценка эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии
Читинская государственная медицинская академия, 672090, г. Чита, ул. Горького 39а, e-mail: www. medacadem. chita. ru, г. Чита
Контактная информация: Н.Ф. Шильникова, e-mail: ozizchita@mail.ru
Резюме:
В статье представлена методика экономического анализа деятельности профильной школы артериальной гипертензии на базе муниципального лечебного учреждении. На примере "Школы профилактики артериальной гипертензии" показана значимая роль профилактического обучения с целью стабилизации здоровья пациентов с кардиоваскулярной патологией. Повышение медицинской грамотности населения в отношении факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний является основой формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова:
школа профильных больных артериальной гипертензией, фактор риска, экономическая эффективность, профилактическое обучение

I.P. Karpova, N.F. Shilnikova
Estimation of the effectiveness of the activity of the profile school of arterial hypertension
Chita state medical academy, Chita
Summary:
The methods of the economic activity analysis of the profi le school of arterial hypertension is presented in the article on the base of municipal medical establishment. Based on the example "of the school of the prevention of arterial hypertension" the significant role of the preventive direction of medicine for the purpose of the stabilization of the health of patients with the cardiovascular pathology is shown. An increase in the medical education of the population emphasizing the factors of the risk of the development of cardiovascular diseases is the basis of the formation of the healthy life style.
Key words:
the school for the profile patients with arterial hypertension, risk factors, economic effectiveness, self-care
Введение

Одним из перспективных направлений деятельности системы здравоохранения является организация профильных школ, ориентированных на улучшение показателей здоровья населения и снижение факторов риска.

В Приказе Минздрава России №435 от 23.09.2003 г. "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации" и положении об отделении, кабинете профилактики одним из основных направлений, связанных с профилактикой заболеваний и укреплением здоровья, является гигиеническое воспитание населения [1].

Не снижающийся в настоящее время рост заболеваемости и смертности населения является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране, общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом социально значимых заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. Артериальная гипертензия является фактором развития болезней системы кровообращения, занимающих лидирующее место в структуре заболеваемости и смертности населения России, а также одно из первых мест в структуре первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста [2].

Одной из перспективных технологий профилактической и лечебной помощи пациентам с хронической патологией является обучение в профильных школах, направленное на уменьшение прямых и косвенных затрат, связанных с лечением [3].

Цель настоящей работы - анализ эффективности деятельности школы профильных больных с артериальной гипертонией на базе муниципального учреждения здравоохранения за 3 года.

 
Материалы и методы

В ходе исследования использованы исторический, социологический, санитарно-статистический, аналитический и экономический методы. Объектом исследования явилась медицинская организация муниципальной формы собственности, оказывающая первичную медикосанитарную медицинскую помощь населению. Для изучения социальной эффективности деятельности "Школы профилактики артериальной гипертензии" по специально разработанной анкете проведено анкетирование 516 пациентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с помощью параметрических методов: критерия достоверности Стьюдента, равного 2,4 при степени вероятности безошибочного прогноза свыше 95%, и ошибки репрезентативности, равной пяти. Анализ эффективности "Школы профилактики артериальной гипертензии" позволил уточнить необходимость и обоснованность развития данного профилактического направления медицины. Оценка медико-экономической эффективности деятельности профильной школы проводилась по следующим количественным показателям:

- число пациентов с данной нозологией, обученных в профильной школе; доля обученных пациентов из числа зарегистрированных с данной нозологической формой заболевания;

- доля обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году;

- доля пациентов, прошедших полный цикл обучения;

- динамика охвата пациентов обучением в профильных школах из числа зарегистрированных;

- динамика охвата пациентов обучением из числа впервые выявленных; динамика охвата пациентов полным курсом обучения [4].

Для оценки эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии использованы основные индикаторы качества профилактической помощи:

- адекватность - соответствие программы, форм и

методов обучения пациентов поставленным целям;

- действенность - сила воздействия обучающей программы в школе и степень достижения поставленной цели обучения;

- оптимальность - соответствие программы обучения в школе современным основам доказательной профилактической медицины и стандартам;

- преемственность и непрерывность - реализация

программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного

профиля;

- удовлетворенность - соответствие психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям пациента и преподавателя;

- законность - соблюдение конституционных прав,

законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов;

- доступность - возможность получения пациентом обучения в школе здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и т.д.) [5];

- результативность - достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и в их поведении в результате обучения. Мониторинг оценки результативности проводится по окончании обучения, через 1 мес. (краткосрочный результат), через 6 мес. (среднесрочный), через 1 год и 5 лет (долгосрочный);

- эффективность - отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному

результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.

 
Результаты и обсуждение

За период деятельности профильной школы число лиц, посещающих данную школу, увеличилось в 5 раз - со 105 чел. до 527. Показатель первичной заболеваемости артериальной гипертензией населения района увеличился в 5,8 раза - с 9,6 до 56,4 на 10 тыс. населения.

Отмечается прирост на 88,7% числа лиц, обучающихся в профильной школе. За время работы профильной школы артериальной гипертензии количество пациентов, обученных в школе, кратно увеличилось в 2,8 раза, что подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего развития и оптимизации деятельности института профилактической медицины.

Деятельность "Школы профилактики артериальной гипертензии" характеризуется медико-социальным эффектом, а именно отсутствием листков нетрудоспособности и первичного выхода на инвалидность по поводу артериальной гипертензии; ведением дневника и приобретением средств самоконтроля; регулярным приемом гипотензивных средств. Социальная эффективность определена в ходе проведения социологического опроса пациентов профильной школы, показатель удовлетворенности составил 97,9% (t=2,3; p=95%).

Медицинская эффективность профильной школы подтверждается положительной динамикой следующих показателей: прирост числа лиц с контролируемым артериальным давлением на 14,3±1,54%, со снижением уровня холестерина в крови пациентов в 38,5±2,14% случаев, с уменьшением частоты гипертонических кризов и острых осложнений в виде острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения на 3,3±0,78%.

Кроме значительного медико-социального эффекта отмечается и экономическая эффективность за счет снижения числа вызовов "Скорой медицинской помощи" на 66,7±2,19% и уменьшения числа случаев госпитализации на 55±2,09%. Средняя стоимость лечения в условиях стационара за анализируемый период увеличилась на 56,8±2,18%, а общая сумма средств, необходимая для лечения пациента в стационаре, в соответствии с протоколом ведения пациента возросла на 29,4±1,68 (табл. 1).

Таблица 1. Динамика экономической эффективности деятельности "Школы профилактики артериальной гипертензии" за 3 года
ГодГоспитализация Скорая медицинская помощь
Число случаевСтоимость одного случая леченияОбщая сумма затратЧисло вызововСтоимость 1 вызоваОбщая сумма затрат
 2008209972,28199445,6261154,830024,8
 20091511595,96173939,4121352,016224,0
 2010915636,80140731,291691,615224,4
 Итого4437205,04514116,247-31473,2
 Динамика-55%+56,8%-29,4%-66,7%+46,48%-49,3%

Сокращение числа случаев госпитализации и вызовов "Скорой медицинской помощи" среди пациентов, посещающих профильную школу артериальной гипертензии, позволило определить общую сумму экономии денежных средств в размере 1 576 800,4 тыс. руб.

Экономическая эффективность деятельности "Школы профилактики артериальной гипертензии" оценивалась не только для медицинской организации, но и для пациента за счет сокращения числа дней временной нетрудоспособности и положительного значения показателя упущенной выгоды.

За период деятельности "Школы профилактики артериальной гипертензии" сократилось число дней временной нетрудоспособности в 2,3 раза, а показатель положительной упущенной выгоды, т.е. экономическая выгода для пациента, увеличился на 88,71%. За три года общая сумма экономии денежных средств пациента составила 13180,23 тыс. руб. (табл. 2).

Таблица 2. Динамика показателей положительной упущенной выгоды
ГодЧисло дней временной утраты трудоспособностиСредний дневной заработокСумма упущенной выгоды, тыс. руб.
 200823483,7511126,25
 200911556,849466,28
 20102627,631255,26
 Итого421730,5921873,53
 Динамикав 2,3 раза+29,7%-88,71%
 
Выводы

Таким образом, эффективное развитие и использование школ здоровья решает основную задачу - положительно сказывается на состоянии здоровья населения, сокращении расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Обучение больных показало свою эффективность, и очевидна необходимость продолжения ее внедрения в деятельность учреждений, активного вовлечения пациентов в процесс сохранения своего здоровья.

 
Литература
 
  1. 1. Агапитов А.Е., Пивень Д.В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины // Менеджмент в здравоохранении. - 2010. - №6. - С. 26-33.
  2. 2. Агапитов А.Е. К вопросу об идеологии, содержании и целеполагании первичной медицинской профилактики // Менеджмент в здравоохранении. - 2010. - №2. - С. 24-29.
  3. 3. Галстян А.Ш. Профилактическое обучение пациентов в "Школе профилактики ишемической болезни сердца" // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - №1. - С. 43-44.
  4. 4. Васильева Т.П., Трофимов В.В., Чумакова А.С. и др. Состояние потенциала потребителей профилактических медицинских услуг и его влияние на их качество в системе ОМС // Проблемы управления здравоохранением. - 2010. - №4. - С. 6-9.
  5. 5. Щепин О.П., Коротких Р.В. Профилактика XXI века: анализ концептуальных подходов// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №4. - С. 3-7.