2013 год № 4
Фармакология и фармацияУДК 614.27: 615.214
К.В. Крот, С.Ю. Мешалкина, Е.В. Слободенюк
Фармакоэкономический анализ регионального фармацевтического рынка психотропных лекарственных препаратов
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация:
К.В. Крот, e-mail: ksuvetrova@mail.ru
Резюме:
В статье приведены результаты фармакоэкономического исследования регионального рынка психотропных лекарственных средств (ПЛП) в разрезе фармакотерапевтических групп и отдельных ассортиментных позиций в Хабаровском крае за 2005-2011 гг. на примере оптовой фармацевтической организации ЗАО "РОСТА". Для проведения исследования выбран совмещенный АВС/XYZ-анализ: сначала выделены наиболее и наименее "доходные" ассортиментные позиции ПЛП (т. е. проведен АВС-анализ), затем для них рассчитаны коэффициенты вариации (XYZ-анализ), далее совмещены полученные данные и определены позиции-лидеры (АX) и аутсайдеры (CZ). Результаты проведенного фармакоэкономического исследования позволили разработать рекомендации по управлению ассортиментом ПЛП на региональном фармацевтическом рынке.
Ключевые слова:региональный фармацевтический рынок, психотропные препараты, фармакоэкономический анализ, ассортиментные позиции-лидеры, аутсайдеры
K.V. Кrot, S.U. Meshalkina, E.V. Slobodenjuk
Pharmacoeconomic analysis of the regional pharmaceutical market of psychotropic drugs
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The article presents the results of pharmacoeconomic studies of the regional pharmaceutical market of psychotropic drugs (PD) according to pharmacotherapeutic groups and separate assortment positions in the Khabarovsk territory on the basis of the wholesale pharmaceutical organization ROSTA in 2005-2011. We chose combined АВС/XYZ-analysis for the research: first of all the most and the least "profitable" assortment positions of PD are defined (АВС-analysis), then their variation factors are calculated (XYZ-analysis) and finally the obtained data are combined and the positions-leaders (АX) and outsiders (CZ) are dtected. These results allow working out the recommendations for the assortment management of PD in the regional pharmaceutical market.
Key words:regional pharmaceutical market, psychotropic drugs, pharmacoeconomic analysis, assortment positions- leaders, outsiders
Сегодня на региональном рынке Хабаровского края представлен широкий спектр эффективных психотропных лекарственных препаратов (ПЛП) [4]. В условиях финансовых ограничений системы здравоохранения, постоянного удорожания психиатрической помощи, а также учитывая ассортиментную вариабельность и значительную нестабильность в реализации данной группы ЛП, проведение фармакоэкономических исследований рынка ПЛП приобретают особую актуальность [2, 3].
Фармакоэкономический анализ - это методология сравнительной оценки качества двух и более методов медикаментозного лечения на основе комплексного взаимосвязанного учета результатов лечения и затрат на его реализацию. Одним из видов фармацевтического анализа являет совмещенный АВС/XYZ-анализ: первоначальное разделение всех ассортиментных позиций по степени "прибыльности" (т. е. проведение АВС-анализа, основанного на правиле Парето), затем расчет коэффициентов вариации (XYZ-анализ), далее совмещение полученных данных [1]. Объектом исследования служили учетно-отчетные данные по коммерческим продажам оптовой фармацевтической организации ЗАО "РОСТА" за период 2005-2011 гг.
Проведенный АВС-анализ (табл. 1) показал, что наблюдалось значительное расширение представительства ассортиментных позиций психотропных препаратов в общей структуре розничной реализации с 285 позиций в 2005 годудо 711 позиций в 2008 году, а за период 2009-2011 гг. отмечалось сокращение ассортиментного представительства до 440 позиций. Увеличение ассортиментного представительства психотропных препаратов в группе А - группе наиболее "доходных" препаратов - в общем за период 2005-2011 гг. (с 45 позиций в 2005 г. до 70 позиций в 2011 г. и резким спадом в 2009 г. до 50 позиций). Такая "пикообразная" динамика ассортимента ПЛП объясняется расширением сегмента фармацевтического рынка атипичных нейролептиков и ноотропных препаратов в 2005-2008 гг. и изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей обращение препаратов исследуемой группы в сфере льготного отпуска в 2007 г.
