2016 год № 4
Неврология и психиатрияУДК 616.895.4-053.6
Е.В. Солодкая, И.П. Логинов
Клинические особенности и факторы риска непсихотических депрессивных расстройств у подростков
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского 35, тел. 8-(4212)-30-53-11, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация:
Е.В. Солодкая, e-mail: solodkaya@nm.ru
Резюме:
С целью изучения клинико-психопатологической структуры и факторов, способствующих формированию депрессивных расстройств у подростков, проведено исследование 73 подростков, поступивших с непсихотическими симптомами депрессивного регистра на стационарное лечение в краевую психиатрическую больницу г. Хабаровска в период с 2013-2015 гг. У обследованных пациентов возрастного периода 11-14 лет (1-я группа), достоверно часто диагностировались депрессивные эпизоды средней степени (27,7 %), а у подростков 15-18 лет (2-я группа) - расстройства адаптации с кратковременной (43,6 %), и пролонгированной (29,0 %) депрессивной реакцией. Психопатологическая структура ведущего депрессивного синдрома была разнообразной, депресивно-анорексический синдром встречался лишь в 1-й группе. С применением модели логистической регрессии Logistica (≥2) было выявлено, что у обследованных подростков есть пять переменных статистически значимых факторов, оказывающих влияние на формирование депрессивных расстройств.
Ключевые слова:депрессивные расстройства, факторы риска, суицидальные попытки, депрессия
E.V. Solodkaya, I.P. Loginov
Clinical features and risk factors of the non-psychotic depressive disorders in adolescents
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
We have conducted a study of 73 adolescents who came to the Hospital of mental disorders with non-psychotic depressions in the period from 2013 to 2015 years. The aim of our research is to study a clinical structure and risk factors for depressive disorders.
We have seen a fairly frequent development of depressive episode of moderate severity (27,7 %) among adolescents from the first group (11-14 ages) and adaptation disorders with short-term reaction (43,6 %) and prolonged reaction (29,0 %) from the second group(15-18 ages). Syndrome structure of depressive disorder was diverse, but depressive-anorectic syndrome was observed only in the first group. Using the method of logistic regression we have noticed that adolescents have five significant factors for depressive disorders.
Key words:depressive disorders, risk factors, suicidal behavior, depression
Актуальность проблемы депрессивных расстройств, манифестирующих в подростковом возрасте, определяется, прежде всего, широкой распространенностью этих расстройств, трудностью распознавания данной патологии на ранних стадиях заболевания и высоким суицидальным риском [4, 5]. Так, по современным эпидемиологическим данным [13, 14], распространенность депрессий в популяции 15-20-летних составляет от 8 до 20 % и более 50 % всей психической заболеваемости подросткового и юношеского возраста, а пик суицидов приходится на возрастную группу от 15 до 25 лет [6]. Проведенные исследования показывают, что депрессивные расстройства у подростков представляет собой гетерогенную группу расстройств диагностика и терапия которых, до сих пор представляет собой сложную клиническую задачу [3]. Согласно M.B. Keller с соавт., средний возраст больных к началу депрессии - 14 лет [8]. По мнению W.M. Reynolds и H.F Johnston 10-20 % подростков могут испытывать серьёзные депрессивные расстройства, однако нередко они остаются нераспознанными [11]. Распространённость подобного рода нарушений на протяжении прожитой жизни составляет 20,4 %, а на момент осмотра депрессия была выявлена лишь у 2,9 % подростков [9]. Приведенные показатели свидетельствуют о возрастании частоты депрессивных, в частности непсихотических, расстройств у подростков в последние десятилетия, однако, некоторым авторами высказываются серьёзные сомнения относительно возможности развития депрессии в подростковом возрасте. Их убеждения основаны на том, что все обычные подростки испытывают резкие перепады настроения и самочувствия, но это - не признаки психопатологии [12]. Цель исследования - изучение клинико-психопатологической структуры и факторов, способствующих формированию депрессивных расстройств у подростков.
Исследование проведено на клинической базе кафедры психиатрии и наркологии с курсом ФПК и ППС Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ) - "Хабаровская краевая клиническая психиатрическая больница". Изучались пациенты подросткового возраста (11-18 лет), поступившие на стационарное лечение с непсихотическими депрессивными расстройствами (n=73), средний возраст - 15,7+1,9 лет, по гендерному признаку: 20,5 % (n=15) мальчиков и 79,4 % (n=58) девочек, что соответствует распространенности психогенной депрессии среди женщин в общей популяции. Клинико-психопатологический анализ депрессивных расстройств показал неоднородность клинических проявлений в зависимости от возрастного периода подросткового возраста, что разделило пациентов на две группы: подростки среднего звена основной школы 11-14 лет (1-я группа, n=18) и подростки старшего звена основной школы 15-18 лет (2-я группа, n=55). Критериями включения в группы были: наличие установленной связи начала с психотравмирующим фактором острого или пролонгированного характера; непсихотический уровень депрессивного расстройства клинических проявлений депрессивного расстройства; соответствие клинической картины расстройства одной из следующих диагностических рубрик МКБ-10 (F32.0-20, F34.1, F41.2, F43.20-22); наличие информированного согласия родителей (<15 лет) или самого пациента на участие в исследовании. Критериями исключения были: возраст ниже11 и выше 18 лет, признаки психических заболеваний другой этиологии и обострения хронических соматоневрологических заболеваний. Методы исследования: клинико-психопатологический и клинико-статистический. Для исследования пациентов использовалась формализованная карта, включающая 4 модуля и состоящая из 87 переменных скринингового опросника, разработанного на кафедре психиатрии и наркологии с курсом ФПК и ППС ДВГМУ совместно с кафедрой психиатрии Харбинского медицинского университета (КНР). Статистическая обработка материала осуществлялась с помощью пакета STATISTICA 6.0. Для непараметрических качественных признаков - вычисление относительных частот (долей), описание относительной частоты бинарного признака, сравнение относительных частот внутри одной группы и в двух группах по двустороннему критерию статистической значимости, кластерный анализ. Для регрессионного анализа факторов риска депрессивных расстройств применялась модель логистической регрессии Logistica (≥2). Уровень статистической значимости, принятый в исследовании - p<0,05. Распределение подростков по нозологическим группам представлено в таблице 1.
Примечание. * - p<0,05. Как видно из таблицы 1, у пациентов 2-й группы (15-18 лет) чаще всего диагностируются "Расстройство адаптации, кратковременная депрессивная реакция" и "Расстройство адаптации, пролонгированная депрессивная реакция". Различия статистически значимы (p<0,05). Обращают на себя внимание единичные случаи пациентов 1-й группы (11-14 лет) по следующим нозологиям "Депрессивный эпизод тяжелый без психотических симптомов" и "Расстройство адаптации, кратковременная депрессивная реакция", что возможно обусловлено малым количеством респондентов. Соответственно это касается и 2-й группы (15-18 лет) по нозологии "Смешанные тревожные и депрессивные расстройства".
Психопатологическая структура ведущего депрессивного синдрома была разнообразной за счет большей представленности в структуре депрессий расстройств астенического, адинамического, тревожного, ангедонического, анорексического, маскированного регистра. Лишь в 1 группе встречался депрессивно-анорексический синдром (p<0,05) и маскированная депрессия (5,5 %). Достоверно установлено, что психические расстройства, содержащие в своих клинических проявлениях депрессивный симптомокомплекс, являются наиболее суицидоопасными [7].
Примечание. * - p<0,05. Следует отметить, что тяжесть депрессии у подростков, совершивших суицидальные попытки, в нашем исследовании чаще доходила до легкого и умеренного уровня, а суицид объяснялся неадекватным типом личностного реагирования. Так достоверно чаще подростки совершали суицид с "расстройством адаптации, кратковременной депрессивной реакцией" (p<0,05) и "расстройством адаптации, пролонгированной депрессивной реакцией" (p<0,05). С применением модели логистической регрессии Logistica (≥2) было выявлено, что у подростков 11-18 лет есть пять переменных статистически значимых факторов, участвующих в формировании депрессивных расстройств: родительский прессинг, отношения с одноклассниками и с родителями, а также наследственная отягощенность психическими заболеваниями и преморбидные акцентуации личностных черт (табл. 4).
Примечание. * - p<0,05, ** - p<0,001. Таким образом, клинико-психопатологическая структура изученных депрессивных состояний у подростков 11-18 лет характеризуется разнообразием и неоднородностью клинических проявлений. Их возрастная динамика направлена в сторону роста кратковременных и пролонгированных депрессивных реакций, которые достоверно увеличивают риск суицидальных попыток. Тяжесть депрессии чаще доходила до легкого и умеренного уровня, а суицид объяснялся неадекватным типом личностного реагирования. Возрастная динамика ведущего депрессивного симптомокомплекса направлена от депрессивно-анорексического и маскированного вариантов к ангедонической, астено-адинамической и тревожной депрессии. Установлено, что формирование депрессивных расстройств у подростков - многофакторный процесс, среди которых из факторов биологической направленности преобладает наследственная отягощенность по психическим заболеваниям, из факторов психопатологической направленности доминируют преморбидные акцентуации с преобладанием гипотимных и психастенических личностных черт и из факторов психосоциальной направленности - родительский прессинг, конфликты с родителями и одноклассниками. Каждый из этих составляющих должен быть использован практическим психиатром для реализации индивидуальной терапевтической стратегии и обеспечения необходимой превенции и купированию суицидальных тенденций.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |