Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2015 год № 3

Общественное здоровье


УДК 614.39
С.А. Богачевская1, А.Н. Богачевский1, Н.А. Капитоненко2
Принципы совершенствования медицинской помощи в разделе сердечно-сосудистой патологии на основе анализа функционирующей модели оказания медицинской помощи в Дальневосточном Федеральном округе
1Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, 680009, ул. Краснодарская, 2в, тел. 8-(4212)-78-06-01;
2Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, г. Хабаровск
Контактная информация: С.А. Богачевская, e-mail: bogachevskayasa@gmail.com
Резюме:
В обзоре представлено обсуждение особенностей организации медицинской помощи при болезнях системы кровообращения в России и Дальневосточном федеральном округе. Полученные данные использованы для дальнейшего исследования в аспекте анализа реализации территориальных программ государственных гарантий, оценки реальной потребности в современных высокозатратных методах лечения и потенциальных возможностей совершенствования системы и качества оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения с учетом региональных особенностей территорий.
Ключевые слова:
болезни системы кровообращения, смертность населения, структура здравоохранения, качество медицинской помощи, высокотехнологичные методы лечения

S.А. Bogatchevskaya1, А.N. Bogatchevskiy1, N.А. Kapitonenko2
Principles of health care improvement for cardiovascular diseases based on the analysis of the functioning model of care in the Far East Federal region
1Federal State Budgetary Institution Federal Center of Cardiovascular Surgery Russian Ministry of Health;
2Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The review discusses features of medical care for diseases of the circulatory system in Russia and the Far East Region. The data are used for further study in terms of analysis of the implementation of the regional programs of government guarantees, assessing the necessities in high-technology medical care and the potentials to improve the system and the quality of medical care for cardiovascular diseases taking into account territorial peculiarities.
Key words:
diseases of the circulatory system, mortality, the structure of health care, the quality of medical care, high-technology medical care
Введение

Несмотря на некоторое снижение смертности от болезней системы кровообращения (БСК), именно эти заболевания остаются основной причиной смерти в экономически развитых странах. Ежегодно от БСК умирает более 16 млн человек [3, 13]. По прогнозу Всемирной Организации Здравоохранения, к 2030 г. около 23,6 млн человек умрут от сердечно-сосудистых заболеваний, главным образом, от болезней сердца и инсульта [30].

В течение ряда десятилетий по показателям смертности от БСК Россия в 7 раз опережает страны Европы при сравнительно схожей распространенности БСК, т. е. россияне гораздо чаще умирают от заболеваний, с которыми жители стран Евросоюза живут на 10-15 лет дольше [33]. Прогнозируемый стабильно высокий уровень заболеваемости и смертности от БСК объясняется старением населения, индустриализацией общества и распространением модифицированных факторов риска [8, 20]. По данным Европейской обсерватории систем здравоохранения, наиболее высокая средняя продолжительность жизни в РФ наблюдается в Северо-Восточном, Центрально-Черноземном районах, самая низкая - в Сибири и на Дальнем Востоке [18].

Статистически смертность от БСК в России особенно высока у мужчин трудоспособного возраста от 40 до 49 лет, а в структуре причин выхода на инвалидность БСК устойчиво занимают первое место, что оказывает негативное влияние на демографическую и экономическую ситуацию в стране [9, 12, 17, 32].

В связи с вышеизложенным, представляется актуальным изучение медико-демографической ситуации и заболеваемости БСК, что позволит научно обосновать потребность в высокотехнологичных методах лечения (ВМП) с учетом их экономической составляющей [5].

Согласно Концепции развития здравоохранения в РФ до 2020 г., основными целями государственной политики в области здравоохранения на ближайшие десятилетия являются: снижение уровня смертности в России более чем в 1,5 раза, увеличение средней продолжительности жизни к 2020 году до 75 лет [15].

Низкий уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (КМП) и ее доступностью, низкая эффективность использования ресурсного потенциала на фоне более высоких показателей обеспеченности населения врачами и больничными койками по сравнению с европейскими странами, недостаточное финансовое обеспечение, а также отсутствие единого подхода к реализации территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи в субъектах РФ и раздробленность источников финансирования медицинской помощи указывают на необходимость дальнейшего совершенствования системы организации оказания медицинской помощи [19, 23, 27, 31].

Обеспечение доступности и КМП, удовлетворяющей потребностям населения, при эффективном использовании государственных ресурсов, объявлено в рамках Стратегии развития здравоохранения РФ на 2015-2030 гг. (Стратегия 2015-2030) приоритетной задачей реализации ТППГ, стоящей равно перед Правительством РФ и перед субъектами страны в сфере здравоохранения [23, 31].

Качество оказания медицинской помощи неразрывно связано с качеством всей системы управления здравоохранения, т. е. с качеством менеджмента, и представляет собой единство структуры, процесса и результата оказания медицинской помощи [21, 34]. Качество результата работы системы определяется качеством взаимодействия управляющих и управляемых структур. Качество лечения не должно лежать в основе понятия КМП, оно должно оцениваться отдельно, как и качество управления [21]. Кроме того, КМП напрямую зависит от квалификации медицинских работников. Реализация Стратегии 2015-2030 путем создания Национальной системы здравоохранения предполагает, в том числе, полноценную реализацию права граждан на выбор врача и медицинской организации. Доступность и качество в данном случае являются основными факторами, влияющими на удовлетворенность населения [22, 23, 31]. Научное обоснование мероприятий по улучшению КМП населению в рамках БСК представляет особую актуальность.

Обеспечение населения ВМП является одним из основных направлений Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения [13, 26]. Оценка качества управления системой оказания ВМП в том числе очень важна для улучшения КМП в целом [34].

В публикациях на соответствующую тему неоднократно приводятся данные о влиянии инноваций в медицинских технологиях на текущую медицинскую практику. Пополнению специализированной медицинской помощи современными видами ВМП в реализации Стратегии 2015-2030 придается особое значение. К 2017 году объем ВМП должен быть увеличен до 750 тыс. человек в год [31]. Внедрение ВМП уменьшает применение традиционных видов лечения БСК, вытесняя их и формируя новую структуру потребностей в лечении, новую клиническую практику, вплоть до создания нового (функционального) подхода к формированию схем развития и размещения сети учреждений здравоохранения с возможным пересмотром действующей номенклатуры.

 
Обсуждение

Общие принципы реструктуризации системы медицинского обеспечения населения требуют также учета региональных особенностей территорий (численности, состава и плотности населения, уровня социально-экономического развития территории и транспортной инфраструктуры) [1, 28, 35].

Дальневосточный федеральный округ до недавнего времени оставался единственным регионом, где не функционировали крупные центры сердечно-сосудистой хирургии (более 1 000 операций в условиях искусственного кровообращения) [3, 6]. Поэтому актуальной задачей становится анализ структуры оказания медицинской помощи при БСК с учетом региональных особенностей Дальнего Востока (обширная территория, удаленность от европейской части страны, неразвитость инфраструктуры, низкая плотность населения и др.). Эти особенности необходимо учитывать при планировании структуры и формировании потоков кардиологической и кардиохирургической помощи в регионе как в отдельно взятом субъекте Федерации.

Строительство высокотехнологичных медицинских центров в стране признано важнейшей государственной задачей [13, 16, 25, 26]. За период 2008-2010 гг. в рамках проекта были созданы и оснащены оборудованием 39 региональных сосудистых центра и 107 первичных сосудистых отделений [29]. Анализ их взаимодействия, организации и недостатков планирования представляется очень важным еще и с тем учетом, что в ракурсе текущего перехода здравоохранения РФ в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) ранее уже предпринимались попытки перехода на одноканальное финансирование [10]. Одной из основных проблем перехода на ОМС становится обеспечение пациентов ВМП на соответствующем уровне в связи с несопоставимостью тарифов ВМП и ОМС, сохраняющейся на фоне роста финансового обеспечения здравоохранения за счет средств государственных бюджетов и Фонда ОМС в 3,7 раза за последние 10 лет (2004-2013 гг.) [15, 31]. С 2013 года средства Федерального Фонда ОМС, предназначенные для проведения модернизации здравоохранения, направляются на реализацию ТПГГ с целью снижения дефицитности и повышения их эффективности [14, 24]. На практике до сих пор сохраняется недостаточное финансирование большинства муниципальных, региональных и федеральных медицинских учреждений [2].

Результаты 3-5 летней работы Федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии, функционирующих на основе опыта зарубежных стран, на территории субъектов РФ показали эффективность выбранной тактики: быстрое и качественное формирование коллектива учреждений, низкую текучесть кадров, высокую эффективность работы персонала [25]. Однако сокращение и несвоевременность финансирования приводят к непланомерной, периодами "лихорадочной" работе, ощутимому оттоку кадров, перебоям с закупкой оборудования и расходного материала, вынужденным отсрочкам госпитализации пациентов, особенно нуждающихся в установке дорогостоящих жизнесохраняющих устройств (кардиовертеры-дефибрилляторы, ресинхронизирующие устройства), а также к смене направления ВМП на менее дорогостоящую методику (замена миниинвазивных процедур имплантации стентов, стент-графтов, протезов и т. п. открытыми операциями с более высоким оперативным риском).

Создание классификаторов хирургических вмешательств и формирование клинико-затратных групп, порядка обеспечения населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также установление порядка формирования перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, требует учета особенностей учреждений, тяжести поражения сосудистой системы пациентов, что позволит более эффективно учитывать и распределять финансовые ресурсы, направленные на оказание ВМП, точно оценивать затраты на каждый случай лечения [4, 7, 31].

Таким образом, высокая распространенность БСК требует оценки реальной потребности и широкого применения эффективных методов лечения, для чего необходимо совершенствование структуры и потоков оказания медицинской помощи. Созданный в 2005 г. Институт здоровья объявил изучение доступности и потребности в специализированной помощи больным БСК одной из своих задач [11]. Общие принципы реструктуризации системы медицинского обеспечения населения требуют обязательного учета региональных особенностей территорий, которые не должны искажать основные нормативы и тренды, заложенные в ПГГ [31].

Вышеуказанное определяет актуальность дальнейшего исследования в аспекте анализа реализации территориальных ППГ и потенциальные возможности совершенствования системы и качества оказания медицинской помощи при БСК в стране и Дальневосточном федеральном округе.

 
Литература
 
  1. 1. Аскалонов А.А. Управление качеством медицинской помощи в регионе с низкой плотностью населения // Советское здравоохранение. - 1988. - № 11. - С. 13-16.
  2. 2. Бокерия Л.А., Гудкова Р.Г. Сердечно-сосудистая хирургия - 2013. Болезни и врожденные аномалии системы кровообращения. - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2014. - 220 с.
  3. 3. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В. Хирургическая помощь при заболеваниях сердца (некоторые аспекты организации, доступности, эффективности) // Здравоохранение. - 2007. - № 1. - C. 16-28.
  4. 4. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В., Афанасьева Е.Ю. Клинико-экономический анализ в сердечно-сосудистой хирургии: возможности информационных систем // Здравоохранение. - 2007. - № 12. - C. 45-53.
  5. 5. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В., Болотова Е.В., Фуфаев Е.Н. Оптимизация расчета потребности кардиохирургической помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Здравоохранение РФ. - 2008. - № 4. - C. 25-27.
  6. 6. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В., Перхов В.И., Афанасьева Е.Ю. Обеспечение населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" // Здравоохранение РФ. - 2008. - № 2. - C. 4-6.
  7. 7. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В., Фуфаев Е.Н., Афанасьева Е.Ю. Роль информационных систем в сопоставлении стандартов с реальной клинической практикой (на примере "Стандарта медицинской помощи больным со стабильной стенокардией") // Здравоохранение. - 2007. - № 11. - C. 23-30.
  8. 8. Герасименко Н.Ф. Сверхсмертность населения - главная демографическая проблема России в контексте европейских тенденций здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 1. - С. 10-13.
  9. 9. Демографическое развитие России в ХХI веке; [под редакцией Г.В. Осипова, Л.Л. Рыбаковского] // Rybakovsky.ru. - Москва, 2009. - Режим доступа: http://rybakovsky.ru/index.html (Дата обращения 20.04.2015).
  10. 10. Доклад Формулярного комитета в Государственной Думе "Здравоохранение в России 2010"; [под редакцией заместителя Председателя Формулярного комитета профессора П.А. Воробьева] // Сlinvest.ru. - М.: Ньюдиамед, 2011. - 163 с. - Режим доступа: http://www.clinvest.ru/news-det.php?nid=1396 (Дата обращения 20.04.2015).
  11. 11. Здоровье России: Атлас. Изд. 3-е / НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН; [под редакцией Л.А. Бокерия]. М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2007. - 254 с.
  12. 12. Здоровье России: Атлас./ НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН; [под редакцией Бокерия Л.А., Ступакова И.Н.]. М.: Изд-во НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. - 2005. - 245 с.
  13. 13. Итоги реализации Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 г. // Здравоохранение. - 2007. - № 5. - С. 23-41.
  14. 14. Капитоненко Н.А., Кирик Ю.В., Литвинцева Е.А. Анализ реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в субъектах Дальневосточного федерального округа в 2011 году // Fesmu.ru. - Вестник ОЗО, ДВГМУ. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012303.aspx (Дата обращения 20.04.2015).
  15. 15. Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Презентация // Myshared.ru. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/410946/ (Дата обращения 20.04.2015).
  16. 16. Кузьмин В. Высший медосмотр // Росгаз. - 2008. - C. 1.
  17. 17. Лунев В. П. Структура контингента инвалидов трудоспособного возраста по обращаемости в Бюро медико-социальной экспертизы Российской Федерации в 1997-2005 гг. Изд-во: Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 3. - С. 33-35.
  18. 18. Мак-Ки М. Сокращение больничных коек: какие уроки следует вынести?/ Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения, 2003 г. [Пер. с англ.] // Vrachirf.ru. - 2004. - № 6. - 16 с. - Режим доступа: http://vrachirf.ru/storage/da/35/6c/2f/9f/ff/2b/be/49a1-97094a-286244.pdf (Дата обращения 13.04.2015).
  19. 19. Матвеев Э.Н., Леонов С.А., Сон И.М. Предпосылки и пути комплексной реструктуризации сети учреждений здравоохранения на региональном уровне// Социальные аспекты здоровья населения. - 2008. - № 1. - С. 34-38.
  20. 20. Николаев М.Е. Стратегия и тактика сбережения народа // Материалы VI Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье": вып. 2 (Москва, 30 октября - 1 ноября 2007). - Москва: Дельта, 2007. - С. 82-96.
  21. 21. Носырев С.П., Носырева О.М. От менеджмента качества медицинской помощи к качеству менеджмента - II // Менеджер здравоохранения. - 2007. - № 7. - С. 15-19.
  22. 22. О задачах субъектов Российской Федерации по повышению доступности и качества медицинской помощи: доклад министра здравоохранения РФ Скворцовой В.И. на заседании президиума Госсовета от 30 июля 2013 года // Lawinrussia.ru. - 31 июля, 2013. - Режим доступа: http://www.lawinrussia.ru/node/282197 (Дата обращения 26.01.2015).
  23. 23. О повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах: доклад губернатора Астраханской области А. Жилкина на заседании президиума Госсовета от 30 июля 2013 года // Jilkin.ru. - 30 июля, 2013. - Режим доступа: http://jilkin.ru/news_rubric/item/678 (Дата обращения 26.01.2015).
  24. 24. О реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2013 году: доклад Министерства здравоохранения РФ // Rosminzdrav.ru. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/documents/8122-doklad-o-realizatsii-programmy-gosudarstvennyh-garantiy-besplatnogo-okazaniya-grazhdanam-meditsinskoy-pomoschi-v-2013-godu (Дата обращения 20.04.2015).
  25. 25. О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий: постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 139 // СПС "Консультант Плюс". - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=432719 (Дата обращения 20.04.2015).
  26. 26. Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы: Приказ Минздравсоцразвития России №1689н от 28 декабря 2011 г. // Rosminzdrav.ru. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/documents/6966-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-1689n-ot-28-dekabrya-2011-g (Дата проверки ссылки 09.04.2015).
  27. 27. Отраслевые, секторальные и региональные особенности реформы бюджетных учреждений в России. - Москва: Институт экономики переходного периода, 2005. - 581 с.
  28. 28. Поляков К.В., Бондарь В.Ю., Зайцева Т.В. Некоторые аспекты организации специализированной медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях // Дальневосточный медицинский журнал. - 2010. - № 3. - С. 142-146.
  29. 29. Регионам выделены субсидии на совершенствование медпомощи больным с сосудистыми заболеваниями: выступление Министра здравоохранения Татьяны Голиковой // Trental.ru. - 12 января, 2012. - Режим доступа: http://www.trental.ru/regionam-vydeleny-subsidii-na-sovershenstvovanie-medpomoshhi-bolnym-s-sosudistymi-zabolevaniyami/ (Дата обращения 20.04.2015).
  30. 30. Саиян А.Е. Эпидемиологические аспекты заболеваемости, распространенности и смертности от ишемической болезни сердца в мире и Республике Армения // Новый армянский медицинский журнал. - 2011. - Том 5, № 2. - С. 24-28.
  31. 31. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. // Rosminzdrav.ru. - 28 с. - Декабрь, 2014. - Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (Дата обращения 18.04.2015).
  32. 32. Трагакес Э., Лессоф С. Системы здравоохранения: время перемен: Россия / Копенгаген, Дания: Европейской обсерватории по системам здравоохранения, 2003. [Пер. с англ.] // Who.int. - Т. 5, № X. - 205 c. - Режим доступа: http://www.euro.who.int/document/e81966r.pdf (Дата обращения 21.04.2015).
  33. 33. Харченко В.И., Какорина Е.П., Корякин М.В., Вирин М.М., Ундрицов, В.М., Смирнова Н.Л. и соавт. Смертность от болезней системы кровообращения в России и в экономически развитых странах. Необходимость усиления кардиологической службы и модернизации медицинской статистики в Российской Федерации // Российский кардиологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 5-17.
  34. 34. Donabedian A. International dimension of quality evaluation and assurance // Salud Publica Mex. - 1990. - Vol. 32, № 2. - P. 113-117.
  35. 35. Kong D.F. Economic Impact of Drug-Eluting Stents on Hospital Systems. A Disease-State Models // American Heart Journal. - Posted 03.19.2004.