2011 год № 3
Обзоры литературыУДК 617 - 001 - 038 - 036.2
В.М. Королев
Эпидемиологические аспекты сочетанной травмы
ГУЗ "Краевая клиническая больница №2", 680030, ул. Павловича, 1б, e-mail: hospital@email.kht.ru, тел.: 8(4212)-23-79-67, г. Хабаровск
Контактная информация: В.М. Королев, e-mail: hospital@email.kht.ru
Резюме:Автором представлен обзор литературы по эпидемиологическим и клиническим аспектам сочетанной травмы. Отмечается, что большой удельный вес сочетанной травмы в структуре травматизма, высокая смертность среди пострадавших выводят данную проблему в разряд приоритетных.
Ключевые слова:сочетанная травма, эпидемиология, клиника
V.M. Korolev
Epidemiological and clinical aspects of the combined trauma
Regional clinical hospital № 2, Khabarovsk
Summary:The author presents the literature review on epidemiological and clinical aspects of a combined trauma. The author notices that a high incidence of combined trauma in traumatism structure, high death rate among victims have made this an important medical priority.
Key words:combined trauma, epidemiology, clinical manifestations
В начале XXI в. травматизм по-прежнему сохраняет свою актуальность. Проблема травматизма определяется его распространенностью, медико-социальной и экономической значимостью (высокая стоимость медицинской помощи, высокие уровни смертности и инвалидности, значительные прямые и косвенные потери вследствие утраты трудового потенциала общества) [10, 28, 34]. Ежегодно в мире от различных травм погибает около 1,5 млн чел. [18]. По оценкам ВОЗ, в европейском регионе ежегодно происходит около 80 млн несчастных случаев. Тяжесть бремени травматизма в среднем составляет почти 2200 травм в день, или 90 случаев в час. На каждый случай смерти от травм приходится примерно 30 госпитализаций и 300 обращений за получением амбулаторного лечения [36]. В структуре смертности населения экономически развитых и развивающихся стран травматизм занимает 3 и 4 места после сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, болезней органов дыхания и инфекционных заболеваний [28].
В России смертность от травм среди лиц трудоспособного возраста, по годам недожитой жизни, по наносимому обществу суммарному экономическому и медико-социальному ущербу, занимает первое место в общей структуре смертности (52%), опережая сердечнососудистые и опухолевые заболевания [2, 4, 6, 9, 23, 29, 30, 32]. По данным С.П. Ермакова и соавт. (1995), в России ежегодные потери от травм оказались в 2,7 раза больше, чем от болезней системы кровообращения и новообразований, вместе взятых [9]. В России только в автодорожных происшествиях ежегодно травмируется более 300 тыс. чел., из которых более 30 тыс. погибает. При этом число погибших в нашей стране на порядок выше, чем в Японии или Великобритании. По приведенным на коллегии Минздравсоцразвития России данным, ежегодные экономические потери от травм достигают 2,6% от ВВП [18]. Особую социальную значимость проблеме травматизма придает высокая инвалидизация пострадавших - до 25-45% [25, 32]. Инвалидность, вызванная последствиями повреждений, занимает третье место, при этом отмечается ее ежегодный прирост на 10% [33, 38, 39]. Для травматизма также характерны длительные сроки временной нетрудоспособности больных [13]. По причине травм и различной патологии опорно-двигательного аппарата в стране ежегодно не участвуют в трудовой деятельности свыше 6 млн. чел. [36]. В структуре травм особое место занимает сочетанная травма (СТ), которая в настоящее время является одной из трех основных причин смертности населения, причем у людей в возрасте до 40 лет эта причина выходит на первое место [1, 8, 23, 32]. Смертность от СТ в России достигает 59-65 случаев на 100 тыс. населения, а число лет непрожитой жизни вследствие СТ составляет 7,3-12,9 лет [24, 25]. Различные аспекты классификации, диагностики и лечения СТ неоднократно обсуждались на съездах и конференциях травматологов и хирургов СССР и России, начиная с 1957 г. Впервые это понятие было сформулировано на II Всесоюзном съезде травматологов-ортопедов А.В. Капланом в 1975 г. К сочетанным травмам отнесли повреждение какого-либо внутреннего органа и переломы или другие травмы опорно-двигательного аппарата, а также сочетания перелома конечностей с повреждением сосудов и нервов. Согласно решению Межведомственного научного совета по проблемам сочетанных и множественных повреждений (1998), было принято следующее определение СТ: "Одновременное повреждение механическим травмирующим агентом двух и более из семи анатомических областей тела". В зависимости от локализации основного (доминирующего) повреждения клинико-анатомическая классификация СТ выделяет семь клинических групп: I группа - сочетанная черепно-мозговая травма (летальность составляет 32,9%), II - сочетанная травма спинного мозга (53,3%), III - сочетанная травма груди (25,9%), IV - сочетанная травма живота и органов забрюшинного пространства (29,6%), V - сочетанная травма опорнодвигательного аппарата (16,8%), VI - сочетанная травма с двумя и более тяжелыми (доминирующими) повреждениями (69,2%), VII - сочетанная травма без тяжелых повреждений (6%) [32]. В целом госпитальная летальность при СТ в 3, 1 раза выше, чем у больных с изолированной травмой, и колеблется от 25 до 60% [1, 8, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 32]. Летальность при изолированной ЧМТ колеблется в пределах 1-3%, при сочетанной ЧМТ - от 20 до 35%, при тяжелой сочетанной ЧМТ летальность достигает 80% [3, 12, 14, 15, 24, 40, 42, 43]. При очень тяжелых сочетанных травмах опорно-двигательного аппарата, груди, живота с повреждением паренхиматозных органов (сердце, легкие, печень, селезенка), особенно с последующим массивным кровотечением, с черепно-мозговыми повреждениями, летальность достигает 90-100% [16, 17, 41]. В травматологических стационарах СТ, составляя всего 8-14% от числа больных, дают более 60% летальных исходов от травм [25, 32]. В структуре погибших 72,6% составляют лица моложе 60 лет, и 27,4% составляют лица старше 60 лет [32]. Структура досуточной летальности при множественных и сочетанных травмах характеризуется следующими данными: до 1 ч от момента наступления травмы погибает 15,09%, до 3 ч - 22,64%, до 6 ч - 13,2%, к концу первых суток - 49,05% [26]. Причинами ранней летальности при СТ являются, главным образом, острая кровопотеря и шок вследствие повреждения паренхиматозных органов брюшной полости, почек, сосудов грудной стенки, переломов со смещением переднего и заднего полуколец таза. В сроки от 1 до 3 сут чаще наступает "мозговая смерть" от отека и дислокации головного мозга у пострадавших с доминирующей черепно-мозговой травмой. В сроки до 4 сут после травмы и более к летальному исходу приводят инфекционные осложнения (пневмония, гнойная интоксикация, сепсис) [32]. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является превалирующей при сочетанной травме [13, 21, 32] и составляет 7090% от всех сочетанных повреждений [13, 32]. Исследования В.В. Щедренок и соавт. показали, что распространенность сочетанной черепно-мозговой травмы (СЧМТ) зависит от плотности проживающего населения. Так, в Санкт-Петербурге (4 600 тыс. жителей) распространенность СЧМТ составила 1,2, в Сыктывкаре (244,2 тыс. жителей) - 1,4, в Калуге - 0,5 случаев на 1000 населения; "госпитализированная заболеваемость" соответственно 1,1; 1,2 и 0,4 на 1000 населения; смертность - 3,4; 2,7 и 2,1 на 10 000 населения. Существенная разница в распространенности поражения, по мнению авторов, обусловлена различиями уклада и ритма жизни, а также разным числом транспортных средств [21]. По данным А.А. Пушкова, при сочетанном поражении на первом месте по доминирующей травме стоит повреждение черепа и головного мозга - 72,2%, далее следуют повреждения скелета: нижних конечностей - 67,8%, верхних конечностей - 32,1%; таза - 26,6%; живота - 43,9%; грудной клетки - 39,4% [26]. В возрастно-половой структуре пораженных с СТ мужчины составляют 69-74%, женщины - 26-31%, во всех случаях преобладают лица в трудоспособном возрасте (от 25 до 54 лет) [24, 26, 31, 32]. Большинство авторов в структуре причин СТ на первое место ставят дорожно-транспортные происшествия (ДТП) [24]. По данным В.В. Агаджаняна и соавт., наибольшее число летальных исходов также связано с автотранспортом (50%), бытовым (22%) и производственным (12%) травматизмом [25]. Близкие данные приводит Б.Э. Мункожаргалов. Основными причинами СТ, по мнению автора, являются дорожно-транспортные происшествия - 46,4%, бытовая травма - 25,2% и кататравма - 15,7% [19]. В структуре пострадавших в ДТП участниками дорожного движения были 62,6%, пассажирами - 19,9%, водителями - 17,5%. Мужчин было 68,5%, женщин - 31,5% [20]. В структуре различных видов ДТП внутриавтомобильные травмы составляют 63,6% (столкновение - 32,3%, наезд на препятствие - 19,2%, опрокидывание - 12,1%), наезды на пешеходов - 32,7%, прочие - 3,7% [32]. В течение одного часа с момента наступления травмы в стационар поступило только 22% пораженных, через 23 ч - 23%, через 4-6 ч - 18%, через 6-12 ч - 15%, через 12-24 ч - 15%, остальные 7% пострадавших поступили в срок от 2 до 3 сут [26]. Исследования, проведенные в Московской области, показали, что большинство пострадавших в ДТП были доставлены в больницы в течение первых двух часов. В течение первого "золотого" часа в стационары поступили от 43 до 63% пострадавших; в интервале от 1 до 2 ч в стационары поступили еще 23-37% пораженных [37]. По данным М.В. Гринева, в течение первого "золотого" часа в стационары доставляется лишь 56,6% больных [7]. Особое значение в эпидемиологическом анализе придается показателю частоты госпитализации пострадавших с СТ, так как он позволяет оценить общее число госпитализированных в территории (регионе), эффективность использования коечного фонда, рассчитать потребность населения в этом виде помощи. Исследованиями А.В. Бондаренко установлено, что в условиях крупного города с численностью населения свыше 500 тыс. чел. уровень госпитализации пораженных с СТ составляет 1 случай на 1000 населения [5]. Показатели инвалидности у больных с последствиями СТ достаточно высоки и составляют 8,6-43,4% [11, 25, 35]. В Хабаровском крае интерес к сочетанной травме возник в связи с реализацией на его территории с 2010 г. Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения и, как следствие, развертыванием мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий дорожно-транспортного травматизма, в первую очередь на участке федеральной трассы М 60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток, имеющий протяженность по территории Хабаровского края в пределах 240 км. Ранее проведенные исследования в Хабаровском крае показали, что дорожно-транспортный травматизм характеризуется тяжелыми травмами: 98,4% погибших и 57,2% лечившихся имели множественную и сочетанную травму. Основными причинами смерти являлись черепно-мозговые травмы и травмы груди. Не совместимые с жизнью травмы имели 67,2% от всех погибших [22]. Автор отмечает, что темпы роста показателей ДТП в Хабаровском крае значительно превышают таковые показатели в Российской Федерации. Так, если в 1997 г. в крае число погибших на 100 тыс. населения составляло 13,8 случая, то уже в 2003 г. - 26,9 случая. Отмечается выраженная прямая связь между количеством автомобилей на 1000 населения и показателем погибших и раненых на 100 тыс. населения. При этом темпы роста числа погибших и раненых опережают темпы прироста количества автомобилей [22]. Реализация стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, неизбежно затронет развитие транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, привлечет в регион дополнительные трудовые ресурсы, увеличит интенсивность грузо- и пассажироперевозок, что может увеличить риск развития травматизма, в том числе дорожно-транспортного травматизма. В этих условиях повышается значимость научных исследований по изучению эпидемиологии, клиники и организации медицинской помощи пострадавшим с травмой. Результатом научных исследований должно стать научное обоснование мероприятий по совершенствованию доступности и качества медицинской помощи пострадавшим с различными проявлениями травмы на муниципальном и региональном уровнях - от ЦРБ до краевого специализированного учреждения.
Таким образом, сохранение высокого уровня травматизма, в том числе большой удельный вес сочетанной травмы, высокая летальность и инвалидизация пострадавших, выводят данную проблему в разряд приоритетных. В этой связи необходимо дальнейшее углубленное изучение распространенности сочетанной травмы, ее связей с региональными особенностями состояния медицинской, в том числе со специализированной травматологической помощью населению
|
||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |