2016 год № 3
Общественное здоровьеУДК: 614.2.003
В.Н. Кораблев
О проблеме целеполагания и результатах деятельности медицинской организации
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация:
В.Н. Кораблев
, e-mail: korablevvn@gmail.com
Резюме:
Работа посвящена проблеме управлении медицинской организацией. Автор рассматривает теоретические и практические вопросы целеполагания. На примере территориальной поликлиники, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению, автором формулируется миссия медицинской организации, система стратегических, тактических и оперативных целей и задач, которые реализуются через соответствующие планы работ организации для достижения запланированных результатов.
Ключевые слова:управление, медицинская организация
V.N. Korablev
Setting goals and results of a medical institution functioning
Far eastern state medical university, Khabarovsk
The work covers the problem of a medical institution management. The author analyzes theoretical and practical issues of setting up goals. A territorial outpatient clinic providing primary and sanitary care was taken as an example model. The author formulated the mission of an organization, the system of strategic, tactic and operational goals and objectives that are being implemented through working plans of an institution to achieve the set up goals. Key words: management, medical organization. Анализ эффективности медицинских организаций и их структурных подразделений осуществляется на основе мониторинга показателей, отражающих результаты их медицинской и экономической деятельности [3]. Результаты деятельности организации определяются целеполаганием, которое представляет собой процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения [1]. Применительно к медицинской организации под целеполаганием следует понимать процесс обоснования и формирования целей развития организации на основе анализа потребностей населения в медицинской помощи, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Следовательно, заявленные цели отражают планируемые результаты деятельности медицинской организации. В доступной нам литературе мы не встречали материалов, посвященных вопросам целеполагания в практике управления медицинской организацией. В этой связи целью настоящего исследования явилась разработка методических подходов к повышению эффективности управления медицинской организацией через целеполагание, а также систему стратегических, тактических и оперативных целей, реализующихся через соответствующие планы работ медицинской организации. Summary:
V.N. Korablev
Setting goals and results of a medical institution functioning
Far eastern state medical university, Khabarovsk
The work covers the problem of a medical institution management. The author analyzes theoretical and practical issues of setting up goals. A territorial outpatient clinic providing primary and sanitary care was taken as an example model. The author formulated the mission of an organization, the system of strategic, tactic and operational goals and objectives that are being implemented through working plans of an institution to achieve the set up goals.
Key words:management, medical organization
Анализ эффективности медицинских организаций и их структурных подразделений осуществляется на основе мониторинга показателей, отражающих результаты их медицинской и экономической деятельности [3]. Результаты деятельности организации определяются целеполаганием, которое представляет собой процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения [1]. Применительно к медицинской организации под целеполаганием следует понимать процесс обоснования и формирования целей развития организации на основе анализа потребностей населения в медицинской помощи, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Следовательно, заявленные цели отражают планируемые результаты деятельности медицинской организации. В доступной нам литературе мы не встречали материалов, посвященных вопросам целеполагания в практике управления медицинской организацией. В этой связи целью настоящего исследования явилась разработка методических подходов к повышению эффективности управления медицинской организацией через целеполагание, а также систему стратегических, тактических и оперативных целей, реализующихся через соответствующие планы работ медицинской организации.
Объектом исследования явились управленческая деятельность медицинской организации. Предметом исследования явилась отношения управления в медицинской организации.
Иерархия целей медицинской организации включает в себя миссию, стратегические, тактические и оперативные цели [4]. Миссия (предназначение) является исходным пунктом в процессе целеполагания, отражает смысл существования медицинской организации, соответствующий интересам потребителя (пациента). С этих позиций миссией медицинской организации является обеспечение населения (пациентов) доступней и качественной медицинской помощью, позволяющей удовлетворять их потребности в сохранении и воспроизводстве своего здоровья. Далее задается стратегический ориентир или генеральное направление деятельности медицинской организации на планируемый период, а также разрабатывается система целей для организации в целом и для ее структурных подразделений как медицинских, так и немедицинских. Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Сформулированные цели должны соответствовать принципу SMART, согласно которому они должны быть: S (Specific) - конкретными, ясными и точными; M (Measurable) - измеримыми; A (Achievable) - достижимыми; R (Related / Result-oriented) - непротиворечивыми / ориентированными на результат; T (Time-bound) - ограниченными по срокам их достижения. В практической деятельности медицинской организации целесообразно выделять стратегические (долгосрочные более 5 лет), тактические (в пределах 1 года) и оперативные (текущие) цели. Традиционно организация имеет от 3 до 5 стратегических целей, каждая из которых делится на 3-5 тактических подцелей, а далее на оперативные подцели. Так происходит декомпозиция целей медицинской организации в виде "дерева целей". В свою очередь "дерево целей" соответствует организационной структуре медицинской организации. Главный врач, его заместители, другие руководители, относящиеся к административно-управленческому персоналу, например, главный бухгалтер, заместитель по экономическим вопросам и др. (менеджмент медицинской организации) отвечают за достижение миссии и стратегических целей организации. Их управленческая деятельность направлена на производственные структуры медицинской организации (основные, вспомогательные и обслуживающие), где и реализуются тактические и оперативные цели. Приведем примеры формулировки стратегических целей, например для территориальной городской поликлиники, которая оказывает населению преимущественно первичную медико-санитарную помощь. В соответствии с ч. 1 ст. 33 "Первичная медико-санитарная помощь" Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) " Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения". Таким образом, законодательное определение первичной медико-санитарной помощи уже содержит основные виды деятельности медицинской организации. В этой связи стратегическую цель поликлиники в части профилактики заболеваний можно сформулировать следующим образом: например, "Добиться к 2020 году охвата населения профилактическими осмотрами в объеме не менее 100 % от плана". Стратегическая цель "разбивается" на ряд (3-5) тактических (годовых) целей, например, добиться в текущем году охвата:
Стратегическую цель поликлиники в части лечения заболеваний можно сформулировать следующим образом: например, "Добиться к 2020 году эффективно законченных случаев не менее, чем у 95 % пациентов обратившихся впервые" (базовый показатель - 85 %). В этом случае тактические цели могут предполагать ежегодный рост показателя на 2 % - от 85 до 95 %. Указанные стратегические и тактические цели являются конкретными, измеримыми, достижимыми, ориентированы на результат и имеют срок исполнения, что соответствует принципу SMART. В свою очередь тактическое (годовые) цели "разбивается" на ряд оперативных целей, отражающих текущую, например, ежемесячную деятельность поликлиники в части профилактики, диагностики, лечения заболеваний и др. Примером может явиться ежемесячное планирование охватов профилактическими флюорографическими осмотрами или охватов туберкулинодиагностикой. Аналогично формулируются остальные стратегические, тактические и оперативные цели поликлиники и прочих медицинских организаций. Для достижения целей поликлиники формулируются задачи. Например, для достижения в текущем году охвата населения профилактическими флюорографическими осмотрами в объеме 90 % от плана необходимо следующее.
В соответствии с целями и задачами поликлиники формируются планы работ организации, которые также подразделяются на стратегические, тактические и оперативные. Например, для полноты учета численности населения, подлежащего флюорографическому обследованию необходимо осуществить следующие мероприятия:
Аналогичные задачи формируются и по туберкулинодиагностике. Целесообразно по всем технологиям, реализуемым в поликлинике, как и в других медицинских организациях, разрабатывать стандарты качества на основе процессного подхода [2]. Миссия и стратегические цели медицинской организации должны быть отражены в следующих документах.
Тактические цели реализуются в структурных подразделениях основного производственного и административно-управленческого персонала медицинской организации. Данные цели должны найти свое отражение в положениях о структурных подразделениях и их годовых планах работы. Таким образом, в основе управления медицинской организацией лежит целеполагание, система стратегических, тактических и оперативных целей и планов по их достижению, определяющих будущие результаты деятельности организации. Аналогичный подход к управлению медицинской организации касается и немедицинского персонала, но это уже следующая тема.
|
||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |