2015 год № 4
Общественное здоровьеУДК 614.2:331.108
С.П. Павлова1, А.Л. Дорофеев1, В.В. Пак2
Роль территориальных ЛПУ в повышении профессиональной подготовки выпускников медицинских ВУЗов
1Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru;
2КГБУЗ "Городская поликлиника № 11", 680051, ул. Суворова, 38, тел. 8-(4212)-51-37-02, г. Хабаровск Резюме:
На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача подготовки специалиста, умеющего достигать успеха и готового к профессиональному росту. Одной из основных задач профессиональной подготовки в медицинском вузе является формирование практических умений и навыков будущего специалиста, отвечающих требованиям динамического, инновационно развивающегося общества. Врач, работающий в первичном звене здравоохранения, как правило, сталкивается с недифференцированной проблемой пациента и должен, на основе грамотного анализа ситуации, в ограниченные сроки принять единственно правильное решение. Поэтому очень важно, чтобы в результате обучения в медицинском вузе каждый студент овладел знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему эффективно работать в лечебных учреждениях амбулаторно-поликлинического звена, учитывая огромную ответственность, большой объем работы, ограниченные возможности оперативного использования современных методов диагностики
Ключевые слова:реформа системы здравоохранения, качество практического обучения, эффективное сотрудничество между вузами и поликлиниками
S.P. Pavlova1, A.L. Dorofeev1, V.V. Pak2
The role of policlinics in improving professional qualificationi of medical schools' graduates
1Far Eastern State Medical University;
2City polyclinic № 11, Khabarovsk Summary:
At the modern stage of social development, educational institutions face the challenge to train a specialist able to succeed and be ready to pursue professional growth. From our point of view, internship in the form of a district physician's assistant, having been properly organized, may help to solve two problems simultaneously - to improve quality of practical training of medical school graduates and recruit recent graduates to come to work at primary healthcare facilities. Daily interaction with patients at the district physician's side in the office and during home visits will enable graduates to develop analytical skills and critical thinking, more sensibly integrate theoretical knowledge and practice, to acquire a skill to analyze alternatives in case of uncertainty, accurately express a point of view and argue in favor thereof, and to acquire a skill to solve complex problems. All the skills are very important for actual performance of a would-be medical practitioner. In order to meet the above challenge efficiently, a new format of social partnership between medical schools and healthcare providers should be sought.
Key words:healthcare system reforms, quality of practical training, student internships, efficient cooperation between medical schools and outpatient clinics
Сохранение и укрепление здоровья населения и повышение доступности и качества медицинской помощи являются одними из главных приоритетов государственной политики Российской Федерации в направлении повышения качества жизни. Цель проводимой реформы отечественного здравоохранения, важной составляющей которого является первичная медико-санитарная помощь, состоит в том, чтобы повысить медицинскую, социальную и экономическую эффективность системы охраны здоровья населения [10]. Согласно "Концепции развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.", эффективное функционирование системы здравоохранения определяется, в том числе, наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров [7]. В России, в Хабаровском крае ситуация в обеспечении кадрами отрасли здравоохранения в последнем десятилетии значительно ухудшилась [4, 5, 8, 12]. Реформа здравоохранения, проходящая в нашей стране, в первую очередь стремится решить проблему подготовки и привлечения в практическое здравоохранение высокопрофессиональных медицинских работников [2, 7, 9]. На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями стоит задача подготовки специалиста, умеющего достигать успеха и готового к профессиональному росту. Одной из основных задач профессиональной подготовки в медицинском вузе является формирование практических умений и навыков будущего врача, отвечающих требованиям динамического, инновационно развивающегося общества [1]. Врач, работающий в первичном звене здравоохранения, как правило, сталкивается с недифференцированной проблемой пациента и должен, на основе грамотного анализа ситуации, в ограниченные сроки принять единственно правильное решение. Поэтому очень важно, чтобы в результате обучения в медицинском вузе каждый студент овладел знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему эффективно работать в лечебных учреждениях амбулаторно - поликлинического звена, учитывая огромную ответственность, большой объем работы, ограниченные возможности оперативного использования современных методов диагностики.
К сожалению, иногда на клинических терапевтических кафедрах теоретическому обучению студентов отдается предпочтение перед обучением практическим навыкам, хотя некоторые профессиональные умения врача могут отрабатываться предварительно на тренажерах. Часто наблюдается акцентированное освоение теории в ущерб практической деятельности, что может привести к замедлению формирования клинического мышления, постепенному снижению мотивации в изучении дисциплин [1]. В процессе текущего контроля уровня знаний обучающихся преподаватели отмечают недостаточные умения в части лечения наиболее распространенных заболеваний [6, 13]. Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия тренажеров недостаточно. Ни один, даже самый высокотехнологичный муляж, не сможет обучить общению с пациентом, установлению психологического контакта, созданию доверительных отношений, что значимо влияет на приверженность пациента лечению а, соответственно, и на его результаты. Во время учебного семестра на практических занятиях в группе педагог не всегда имеет возможность обеспечить каждому студенту ежедневную работу с больным один на один и проконтролировать ее качество. Опыт показывает, что даже студенты 6 курса, имеющие хорошую теоретическую подготовку, зачастую теряются при общении с больным. Тем не менее, после получения диплома и сертификата специалиста, выпускник, имея тот же самый недостаточный уровень профессиональной готовности, допускается к оказанию медицинской помощи пациентам, восполняя в процессе ее осуществления недостающий объем практических навыков и умений. Причем это обучение происходит методом проб и ошибок в условиях дефицита времени, отпускаемого на прием каждого пациента. Отсюда рост раздражения и грубости со стороны врачей, за которыми скрывается незнание очевидных, простых профессиональных приёмов. Вместе с тем, современные условия демонстрируют рост требований населения к качеству и доступности оказания медицинской помощи [3, 11]. Именно производственная практика студентов в качестве помощника участкового врача, на наш взгляд, при грамотной ее организации, может помочь решению одновременно двух проблем - повышению качества практической подготовки выпускника медицинского ВУЗа и привлечению молодого специалиста на работу в первичное звено здравоохранения. Компетентностный подход должен стать основополагающим не только в процессе академического обучения студентов на кафедрах университета, но и в период прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях [1]. Совместная работа с участковым врачом во время производственной практики для студентов 5-го курса лечебного факультета является важным и неотъемлемым компонентом профессионального обучения, позволяющим повысить качество освоения практических навыков, применить в работе знания и умения, полученные на учебных занятиях. И здесь многое зависит от администрации ЛПУ, на базе которого студенты проходят практику. Непосредственное руководство ими по принципу наставничества должны осуществлять имеющие высокую профессиональную квалификацию и большой стаж работы ведущие специалисты поликлиники. От того, в чьи руки попадет обучающийся, от заинтересованности наставника, его авторитета, увлеченности профессией, будет зависеть не только уровень подготовки студента, но и его дальнейшая профессиональная деятельность. Ежедневное общение с пациентами на приеме рядом с участковым врачом и на вызовах позволяет развивать аналитические способности и критическое мышление; более осмысленно соединять теоретические знания с практикой, формировать навык оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности, точно выражать свою точку зрения и аргументировать ее, формировать навык решения комплексных задач, что имеет немаловажное значение для практической деятельности будущего специалиста. При обслуживании пациента на дому в большей степени проверяется готовность студента к самостоятельным действиям, формируется алгоритм принятия решения. Оптимальной и рекомендуемой Минздравом моделью взаимодействия ЛПУ и вуза является контакт обучающегося с врачом первой и высшей квалификационной категории, который работает на одну ставку, заинтересован в образовательном процессе, может не только наглядно продемонстрировать большинство аспектов первичной медико-санитарной помощи, но и дополнить практические и теоретические знания будущего коллеги, ответить на его вопросы, показать не только трудности, но и привлекательные стороны в работе участкового терапевта - прежде всего, широчайшие возможности обучения пациентов с целью формирования навыков здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо продемонстрировать значимость врача первого контакта, так как именно от его работы, во многом, зависит число новых случаев заболеваний, количество госпитализаций, вызовов СМП, качество жизни пациентов. Поэтому руководитель базового ЛПУ должен очень ответственно подойти к отбору врачей, которые будут курировать работу студентов во время производственной практики. С другой стороны, администрация поликлиники может оценить качество подготовки будущих выпускников и найти возможность заинтересовать лучших перспективой работы, какими-то материальными или социальными бонусами. Наблюдения за студентами, которые еще до окончания вуза определили место работы и профессию, показали, что все они занимаются в студенческих научных кружках, активны в получении знаний и имеют высокие показатели успеваемости по всем дисциплинам. Они ищут и находят преподавателей и практических врачей, с которыми осваивают не только азы профессиональной деятельности, но и постигают ее сложности, то есть это лица, которые уже знают, чего они хотят и что от них требуется. Вместе с тем, сотрудничество с вузом и для поликлиники может иметь практическую пользу. В работу системы здравоохранения все больше внедряются информационные технологии. Не секрет, что большинство участковых терапевтов - это люди старших возрастных категорий, которые подчас испытывают трудности в работе с компьютерными программами. В этом плане студенты оказывают реальную помощь своим наставникам, не только делясь своими знаниями, но и участвуя в формировании информационной базы. Кроме того, именно силами студентов возможно осуществить контрольные посещения диспансерных больных на дому. Несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества сотрудничества медицинского вуза и поликлиники при организации и проведении производственной практики, ЛПУ не всегда заинтересованы в использовании их ресурсов медицинскими образовательными учреждениями. Во-первых, существующая правовая база не позволяет полноценно развивать сотрудничество в интересах обеих сторон. Важно решить вопросы, касающиеся соблюдения прав пациентов при оказании медицинской помощи с участием студентов. Речь идет не только о гарантиях должного качества медицинской помощи, но и о соблюдении других прав, например, на конфиденциальность персональных данных пациентов, об информированном согласии на проведение осмотра, диагностических и лечебных манипуляций. Во-вторых, участковые врачи загружены работой, и у них нет ни времени, ни желания уделять внимание студенту, отвечать на вопросы, а иногда и исправлять ошибки. Проще разрешить ему формальное присутствие на приеме, а подчас и вовсе отпустить домой. Или загрузить работой, на которую не хватает физических сил и времени: вакцинация, оформление эпикризов, рецептов и т. д. Безусловно, что данные аспекты работы врача поликлиники входят в перечень рекомендуемых к освоению практических навыков, но в результате такого подхода большой пласт работы участкового терапевта выпадает из поля зрения студентов. Поэтому, мы считаем, что производственная практика в нынешних условиях (когда на 40 врачебных участков - 6 участковых терапевтов) не решает в полной мере поставленных задач - и студенты не получают необходимой подготовки, и поликлиника не агитирует, а скорее отталкивает потенциальную смену. Очевидно, здесь нужно искать новые эффективные формы социального партнерства. В любом случае, потребуются изменения и дополнения в нормативно-правовую базу деятельности высшей медицинской школы. Кроме того, возможно, решение вопроса о материальной заинтересованности участковых врачей в наставничестве позволит им более активно передавать свой бесценный опыт молодым специалистам. Это принесет несомненную пользу и вузу, и практическому здравоохранению.
|
|||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |