2017 год № 1
Теоретическая и экспериментальная медицинаУДК 611.81-027.12:541.515:599.323.4-092.9
Б.Я. Рыжавский1, О.А. Лебедько2,1, О.В. Лазинская1, М.С. Кузнецова2, О.Е. Гусева2
Влияние введения блеомицина на морфометрические характеристики коры, концентрацию РНК в цитоплазме нейронов и свободнорадикальное окисление в головном мозге неполовозрелых крыс (отсроченные последствия)
1Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru;
2Хабаровский филиал ДНЦ ФПД - НИИ охраны материнства и детства, ул. Воронежская, 49, кор. 1, e-mail: iomid@yandex.ru, г. Хабаровск Резюме:
Исследована кора головного мозга (ГМ) крыс, которым в течение 3 дней (в возрасте 30-32 суток) ежедневно вводили внутрибрюшинно блеомицин в дозе 1 мг/кг. Контролем служили интактные животные из тех же пометов. Морфометрическое изучение коры показало, что толщина собственно теменной доли (СТД) и гиппокампа, размеры ядрышек в нейронах слоя V СТД и поля I гиппокампа у подопытных крыс были достоверно большими, чем у контрольных. В цитоплазме нейронов слоя II и V СТД и поля I гиппокампа у подопытных крыс концентрация РНК была выше, чем у контрольных. Изучение оксидативного статуса гомогенизированных тканей полушария головного мозга подопытных крыс выявило активацию продукции свободных радикалов: показатели хемилюминесценции на 20-30 % превышали контрольные уровни.
Ключевые слова:мозг, кора, блеомицин, свободные радикалы
B.Ya. Rizhavsky1, О.А. Lebedko2, 1, О.V. Lazynskaya1, М.S. Kuznetsova2, О.Е. Guseva2
Effect of bleomycin introduction on morphometric characteristics of the cortex, RNA concentration in cytoplasm of neurons and free radicals oxidation in the brain of non-matured rats (remote consequences)
1Far eastern state medical university;
2Khabarovsk branch of federal state budgetary institution "Far Eastern Scientific Centre of Physiology and Pathology of Respiration" Research Institute of Maternity and Childhood, Khabarovsk Summary:
The authors studied the cortex of the brain in rats (age 30-32 days) which received bleomycin intraperitoneally in the dose of 1 mg/kg for three days. The control group included intact animals from the same breed. Morphometric study of the brain showed that the thickness of parietal lobe proper ( PLP) and hypocampus, sizes of nucleoli in the neuron layer V PLP and field I of hypocampus in the studied rats were reliably larger than in the control group. In cytoplasm of neuron layer II and V of PLP and field I of hypocampus in experimental rats, concentration of RNA was higher than in the control animals. Study of oxidative status of homogeneous tissues of brain hemispheres of the experimental animals revealed activation of free radical production: chemiluminescence parameters were 20-30 % higher than the control ones.
Key words:brain, cortex, bleomycin, free radicals
Известно, что развитие головного мозга зависит от большого числа средовых факторов. В частности, установлено, что факторы, приводящие к акселерации, ускоряют темпы развития ГМ [5, 6]. Известно также, что ускорение темпов соматического развития животных может быть следствием приема ряда лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков [6, 12], что обусловило их применение для стимуляции темпов роста сельскохозяйственных животных [12]. В то же время, влияние антибиотиков на развитие головного мозга не изучено. Среди антибиотиков имеются препараты, применяющиеся и при лечении опухолей, в том числе, у детей. К ним относится, в частности, блеомицин - препарат, представляющий смесь гликопептидных антибиотиков, обладающий противоопухолевым действием [7]. Его изучение привлекает внимание и в связи с его побочными эффектами, включающими активацию образования свободных радикалов, токсическое действие на легкие, развитие пневмофиброза [1, 3]. В связи с этим в настоящей работе исследовалось влияние блеомицина на показатели состояния коры ГМ, закономерно меняющиеся в процессе онтогенетического развития органа, а также при изменениях его функционального состояния.
Исследование проведено на крысах линии Вистар из 2 пометов (по 10 и 8 крысят), каждый из которых был разделен пополам. Животным опытной группы (n=9) в возрасте 30, 31, 32 суток ежедневно внутрибрюшинно вводился блеомицин, растворенный в физрастворе, в дозе 1 мг/кг. Контрольная группа (n=9) состояла из интактных крыс. Подопытные и контрольные животные содержались в одних клетках, корм и воду получали ad libitum. Эвтаназию крыс обеих групп проводили одновременно при достижении ими возраста 45 суток. Левое полушарие ГМ животных фиксировали в жидкости Карнуа. Парафиновые срезы, толщиной 7 мкм, полученные из СТД, окрашивали галлоцианином. На них при помощи окуляр-микрометра МОВ-15 измеряли толщину коры и ее слоя I, а также, с помощью компьютерной морфометрии, на аппарате "Мекос"- площади сечения ядрышек, ядер и цитоплазмы нейронов слоя II и V СТД и поля I гиппокампа, концентрацию РНК в цитоплазме этих нейронов как описано в [6]. Процессы свободнорадикального окисления исследовали методом хемилюминесценции (ХМЛ). Регистрацию ХМЛ в гомогенатах правого полушария ГМ крыс осуществляли на люминесцентном спектрометре LS 50B "PERKIN ELMER" по методикам, описанным ранее [2]. Определяли: Ssp - светосумму за 1 минуту спонтанной ХМЛ, величина которой прямо коррелирует с интенсивностью свободнорадикального окисления h - амплитуду быстрой вспышки Fe2+-индуцированного свечения, свидетельствующую о содержании гидроперекисей липидов; Sind-1 - светосумму за 4 минуты Fe2+-индуцированного свечения, величина которой зависит от скорости образования перекисных радикалов; H - амплитуду H2О2-индуцированного люминол-зависимого свечения, величина которой обратно коррелирует с перекисной резистентностью субстрата; Sind-2 - светосумму за 2 минуты H2О2-индуцированной люминол-зависимой ХМЛ, величина которой обратно коррелирует с активностью антиоксидантной антирадикальной защиты (АОРЗ). Интенсивность ХМЛ, измеренную в милливольтах, рассчитывали на 1 г влажной ткани, взятой во время забоя животных, и выражали в относительных единицах. Статистическую обработку данных проводили при помощи программы Statistica.
Изучение гистологических препаратов не выявило в СТД и гиппокампе подопытных крыс признаков альтерации, дистрофических изменений. Таким образом, введение блеомицина не приводило к морфологическим изменениям в коре головного мозга, характерным для последствий, формирующихся в легких под влиянием введения этого препарата, в частности, пневмофиброза, разрушения паренхиматозных структур [1, 3]. Морфометрический анализ показал, что толщина коры в СТД, являющейся ассоциативной зоной неокортекса [4], у подопытных крысят была больше, чем у интактных животных, толщина молекулярного слоя при этом не имела межгрупповых различий. Число нейронов в стандартной площади среза слоя II и V также практически не различалось в сравниваемых группах (табл. 1), что может свидетельствовать об отсутствии усиленной гибели нейронов в этих слоях коры у подопытных крыс. Размеры цитоплазмы и ядер нейронов слоя II и V СТД, а также гиппокампа, не различались в коре подопытных и контрольных животных. В то же время, размеры ядрышек в нейронах слоя V и гиппокампа у подопытных крыс были достоверно большими, чем у контрольных, в нейронах слоя II наблюдалась тенденция к их увеличению. Концентрация РНК в цитоплазме нейронов слоя II, V СТД и гиппокампа была в ГМ подопытных крыс больше, чем у контрольных (табл. 1). Таким образом, исследованные ассоциативные и эфферентные нейроны неокортекса и гиппокампа у подопытных крыс имели морфометрические и гистохимические признаки более интенсивного, чем в контроле, синтеза РНК. Эти отличия могут быть отражением ускоренного развития коры или/и повышенной функциональной активности изучавшихся нейронов [4]. Признаком первого можно считать и большую толщину коры СТД в мозге подопытных крысят.
Примечание. * - p<0,05 по отношению к группе "Контроль". ХМЛ-анализ (табл. 2) продемонстрировал, что воздействие блеомицина умеренно интенсифицировало процессы свободнорадикального окисления, о чем свидетельствовало достоверное увеличение показателей Ssp, h и Sind-1 на 20 %, 26 % и 33 %, соответственно. Накопление продуктов свободнорадикального окисления сопровождалось ослаблением антиоксидантной и антирадикальной защиты и снижением перекисной резистентности: величина Sind-2 и амплитуда H возросли на 23 % и 25 %, соответственно.
Примечание. * - p<0,05 по отношению к группе "Контроль". Ранее нами было установлено [3], что при аналогичном режиме введения блеомицина в легких развивались выраженные деструктивные изменения на фоне тяжелого оксидативного стресса (ХМЛ-показатели легочных гомогенатов подопытных крыс превышали контрольные уровни в 2,6-3,4 раза). Считается, что цитотоксический эффект блеомицина обусловлен индукцией образования свободных радикалов, которые вызывают в конечном итоге повреждения ДНК, приводящие к гибели клеток [11]. Вследствие того, что расщепляющий блеомицин фермент - блеомицин-гидролаза отсутствует в легких, именно они подвергаются более интенсивному и длительному воздействию избытка свободных радикалов, что и обусловливает пневмотоксичность этого антибиотика [9]. Зарегистрированное в наших исследованиях отсутствие патоморфологических изменений на фоне умеренной активации продукции свободных радикалов в ГМ крыс, подвергнутых воздействию блеомицина, вероятно, обусловлено высоким содержанием в нейронах инактивирующего фермента - блеомицин-гидролазы [10]. Кроме того, следует учитывать, блеомицин подавляет синтез нуклеиновых кислот (преимущественно ДНК) и белка, действуя на клетки, находящиеся как в митотическом цикле, так и вне его, и проявляя большую активность в фазе G2 [7]. В связи с этим можно предполагать, что деструктивные изменения в коре мозга подопытных крыс не развивались и вследствие того, что зрелые нейроны коры являются неделящимися клетками, и поэтому малочувствительными к повреждающему действию блеомицина. Более высокие уровни генерации свободных радикалов в ГМ, сопровождающиеся морфометрическими и гистохимическими изменениями, свидетельствующими об ускоренном развитии коры, повышении функциональной активности нейронов, по-видимому, можно оценивать с позиции перехода редокс-регуляции в режимы функционирования, необходимые для успешного прохождения очередного этапа нейроонтогенеза. Это следует, в частности, из данных, свидетельствующих о том, что повышение продукции свободных радикалов вызывает активацию экспрессии редокс-сенситивных генов апоптоза - процесса, необходимого для элиминации структур, эффективных на предыдущем этапе нейроонтогенеза, но утративших свое значение на новом этапе развития [8]. Оценивая полученные данные, мы полагаем, что изучение влияния антибиотиков, обладающих противоопухолевым действием, на ГМ, заслуживает дальнейших исследований, в частности, учитывающих зависимость эффектов от дозы и схемы назначения препарата, а также от срока, прошедшего после его отмены.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |