Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2017 год № 3

Общественное здоровье


УДК 614:338.330:43
Е.Н. Каменева-Любавская, В.Н. Кораблев, Н.Н. Бурышкова
Анализ критериев оценки качества оказания медицинской помощи на примере рейтинга стационаров г. Хабаровска
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация: Е.Н. Каменева-Любавская, e-mail: klen.93@mail.ru
Резюме:
Человеческие ресурсы являются одним из наиболее важных ресурсов любого государства. Поэтому улучшение здоровья населения страны и поддержание его на должном уровне требует особого внимания. В связи с этим, возникает необходимость контроля качества оказания медицинских услуг, а также стимулирования руководителей медицинских организаций предпринимать какие-либо действия по его улучшению. Для данных целей используется построение рейтингов медицинских организаций. Однако для того, чтобы объективно оценивать ту или иную медицинскую организацию необходим грамотный подбор критериев оценки качества оказания медицинских услуг. В данной статье представлен корреляционно-регрессионный анализ критериев оценка качества оказания услуг на примере стационаров г. Хабаровска.
Ключевые слова:
оценка качества, медицинская помощь, стационары, медицинская организация, рейтинг, корреляция, регрессия, матрица коэффициентов корреляции, коэффициент детерминации, критерий Фишера, критерий Стьюдента

E.N. Kameneva-Liubavskaia, V.N. Korablev, N.N. Burishkova
Analysis of the criteria for assessing the quality of medical care based on the hospitals rating in Khabarovsk
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
Human resources are one of the most important resources of any state. Therefore, improvement of the population's health and its maintenance at a proper level require special attention. In this regard, there is a need for quality control of medical services, as well as for stimulation of the heads of medical institutions to take actions to improve those services. For these purposes, the rating system of health care organization is necessary. However, in order to objectively evaluate one or another medical organization one needs reliable selection of the criteria for quality assessment of medical services. This article presents correlation and regression analysis criteria, evaluation of the quality services on the example of Khabarovsk hospitals.
Key words:
quality assessment, medical care, hospitals, medical organization, rating, correlation, regression, correlation coefficient matrix, the coefficient of determination, Fisher's exact test, Student's test
Введение

Здоровье населения является важнейшим экономическим ресурсом страны. Одним из факторов, влияющих на состояние здоровья населения, является доступность и качество медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях. Построение рейтингов эффективности медицинских организаций стимулирует их руководителей постоянно улучшать качество оказываемой медицинской помощи через различные аспекты: укомплектованность медицинским персоналом, оснащенность медицинским оборудованием, внедрение современных медицинских технологий и т.д. Рейтинги медицинских организаций строятся на основе ряда показателей, специально отобранных для проведения анализа различных аспектов работы медицинских организаций. Совокупность данных показателей должна в полной мере отражать ту или иную сторону работы медицинской организации.

Цель настоящего исследования - анализ показателей (факторов), которые рассматриваются при построении рейтинга медицинских организаций, для анализа удовлетворенности качеством медицинской помощи, оказываемой в стационарах в г. Хабаровск за 2014 год. Данный анализ позволит проранжировать данные показатели, и выделить наиболее важные из них, т.е. позволит оценить адекватность данного рейтинга и исключить из него незначительные, а также дублирующие друг друга показатели.

 
Материалы и методы

В настоящей работе субъектом исследования является рейтинг стационаров г. Хабаровск, построенный на основе результатов анкетирования, а объектом исследования - показатели, лежащие в основе его построения. Был проанализирован рейтинг стационаров г. Хабаровска за 2014 год, включающий в себя оценку деятельности 16 больниц [1]. Рейтинг стационаров строится на основе интегрального показателя, включающего в себя 12 различных факторов, в разной степени влияющих на оценку их деятельности. В работе был проведен корреляционно-регрессионный анализ данных с помощью MS Excel.

 
Результаты и обсуждение

Корреляционный анализ подразумевает под собой выявление силы тесноты связи между рассматриваемыми признаками. В данной работе в качестве результативного признака выступает интегральный показатель (I), который включает в себя следующие критерии (факторы) [5]:

  • k1 - доля пациентов, удовлетворенных продолжительностью, условиями ожидания, отношением медицинских работников в приемном отделении (в процентах);
  • k2 - удовлетворенность действиями врачей и медицинских сестер по обезболиванию (в баллах);
  • k3 - удовлетворенность отношением врачей и медицинских сестер во время пребывания в медицинской организации (в баллах);
  • k4 - доля пациентов, удовлетворенных питанием в медицинской организации (в процентах);
  • k5 - удовлетворенность пребыванием в медицинской организации в ночное время (в баллах);
  • k6 - доля пациентов, удовлетворенных качеством уборки помещений, освещением комнат, температурным режимом (в процентах);
  • k7 - удовлетворенность действиями медицинских работников медицинской организации по уходу (в баллах);
  • k8 - доля пациентов, у которых не возникла необходимость приобретать лекарственные средства, необходимые для лечения, за свой счет (в процентах);
  • k9 - доля пациентов, у которых не возникла необходимость оплачивать дополнительные диагностические исследования за свой счет (в процентах);
  • k10 - доля пациентов, удовлетворенных условиями оказания медицинской помощи (в процентах);
  • k11 - доля пациентов, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи (в процентах);
  • k12 - доля пациентов, удовлетворенных качеством и полнотой информации, доступной на официальном сайте медицинской организации (в процентах).

Результаты анкетирования, на основе которых был построен рейтинг стационаров, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ качества оказания медицинской помощи в стационарах г. Хабаровска в 2014 г.
УчреждениеI01. k1.02. k203. k304. k405. k506. k607. k708. k809. k910. k1011. k1112. k12
 1Родильный дом № 4 9,970,530,901,001,000,600,690,901,001,001,000,700,65
 2Краевая клиническая больница № 2 9,860,520,901,000,990,600,650,901,001,000,960,690,65
 3Родильный дом № 1 9,860,580,901,000,960,600,680,901,001,000,890,700,65
 4Краевой кожно-венерологический диспансер 9,820,450,901,000,990,600,650,901,001,000,960,680,69
 5Детская городская клиническая больница № 9 9,280,570,720,800,900,600,710,901,001,000,840,630,61
 6Противотуберкулезный диспансер 8,540,520,720,800,610,600,340,901,001,000,770,580,70
 7Городская больница № 2 им. Матвеева 8,430,410,900,800,910,600,600,900,971,000,860,480,00
 8Краевая клиническая больница № 1 им. профессора С.И. Сергеева8,360,560,720,800,560,360,550,720,990,980,800,690,63
 9КРодильный дом № 2 7,920,410,900,800,910,600,620,720,001,000,730,580,65
 10Городская клиническая больница № 117,820,320,900,800,870,600,150,900,921,000,490,240,63
 11Детская краевая клиническая больница 7,530,400,001,000,510,600,390,900,941,000,730,560,50
 12Детская городская клиническая больница им. В.М. Истомина 7,260,600,540,600,960,600,670,541,001,000,000,560,19
 13Перинатальный центр 7,120,380,900,800,180,600,520,720,650,940,690,490,25
 14Краевая клиническая психиатрическая больница 7,020,270,720,800,040,600,520,720,830,900,610,600,41
 15Городская клиническая больница № 10 5,850,000,720,600,500,600,360,541,001,000,260,000,27
 16Краевой клинический центр онкологии5,080,000,720,800,000,600,370,720,710,000,160,700,30

С помощью функции MS Excel "Анализ данных - корреляция" построена матрица коэффициентов корреляции на основе таблицы 1 [3].

Таблица 2 показывает, что тесную связь с интегральным показателем имеют только 4 фактора из 12 (курсив): 01.k1, 04.k4, 07.k7, 10.k10. Это означает, что данные факторы в наибольшей степени влияют на интегральный показатель. Однако матрица также показывает, что имеются три признака (03.k3, 07.k7, 10.k10), которые мультиколлинеарны между собой (жирное выделение). Это означает, что данные признаки тесно связаны между собой и дальнейшее построение модели с использованием этих трех факторов одновременно может привести к неопределенности, ошибкам в оценке модели [2]. Факторы 07.k7, 10.k10 оказывают сильное влияние на интегральный показатель, однако для дальнейшего анализа выбран фактор 10.k10, поскольку его коэффициент корреляции показывает более сильную связь с интегральным показателем, чем фактор 07.k7. Таким образом, можно построить рейтинг факторов по степени их влияния на интегральный признак (таблица 3).

Таблица 2. Матрица коэффициентов корреляции
ПоказательI01. k1. 02. k2.03. k3.04. k4.05. k5.06. k6.07. k7.08. k8.09. k9.10. k10.11. k11.12. k12.
 I1
 01. k1. 0,811
 02. k2. 0,330,051
 03. k3. 0,670,360,031
 04. k4. 0,760,650,260,281
 05. k5. -0,05-0,220,040,080,091
 06. k6. 0,580,600,240,280,46-0,031
 07. k7. 0,710,420,120,800,400,160,071
 08. k8. 0,290,21-0,170,120,18-0,120,000,251
 09. k9. 0,590,610,030,090,59-0,060,260,190,191
 10. k10. 0,830,540,290,770,41-0,110,420,780,090,461
 11. k11. 0,480,550,030,590,10-0,190,590,39-0,04-0,210,441
 12. k12. 0,600,410,120,570,35-0,180,060,51-0,020,250,540,371
 
Таблица 3 Рейтинг факторов, построенный по степени их влияния на интегральный признак
Место в рейтингеФакторКоэффициент корреляции
 105. k5.-0,0462
 208. k8.0,29093
 302. k2.0,32602
 411. k11.0,47955
 506. k6.0,58382
 609. k9.0,58705
 712. k12.0,60277
 803. k3.0,67082
 907. k7.0,70725
 1004. k4.0,76317
 1101. k1.0,80607
 1210. k10.0,83168

Таким образом, последующий анализ будет проводиться только на основе трех факторов: 01.k1, 04.k4, 10.k10. Результаты регрессионного анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты корреляционно-регрессионного анализа

Рисунок 1 показывает, что коэффициент детерминации (R-квадрат) равен 0,947. Это означает, что вес влияния факторов, включенных в модель, равен 94,7 процента, а количество неучтенных факторов равно всего 5,3 процентам, что является достаточно хорошим показателем [2]. Множественный коэффициент корреляции (множественный R) равен 0,973, это означает, что факторы на 97,3 процента зависят от интегрального показателя. Критерий Фишера (F), равный 71,036 больше табличного значения, равного 2,2. Это означает, что построенная модель значима.

Критерий Стьюдента (t-статистика) используется как для оценки надежности модели в целом, так и надежности модели по параметрам. Критерий Стьюдента, равный 16,491, больше табличного значения 2,131, что говорит о надежности модели. Критерии Стьюдента, рассчитанные по параметрам (01.k1 - 2,909, 04.k4 - 4,148, 10.k10 - 6,686), также больше табличного значения, равного 2,131, а это означает, что наблюдаемые различия между интегральным показателем и его факторами, статистически значимы [4].

Корреляционно-регрессионный анализ показал, что из 12 критериев, используемых для оценки качества медицинской помощи, оказываемой в стационарах г. Хабаровска, наиболее важными являются всего три показателя, удельный вес которых в интегральном показателе равен 94,7 процента: 01.k1 - доля пациентов, удовлетворенных продолжительностью, условиями ожидания, отношением медицинских работников в приемном отделении (в процентах), 04.k4 - доля пациентов, удовлетворенных питанием в медицинской организации (в процентах), 10.k10 - доля пациентов, удовлетворенных условиями оказания медицинской помощи (в процентах). На остальные 9 критериев приходится всего 5,3 процента. Критерий Фишера, критерии Стьюдента также показали, что выбранные критерии значимы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при анкетировании пациентов, для оценки качества медицинской помощи, оказываемой в стационарах г. Хабаровска проводится сбор незначимой и дублирующей друг друга информации, что приводит к лишним затратам времени по обработке данной информации, а также к получению неточных результатов, формированию неправильного рейтинга стационаров.

 
Литература
 
  1. 1. Анализ удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг за 2014 год [Электронный ресурс] URL https://zdrav.medkhv.ru/sites/files/zdrav/docs/rating/3665db7d699674db3f3f.zip (дата обращения: 10.02.2017).
  2. 2. Елисеева И.И. Эконометрика: Учеб. для вузов/ под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и Статистика, 2003. - 344 с.
  3. 3. Елисеева И.И. Практикум по эконометрике: учеб. пособие. - М.: 2005. - 189 с.
  4. 4. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Нач. курс. - М.: Дело, 1997. - 248 с.
  5. 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 сентября 2014 г. № 503 "Об организации работы по формированию рейтингов государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения".