Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2014 год № 1

Общественное здоровье


УДК 614.2:338
Т.В. Заболотских, С.С. Целуйко
Развитие инновационной деятельности в Амурской государственной медицинской академии как условие качественного образовательного процесса
Контактная информация: Т.В. Заболотских, e-mail: amursma@list.ru
Резюме:
Инновационная деятельность в медицинских вузах - это не только возможность привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.
Ключевые слова:
профессиональное образование, здравоохранение, инновационное предпринимательство, образовательные программы, качество образования

T.V. Zabolotskikh, S.S. Tseluyko
Development of innovative activity in the Amur state medical academy as the condition of high-quality educational process
Summary:
Innovation inmedical school - is not onlyan opportunity to attractadditional budgetaryand extra-budgetaryfunds, but alsothe most important independenttask ofthe high school,as well asa necessary component ofqualityof the educational process.
Key words:
professional education, health care, innovative entrepreneurship, education, quality of education
Введение

Под инновационной деятельностью в медицине понимаются оригинальные технологии применения диагностического прибора или лекарственного препарата, метода с доказанным уровнем конкурентоспособности по отношению к существующим. Сегодня это, прежде всего, новые молекулы, новые методы доставки, биотехнологии, новые принципы диагностики и лечения. Инновации в медицине помогают достичь необходимых результатов и помочь порой в безнадёжных ситуациях. Несовершенство законодательных инициатив на современном этапе экономического развития, формирующих региональные фонды поддержки инновационной деятельности, является основной проблемой развития инновационной деятельности в вузе [1].

Важная роль в эффективном введении интеллектуальной собственности в инновационный оборот должна принадлежать государству. Оно выступает как законодатель, устанавливающий правовые основы функционирования инновационной сферы, как один из главных инвесторов, который вкладывает средства в инновационные разработки, как основной потребитель новой научно-технической продукции, как важный субъект научно-технической деятельности, но без жесткого административного давления [3].

 
Обсуждение

Коммерческая реализация и введение интеллектуальной собственности в инновационный оборот зачастую невозможны из-за отсутствия должного финансирования. Известно, что вовлечение инноваций в области медицины в хозяйственный оборот возможно только после получения разрешения Комитета по новой технике Минздрава России. Для этого требуется не только подать заявку на патент, заплатив пошлины, но и вложить немало средств на проведение доклинических, клинических испытаний, оформление научно-технической документации, изготовление опытных образцов, рекламы для поиска заказчиков, проведение научно-технического маркетинга. Все это не позволяет в полном объеме запустить механизм самофинансирования инновационных научных разработок. Кроме того, необходима целенаправленная законодательная политика в области налогового стимулирования изобретательства, принятие закона "О служебных изобретениях".

Решение проблемы финансирования инновационных исследований мы видим, прежде всего, в сметных назначениях вузу через федеральный бюджет не менее 40 % от потребности. Дополнительным источником финансирования должен быть местный бюджет региона, в котором не менее 15 % гарантировано для проведения социально значимых научных инновационных исследований, средства отечественных и иностранных инвесторов (10 %), а также создание собственного научно-инновационного фонда с обеспечением 35 % самофинансирования.

В целях развития вузовской науки и закрепления научных кадров необходимо создать в вузе предпочтительные социально-экономические условия работы по сравнению с практическим здравоохранением.

Для Амурской государственной медицинской академии (АГМА) последнее является весьма актуальным в связи с новой стратегией социально- экономического развития Дальнего Востока. Считаем необходимым дальнейшее усиление на базе научного отдела академии научно-образовательного медицинского инновационного центра по вовлечению в коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности академии [2].

Формирование глобального инновационного общества предъявляет качественно новые требования к образованию как базовому институту, ответственному за производство знаний. Образование и наука легли в основу приоритетов Минздрава России, заявленных министром здравоохранения В.И. Скворцовой наряду с профилактикой заболеваний, кадровой политикой и биомедициной.

Таким образом, инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.

Решение обозначенных задач без значительного наращивания фундаментальных и прикладных исследовательских компетенций в вузе не представляется возможным. Вуз должен в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие ему позицию ведущих площадок аутсорсинга исследовательских работ для практической медицины, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства, источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для здравоохранения и органов государственного управления.

Основой для наращивания таких прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией медицинских наук и другими государственными академиями.

Достижение цели будет обеспечиваться более совершенной системой обмена опытом, стимулированием сетевого взаимодействия вузов, взаимодействие вуза с бизнесом, обучением вузовских управленческих команд практике организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности.

В связи с этим, возрастает роль участия студентов в инновационных прикладных исследованиях, которые дают возможность освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий; "увидеть" свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний; получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно в лечебном учреждении); уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования; более осмыслено, целенаправленно и мотивированно работать с информацией.

В основе инновационных программ развития АГМА и их коррекции лежит внешняя (в том числе международная) экспертиза научно- исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.

Таким образом, организация инновационных научных исследований и система управления должны быть обеспечены:

1) созданием инновационной инфраструктуры, усилением блоков, отвечающих за исследования и разработки, защитой интеллектуальной собственности;

2) внешней (в том числе международной) экспертизой научно- исследовательской работы и образовательных программ.

В настоящее время в АГМА создана инновационная структура - Научно-образовательный инновационный медицинский центр (НОИМЦ). Подготовлен план стратегического научного направления работы и положение.

В состав НОИМЦ входят электронно-микроскопическая и биохимическая лаборатории; центр коллективного пользования новейшим оборудованием, экспериментально-биологический центр (виварий), лаборатория биомедицинских и клинических исследований, молодежный инновационный центр.

В развитии направления кадровой политики в академии необходимо признать, что те преподаватели, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые инновационные исследования, даже если им платить большую зарплату. В основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих ученых, подлинную конкурсность при замещении вакантных должностей, стимулирование конкретных исследовательских результатов. Это следует делать как в рамках отдельных контрактов с кафедрой на проведение исследовательских работ, так и в рамках введения новых систем оплаты труда профессорско-преподавательского состава, предполагающих более значительную дифференциацию заработной платы.

Для омоложения и обновления кадров предусмотрена специальная программа поддержки научной активности студентов, молодых исследователей и преподавателей. Особая роль отведена обновлению практики научного руководства, координации научных работ студентов. В программах развития АГМА усилен акцент на инновационный компонент в системе "вуз-лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ)" по сравнению с кадровым обеспечением этих учреждений. Связи с ЛПУ могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством таких механизмов, как создание базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий в ЛПУ, организация мест практики и привлечение ведущих специалистов АГМА к ведению спецкурсов и стажировок на производстве для вузовских преподавателей, совместная разработка образовательных программ, как для студентов, так и для работников ЛПУ. В структуре молодежного инновационного центра созданы группы, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, являющиеся ресурсными центрами для ЛПУ, осуществляющие консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность и пр. Совместно с академическими институтами и промышленными компаниями АГМА развивает исследовательскую инфраструктуру, в том числе центры коллективного пользования, базы знаний и образовательных ресурсов, малые инновационные предприятия. В некоторой степени перспективы сотрудничества Амурской ГМА и бизнеса открывает механизм фондов целевого капитала (космические технологии и телекоммуникации; биофармакологические кластеры, медицинские технологии, доклинические и клинические испытания лекарственных субстанций).

Основным ориентиром в направлении модернизации образовательного процесса должна стать реальная интеграция образования, исследований, разработок и внедрений. Для этого потребуется индивидуализация учебных программ для отдельного студента или групп студентов, усиление проектных форм обучения, внедрение новых форм практики. В АГМА более активно привлекают к преподаванию и руководству исследовательской работой студентов как представителей академической науки, так и педагогических работников. Образовательные программы, построенные на новых образовательных стандартах, нацелены на формирование базовых исследовательских компетенций, на формирование предпринимательского видения медицинских технологий.

Следует сказать о деятельности вуза по партнерству с системой общего образования как на уровне учреждений, так и на уровне образовательных программ. Здесь предстоит наладить связи по обеспечению "сквозных" исследовательских компетенций, которыми должны овладеть студенты вне зависимости от уровня получаемого образования. Заслуживает внимание работа академии по организации профильного дистанционного обучения школьников, в том числе с учетом использования практики организации сезонных школ, "малых медицинских академий", олимпиад и научно-практических конференций учащихся. Это позволит не только обеспечить необходимую профессиональную ориентацию будущих студентов, но и будет способствовать становлению исследовательских компетенций, интереса к исследовательской работе и передовой науке ещё со школьной скамьи. Большое внимание уделяется обмену студентами между Амурской ГМА и японскими вузами - медицинским университетом г. Осака и медицинской школой университета г. Ниигата, китайскими медицинскими университетами г. Харбина и Цицикара.

К индикаторам развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в АГМА, характеризующим как развитие исследовательской компоненты, так и форм образовательной деятельности, в рамках действия настоящей инновационной деятельности можно отнести следующие.

  1. Увеличение объема заказов АГМА (включая малые инновационные предприятия вуза) на научно-исследовательские инновационные проекты для практического здравоохранения.
  2. Удвоение объема высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми инновационными предприятиями вуза.
  3. Индекс цитируемости профессорско-преподавательского состава ведущих ученых АГМА должен вырасти не менее чем в 1,5 раза.
  4. Увеличение количества договоров с зарубежными партнёрами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований.
  5. Проведение практики студентов в ЛПУ, обладающих или формирующих современную технологическую среду, или в научных организациях.
  6. Участие не менее 35 % профессорско-преподавательского состава в выполнении заказных НИР или включение в состав ведущих специалистов Минздрава Амурской области или России.
  7. Наличие и функционирование попечительского совета, 2/3 состава которого представители работодателей, местных и региональных администраций, не являющиеся работниками академии. У этого совета есть ясные полномочия по влиянию на кадровую политику, финансовые вопросы, содержание образования, инвестиционную политику АГМА.
  8. Участие в подготовке профессиональных стандартов работодателей и организация аттестации работников по этим стандартам.

Кроме этого, планируется реализовать следующие задачи:

1) провести реформу оплаты труда профессорско-преподавательского состава, позволяющую гармонично сочетать и учитывать исследовательскую и преподавательскую деятельность, что будет стимулировать преподавателя к участию в различных направлениях работы;

2) при преподавании большинства дисциплин в АГМА использовать модульные и имитационные технологии обучения, распространить практику работы междисциплинарных проектных исследовательских групп студентов;

3) обеспечить возможность стажировок не менее 15-20 % студентов, занимающихся научной деятельностью. Активизировать деятельность Совета молодых ученых Амурской ГМА;

4) наладить регулярное публичное информирование общественности об инновационной деятельности академии через открытые доступные информационные источники и сайт академии с последующей общественно-профессиональной оценкой качества образования.

 
Литература
 
  1. 1. Федеральный закон о науке и государственной научно-технической пoлитикe.(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 153964/),© КонсультантПлюс. - 1992-2013.
  2. 2. Заболотских Т.В., Целуйко С.С. Инновации - путь к качеству знаний // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 8 (60). - С. 72-73. - Режим доступа (http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=l 124300).
  3. 3. Садовой М.А., Кан В.В., Казаков Р.А., Латуха О.А., Мамонова Е.В. Современные аспекты инновационной деятельности в здравоохранении // Медицина и образование в Сибири. - 2013. - № 4. - С. 71. - Режим доступа (http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php).