2015 год № 4
Общественное здоровьеУДК 613.62:656.2:311(571.6)"2001/.2013"
Е.В. Молочная1, В.А. Гулимова2
Структура профессиональных заболеваний на Дальневосточной железной дороге
1Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-30-53-11, е-mail: rec@mail.fesmu.ru;
2НУЗ "Отделенческая поликлиника на ст. Хабаровск-1 ОАО "РЖД", ул. Джамбула, 2, г. Хабаровск Контактная информация:
Е.В. Молочная, e-mail: molochnaya53@yandex.ru
Резюме:
В статье отражены основные результаты работы профпатологической службы Дальневосточной железной дороги за период с 2001 по 2013 годы. Дается характеристика профессиональных заболеваний, выявленных у работников железнодорожного транспорта. Таблицы иллюстрируют особенности профзаболеваний железнодорожников в зависимости от их возраста, профессии и стажа работы во вредных условиях труда.
Ключевые слова:железнодорожный транспорт, железнодорожные профессии с вредными условиями труда, структура профессиональных заболеваний на Дальневосточной железной дороге
E.V. Molochnaya1, V.A. Gulimova2
The structure of occupational diseases on the Far Eastern railway
1Far Eastern state medical university;
2Railway hospital, Khabarovsk Summary:
The article presents the main results of the work of the occupational pathology service of the Far Eastern Railway for the period from 2001 to 2013 years. Describes diseases identified by employees of railway transport. The tables illustrate the characteristics of occupational diseases of railway workers, depending on their age, profession and seniority in harmful labour conditions.
Key words:railway transport, railway jobs with hazardous working conditions, the structure of occupational diseases in Far Eastern railway
Среди основных направлений деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") наряду с постоянным гигиеническим мониторингом и оценкой рисков для здоровья работников производственной среды, формированием здорового образа жизни, медицинскими мероприятиями по обеспечению безопасности движения поездов [2, 7], немаловажным разделом остается профилактика и ранняя диагностика профессиональных заболеваний (ПЗ). В этой связи необходимо учитывать комплекс санитарно-гигиенических факторов, воздействующих на железнодорожников: шум, вибрация, производственный микроклимат, вынужденная рабочая поза, статическое напряжение и др. [4].
Длительность воздействия факторов производственной среды, состояние условий труда, средств коллективной и индивидуальной защиты, своевременность выявления начальных признаков профессиональной патологии и ряд других факторов в совокупности определяют уровень профессиональной заболеваемости [8, 9]. Показатель профессиональной заболеваемости на Дальневосточной железной дороге (ДВостЖД) в 2013 году составил 1,2 на 10 тыс. работающих железнодорожников, что согласуется с аналогичным показателем в системе ОАО "РЖД", однако он ниже, чем у всего контингента работающих в Российской Федерации (1,79). В системе профпатологической службы на ДВостЖД проводятся предварительные, периодические и углубленные медицинские осмотры работающих железнодорожников. Ведется постоянный мониторинг профессиональной надежности на транспорте. Осуществляется ранняя диагностика ПЗ и экспертиза профессиональной пригодности. Дополнительные методы обследования при проведении периодических медицинских осмотров [3], как показывает практика, повышают выявляемость ПЗ на ранних стадиях, что позволяет своевременно предпринять шаги к восстановительному лечению и реабилитации этих пациентов. Результаты работы профпатологической службы ДВостЖД по выявлению ПЗ за период с 2001 по 2013 годы представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, наибольшее число ПЗ зарегистрировано в первые годы работы кабинета профпатолога. Это связано с активным выявлением накопившейся к этому времени, так называемой "отставленной" профпатологии у железнодорожников. В последние годы после эпизодов спада (2008, 2011) наметилась тенденция к стабилизации выявляемости профболезней. За весь период наблюдения было выявлено 142 ПЗ у 132 железнодорожников (т. е. у 10 из этих работников обнаружено по два ПЗ). Следует отметить, что подавляющее большинство больных составляют мужчины - 125 чел. (94,7 %). Диагноз ПЗ устанавливается профпатологической комиссией. Большинство пациентов (69 чел.) было направлено в Центр профпатологии и экспертизы профпригодности ЦКБ ОАО "РЖД" (здесь освидетельствуются все работники, непосредственно связанные с движением поездов). В остальных случаях ПЗ у железнодорожников были подтверждены в Центрах профпатологии Приморского края (59 чел.), Амурской области и Хабаровского края (по 2 чел.). Анализ зависимости появления признаков ПЗ от конкретной профессии, возраста работников, длительности контакта (стажа работы) с вредными производственными факторами позволяет выделить отдельные профессиональные группы, наиболее подверженные риску возникновения профессиональной патологии (табл. 1, 2).
Как следует из таблицы 2, максимальный риск возникновения ПЗ проявляется у железнодорожников (как мужчин, так и женщин) в возрастной группе 50-55 лет (39,4 %), особенно со стажем работы в контакте с вредным производственным фактором более 25 лет (38,7 %). Ведущая профессия по количеству выявленных ПЗ (47,2 %) - машинист локомотива (помощник машиниста). Безопасность движения поездов в значительной мере определяется состоянием здоровья работников именно этой профессиональной группы. ПЗ выявлены в локомотивных депо ст. Хабаровск-2 и Уссурийск (по 24 случая), Сибирцево (6 случаев), Новый Ургал и Облучье (по 3 случая); Ружино, Комсомольск, Тында (по 2 случая); Февральск и Владивосток (по 1 случаю). Следующая профессиональная группа по числу ПЗ - механики рефрижераторного депо г. Уссурийска (37 случаев - 26 %). Далее следуют сварщики (12 случаев - 8,5 %) и штукатуры-маляры (8 случаев - 5,6 %). Остальные профессии представлены единичными случаями ПЗ (табл. 1). Структура ПЗ на Дальневосточной железной дороге отражена в таблице 3.
В структуре ПЗ железнодорожников ДВостЖД все годы наблюдения [6] лидирует НСТ (нейросенсорная тугоухость) - 76,8 %. Причем 59,6 % больных с профессиональной НСТ относятся к работникам локомотивных бригад, среди которых доля НСТ составляет 97 %. На железнодорожном транспорте РФ [5] среди работников локомотивных бригад удельный вес НСТ достигает 78,3 %. На протяжении ряда последних лет и в целом по Российской Федерации, по данным [1, 9] Роспотребнадзора, - НСТ является ведущей нозологической формой в структуре ПЗ, вызванных воздействием физических факторов (46,65 %), составляя к 2013 году 59,25 %. Второе место в РФ принадлежит ПЗ вследствие воздействия физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем организма работников в процессе их трудовой деятельности (23,71%). На третьем месте - ПЗ от воздействия промышленных аэрозолей (18,25%), на четвертом - заболевания (интоксикации), вызванные химическими веществами (6,43 %). На долю ПЗ, возникших от воздействия биологических факторов, приходится 4,96 % [1]. На ДВостЖД второе место после НСТ занимают пылевые болезни органов дыхания (9,2 %). ПЗ, связанные с воздействием промышленных аэрозолей представлены пылевыми бронхитами, включая ХОБЛ (61,5 %), пневмокониозами сварщиков (30,8 %) и одним случаем силикоза у дробильщика (7,7 %). ПЗ органов дыхания выявлены у сварщиков вагонно-ремонтного депо г. Партизанска, дистанции пути г. Владивостока; дробильщиков щебеночного завода в Сибирцево; штукатуров дистанции гражданских сооружений г. Партизанска, г. Владивостока, дистанции пути г. Уссурийска. На третьем месте в структуре ПЗ на ДВостЖД - заболевания (интоксикации), вызванные воздействием химических факторов - 7,0 %. Среди ПЗ этой группы - токсические бронхиты, токсический гепатит, интоксикация марганцем, профессиональные аллергозы (рино-конъюнктивит, бронхиальная астма). Болезни, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем: опорно-двигательного аппарата (ОДА) и периферической нервной системы (ПНС), включающие такие нозологии как радикулопатия, полинейропатия, лигаментоз кольцевидной связки кисти, в структуре ПЗ на ДВостЖД составили 4,2 %. Вибрационная болезнь (ВБ) на ДВостЖД регистрировалась в 2,8 % случаев. Удельный вес ПЗ, выявленных при проведении периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта ДВостЖД в 2013 г. составил 93,9 %, что выше аналогичного показателя по РФ [1] - 69,7 %. Такой высокий процент выявления ПЗ в период проведения периодических медицинских осмотров железнодорожников по сравнению с частотой их самостоятельного обращения в ЛПУ, является показателем высокого уровня организации медицинского освидетельствования работников и эффективного функционирования профпатологической службы на Дальневосточной железной дороге.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |