Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2015 год № 4

Общественное здоровье


УДК 614.2:616.314:656.2:311.4
М.В. Зелинский1, С.Н. Киселев1, А.Н. Ганус2
Стоматологическое здоровье студентов и основные направления его улучшения
1Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru;
2Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, ул. Серышева, 47, е-mail: root@festu.khv.ru, г. Хабаровск
Контактная информация: М.В. Зелинский, e-mail: dantist.84@mail.ru
Резюме:
Болезни зубов могут сопровождаться нарушениями жевания, речи и косметическими дефектами, которые становятся причиной профессиональной несостоятельности и нарушений психоэмоционального статуса. В связи с этим профилактика и эффективное лечение стоматологических заболеваний крайне важны в молодом возрасте; широкая реализация этих мероприятий в отношении студенческого контингента имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение.
Ключевые слова:
стоматологическое здоровье студентов, организация стоматологической помощи

M.V. Zelinskiy1, S.N. Kiselev1, A.N. Ganus2
Improvement of students' dental health
1Far Eastern State Medical University, Khabarovsk;
2Far Eastern State University of Communications, Khabarovsk
Summary:
Dental diseases can be accompanied by disorders of mastication, speech and cosmetic defects that cause professional failure and mental as well as emotional status problems. In this regard, prevention and effective treatment of dental diseases are extremely important in the young age; wide implementation of these measures to students has not only medical, but also social and economic importance.
Key words:
students' dental health, dental care organization
Введение

По сообщениям российских специалистов, удельный вес стоматологических заболеваний в структуре общей заболеваемости населения РФ по обращаемости достигает 20-25 %, обращаемость к врачу-стоматологу на втором месте после обращаемости к участковым врачам-терапевтам [5, 7, 8]. Стоматологическая помощь является одним из самых массовых видов медицинского обслуживания населения. По данным ряда авторов, уровень распространённости патологии зубочелюстной области среди взрослого населения России достигает 95 %, а в зубопротезировании нуждаются от 70 до 100 % всей популяции [5, 15].

Большинство специалистов по организации стоматологической помощи полагают, что потребность в этом виде помощи определяется рядом факторов: медико-географическими условиями проживания, социальными и демографическими факторами, распространённостью стоматологических заболеваний, а также уровнем организации специализированной помощи [5, 7, 8, 15].

Цель исследования - анализ литературных данных о распространенности, диагностике и лечении стоматологических заболеваний у студентов.

 
Результаты и обсуждение

Студенты вузов представляют собой особую социальную группу населения, которую объединяет возрастной диапазон, специфические условия обучения и образ жизни. Студенчество может быть отнесено к группе риска по состоянию здоровья, поскольку в этот период развития молодые люди находятся под влиянием двух процессов: физиологической перестройки организма и социализации личности [16, 33]. В то же время молодой организм способен активно отвечать на проводимые профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, что и позволяет рассматривать различные программы сохранения здоровья студенческой молодежи как потенциально эффективные мероприятия [2, 32].

Установлено, что интенсивность поражения зубов у молодежи в возрасте 16-29 лет высокая, КПУ составляет 8-9,5. Преобладающим является неосложненный кариес, доля осложненного кариеса в возрастной группе 16-29 лет - на уровне 6-13% [19]. В работе Камаева И.А. (2005) показано, что патология зубочелюстной системы наблюдается у 70-80 % лиц из числа обследуемой молодежи в возрасте 16-17 лет, обучающейся в лицеях, гимназиях и средних специальных учебных заведениях [10].

По данным Абубакаровой З.З. (2004), при изучении состояния пародонта у учащихся Кемеровского медицинского колледжа распространенность воспалительных заболеваний пародонта составила 80 %. При этом хронический генерализованный пародонтит легкой степени тяжести выявлен у 40 % студентов, хронический катаральный гингивит - с такой же частотой, а распространенность кариеса была на уровне 78 % [1].

В исследовании Шевляковой Л.A. (2005) было отмечено наличие патологии слизистой оболочки и мягких тканей полости рта почти у трети студентов вузов Твери (30,7 %). Наличие дисфункции верхнечелюстного сустава автор выявила у 22,8 % обследуемых, а общий уровень распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций среди учащихся составил 53,1 % [29].

В работе Ширшовой Н.Е. (2007) было показано, что распространенность заболеваний пародонта у студентов Челябинска составила 86,2 %. При этом патология воспалительного характера отмечена у 84,7 % обследованных (в основном хронический генерализованный катаральный гингивит), доля пародонтита в структуре воспалительных заболеваний составила 14,7 %, преобладали локализованные формы хронического пародонтита легкой степени тяжести [30].

В то же время относительно невысокие показатели стоматологической заболеваемости молодежи были продемонстрированы в исследованиях Рошковского В.М. (2009), Кицул И.С. (2004), Полякова В.М. (2007) [13, 22, 24].

Каплан З.М. (2007) оценивалась распространенность кариеса у учащейся молодежи Москвы 16-20 лет на уровне 92 %. Автором было установлено, что наиболее интенсивный прирост кариеса среди юношей отмечается в возрасте 17-18 лет, а у девушек - в возрасте 19-20 лет. Интенсивность кариеса (КПУ) у обследованных лиц составляла 5,1 [12].

В большинстве сообщений показана высокая распространенность и интенсивность кариеса у студенческой молодежи, а также неблагоприятная динамика ее роста за последние 10-12 лет. Более высокой является распространенность кариеса у девушек и более высокая интенсивность у юношей, что является проявлениям небрежного отношения к стоматологическому здоровью в возрасте 16-20 лет.

В работе Маслак Е.Е., Михайловой М.А. (2005) установлено, что студенты отмечают снижение психологического комфорта вследствие проблем в полости рта: 40,5 % учащихся сообщили, что благодаря состоянию полости рта теряют чувство уверенности, 21,1 % студентов заявили о напряжении и дискомфорте из-за проблем с зубами. 26 % респондентов сообщили, что испытывают смущение, 10,9 % студентов - раздражение при общении вследствие наличия стоматологических проблем [17].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что современная студенческая молодежь испытывает острую потребность во всех видах стоматологической помощи - терапевтической, хирургической, ортопедической, ортодонтической, эндодонтической, гнатологической, пародонтологической [27]. Однако распространенность и выраженность стоматологической патологии у данного контингента указывает на то, что должным образом она ему не оказывается.

Другие болезни твердых тканей зубов у учащейся молодежи проявляются повышенным их стиранием или клиновидным дефектом, что сопровождается убылью твердых тканей и наличием дефектов коронковой части зубов. В этих случаях требуется обязательное восстановление их путем пломбирования, а также выявление и устранение причин их возникновения с помощью мер хирургического, пародонтологического, ортодонтического и ортопедического характера [28, 35].

Изучению причин высокой распространенности стоматологических заболеваний посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов. При этом особое внимание уделяется социально-гигиеническим условиям и факторам среды, образу жизни семьи, профилактике вредных привычек, внедрению в молодежную среду спорта и здорового образа жизни [14, 36].

По мнению ряда исследователей, высокая распространенность кариеса вызвана рядом этиологических факторов. В качестве основных причин рассматриваются особенности питания, место проживания (городская или сельская среда), так как респонденты из городских регионов обычно более подвержены влиянию факторов, вызывающих развитие кариеса (быстрое питание, сладкие закуски) [40].

Ряд исследователей полагает, что наиболее важным из всех социальных и психологических факторов, влияющих как на общее состояние здоровья, так и состояние полости рта, является стресс [37, 39]. Показано, что пациенты молодого возраста более склонны к формированию патологических пищевых привычек и высоким уровням стресса [39]. Как известно, экзамены и подготовка к ним являются основными источниками стресса у студенческого контингента, что связано с необходимостью усвоения большого объема информации в кратчайшие сроки.

Значительная роль в формировании болезней зубов и пародонта отводится составу микрофлоры полости рта. Анализ факторов, способствующих высокому уровню распространенности стоматологических заболеваний у студенческий молодежи, показал, что одним наиболее значимыми являются вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем [4]. Также большую роль в ухудшении стоматологического здоровья молодежи играет нерегулярное неполноценное питание, которое характерно значительной доли учащейся молодежи. В рационе студентов отмечается недостаток основных нутриентов и избыток мягких сладких углеводов, частое и беспорядочное их употребление. Нередко в учебных учреждениях отсутствуют условия для полноценного питания студентов [20].

Некоторые исследователи показали роль опосредованного влияния тревожности, депрессии на болезни пародонта через изменение поведения по отношению к выполнению гигиенических и профилактических мероприятий. Показано, что лица с высокой тревожностью меньше чистят зубы [21].

На сегодняшний день важнейшей тенденцией модернизации системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации является интенсификация учебного процесса. При этом высокая интенсивность занятий нередко сочетается с необходимостью выполнения какую-либо оплачиваемой работы для обеспечения приемлемых условий жизни в этот период. Безусловно, все это способствует снижению внимания студентов к собственному здоровью. Некоторыми авторами показано, что в качестве основной причины несвоевременного обращения за стоматологической помощью учащиеся отмечают недостаток времени [23, 26].

Важнейшим фактором, способствующим развитию заболеваний полости рта, является нерегулярное посещение стоматолога, основной причиной этого является в первую очередь страх перед процедурами в стоматологическом кабинете. Это свидетельствует о низкой медицинской культуре студентов и их активности. И хотя 33 % студентов заявляют о применении профилактических препаратов, содержащих кальций и микроэлементы, их прием осуществляется, как правило, бессистемно и нерегулярно [25].

Значимым для состояния зубочелюстной системы молодежи является и уровень личной гигиены полости рта, однако, по данным некоторых авторов, правильными методами чистки зубов владеют лишь 26 % студентов [25]. Пирсинг на языке, весьма популярный среди определенной части молодежи, негативно влияет на состояние полости рта, также показано отрицательное влияние и пирсинга на губах [38].

Для современной молодежи и студентов характерна и недостаточная физическая активность студенчества в свободное время. При этом известно, что повышение физической активности снижает интенсивность воспалительных реакций при пародонтитах [34].

Таким образом, результаты проведенных к настоящему времени исследований свидетельствуют о неудовлетворительном отношении большинства выпускников средних и высших учебных заведений к профилактическим и лечебным мероприятиям независимо от их места учебы и проживания, профессиональной и половой принадлежности.

По мнению ряда авторов, отрицательными факторами в оказании стоматологической помощи молодежи на сегодня являются:

  • отсутствие государственных гарантий обеспечения бесплатной стоматологической помощью;
  • несоответствие тарифов реальным затратам на оказание стоматологической помощи;
  • отсутствие системы оценки и управления качеством стоматологической помощи [7, 18].

По результатам анкетирования учащихся, среди причин неявки на профилактические осмотры основной является неудовлетворительная организация осмотров, невнимательное отношение врачей к обследуемым, недостаточный объем врачебных исследований [23].

Многие исследователи описывают возможности новых форм организации деятельности вузовской поликлиники. Так, в Туле, Нижнем Новгороде, Красноярске, Челябинске и других городах были разработаны программы повышения уровня здоровья студенческой молодежи [6, 9, 30].

Например, в Государственной технологической академии Красноярска был разработан ряд мероприятий включавшей 3 этапа:

  1. скрининговое обследование поступивших на первый курс;
  2. консультации медицинскими специалистами для определения тактики оздоровительной работы со студентами;
  3. проведение реабилитации студентов в стационарах города, лечебно-оздоровительном центре, санаториях края [6].

В Нижнем Новгороде на базе студенческой поликлиники создан и функционирует Центр медико-профессиональной консультации школьников и абитуриентов высших учебных заведений. Основными задачами этого учреждения являются оказание квалифицированной медико-консультативной помощи школьникам и абитуриентам высших учебных заведений в выборе вузов и специальностей, не противопоказанных им по состоянию здоровья [11].

В клинической больнице г. Челябинска, оказывающей медицинскую помощь студенческой молодежи, внедрены новые технологии в организации медицинской помощи студентам. Внедрены стационарзамещающие технологии (дневной стационар при поликлинике, стационар на дому при офисах врачей общей практики), новые технологии проведения профилактических медицинских осмотров, усовершенствована система индивидуализированного учета и анализа здоровья студентов, факторов, его определяющих [30].

В исследовании Ширшовой Н.Е. (2007) было установлено, что 42,9 % студентов посещают частные стоматологические учреждения, тогда как в стоматологические поликлиники и стоматологические отделения многопрофильных поликлиник обращаются 38,8 % студентов. Автором установлено, что 15,6 % респондентов получают стоматологическую помощь в студенческой поликлинике, 2,7 % обращаются в стоматологическую клинику Челябинской государственной медицинской академии. При выборе стоматологической клиники 38,1 % студентов руководствуются качеством лечения, 23,0 % респондентов сообщили, что на первое место ставят доверие к врачу, его квалификацию и профессионализм; для 18,9 % студентов определяющим является доступность лечения; 15,0 % респондентов выбирают близко расположенные клиники; 2,8 % студентов руководствуются надежностью и гарантией на оказываемые услуги и 2,2 % выбирают клинику по уровню сервиса и отношению персонала [30].

Несмотря на усилия профилактической стоматологии, у 70 % населения России в возрасте 20-50 лет нарушена целостность зубных рядов [8]. Многие исследователи в настоящее время полагают, что поддержание удовлетворительного состояния полости рта и зубов в молодом возрасте, в частности, в период обучения в высших и средних учебных заведениях, представляет собой важную медико-социальную и экономическую задачу [3, 31].

Анализ доступной литературы показал наличие достаточного числа публикаций о состоянии стоматологического здоровья российской молодежи и студентов. Описан ряд недостатков в организации лечебно-профилактических стоматологических мероприятий, а также системы диспансеризации студенческого контингента. Ряд потенциальных возможностей диспансеризации используется не в полной мере. Врачи-специалисты недостаточно внимания уделяют оценке факторов риска в отношении стоматологических заболеваний, недостаточно используют возможности личностного уровня для осуществления первичной профилактики у студенческой молодежи. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки вопросов организации и совершенствования стоматологической помощи студенческой молодежи.

 
Литература
 
  1. 1. Абубакарова З.З. Некоторые аспекты здоровья студентов-медиков // Здоровье и образование в XXI веке: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч.-практ. ст. - М., 2004. - С. 19.
  2. 2. Александрова В.Б. Оценка стоматологического здоровья студентов // Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке". - 2014. - Т. 16, № 10. - С. 18-19.
  3. 3. Анцупова О.А., Гончарова И.С., Гончарова Е.М. и др. Стоматологический статус студентов высших и учащихся средних учебных заведений города Смоленска // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2012. - № 2. - С. 51-53.
  4. 4. Бабанов С.А. Распространенность табакокурения среди городского населения Самары и факторы, ее определяющие // Тер. Архив. - 2008. - № 1. - С. 69-73.
  5. 5. Боровский Е.В. Как улучшить стоматологическое здоровье россиян? // Стоматолог. - 2006. - № 12. - С. 5-10.
  6. 6. Бука Э.К., Мягков Е.В., Светличная Г.Н. К решению медико- социальной программы здоровья студентов в техническом вузе Сибири // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всерос. науч. конф. - М., 1995. - С. 41-42.
  7. 7. Вагнер В.Д., Нимаев Б.Ц., Ахметов Е.А. Пути совершенствования стоматологической службы // Стоматология для всех. - 2006. - № 2. - С. 4-5.
  8. 8. Дорохина А.И. Социально-гигиеническое исследование стоматологического статуса населения мегаполиса (на примере Москвы): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2008. - 24 с.
  9. 9. Казарина Л.H., Вдовина Л.B., Пурсанова А.Е. и др. Оценка стоматологического статуса у студентов 2-го и 3-го курсов стоматологического факультета Нижегородской Государственной медицинской академии // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2012. - Т. 11, № 2. - С. 54-57.
  10. 10. Камаев И.А., Поздеева Т.В., Дмитроченков А.В. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения. - Н. Новгород, 2005. - 312 с.
  11. 11. Камаев И.А., Васильева O.Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение РФ. - 2002. - № 1. - С. 26-29.
  12. 12. Каплан З.М. Медико-социальные основы формирования стоматологического здоровья молодежи: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2007. - 22 с.
  13. 13. Кицул И.С., Попова И.Н. Состояние региональной системы стоматологической помощи населению и пути ее оптимизации // ГлавВрач. - 2006. - № 2. - С. 87-92.
  14. 14. Коростылева Е.А. Медико-социальные аспекты совершенствования амбулаторной стоматологической помощи студенческой молодежи: автореф. дисс... канд. мед. наук. - Челябинск, 2009. - 23 с.
  15. 15. Леонтьев В.К. Оптимальная стоматологическая помощь и служба региона, показатели стоматологического аспекта здоровья и стоматологической помощи населению // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2008. - №3. - С. 11-14.
  16. 16. Макеева И.М., Дорошина В.Ю., Проценко А.С. Распространенность стоматологических заболеваний у студенческой молодежи Москвы и потребность в их лечении // Стоматология. - 2009. - № 6. - С. 4-8.
  17. 17. Маслак Е.Е., Михайлова М.А. Качество жизни как отражение состояния полости рта студентов // Здоровье и образование в XXI веке: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч.-практ. ст. - М., 2005. - С. 327-328.
  18. 18. Морозов В.И. Отношение населения к оказанию качественных стоматологических услуг в саратовском регионе // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2012. - Т. 8, № 3. - С. 820-824.
  19. 19. Одинаев И.С. Структурный анализ спроса и обоснование профилактики санации полости рта у потребителей стоматологических услуг: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Душанбе, 2005. - 23 с.
  20. 20. Орехова Л.Ю., Кудрявцева Т.В., Чеминава Н.Р. и др. Проблемы стоматологического здоровья у лиц молодого возраста // Пародонтология. - 2014. - Т. 19, № 2. - С. 3-5.
  21. 21. Поливаная Е.А., Юшманова Т.Н., Драчев С.Н. и др. Уровень знаний в вопросах профилактики стоматологических заболеваний и здорового образа жизни среди студентов в зависимости от специфики образования // Экология человека. - 2008. - № 4. - С. 42-45.
  22. 22. Поляков В.М. Состояние и пути совершенствования стоматологической помощи юношам допризывного и призывного возрастов (на модели крупного мегаполиса): автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2007. - 26 с.
  23. 23. Проценко А.С. Состояние стоматологического здоровья студенческой молодежи Москвы и пути его улучшения: автореф. дисс. канд. мед. наук. - М., 2010. - 22 с.
  24. 24. Рошковский В.М. Социально-медицинское и экономическое обоснование стоматологической диспансеризации в современных условиях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2009. - 33 с.
  25. 25. Сабгайда Т.П., Сергиевская А.Л., Кабанова А.В., Алексеев А.В. Возрастные и социальные особенности отношения населения к профилактике стоматологических заболеваний // Здравоохранение Российской Федерации. - 2011. - № 2. - С. 24-27.
  26. 26. Саидюсупова И.С. Медико-социальная оценка состояния здоровья студентов медицинского вуза и пути совершенствования организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008. - 22 с.
  27. 27. Филимонова О.И., Худякова Л.И. Культура стоматологического здоровья студенческой молодежи города Челябинска // Уральский медицинский журнал. - 2011. - № 5. - С. 61-64.
  28. 28. Цакоева А.А., Даурова Ф.Ю., Кича Д.И. Состояние пародонта у студентов-медиков из Юго-Восточной Азии // Пародонтология. - 2008. - № 3. - С. 75-78.
  29. 29. Шевлякова Л.А. Стоматологическая заболеваемость у студентов высших учебных заведений и пути ее профилактики: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Тверь, 2005. - 18 с.
  30. 30. Ширшова, Н.Е. Профилактика заболеваний пародонта у студенческой молодежи: методич. рекомендации / под ред. В.Р. Тесленко. - Челябинск, 2007. - 35 с.
  31. 31. Agaku I.T., Olutola B.G., Adisa А.О., et al. Association between unmet dental needs and school absenteeism because of illness or injury among U.S. school children and adolescents aged 6-17 years, 2011-2012 // Prev. Med. - 2015. - Vol. 5 (7). - P. 83-88.
  32. 32. Asawa K., Chaturvedi P., Так M., et al. The association between educational achievements, career aspirations, achievement motives and oral hygiene behavior among dental students of Udaipur, India // Ethiop. J. Health Sci. - 2014. - Vol. 24 (4). - P. 291-298.
  33. 33. Bou C.C., Miquel J.L., Poisson P. Oral health status of 1500 university students in Toulouse France Text // Odontostomatol. Trop. - 2006. - Vol. 29 (114). - P. 29-33.
  34. 34. Eickholz P., Kaltschmitt J., Berbig J., et al. Tooth loss after active periodontal therapy. 1: patient-related factors for risk, prognosis, and quality of outcome Text // J. Clin. Periodontal. - 2008. - Vol. 35 (2). - P. 165-174.
  35. 35. Maatouk F., Maatouk W., Ghedira H., Ben Mimoun S. Effect of 5 years of dental studies on the oral health of Tunisian dental students // East Mediterr Health J. - 2006. - Vol. 12, № 5. - P. 625-631.
  36. 36. Rajiah К., Ving С.J. An assessment of pharmacy students' knowledge, attitude, and practice toward oral health: An exploratory study // J. Int. Soc. Prev. Community Dent. - 2014. - Vol. 4 (Suppl. 1). - P. 56-62.
  37. 37. Reddy V., Bennadi D., Gaduputi S., et al. Oral health related knowledge, attitude, and practice among the pre-university students of Mysore city // J. Int. Soc. Prev. Community Dent. - 2014. - Vol. 4 (3). - P. 154-158.
  38. 38. Rong W.S., Wang W.J., Yip H.P. Attitudes of dental and medical students in their first and final years of undergraduate study to oral health behavior // Eur. J. Dent Educ. - 2006. - Vol. 10 (3). - P. 178-184.
  39. 39. Sanlier N., Ogretir A.D. The relationship between stress and eating behaviors among turkish adolescence // World Applied Sciences Journal. - 2008. - Vol. 4 (2). - P. 233-237.
  40. 40. Sheiham A., Sabbah W. Using universal patterns of caries for planning and evaluating dental care // Caries Res. - 2010. - Vol. 44 (2). - P. 141-150.