Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2017 год № 3

Педиатрия


УДК 613.22:613.954
А.А. Важенина, Л.В. Транковская, Е.Б. Анищенко, Д.С. Яровова
Гигиеническая оценка питания детей, обучающихся в частных дошкольных образовательных организациях
Тихоокеанский государственный медицинский университет, 690002, пр-т Острякова, 2, тел. 8-(423)-245-17-83, г. Владивосток
Контактная информация: А.А. Важенина, e-mail: antonina2179@mail.ru
Резюме:
Изучено состояние фактического питания детей, являющихся воспитанниками частных дошкольных образовательных организаций. Получены данные о количественной и качественной структуре суточных рационов дошкольников. Рационы фактического питания не отвечают нормативным требованиям по продуктовому обеспечению, ряду показателей химического состава и энергетической ценности.
Ключевые слова:
детское население, рационы питания, гигиеническая оценка

A.A. Vazhenina, L.V. Trankovskaya, E.B. Anishchenko, D.S. Yarovova
Hygienic assessment of diet for preschool children attending private kindergartens
Pacific State Medical University, Vladivostok
Summary:
We studied the diets of children who attend private kindergartens. Diet for preschoolers does not meet regulatory requirements in terms of recommended level of consumption, and chemical composition of diet is characterized by a pronounced imbalance of mineral elements.
Key words:
children, diet, hygienic assessment
Введение

Правильно организованное, полноценное и сбалансированное по содержанию нутриентов питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, оказывает существенное влияние на резистентность детского организма к различным заболеваниям, повышает умственную и физическую работоспособность, способствует оптимальному нервно-психическому развитию [1, 2, 5, 9]. Приоритетная роль питания в поддержании здоровья детей и подростков закреплена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р в "Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года" [8]. Обучающихся (учащихся и воспитанников образовательных организаций) рекомендуется обеспечивать всеми пищевыми веществами, необходимыми для реализации позитивной роли алиментарного фактора в поддержании их здоровья и эффективного обучения с учётом физиологических норм потребностей в пищевых веществах и энергии, рекомендуемых среднесуточных продуктовых наборов для соответствующих образовательных организаций [7]. Таким образом, наличие базисных данных о состоянии фактического питанияв условиях и вне стен организованного коллектива, должно являться основой оптимизации питания детей, посещающих образовательные организации, в том числе и частных дошкольных образовательных организаций (ЧДОО).

Изложенные обстоятельства определили актуальность настоящего исследования, цель которого состояла в изучении фактического питания детей, являющихся воспитанниками частных дошкольных образовательных организаций г. Владивостока и разработке профилактических мероприятий по его оптимизации.

 
Материалы и методы

В работу включены 110 детей 3-7 лет. Фактическое питание исследовано при помощи метода 24-часового (суточного) воспроизведения [4]. Анализ питания в ЧДОО осуществлён по сезонным меню-раскладкам. Сведения о питании, получаемом вне стен детского сада, собраны путём интервьюирования родителей (законных представителей). Оценка количества потребляемой пищи проведена с использованием "Альбома порций продуктов и блюд" [3]. Режимные моменты домашнего питания установлены при анкетировании родителей. Проанализированы среднесуточные рационы, дана оценка их продуктового набора. С помощью таблиц химического состава и калорийности российских продуктов питания [11] рассчитаны основные показатели пищевой и энергетической ценности рационов. При расчётах учтены потери нутриентов при различных способах кулинарной обработки продуктов, используемых для приготовления блюд.

Основанием для гигиенической оценки являлись МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" и СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [6, 10].

Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0. Результаты представлены как средняя арифметическая и её средняя ошибка M±m. Уровень статистической значимости принят при p<0,05.

 
Результаты и обсуждение

Проанализированы рационы организованного и домашнего питания детей. Суточное воспроизведение фактического питания дошкольников показало, что в будние дни оно складывается из четырёх приёмов пищи в ЧДОО и одного или двух приёмов дома в утреннее и (или) вечернее время. Режим питания - один из основных критериев оптимального питания. Анализ структуры приёмов пищи в детском саду показал её соответствие требованиям: первый приём пищи - завтрак, состоит из двух блюд; второй основной приём пищи - обед, состоит из четырёх блюд; третий приём пищи - полдник, состоит из напитка и выпечки (или печенья); четвёртый приём пищи - ужин, состоит из двух блюд.

Характеристика продуктового набора среднесуточных рационов, потребляемых в организованном коллективе и домашних условиях представлена в таблице 1. Изучение фактического среднесуточного продуктового набора выявило его несоответствие рекомендованному уровню потребления (РУП) в количественном и качественном отношении. Установлен недостаток потребления молока и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов свежих и овощей, хлеба ржаного (ржано-пшеничного) в сравнении с рекомендуемыми уровнями на 13,51 %, 14,17 %, 40,10 % и 31,60 %, 87,54 %, соответственно (табл. 1). Зафиксировано избыточное потребление мяса и мясных продуктов, колбасных изделий, картофеля, хлеба пшеничного, макаронных изделий.

Таблица 1. Характеристика продуктового набора среднесуточных рационов, потребляемых в организованном коллективе и домашних условиях детьми дошкольного возраста
Группа продуктовУровень потребления, г/сут (нетто)% от РУП
РУПфактический
 Молоко и кисломолочные продукты1450,00389,20±13,7986,49
 Творог, творожные изделия240,0037,50±4,5793,70
 Сметана311,009,70±0,9188,60
 Сыр твёрдый6,006,20±0,89103,80
 Мясо бескостное или на кости55,0066,03±4,74120,50
 Птица 24,0023,90±2,4199,50
 Рыба (филе), в т. ч. филе слабо или малосолёное37,0041,50±6,30112,10
 Колбасные изделия6,907,92±1,82114,80
 Яйцо куриное столовое24,0020,60±1,3085,83
 Картофель140,00165,30±10,72118,10
 Овощи, зелень260,00177,90±10,3068,40
 Фрукты (плоды) свежие100,0059,90±6,9959,90
 Фрукты (плоды) сухие11,009,70±1,2188,20
 Соки фруктовые (овощные)100,00113,20±8,58113,20
 Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)50,006,23±1,2912,46
 Хлеб пшеничный или хлеб зерновой80,0091,70±4,10114,60
 Крупы (злаки), бобовые43,0038,60±2,6989,80
 Макаронные изделия 12,0015,00±1,77124,90
 Мука пшеничная29,0025,50±2,4587,80
 Масло сливочное21,0021,90±0,52104,40
 Масло растительное11,008,07±0,2578,90
 Кондитерские изделия20,0015,40±2,4277,00
 Сахар47,0050,30±1,28107,00

Примечание. 1С м. д. ж. не ниже 2,5 %. 2С м. д. ж. не менее 5 %. 3С м. д. ж. не более 15 %.

Несоответствующая обеспеченность суточных продуктовых наборов влечёт неадекватное поступление заменимых и незаменимых пищевых факторов, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.), следовательно, неизбежно приведёт к нарушениям в состоянии здоровья детей [6, 7].

Содержание белков, жиров, углеводов и калорийность в изучаемых среднесуточных рационах приведено в таблице 2. Нами выявлено, что количество белков и жиров превышено по сравнению с нормируемыми значениями на 18,6 % и 13,2 %, соответственно (табл. 2), их соотношение не отвечает требованиям рациональности, что может способствовать нарушениям метаболизма указанных нутриентов. При этом калорийность оцениваемых рационов приближена к регламентированной величине, допустимое отклонение составило 7,0 %.

Таблица 2. Содержание макронутриентов и энергетическая ценность в среднесуточных рационах детей дошкольного возраста
Пищевые веществаУровень потребления% от НФП
НФПфактический
 Белки, г54,0067,02±1,09118,60
 в т. ч. животные, г35,1040,56±1,14115,56
 Жиры, г60,0067,90±1,98113,20
 Углеводы, г261,00264,06±3,82101,20
 Калорийность, ккал1 800,001925,70±25,77107,00
 Б : Ж : У112,00 : 30,00 : 58,0013,92 : 31,73 : 54,35

Примечание. 1Соотношение "белки : жиры : углеводы", % по ккал.

При анализе содержания микронутриентов определен дефицит витамина В1 - на 13,3 %, Са - на 14,5 %, P - на 13,8 %, Mg - на 20,9 % (табл. 3). Вместе с тем, следует отметить, что на фоне пониженных характеристик показатели баланса перечисленных минералов соблюдены и практически соответствовали нормам.

Таблица 3. Содержание витаминов и минеральных веществ в среднесуточных рационах детей дошкольного возраста
Пищевые веществаУровень потребления% от НФП
НФПфактический
 Витамин А, мг0,500,59±0,07118,00
 Витамин В1, мг0,900,78±0,0286,70
 Витамин В2, мг1,000,94±0,0394,00
 Витамин С, мг50,0056,12±2,75112,24
 Витамин PP (ниацин), мг11,0010,44±0,2094,90
 Кальций (Ca), мг900,00769,21±26,3385,47
 Фосфор (P), мг800,00689,28±14,6486,16
 Магний (Mg), мг200,00158,26±3,7179,13
 Железо (Fe), мг10,0011,20±0,19112,00
 Ca : Mg : P1 : 0,22 : 0,891 : 0,21 : 0,90

Кроме того, нами проанализированы рационы домашнего питания (выходного дня). При интервьюировании родителей установлены некоторые особенности режима выходного дня: дети просыпаются позже, дневной сон, как правило, отсутствует, время прогулок не регламентировано, время деятельности по собственному выбору значительно варьирует. Выявленные изменения в суточном режиме дня способствуют нарушениям в характере и режиме питания. Так в дни непосещения дошкольной организации кратность приёмов пищи составляла 3-4 раз в день, при этом время приёмов смещено на 1-1,5 часа позже в сравнении с расписанием в ЧДОО. И всего лишь в 55,0 % семей число приёмов горячей пищи было 3 раза в день.

Среднесуточный продуктовый набор рационов дошкольников в выходные дни не удовлетворяет в большей степени РУП, чем в период их пребывания в дошкольных организациях, что согласуется с выводами, полученными другими авторами [5]. Наиболее потребляемыми продуктами в домашних рационах выходного дня являлись колбасные и макаронные изделия, а также крупы и мясо птицы (куры), фактическое содержание которых превосходило допустимые значения (табл. 4). В частности, по колбасам зафиксирован избыток почти в 2 раза, по мясу птиц в 1,6 раза. Обеспечение рационов макаронными изделиями и крупами превысило нормируемые показатели на 40,0 % и 42,8 %.

На фоне повышенного потребления птицы отмечен дефицит мяса и мясных продуктов (19,1 % от рекомендуемых значений). Недостаток рыбы и рыбных продуктов составил 58,5 %. Дефицитные характеристики продуктового набора демонстрировало содержание молока и кисломолочных продуктов, творога и творожных изделий, масла растительного, картофеля, свежих фруктов, соков фруктовых (овощных) на 24,4 %, 52,9 %, 53,9 %, 19,0 %, 15,4 %, 31,6 %, соответственно. Внимание обращало незначительное количество в рационах хлеба ржаного, овощей и зелени (табл. 4).

Таблица 4. Характеристика продуктового набора среднесуточных рационов выходного дня, потребляемых детьми дошкольного возраста
Группа продуктовУровень потребления, г/сут. (нетто)% от РУП
РУПфактический
 Молоко и кисломолочные продукты1450,00340,20±14,8975,60
 Творог, творожные изделия240,0018,82±3,4347,06
 Сметана311,005,91±0,7453,70
 Сыр твёрдый6,005,91±0,7998,46
 Мясо бескостное или на кости55,0044,50±3,5480,92
 Птица 24,0038,08±5,21158,68
 Рыба (филе), в т. ч. филе слабо или малосолёное37,0015,37±2,3041,55
 Колбасные изделия6,9013,44±2,10194,82
 Яйцо куриное столовое24,0020,95±2,3087,30
 Картофель140,00113,36±6,5280,97
 Овощи, зелень260,0074,17±4,3028,53
 Фрукты (плоды) свежие100,0084,65±6,9984,65
 Фрукты (плоды) сухие11,0010,84±1,2198,55
 Соки фруктовые (овощные)100,0068,44±8,9868,44
 Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)50,006,23±1,2912,46
 Хлеб пшеничный или хлеб зерновой80,0051,69±3,0064,61
 Крупы (злаки), бобовые43,0061,39±3,49142,76
 Макаронные изделия 12,0016,80±2,19139,98
 Мука пшеничная29,0033,26±2,45114,71
 Масло сливочное21,0022,08±0,62105,16
 Масло растительное11,005,07±0,2646,10
 Кондитерские изделия20,0021,66±2,32108,30
 Сахар47,0041,61±1,3888,53

Примечание. 1С м. д. ж. не ниже 2,5 %. 2С м. д. ж. не менее 5 %. 3С м. д. ж. не более 15 %.

Содержание основных пищевых веществ и энергии детьми дошкольного возраста представлено в таблице 5. Пищевая и энергетическая ценность домашних рационов выходного дня являлась недостаточной в сравнении с нормами физиологической потребности для данной возрастной группы. Так, количество животного белка 55,8 % при рекомендуемом значении 65,0 %, что не позволяет в полной мере обеспечить детский организм незаменимыми аминокислотами.

Обеспечение жирами и углеводами в выходные дни не превышало уровня 52,53±0,90 и 216,72±3,44 г/сут. (при необходимых 60,0 г и 261,0 г/сут.), при этом недостаток составил 12,5 и 17,0 %, соответственно.

Энергетическая ценность рационов находилась в пределах 1559,61±20,87 ккал и в среднем была на 13,4 % ниже суточной нормы.

При этом на фоне сниженных характеристик, вклад отдельных макронутриентов в калорийность рационов не сильно разнился с оптимальными показателями. Фактический удельный вес белков, жиров, углеводов в обеспечении общей энергией составил 14,2 %, 30,3 %, 55,5 % при рекомендуемых величинах 12-15 %, 30-32 % и 55-58 %, соответственно.

Анализ витаминного состава рационов выходного дня также выявил его дефицитные характеристики (табл. 5). Витамин А содержался в домашних рационах на уровне менее половины возрастной нормы. Расчётный уровень витаминов группы В составлял в среднем 75,3 % от НФП. Количество витамина РР дошкольники недополучали на 26,9 % от физиологической нормы.

Таблица 5. Содержание нутриентов в среднесуточных рационах выходного дня детей дошкольного возраста
Пищевые веществаУровень потребления% от НФП
НФПфактический
 Белки, г54,0055,18±1,09102,19
 в т. ч. животные, г35,1030,14±1,5785,90
 Жиры, г60,0052,53±0,9087,55
 Углеводы, г261,00216,72±3,4483,04
 Калорийность, ккал1 800,001559,61±20,8786,65
 Б : Ж : У112,00 : 30,00 : 58,0014,20:30,30:55,50
 Витамин А, мг0,500,21±0,0141,23
 Витамин В1, мг0,900,58±0,0164,35
 Витамин В2, мг1,000,86±0,0386,22
 Витамин С, мг50,0050,12±2,69100,24
 Витамин PP (ниацин), мг11,008,04±0,2073,09
 Кальций, мг900,00476,96±16,6753,00
 Фосфор, мг800,00714,22±16,6789,28
 Магний, мг200,00172,85±3,6186,43
 Железо, мг10,009,09±0,1890,91
 Ca : Mg : P1 : 0,22 : 0,891 : 0,36 : 1,50

Примечание. 1Соотношение "белки : жиры : углеводы", % по ккал.

Потребление минеральных веществ также нельзя считать адекватным для данного контингента. В выходной день детьми дошкольного возраста получено меньше Ca - на 47,0 %, Mg - на 13,6 % от рекомендуемого уровня. Содержание P отмечено в пределах 89,3 % от НФП. Соотношение макроэлементов разбалансировано - 1:1,5:0,4. Расчётное количество Fe в рационах приближено к возрастной норме (91,0 %).

Проведённые исследования фактического питания в выходные дни выявили, что дошкольники в домашних условиях недостаточно обеспечены необходимым для процессов роста и развития количеством продуктов, нутриентов и энергией. Сложившаяся ситуация может быть объяснена тем, что в домашних условиях ребёнок предоставлен свободе выбора. Анкетированием установлено, что при выборе любимого блюда большинство детей, независимо от материального положения семей, отдавали предпочтение макаронным и колбасным изделиям. Более половины дошкольников питались, как взрослые члены семьи, допускалось употребление продуктов, не рекомендованных для детского возраста (газированные напитки, чипсы, блюда с добавлением острых приправ).

В данном случае закономерным следствием будет являться недостаточное поступление всех необходимых пищевых веществ. При проведении опроса родителей получены данные о частоте потребления основных групп продуктов питания (табл. 6), которые свидетельствовали, что в домашних условиях более половины воспитанников не имели ежедневно к столу молоко и кисломолочные продукты, овощи и фрукты свежие; менее трети детей 4-5 раз в неделю обеспечены рыбой и рыбопродуктами, менее 50 % дошкольников - маслом сливочным и яйцом куриным.

Таблица 6. Частота потребления продуктов питания в домашних условиях детьми дошкольного возраста (%)
Группа продуктовЕжедневно4-5 раз в неделю1-2 раза в неделюНе употребляет
 Мясо и мясные продукты47,3040,7011,300,70
 Рыба и рыбные продукты5,8025,7062,306,20
 Молоко и кисломолочные продукты49,3035,3014,001,33
 Масло сливочное17,3045,3036,700,70
 Яйцо куриное столовое5,7041,3046,706,30
 Крупяные, макаронные изделия39,3046,7014,00-
 Хлебобулочные изделия54,7033,3011,300,70
 Овощи50,7041,307,300,70
 Фрукты свежие14,3046,7038,300,70

Кроме того, изучена информированность родителей об основах рационального питания детей дошкольного возраста. Установлено, что 70,6 % респондентов считали себя хорошо осведомлёнными, 26,7 % родителей в недостаточной мере обладали необходимыми знаниями по вопросам рационального питания детей и нуждались в получении дополнительной информации, 2,7 % - не считали нужным знать основы правильного питания детей. При этом только 48,0 % опрошенных родителей были удовлетворены качеством питания своих детей, 13,3 % испытывали недовольство, а 38,7 % сомневались и не давали чёткого ответа.

 
Выводы
  1. Фактическое питание в будние и выходные дни детей дошкольного возраста, являющихся воспитанниками ЧДОО г. Владивостока, не соответствует нормативным требованиям по показателям продуктового обеспечения и химического состава среднесуточных рационов.
  2. Наиболее существенными из недостатков анализируемых рационов являются значительный дефицит в суточном продуктовом наборе молока и кисломолочных продуктов, хлеба ржано-пшеничного, избыток колбасных и макаронных изделий; по содержанию нутриентов - повышенное содержание белков и жиров, недостаточное количество витамина В1, Ca, P, Mg.
  3. Выявленные несоответствия дают основание для неблагоприятного прогноза, заключающегося в возрастании степени риска развития у детей, в том числе, в последующие годы, большого спектра нарушений и заболеваний, связанных с алиментарным фактором.
  4. Полученные при анкетировании родителей (законных представителей) данные свидетельствуют о необходимости проведения активной информационно-просветительной, образовательной работы с детьми и родителями по вопросам рационального питания.
  5. Следует организовать информирование руководителей и медицинских работников частных дошкольных образовательных организаций по проблемным вопросам фактического питания воспитанников. Рекомендовать использовать в образовательном процессе активные формы обучения детей основам правильного питания (игры, обсуждения и пр.).
  6. Полученные результаты отражают состояние общих проблем структуры питания населения Российской Федерации, в том числе детского, которое, по-прежнему, оценивается как нерациональное, несбалансированное, не соответствующее возрастным потребностям.
 
Литература
 
  1. 1. Важенина А.А., Петров В.А., Иванова И.Л. Особенности домашних рационов выходного дня у дошкольников - воспитанников дошкольных образовательных организаций // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2016. - № 3. - С. 45-48.
  2. 2. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. К обоснованию уровня обогащения витаминами и минеральными веществами пищевых продуктов массового потребления // Вопросы питания. - 2011. - Т. 80, № 5. - С. 64-70.
  3. 3. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Боева В.С. Альбом порций продуктов и блюд. - М., 1995. - 65 с.
  4. 4. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Феоктистова А.И. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведение питания. - М., 1996. - 20 с.
  5. 5. Назарова Е.В. Питание детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. - Медицинский альманах. - 2011. - № 4 (17) - С. 188-190.
  6. 6. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации 2.3.1.2432-08. - М., 2008. - 40 с.
  7. 7. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: Приказ Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ от 11 марта 2012 г. № 213н/178.
  8. 8. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р.
  9. 9. Поляшова А.С. Влияние отдельных нутриентов пищи на развитие умственных способностей и сохранение остроты зрения у детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - Т. 11., № 4. - С. 153-157.
  10. 10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: СанПиН 2.4.1.3049-13. - М., 2013 - 50 с.
  11. 11. Тутельян В.А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: справочник.- М.: ДеЛи плюс, 2012. - 284 с.