Далее результаты АВС-анализа были исследованы в разрезе трех фармакотерапевтических групп ПЛП: нейролептиков; анксиолитиков, седативных и снотворных; ноотропных ЛП (табл. 2). Так, в 2005 и 2008 гг. наибольшее представительство в группе А имели анксиолитики, снотворные и седативные препараты - 20 ассортиментных позиций, в 2011 г. - ноотропные ПЛП - 21 ассортиментная позиция.
На следующем этапе исследования нами были выделены ассортиментные позиции-лидеры группы А в 2005, 2008, 2011 гг. (табл. 3).
Таким образом, за исследуемый период большую часть розничной реализации психотропных ЛП ЗАО "РОСТА" составили ноотропные препараты, не состоящие на предметно-количественном учете и имеющие большую рецептурную доступность для населения. Проведенный структурный анализ позиций-лидеров группы А по годам выявил их ассортиментную нестабильность, что связано с включением ряда препаратов в перечень лекарственных препаратов для льготного отпуска в 2007 г. Так противоэпилептический препарат Депакин хроно (один из лидеров реализации в 2005, 2008 г.) был внесен в краевую программу "Психические расстройства" (в т. ч. "Шизофрения и эпилепсия"). Наиболее стабильными лидерами розничных продаж оказались препараты Кортексин, Ново-Пассит, Бетасерк. На следующем этапе исследования был проведен XYZ-анализ ассортиментных позиций препаратов исследуемых групп. Коэффициент вариации рассчитывали по формуле: ![]() где хi - значение реализации за i-й период, х - среднее значение реализации за 7 лет (с 2005-2011 гг.), n - число лет (n=7). Анализ полученных значений коэффициентов вариации ( Кв) для наиболее "доходных" групп ПЛП показал значительную нестабильность показателей реализации препаратов исследуемых групп за 2005-2011 г. (табл. 4). Значения коэффициентов всех трех фармакотерапевтических групп близки к 50, что позволяет отнести их к категории Z (препараты с нестабильными показателями реализации).
На следующем этапе был проведен XYZ-анализ отдельных ассортиментных позиций трех исследуемых фармакотерапевтических групп за 2005-2011 гг. Рассчитанные значения Кв для наиболее и наименее "доходных" ассортиментных позиций группы "А" и группы "С" за исследуемый период представлены в таблицах 5, 6.
Таким образом, проведенный сочетанный АВС/XYZ-анализ позволил выявить безусловных лидеров и аутсайдеров в реализации психотропных препаратов на региональном фармацевтическом рынке. Группу "доходных" ассортиментных позиций со средними возможностями прогнозирования продаж (группу АУ) составили: Цераксон р-р д/пр. внут. 100 мг/мл фл. 30 мл; Валокордин капли 20 мл; Ново-Пассит раствор в/п 100 мл фл. × 1; Пантогам таб. 250 мг × 50. В группу аутсайдеров с непредсказуемыми объемами реализации (группу СZ) вошли: Флюанксол таб. п/о 0,5 мг × 50; Сибазон таб. 0,005 г × 10; Трифтазин таб. п/о 0,005 г × 100; Седалит таб. п/о 300 мг × 50; Релаксон таб. п/о. 0,0075 г × 5; Просульпин таб. 50 мг х 30 (блист.); Трифтазин 0,2 % амп.1 мл × 10.
Результаты проведенных фармакоэкономических исследований позволили получить объективную картину потребления ПЛП, распределенных на отдельные группы, а также разработать рекомендации по управлению закупок ПЛП фармацевтическими организациями на региональном уровне, в том числе: - исключить из ассортимента позиции группы СZ с переходом на индивидуальный заказ конкретных наименее "доходных" позиций для специализированных аптек и отдельных пациентов, либо с заменой одной ассортиментной позиции на аналогичную, но более "доходную" и "предсказуемую" (например, Сибазон таб. 0,005 г × 10 из группы СZ с Кв 172,50 на Сибазон таб. 0,005 г × 20 из группы BY c Кв 40,86; Просульпин (сульпирид) таб. 50 мг × 30 (блист.) из группы СZ с Кв 109,74 на Эглонил (сульпирид) капс. 50 мг × 30 из группы BZ с меньшим Кв 55,22; создать страховой запас для ассортиментных позиций группы ВZ; не допускать перебоев в поставке выделенных ассортиментных позиций групп АX, АУ, которые должны составлять ядро ассортимента и способствовать наиболее полному удовлетворению покупательского спроса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |