Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2016 год № 3

Общественное здоровье


УДК 614.2.003
В.Н. Кораблев
О проблеме целеполагания и результатах деятельности немедицинского персонала медицинской организации
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация: В.Н. Кораблев , e-mail: korablevvn@gmail.com
Резюме:
По мнению автора, проблема управления немедицинским персоналом в медицинской организации заключается в отсутствии единой методологии целеполагания и формирования целевых показателей, отражающих результаты деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений и отдельных работников. Автор считает, что методология формирования целевых показателей и индикаторов эффективности деятельности основана на четком определении целей, задач и функций, которые они выполняют, отраженные в положениях о деятельности медицинской организации, структурного подразделения и должностных инструкциях.
Ключевые слова:
управление, немедицинский персонал, медицинская организация

V.N. Korablev
Goal-seting and activitis' results of non-medical personnel of a medical organization
Far eastern state medical university, Khabarovsk
Summary:
The author considers that the problem of non-medical personnel management in a medical institution is the lack of universal methodology aimed at goal-setting and creation of goal indicators reflecting the activity results of a medical institution, its structural units and employees. The author supposes that the methodology of setting up goal indicators and activities' efficacy parameters is based on a precise determination of goals, objectives and functions that must be stated in the documents showing main activities, of a medical institution, a structural unit and personnel job descriptions.
Key words:
management, non-medical personnel, medical institution
Введение

В принятой практике к немедицинскому (прочему) персоналу в медицинских организациях относятся лица, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу [3].

Численность физических лиц прочего персонала в здравоохранении Российской Федерации составляет в пределах 20 % от общей численности работников здравоохранения. Соотношение занятых должностей и физических лиц прочего персонала равняется 1,41:1, штатных должностей - к физическим лицам 1,50:1. Следовательно, укомплектованность немедицинским (прочим) персоналом в здравоохранении составляет в пределах 60-70 % от их штатной численности [5].

К административно-управленческому персоналу относятся работники медицинских организаций, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности медицинских организаций, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Перечень должностей административно-управленческого персонала включает руководителей учреждений и их заместителей, а также других работников, относящихся к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих (работники отдела кадров, бухгалтерии, инженеры, экономисты, программисты и т. п.).

К вспомогательному персоналу медицинской организации относятся работники, в функции которых входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению деятельности персонала учреждения (выполнение печатных, множительных и архивных работ, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских и других работ), техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий, их охрана, транспортное обслуживание персонала (включая водителей), а также иные работы по обслуживанию персонала медицинской организации, включая социально-бытовое обслуживание (младший обслуживающий персонал: дворник, уборщик служебных помещений, вахтер, гардеробщик и другие).

Таким образом, немедицинский персонал медицинской организации является многочисленной группой персонала в значительной степени определяющий эффективность организации.

 
Материалы и методы

Объектом исследования явился немедицинский персонал медицинских организаций. Предметом исследования явились отношения управления в медицинской организации в части немедицинского персонала.

 
Результаты и обсуждение

Эффективность немедицинского персонала определяется результатами его деятельности [1]. В свою очередь результаты деятельности немедицинского персонала определяются целеполаганием. В медицинской организации под целеполаганием немедицинского персонала следует понимать процесс обоснования и формулирования целей развития организации в части немедицинских структурных подразделений, направленных на достижение ее миссии. Избранные цели развития немедицинских структурных подразделений организации и отражают планируемые результаты.

В иерархии целей медицинской организации административно-управленческий персонал (главный врач, его заместители по лечебной работе, главный бухгалтер, заместитель по планово-экономической работе, начальник отдела кадров и др.) отвечают за достижение миссии и стратегических целей организации. В структурных подразделениях административно-управленского и вспомогательного персонала реализуются тактические и оперативные цели.

Каждое структурное подразделение и каждая должность административно-управленческого и вспомогательного персонала несут целевые функции, которые должны отражаться в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях.

Наш опыт изучения положений о структурных подразделениях немедицинского персонала в медицинских организациях показал, что основными их недостатками являются [1]:

  • нечеткая или неправильная формулировка цели структурного подразделения;
  • нечеткая, "размытая" формулировка функций структурного подразделения;
  • отсутствие организационных регламентов исполнения функций;
  • отсутствие раздела, отражающего показатели оценки эффективности деятельности подразделения и пр.

Существуют проблемы и оценки эффективности деятельности немедицинского персонала. Так, в приложении 2 распоряжения министерства здравоохранения Хабаровского края от 05 ноября 2014 года № 1297-р "Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности …" утверждены, в частности, единые целевые показатели и критерии эффективности деятельности специалистов экономической и бухгалтерской службы. К ним отнесены отсутствие фактов нарушения трудового и финансового законодательства, достоверность и полнота сведений, предоставляемых уполномоченному органу, отсутствие нарушений по срокам и достоверности использования приказов, поручений, отчетов, отсутствие нарушений правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, наличие замечаний от контролирующих, вышестоящих органов [3].

Однако нельзя согласиться с тем, что показатели и критерии оценки эффективности деятельности специалистов экономической и бухгалтерской служб являются одинаковыми. Это два подразделения с разными целями, задачами по их достижению и функциями, а, следовательно, их эффективность учитывается с помощью разных показателей.

Так, к основным функциям планово-экономического отдела можно отнести разработку проектов перспективных и текущих финансовых планов, управление движениям финансовыми и другими ресурсами, выполнение расчетов по материальным, трудовых и финансовым затратам и пр.

В тоже время к основным функциям бухгалтерской службы следует отнести организацию бухгалтерского учета основных фондов, материально-производственных запасов, денежных средств и др., организацию расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам, с бюджетом и внебюджетными фондами, начисление и выплата заработной платы и прочее.

Именно цели, задачи и функции и определяют возможный перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности специалистов различных структурных подразделений.

По этим причинам нецелесообразно оценивать одними показателями специалистов кадровой, юридической и архивной служб, библиотекарей и пр.

Трудно согласиться с тем, что основными критериями эффективности деятельности водителей медицинских организаций являются соблюдение правил безопасности дорожного движения и своевременное прохождение профилактических работ. Очевидно, что целью деятельности гаража и водителей, а, соответственно, и результатами их деятельности является обеспечение своевременных перевозок в соответствии с потребностями медицинской организации (персонала, пациентов, продуктов питания, мягкого инвентаря и прочее).

Это же касается и показателей оценки эффективности деятельности работников пищеблока. Конечно, очень важно соблюдать санитарно-эпидемиологический режим и, тем более, нормы закладки продуктов. Но пищеблок в структуре больницы в первую очередь необходим для обеспечения больных своевременным диетическим питанием в соответствии с нормами потребления. Это и есть главная цель деятельности пищеблока и основной оценочный показатель.

Таким образом, при формировании показателей и критериев оценки эффективности деятельности немедицинского, а, соответственно, и медицинского персонала имеется одна и та же системная ошибка. Она заключается в отсутствии единой методологии целеполагания и формирования целевых показателей.

Методология формирования целевых показателей и их индикаторов оценки эффективности деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений и отдельных специалистов основана на четком определении целей, задач и функций, которые они выполняют, отраженные в положениях о деятельности медицинской организации, структурного подразделения и должностных инструкциях.

В этой связи стоит задача в разработке унифицированной системы целей медицинских организаций различного уровня, например, оказывающих первичную медико-санитарную, специализированную или высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям. Соответственно "дереву целей" формируются организационные структуры медицинских организаций, определяется номенклатура функций структурных подразделений и отдельных специалистов. Это касается как немедицинского, так и медицинского персонала.

Работник принимается на работу по конкретной должности для выполнения конкретных функций на конкретном рабочем месте. Указанные функции должны отражаться в его трудовом договоре, должностной инструкции, регламентах исполнения данных функций, оценочных показателях, соответствовать положению о структурном подразделении и пр. Следовательно, необходима стандартизованная номенклатура функций, профессиональные стандарты, стандартизованные должностные инструкции, регламенты исполнения функций, оценочные показатели и пр.

Для каждого структурного подразделения медицинской организации следует разработать собственный стандарт, который должен включать в себя перечень следующих основных локальных актов: положение о структурном подразделении; штатное расписание; квалификационные требования; должностные инструкции работников; показатели оценки эффективности деятельности структурного подразделения, планы работ; правила внутреннего распорядка и др.

В каждом структурном подразделении выделяются рабочие места, которые также должны быть стандартизованы. В стандарт рабочего места должны входить: наименование рабочего места; выполняемые функции на рабочем месте, отраженные в должностной инструкции; регламенты исполнения функций; квалификационные требования; показатели качества работы и др.

Приведем примеры формулировки целей немедицинского персонала. Так, например, целью деятельности главного бухгалтера медицинской организации является формирование в текущий период (например, в 2016 году) учетной политики, исходя из специфики условий финансово-хозяйственной деятельности организации, достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (целевой индикатор - в 100 процентах случаев).

Организация деятельности бухгалтерии медицинской организации и, непосредственно, главного бухгалтера определяется положением о бухгалтерии и должностной инструкцией главного бухгалтера. К основным функциям главного бухгалтера относятся обеспечение:

  • формирования учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации;
  • формирования информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечение предоставления информации внутренним и внешним пользователям;
  • учета доходов и расходов организации, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и др.

Целью деятельности заместителя главного врача по экономическим вопросам является финансовое и материально-технического обеспечение медицинской организации в текущий период (например, в 2016 году) для ее бесперебойной работы в соответствии с ее годовыми и оперативными планами финансово-хозяйственной и производственной деятельности (целевой индикатор - в 100 процентах случаев).

Организация деятельности планово-экономического отдела медицинской организации и, непосредственно, заместителя главного врача по экономическим вопросам определяется положением о планово-экономическом отделе и должностной инструкцией заместителя.

К основным функциям заместителя главного врача по экономическим вопросам относятся:

  • обеспечение составления текущих и долгосрочных финансовых планов медицинской организации;
  • составление сметы доходов и расходов медицинской организации;
  • составление договоров на оказание медицинских, в т. ч. платных, услуг и др.

Таким образом, медицинская организация, ее структурные подразделения и отдельные специалисты организации в своей деятельности должна опираться на локальные нормативные акты: положение о медицинской организации, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции, включая немедицинские подразделения и персонал. Указанные локальные нормативные акты включают в себя раздел "Функции". При этом каждая функция должна иметь порядок (регламент) ее исполнения, а также показатели и индикаторы оценки эффективности их исполнения [2].

Такой подход позволяет разработать сквозную оценку эффективности работы всех элементов организационной структуры медицинской организации от главного врача до отдельного работника, включая немедицинский персонал.

В этой связи, по нашему мнению, перед Минздравом России должна стоять задача в разработке унифицированной номенклатуры функций медицинских организаций различного уровня, их структурных подразделений и отдельных специалистов. Это касается как медицинского, так и немедицинского персонала [2]. Такой подход позволит в соответствии с единой номенклатурой медицинских организаций, их структурных подразделений, структурой основного, административно-управленческого и вспомогательного персонала разработать единообразные (стандартизованные) положения о медицинских организациях, их структурных подразделениях и должностные инструкции с единообразной формулировкой функций, дополненные порядками их исполнения, а также оценочными показателями и индикаторами.

 
Литература
 
  1. 1. Дементьева Е.Л., Кораблев В.Н. Планирование численности немедицинского персонала в медицинских организациях. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2015. - 114 с.
  2. 2. Кораблев В.Н. Оценка результативности и эффективности системы здравоохранения и медицинских организаций. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2015. - 236 с.
  3. 3. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 октября 2012 г. №16-5/10/2-3238 "Об использовании в работе методических рекомендаций "Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб".
  4. 4. Распоряжение министерства здравоохранения Хабаровского края от 05 ноября 2014 года №1297-р "Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности деятельности работников в краевых государственных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края".
  5. 5. Сон И.М., Леонов С.А., Данилова Н.В., Мирсков Ю.А. Характеристика и объем основных трудовых ресурсов системы здравоохранения. - Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2012. - 3 (25).