2015 год № 3
СтоматологияУДК 616.31-082(571.620)"1946/1961"
В.В. Гончар
Организация стоматологической помощи жителям Хабаровского края во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг.
КГБОУ ДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" министерства здравоохранения Хабаровского края, 680009, ул. Краснодарская, 9, г. Хабаровск
Контактная информация:
В.В. Гончар, e-mail: goncharvv@mail.ru
Резюме:
После окончания Великой Отечественной войны местные органы власти Хабаровского края осуществили ряд мер по решению вопросов по организации населению доступной и квалифицированной стоматологической помощи. Были проведены мероприятия по равномерному укомплектованию штатных должностей стоматологов и зубных врачей в отдаленных северных территориях, была организована стационарная стоматологическая помощь, восстановлены мероприятия по плановой санации детей. В результате, заметно возросла доступность этого вида медицинской помощи, однако ряд вопросов, связанных с повышением качества стоматологической помощи, не был решен.
Ключевые слова:СССР, зубоврачевание, стоматология, история медицины, зубные врачи, Дальний Восток
V.V. Gonchar
Organization of dental care to population of the Khabarovsk territory in the second half of the 1940s - the early 1960s
Postgraduate Institute for Public Health Workers, Khabarovsk
Summary:
After the Great Patriotic War, the local authorities of the Khabarovsk Territory implemented a number of measures of the organization of available and qualified dental care. These activities included a uniform staffing of dentists in remote northern territories, organization of an in-patient dental care, provision of the planned rehabilitation of children. As a result, there significantly increased the availability of dental care, but a number of issues related to improving the quality of dental care has not been resolved.
Key words:USSR, dentistry, history of medicine, dentists, Far East
На рубеже 1940-1950-х гг. Министерство здравоохранения (МЗ) СССР инициировало проведение реформ здравоохранения, целью которых являлось повышение доступности и качества медицинской помощи. В связи с этим, была значительно расширена сеть стоматологических поликлиник, увеличены объемы лечебной и профилактической деятельности, повышена техническая и материальная оснащенность стоматологических практик. Отставание развития стоматологической помощи на местах, по мнению центральных органов здравоохранения и стоматологической общественности страны, являлось результатом недостаточного внимания местных органов власти к этому виду помощи [26, 29]. Советские историки дальневосточного здравоохранения отмечали, что органы Хабаровского краевого здравоохранения быстро ликвидировали санитарные последствия войны. Более того, краевой отдел здравоохранения (Крайздравотдел) настойчиво боролся за исполнения постановлений Совета министров СССР и приказов МЗ СССР, своевременно добивался принятия соответствующий управленческих решений исполкомом краевого Совета депутатов трудящихся (Крайисполкома). В связи с этим, здравоохранение в Хабаровском крае развивалось опережающими темпами [3, 25]. Исследователи постсоветского периода также отмечали, что в конце 1940-х - 1950-х гг. на Дальнем Востоке в области организации здравоохранения удалось достичь заметных результатов. Однако, по мнению А.С. Ващук, очень разросся управленческий аппарат, возникла многоступенчатая подчиненность, работа здравоохранения стала в большей степени ограничена лечебной деятельностью [2]. В связи с этим, является актуальным изучение деятельности местных органов здравоохранения по организации и оказанию стоматологической помощи жителям Хабаровского края во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг., а также изучение доступности, качества и профилактической направленности этого вида медицинской помощи.
Образованный в 1938 г. Хабаровский край в конце 1940-х и в 1950-е гг. неоднократно менял свои территориальные границы. В нашем исследовании, территориальные рамки ограничены современными границами Хабаровского края и Еврейской автономной области (ЕАО). Источниковая база исследования включала документы Государственного архива Хабаровского края (ГАХК) [28]. Основные материалы были обнаружены в фонде управления здравоохранением администрации Хабаровского края (Ф. 683), в котором собраны материалы по здравоохранению края с 1926 года. Послевоенный период истории здравоохранения края характеризовался нехваткой врачебных кадров, снижением объемов лечебно-профилактической помощи и ее доступности. Так, в докладе "Об очередных задачах органов здравоохранения Хабаровского края" заведующего Крайздравотделом И.А. Челышева в 1947 г. отмечалось, что стоматологическая и зубоврачебная помощь в крае оказывается в недостаточном объеме [11]. Обеспеченность населения специалистами заметно снизилась по сравнению с предвоенными годами. Например, отсутствие в ряде сельских районов края зубоврачебной помощи обычно объяснялось нехваткой специалистов, но фактически деятельность зубных кабинетов была не предусмотрена бюджетами военного времени [13]. Дефицит специалистов усугублялся тем, что в период Великой Отечественной войны стоматологи и зубные врачи согласно указаниям Наркомздрава РСФСР направлялись на санитарно-эпидемиологическую работу. Так, например, в 1942 г. из Молотовской зубоврачебной школы в край прибыло 12 зубных врачей, из них 8 были направлены на санитарную работу [5]. После войны практика использования специалистов по стоматологии в санитарном надзоре была продолжена [8, 17]. Ввиду острой нехватки медицинских работников на севере, Крайздравотдел предпринимал усилия по направлению специалистов в северные районы края, однако эта деятельность не всегда была эффективной [19]. Краевые власти приглашали демобилизованных из армии стоматологов и зубных врачей для работы в лечебных учреждениях края [10]. В конце 1940-х гг. врачами практического звена отмечалось, что полость рта у большинства населения края находилась в очень запущенном состоянии, что требовало немедленного лечения [16]. Вместе с тем, послевоенный период характеризовался снижением объемов лечебно-профилактической помощи. Например, плановое задание Нижне-Амурской области в 15,0 тыс. зубоврачебных посещений на 1946 г. было выполнено только на 60 %, что объяснялось нехваткой врачебных кадров [8]. Плановая санация полости рта проводилась лишь в крупных городах края, и то в не значительном объеме [7]. Материально-техническое состояние и обеспечение имевшихся зубоврачебных кабинетов и лаборатории было явно недостаточным. Например, в зубном кабинете городской поликлиники Биробиджана в 1948 г. не было в достаточном количестве мелкого инструментария, наконечников, зубоврачебные кресла нуждались в ремонте [12]. Недостаточное количество зубопротезных материалов привело к снижению объемов изготавливаемых протезов. Так, зуботехнический кабинет Нижне-Амурской области обслуживал один зубной техник, который в 1946 г. изготовил в первом полугодии 96 протезов, а во втором - 28. Такое небольшое количество объяснялось отсутствием необходимого зубопротезного материала [8]. Из отдаленных областей больные направлялись для зубопротезирования в Хабаровск, но они вынуждены были возвращаться обратно без соответствующей помощи, так как даже Хабаровск не был обеспечен зубопротезными материалами [6]. Зубные врачи и стоматологи на курсы усовершенствования, специализацию на центральные базы Крайздравотделом не направлялись по причине отсутствия на это финансовых средств [7]. Однако, с целью приобретения практического опыта начинающие стоматологи имели возможность стажироваться у более опытных коллег, а нехватка зубных техников вынуждала проводить подготовку этих специалистов путем ученичества на рабочих местах [7, 14]. Согласно архивным материалам, в 1947 г. в крае числился 71 зубоврачебный кабинет и 6 зубопротезных лабораторий [9]. Фактически работало 58 зубных кабинетов и 5 зубопротезных лабораторий [19]. Ввиду острой нехватки зубопротезной помощи в Хабаровске, местная исполнительная власть принимала меры по открытию зубопротезных мастерских, закрытых в годы войны [23]. В штате гражданских лечебных учреждений Хабаровского края в 1947 г. числилось 6 стоматологов, 59 зубных врачей, 2 врача протезиста и 17 зубных техников. Руководители краевого здравоохранения отмечали, что в крае квалифицированных врачей стоматологов не было, так как имевшиеся были недостаточно подготовлены и вели только зубоврачебный прием, а оказание помощи в сложных клинических случаях проводилась стоматологами военного госпиталя и врачами хирургических клиник. Основной потенциал зубоврачебной службы находился в крупных городах, где функционировали не только территориальные зубные кабинеты, но и кабинеты при здравпунктах или медсанчастях крупных промышленных предприятиях. Например, населению г. Комсомольск-на-Амуре в 1948 г. зубоврачебная помощь оказывалась 6 зубными врачами трех поликлиник и в городском зубопротезном кабинете хозрасчетного типа. Кроме того, на заводах имелись зубные кабинеты. Поэтому развитие стоматологической помощи в крае началось именно в городах. Установка МЗ СССР на улучшение стоматологической хирургической помощи привела к тому, что 16 декабря 1946 г. в ушном отделении Краевой больницы города Хабаровска было выделено 5 коек для госпитализации стоматологических больных [27]. К началу 1950 г. местные органы здравоохранением благодаря восстановлению народного хозяйства и следуя указаниям центральных органов здравоохранением стали налаживать профилактическую работу, главным образом в крупных промышленных центрах. Так, в 1949 г. в г. Хабаровске были осмотрены школьники и дети, посещающие детские сады в количестве 11,4 тыс. человек, проведена санация 5,2 (45 %) тыс. детей [18]. Однако обеспечить превентивным лечением все определенные государством группы населения не удавалось, а ввиду отсутствия препаратов, местная флюоризация зубов у детей и подростков не проводилась. Первая специализированная стоматологическая поликлиника в крае была открыта в Комсомольске-на-Амуре на основании решения исполнительного комитета Комсомольского-на-Амуре городского Совета от 20 марта 1952 г. № 100 [30]. В Хабаровске в 1956 г. при городской больнице № 2 было организовано стоматологическое отделение с терапевтическим, хирургическим и ортопедическим кабинетами. В круг обязанностей отделения входило оказание первой помощи всем больным, обратившимся с острой зубной болью, а также оказание стоматологической помощи сельским жителям для чего, специалисты регулярно командировались в сельские районы. Более того, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре к концу 1950-х гг. функционировало 30 зубоврачебных кабинетов при поликлиниках и других медицинских учреждениях [24]. Несмотря на значительный потенциал городских стоматологических практик, по наблюдению главного внештатного стоматолога края К.Д. Власовой [1], в этот период "не была налажена предварительная запись, что порождало постоянные очереди на прием, особенно в утренние часы" [20]. На особом внимании местных органов здравоохранения была организация оказания детской стоматологической помощи. Несмотря на то, что конце 1950-х гг. в крае не было создано детских стоматологических поликлиник и отделений, в Хабаровске работали 4, а в Комсомольске 3, зубных кабинета по приему детей, в которых работало 11 врачей. В Хабаровске была организована работы 2 передвижных стоматологических кабинетов для школ. Был выделен один день в стоматологическом отделении при 2-й городской больнице для проведения плановой санации полости рта у школьников. В результате, значительно повысились показатели количественного охвата детей плановой санацией, однако качественные показатели (процент "санированных от нуждающихся") не увеличивались. Так, если в 1959 г. в крае были осмотрены 37,2 тыс. человек, нуждалось в лечении 19,2 (51,6 %) тыс. человек, а санировано от нуждающихся 12,1 (63 %) тыс. человек, то в 1961 г. было осмотрено 59,6 тыс. человек, нуждалось 32,9 (55,2 %) тыс., санировано - 16,7 (50,1 %) тыс. человек. По мнению главного стоматолога края, это было связано с тем, что врачи лечение зубов у детей до конца не доводили [21]. Следуя указаниям МЗ СССР, в 1957 г. в Хабаровске, а затем в 1959 г. в Комсомольске, был организован ортодонтический прием на 0,5 ставки, (МЗ СССР была рекомендована 1 должность на 100,0 тыс. городского населения). Специалисты по ортодонтии были направлены на стажировку на центральные базы страны [21]. К концу 1950-х гг. в Хабаровском крае было развернуто 55 коек по профилю челюстно-лицевая хирургия. В краевом центре было организовано два стоматологических отделения. Одно при 2-й городской больнице на 20 коек, второе - при 1-й краевой клинической больнице на 25 коек. Кроме того, имелось 10 коек в Комсомольске-на-Амуре на базе 7-й городской больницы [20]. Эти нововведения находились в русле требований МЗ СССР по организации стационарной стоматологической помощи. Острой проблемой оставалось кадровое обеспечение стоматологических практик. Так, городской отдел здравоохранения Комсомольска-на-Амуре в 1955 г. сообщал Крайздравотделу, что городу было необходимо 68 зубных врачей и стоматологов, а имелось всего лишь 29 человек. Не хватало специалистов и в сельской местности, особенно в районах Крайнего Севера [21]. Практика направления специалистов по распределению на Дальний Восток не могла полностью обеспечить край стоматологами, а собственной базы по подготовке зубных врачей создано не было. Для решения этой проблемы постановлением бюро Крайкома КПСС и Крайисполкома от 10 мая 1960 г. "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания населения Хабаровского края" Крайздравотделу было поручено организовать прием в Хабаровское медицинское училище 30 человек из числа сельской молодежи на организуемое зубоврачебное отделение за счет плана набора училища. Кроме того, Комсомольскому горисполкому необходимо было организовать в фельдшерском училище Комсомольска-на-Амуре отделение на 25-30 человек для подготовки зубных врачей в счет плана набора училища [4]. В крупных городах края Хабаровске, Комсомольске, Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре, Биробиджане усилиями местной исполнительной власти был создан потенциал зубопротезной службы. В краевом центре к началу 1960-х гг. имелось 8 зубопротезных кабинетов, в штате которых было 10 врачей протезистов и 24 зубных техника. Однако многие районы края не имели врачей протезистов [23]. К концу 1950-х гг. значительно улучшилось снабжение края стоматологическим оборудованием и материалами. Большинство кабинетов было оборудовано новыми зубоврачебными креслами и электрическими бормашинами. Однако в полной мере заявки края не исполнялись. Так, в 1960 г. были получены бормашины в количестве 3 шт., при заявке 10 штук, зубоврачебных кресел было заявлено 25 шт., получено 13 шт. В недостаточном количестве и плохого качества поступали наконечники, боры, нервоэкстракторы, каналонаполнители [21]. Общее число посещений у стоматологов и зубных врачей в крае неуклонно возрастало (с 655,8 тыс. в 1959 г. до 760,3 тыс. в 1961 г.). Среднее количество посещений на одного врача составляло 4320 в год, (при плановых показателях 4624 посещений в год), а соотношение вылеченных зубов к удаленным приближалось к 2,0:1,0 [21]. Социальная политика государства в первое послевоенное десятилетие формировалась на условиях и на принципах, заложенных в годы индустриализации, что означало сверхцентрализованное управление, распределительно-нормированную систему распределения материальных благ. Функции местных органов здравоохранения во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. были ограничены. Реальными материально-техническими, кадровыми и финансовыми средствами они не располагали, а достижение поставленных целей и решений центра происходило в результате развитой системой контроля центральной власти и персональной ответственностью руководителей территорий на местах. Тотальная централизация средств не позволяла их распределять по дальневосточным регионам с учетом реального состояния материальной базы здравоохранения. Обстановка с оказанием медицинской помощи в Хабаровском крае в условиях централизованного финансирования, заставляла местные органы власти постоянно обращаться в Москву с просьбами о выделении дополнительных финансовых средств и материальных ресурсов для обеспечения и поддержания минимально приемлемого уровня медицинских услуг для населения. Местные органы здравоохранения решали сложнейшие проблемы по организации и оказанию населению доступной и квалифицированной стоматологической помощи, которая в условиях послевоенного восстановления народного хозяйства не была в числе приоритетов центральных органов здравоохранения. В силу ограниченных финансовых, материальных и кадровых возможностей был обеспечен минимальный объем этого вида медицинской помощи только в крупных городах. Вместе с тем, проводились мероприятия по равномерному укомплектованию штатных должностей стоматологов и зубных врачей в отдаленных северных территориях, была организована стационарная стоматологическая помощь, были восстановлены мероприятия по плановой санации детей. Либерализация общества, новые идеологические установки, "курс на демократизацию общества, коллективное руководство и повышение народного благосостояния" [2] способствовали развитию новой социальной политики в стране, основанной на принципе балансов интересов в советском обществе. Центральные управленческие органы были вынуждены пойти на ряд уступок по децентрализации управления социальной сферой, что дало возможность местным советам принимать решения по территориальному планированию, финансированию и управлению региональными социальными вопросами. Однако мероприятия, связанные с распределением государственных бюджетных средств, капитальное строительство в сфере здравоохранения проходили сложные бюрократические согласования. Воплощением новых требований МЗ СССР по вопросам организации стоматологической помощи в крае стала организация местной исполнительной властью городской стоматологической поликлиники в Комсомольске-на-Амуре и крупного стоматологического отделения в Хабаровске, попытки организации дифференцированного детского приема, организация ортодонтической помощи, увеличение коек для стационарного стоматологического лечения. Более того, был решен вопрос по организации подготовки в крае зубных врачей для местного практического здравоохранения. Заметно возросла доступность этого вида медицинской помощи. Вместе с тем, на повестке дня оставались вопросы, связанные с обеспечение стоматологических практик стоматологами, обеспечением края медицинской аппаратурой и расходными стоматологическими материалами, капитальным строительством, внедрением новых технологий, а также повышением качества стоматологической помощи. Население не было обеспечено в полной мере зубопротезной помощью, для сельских жителей этот вид медицинской помощи оставался по-прежнему недоступен.
|
|||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |