2014 год № 2
Обзоры литературыУДК 616.8-008.64-053.6(048.8)
Е.В. Солодкая, И.П. Логинов
К проблеме депрессивных расстройств у подростков
Контактная информация:
Е.В. Солодкая, e-mail: solodkaya@nm.ru
Резюме:
Обзор литературы посвящен важной проблеме современности - расстройствам депрессивного спектра у подростков. Показано, что проблема депрессивных расстройств подросткового периода сохраняет свою актуальность в настоящее время. Отмечается, что подростковые депрессии являются нозологически неспецифичными и одними из наиболее частых проявлений психической патологии у подростков. Прослеживается тенденция к возрастанию числа стёртых, атипичных и маскированных форм депрессий, вызывающих трудности диагностики и проведения адекватной терапии. Аффективные расстройства могут выступать изолированно или в сочетании с другими психопатологическими проявлениями. В формировании этих состояний участвуют разные механизмы, а их прогноз в большей степени зависит от того в рамках какой нозологии они реализуются, от психологических и личностных составляющих. В имеющихся литературных источниках нет четкого клинического описания симптомов данного расстройства, поскольку аффективная патология представляет собой гетерогенную группу расстройств. Это вносит определённые трудности в понимание процесса и структуры развития заболевания.
Ключевые слова:депрессивные расстройства, суицидальное поведение, суицид, депрессия
E.V. Solodkaya, I.P. Loginov
Depressive disorders in adolescents
Summary:
This review of the literature covers the important issue of our time. These are depressive disorders in adolescents. This article shows that the problem of depressive disorders in adolescents is very important today. Moreover, depressive disorders are not specific and they may be one of the most common clinical manifestations of psychopathology in adolescents. There is a tendency toward increasing the number of vague, atypical and masked forms of depression, causing difficulties in diagnostics and adequate treatment. Affective disorders may act alone or in combination with other psychopathology manifestations. Different mechanisms are involved in the formation of these states, and the prognosis depends on the kind of nosology in which they are realized, from psychological and personality components. There are no clear clinical descriptions of symptoms of this disorder, in the available literature sources, because affective pathology is a heterogeneous group of disorders. This problem introduces some difficulties in understanding the process and structure development of pathology.
Key words:depressive disorders, suicidal behaviour, suicide, depression
Актуальность проблемы депрессивных расстройств, манифестирующих в подростковом возрасте, определяется, прежде всего, широкой распространенностью этих расстройств, трудностью распознавания данной патологии на ранних стадиях заболевания и высоким суицидальным риском [2, 3, 6, 14, 18, 19, 44].
Пики суицидальной активности приходятся на возраст от 15 до 22 лет (так называемый "пик молодости") и на возраст старше 45 лет ("пик инволюции"), причем в молодом возрасте преобладают суицидальные попытки, а в инволюционном - самоубийства [8, 27, 38]. Хотя на сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов, однако с учетом соматического, психологического и социального созревания можно согласиться с оптимальным предложением экспертов ВОЗ считать возраст подростков от 10 до 20 лет, как это принято сейчас в большинстве стран мира [17, 43]. Этот возраст является чрезвычайно важным для дальнейшего развития человека, поскольку в этот период завершается психическое, телесное и половое становление, вырабатываются и закрепляются особенности поведения; недаром его называют критическим. От того, как пройдет развитие в подростковом возрасте, зависит и здоровье, и качество последующей жизни личности. В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения, приводящие к перманентным конфликтам. А если индивид пребывает в состоянии перманентного конфликта - конфликта между актуализированными потребностями и невозможностью их удовлетворения, то наиболее вероятными формами психического реагирования на фрустрирующую ситуацию будут депрессивные реакции. У подростков в качестве перманентно-фрустрирующей ситуации выступают с одной стороны - многие притязания на чувство взрослости, а с другой - неизменная социальная ситуация, он по-прежнему остается учащимся. Данный хронический конфликт может стать причиной психических заболеваний, в том числе, очень часто может провоцировать психические расстройства, относящиеся к категории аффективных расстройств настроения [5, 18]. Согласно M.B. Keller с совт., средний возраст больных к началу депрессии - 14 лет [31]. По мнению W.M. Reynolds и H.F Johnston 10-20 % подростков могут испытывать серьёзные депрессивные расстройства, однако нередко они остаются нераспознанными [41]. Распространённость подобного рода нарушений на протяжении прожитой жизни составляет 20,4 %, а на момент осмотра депрессия была выявлена лишь у 2,9 % подростков [36]. Приведенные цифры свидетельствуют о возрастании частоты депрессивных, в частности непсихотических, расстройств у подростков в последние десятилетия [11, 19, 22]. Однако, некоторым авторами высказываются серьёзные сомнения относительно возможности развития депрессии в подростковом возрасте. Их убеждения основаны на том, что все обычные подростки испытывают резкие перепады настроения и самочувствия, но это - не признаки психопатологии: выраженные перепады настроения, социальная отстранённость, когнитивные искажения и конфликты с ровесниками и семьёй отнюдь не обязательны и типичны для подростков, а скорее указывают на психическое нездоровье [32, 43, 45]. В 1976 году была опубликована эпидемиологическая работа М. Rutter с коллегами, исследовавших 2303 детей в препубертатном возрасте (10-11 лет) и несколькими годами позже тех же подростков после 13 лет. Авторы выявили, что у 13 % из них обнаруживалось подавленное настроение, а 9 % были "озабочены депрессивными темами". В последующем, в 14-15 лет, уже 40 % признались в депрессивных переживаниях, 20 % выразили идеи самоуничижения, а 7-8 % - суицидальные чувства. С возрастом (от детского к подростковому) склонность к развитию депрессии увеличивается [49]. Подобные тенденции - увеличение числа депрессивных состояний с возрастом и резкий скачёк показателей распространённости депрессивных расстройств после периода полового созревания- отмечаются и многими другими исследователями [30, 36, 41, 42]. С возрастом также изменяется и тендерная пропорция. Считается, что до периода полового созревания соотношение страдающих депрессией мальчиков и девочек одинаково, а в подростковом возрасте начинают преобладать девочки [36]. Двукратное преобладание мальчиков среди госпитализированных депрессивных пациентов детского и препубертатного возраста отмечено в недавно опубликованной работе Т.И. Ивановой [6]. Тем не менее, согласно эпидемиологическим исследованиям начала 80-х годов среди депрессивных больных не препубертатного, а юношеского возраста отмечался перевес в сторону лиц мужского пола, особенно в случаях маскированных непсихотических депрессий [22, 24]. Таким образом, можно видеть, что заболеваемость депрессиями увеличивается с возрастом - от детского к юношескому, но единой точки зрения на гендерное соотношение в разных возрастных группах до настоящего времени не сформировано. Депрессивные расстройства подросткового возраста представляют одну из сложнейших медицинских проблем также ввиду тяжёлых социальных последствий, к числу которых относятся самоубийства, насилие, наркомания и поведенческие девиации [7, 8, 45]. В первую очередь, депрессивные состояния в подростковом возрасте сопряжены с суицидальным поведением [12, 35]. В отечественной литературе, посвященной суицидальному поведению, приоритет уделяется преимущественно суицидальным действиям (попыткам и завершенным самоубийствам). Когда речь идет о так называемых внутренних формах суицидального поведения, то здесь нет четкого понимания и разделения этих форм. Используются термины - суицидальные мысли, суицидальные идеи, тенденции и т.д. без их четкого определения и клинического описания [3, 5, 9]. Суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. При рассмотрении стадий формирования суицидального поведения условно можно выделить следующие: антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, замыслы, намерения и реализация последних в виде попыток [6]. Примерное соотношение суицидальных мыслей, попыток и завершённых суицидов составляет 100:10:1 [4]. Как правило, большинство суицидальных действий направлено не на самоуничтожение, а на восстановление социальных связей с окружающими [9]; иногда суицидальное поведение определяется стремлением к временному "выключению" из ситуации [14]. В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, выделяют две фазы: предиспозиционную и суицидальную, а решающее значение для перехода предиспозиционной фазы дезадаптации в суицидальную имеет конфликт. "Острый суицид" проявляется в редких случаях среди взрослых, но наблюдается у подростков "по типу подражания" в случае самоубийства их кумира и др. Термин "суицидальное поведение" "объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения". Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, "когда суицидальные проявления отличаются многообразием". Авторы указывают на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. По их мнению, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Суицидальные действия у подростков часто носят "несерьезный", демонстративный характер, могут приобретать черты "суицидального шантажа". К числу наиболее частых причин суицидов относятся: семейные, сексуальные, школьные проблемы [16, 19, 22, 32]. Наиболее трагичным последствием депрессивного расстройства является суицид. По данным ВОЗ, суициды среди лиц в возрасте 15-20 лет за последние 15 лет возросли в 2 раза и среди причин смертности во многих экономически развитых странах занимают 2-3-е место. Ежегодно в мире лишают себя жизни свыше полумиллиона молодых людей, то есть более 1000 человек в день [29, 39, 45]. В России за последнее десятилетие частота суицидов среди подростков выросла в 3 раза и ожидается, что в последующие 10 лет число самоубийств в этой возрастной группе будет расти быстрее всего [14, 29]. В аспекте внутриличностного конфликта подростка, суицидальное поведение может быть рассмотрено как способ мести, как результат актуализации враждебности, направленной на себя. При нарушении взаимоотношений между людьми возникает невротический конфликт и возникает тревога в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях [25, 34]. Как правило, большинство суицидальных действий направлено не на самоуничтожение, а на восстановление социальных связей с окружающими [35], иногда суицидальное поведение определяется стремлением к временному "выключению" из ситуации [11]. Согласно результатам отечественных авторов [4, 13, 26, 31] и исследователей Европы и США [38, 43], подростки, совершающие суицидальные попытки наиболее часто прибегают к отравлению медикаментозными препаратами - более 60% (характерно больше для лиц женского пола) и к самопорезам - более 30% (характерно в большей степени для лиц мужского пола). Реже отмечается такой способ, как повешение - более 2 %. В учебно-трудовой сфере установлено преобладание лиц, дезадаптированных в данном процессе. Сезонное распределение частоты покушений на самоубийство показало, что наибольшее число попыток приходится на весну и осень. Большинство подростков совершают суицидальные попытки во второй половине дня и в вечернее время. Проблема самоубийств среди молодежи чрезвычайно актуальна во многих странах, т. к. суицид является третьей по значимости причиной смерти среди молодых людей (ВОЗ, 2001). D. Wasserman с коллегами изучала показатели самоубийств в группе подростков в возрасте 15-19 лет в разных странах мира с использованием сведений, взятых из базы данных о смертности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 90 изученных странах самоубийство занимало четвёртое место в перечне причин смерти среди подростков мужского пола и третье - среди женского. В 13 странах показатели самоубийств в 1,5 раза и более превышали средний, среди них Шри-Ланка с самым высоким показателем, далее - Литва, Россия и Казахстан [45]. Особое внимание также стоит уделить проблеме профилактике суицидального поведения среди подростков, поскольку "суицидальная молодежь редко хочет умереть; она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми". Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов, дефицит общения был важным фактором в их желании покончить с собой. Становится очевидным, что улучшение взаимоотношений в семье, может снизить частоту самоубийств. Кроме того, существуют такие виды суицида как индуцированный и групповой, "иммитационное поведение играет определенную роль в провокации самоубийств, особенно среди подростков" [12]. В последние годы появились данные о том, что состояния депрессии и тревоги сопровождаются значительными изменениями восприятия и переработки поступающей информации. Одним из проявлений этих изменений является специфическая избирательность познавательных процессов в виде неосознанного предпочтения одного рода информации за счет игнорирования информации другого рода. В условиях стресса депрессивные и тревожные личности воспринимают и оценивают происходящие события искаженно, что ведет к развитию состояний нервно-психической дезадаптации и усилению переживаний депрессивного и суицидального характера [39]. Депрессия является наиболее типичным предсуицидальным состоянием, стимулом которой выступает стрессовая ситуация [27]. К депрессии приводит большое число различных факторов: изменение отношений со сверстниками (например, потеря друга или подруги, исключение из компании сверстников и т.д.), влияние семьи (отсутствие общения, ссоры между родителями), заниженная самооценка, плохая успеваемость в школе, отсутствие надежд на будущее. Подростки предъявляют жалобы на головные боли, боли в спине или животе, изменение привычек, нарушение сна, снижение уровня активности; наблюдаются перепады настроения (беспокойство, уменьшение способности к ежедневной работе, самоутверждение в форме насилия, употребление наркотиков, создание рискованных ситуаций). Анализ содержания психотравмирующих ситуаций среди подростков показал следующее - в большинстве случаев к покушению на самоубийство приводят семейные конфликты- более 50 %, значительно реже с одинаковой частотой - конфликты со сверстниками и любовные конфликты - около 13 %, школьные конфликты предшествуют парасуицидам - более 8 % [6]. Согласно данным недавно проведенного исследования И.О. Калачевой и соавт., показатели смертности от самоубийства в РФ представляют довольно значимые величины в возрастных группах 10-14 лет и 15-19 лет, при этом они выше в 6 раз в группе 15-19 лет у лиц обоего пола по сравнению с 10-14-летними. Установлена существенная роль в формировании суицидального поведения психогенных факторов (ранняя психическая депривация, микросоциальная запущенность), приводящих к депрессивным расстройствам и патологическому формированию личности. В развитии суицидального поведения у девушек дополнительными факторами риска являются склонность к депрессии и личностные особенности (истерические, эксплозивные, неустойчивые, наличие психического инфантилизма) [10]. Иногда желание умереть и желание совершить самоубийство у подростка рассматриваются как два разных феномена. Суицидальные мысли у подростков, по мнению авторов, могут появляться вместе с развитием "эго-структуры". Желание же умереть заложено в конституциональную депрессивную структуру в результате ранней эмоциональной депривации со стороны матери. Поэтому внешне одинаковое суицидальное поведение может быть основано на двух принципиально разных психологических механизмах из чего следует необходимость дифференциации психотерапевтической помощи таким подросткам. Вместе с тем депрессивные состояния часто оказываются своевременно не распознанными, так по данным М.Г. Усова, почти одна пятая часть подростков с депрессией совершают суицидальные попытки на догоспитальном этапе [20]. Суицидальное поведение нередко служит первым признаком, который привлекает внимание к психическому состоянию подростка [23]. Выявление депрессивных состояний у подростков составляет важную и до настоящего времени ещё не решённую проблему. Трудность своевременной диагностики зачастую бывает обусловлена недостаточной синдромологической очерченностью депрессивных состояний в этом возрастном периоде [16, 17]. В пубертатной фазе, когда "рушатся относительное совершенство и гармония детства" и происходит "расширение эмоционального горизонта", отмечается склонность к беспричинным колебаниям настроения, свойственная подросткам "аффективная подвижность" указывает на нарушение психического равновесия и характеризует процесс психологического развития в этом возрастном интервале. Однако стёртая аффективная симптоматика может скрываться под "маской" пубертатных проявлений, создавая дополнительные диагностические трудности. Подспудное изменение аффективного фона обычно приводит к усилению эмоциональной лабильности и снижению порога эмоциональной выносливости с готовностью к кратковременным ситуационно провоцированным эпизодам сниженного настроения [8, 20]. Предполагается, что наряду с клинически очерченными эпизодами часть неглубоких депрессий - чисто психологические реакции. Момент, в который нарушение настроения становится диагностируемым расстройством - вопрос клинической оценки, но критерии для такой оценки недостаточно точны, чтобы привести различных клиницистов к единому мнению [22, 25, 39, 45]. Эти исследования, по существу, подтверждают наблюдения Э. Крепелина, что аффективные расстройства вначале могут быть невыраженными, проявляясь в виде лёгких малозаметных колебаний настроения, продолжающихся в течение нескольких лет до тех пор, пока не сформируется развёрнутый депрессивный синдром. Из этого следует, что дифференциация клинических проявлений пубертатной депрессии и свойственной подросткам эмоциональной лабильности, своевременная фиксация признаков риска последующего развития аффективного заболевания представляется сложной и до конца не решённой проблемой. Таким образом, из вышесказанного следует, что депрессивные расстройства у подростков представляют собой гетерогенную группу. Имеющиеся научные работы, посвященные проблеме подростковых депрессий, указывают на значительный клинический полиморфизм и атипию данных состояний. Депрессивные расстройства могут выступать изолированно или в сочетании с другими психопатологическими проявлениями. В формировании этих состояний участвуют разные механизмы, а их прогноз в большей степени зависит от того в рамках какой нозологии они реализуются, от психологических и личностных составляющих. Это обусловливает необходимость дальнейшего изучения клинико-динамических характеристик депрессивных расстройств у подростков с целью оптимизации диагностики и терапии.
|
|||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |