2017 год № 4
Теоретическая и экспериментальная медицинаУДК 616-008.9:611.018.54:612.123+612.39:633.34]599.323.4
Н.А. Феоктистова, М.А. Штарберг, Е.А. Бородин
Липиды крови, печени и головного мозга и их окислительная модификация у крыс, получавших на протяжении жизни рацион, обогащенный соей
Амурская государственная медицинская академия, 675000, ул. Горького, 95, тел. 8-(4162)-31-90-07, г. Благовещенск
Резюме:
В работе представлены результаты исследования влияния длительного применения рациона, обогащенного соей, на биохимические показатели плазмы крови, содержание липидов и продуктов их окислительной модификации в эритроцитах, печени и мозге, а также жирнокислотный состав липидов мозга самцов и самок беспородных лабораторных белых крыс. Прием сои не оказал существенного влияния на определяемые показатели в плазме крови и эритроцитах и сопровождался увеличением содержания фосфолипидов, витамина Е и снижением содержания окислительно модифицированных липидов в печени по отношению к животным контрольной группы, причем изменения были выражены в большей степени у самок. Липиды мозга животных, получавших сою, были менее окислены и в них уменьшалось содержание насыщенных пальмитиновой и стеариновой кислоты и возрастало содержание ненасыщенных олеиновой, линолелаидиновой и эйкозеновой кислот.
Ключевые слова:соя, крысы, липиды
N.A. Feoktistova, M.A. Shtarberg, E.A. Borodin
Lipids of blood, liver and brain and their oxidative modification in rats having received a lifelong diet supplemented with soya
Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk
Summary:
The paper presents the results of the study of the effect of long-term use of a diet enriched with soya on the biochemical indexes of blood plasma, the content of lipids and products of their oxidative modification in erythrocytes, liver and brain, as well as the fatty acid composition of the brain lipids of male and female laboratory white rats. Soy intake had no significant effect on the measured indexes in blood plasma and erythrocytes and was accompanied by the increase of the content of phospholipids, vitamin E, and the decrease of the content of oxidized lipids in the liver, the changes being more pronounced in females. The brain lipids of soy-fed animals were less oxidized and the content of saturated palmitic and stearic acid decreased and the content of unsaturated oleic, linoleleidinic and eicosenic acids increased compared to the animals of the control group.
Key words:soy, rats, lipids
Нервная ткань исключительно богата липидами [18]. Неудивительно, что в функционировании головного мозга в различные этапы онтогенеза и особенно в период старения важная роль отводится изменениям липидов [2] и особенно их окислительной модификации [3, 4]. Растительные масла являются основным источников ненасыщенных липидов и жирорастворимых антиоксидантов для организма животных и человека [11]. Самое распространенное растительное масло - соевое, на него приходится половина от всех производимых в мире растительных масел [19]. В литературе обсуждается способность продуктов из сои снижать содержание холестерина в крови [20] и предотвращать снижение когнитивной функции у женщин в постменопаузальном периоде [13, 15]. В опытах на лабораторных животных [1] и клинических исследованиях [7] нами были продемонстрированы антиоксидантный [1, 8] и гипохолестеринемический эффекты [7] от приема соевых продуктов. В настоящей работе приводятся результаты исследования влияния длительного приема сои на содержание некоторых липидов и продуктов их окислительной модификации в крови, печени и головном мозге крыс и делается попытка использовать их для объяснения установленной нами способности сои предотвращать снижение когнитивных способностей крыс в зрелом возрасте [6].
Исследование выполнено на белых беспородных лабораторных крысах (18 самцах и 24 самках), разведенных в виварии Амурской ГМА и содержавшихся в стандартных условиях. Животные контрольной группы получали стандартный корм, включавший зеленую массу, крупы, растительное масло, животные жиры, мясо, рыбу. Животные опытной группы получали три дня в неделю стандартный корм, а четыре дня проваренную сою. Количество сои рассчитывали с учетом веса животных, среднесуточной нормы потребления белка и содержания белка в сое. Питание обеих групп животных было сбалансированным по белку. Подробная характеристика условий содержания и питания крыс описаны ранее [6]. Исследование проведено в соответствие с "Международными рекомендациями по проведению медико-биологических исследований с использованием животных" (1985 г.). Животных выводили из эксперимента в возрасте 15 месяцев. Собирали кровь с использованием в качестве антикоагулянта гепарина, печень перфузировали физиологическим раствором. Материалом для биохимических исследований явились плазма крови, эритроцитарная масса, ткань печени и мозга. Биохимические показатели плазмы крови определяли с помощью стандартных наборов реактивов на биохимическом полуавтоматическом анализаторе Stat Fax 1904+. Из эритроцитарной массы, образцов печени и мозга крыс экстрагировали липиды по методу Фолча [12]. В липидных экстрактах определяли содержание общих липидов, холестерина, фосфолипидов, диеновых коньюгатов и гидроперекисей [1]. УФ-спектры поглощения липидных экстрактов регистрировали на спектрофотометре UNICO 2804 [9]. Жирнокислотный состав липидов мозга в объединенных экстрактах контрольной и опытной групп крыс исследовали методом газо-жидкостной хроматографии метиловых эфиров жирных кислот (МЭЖК) на газожидкостном хроматографе Кристалл 2000М, колонка DB-23, газ носитель - азот чистоты 0,9999. Подбирался оптимальный для выхода метиловых эфиров режим прогрева колонки. Количественные и временные параметры выхода МЭЖК сопоставляли с калибровочными данными по эталону МЭЖК 37 Suspelco test mix (USA). Анализ хроматограмм проводили с применением программы Chromatec Analytic 2,5 [5]. Статистическую обработку данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0, используя двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями (непарный критерий Стьюдента).
Скармливание крысам на протяжении всей жизни больших количеств сои не отразилось на показателях, зависящих от характера питания, и животные обоих полов, получавшие обогащенный соей рацион, не имели различий в содержании общего белка, глюкозы, холестерина, триглицеридов и активности аланинаминотрансферазы (АЛаТ) в плазме крови с животными контрольной группы (табл. 1).
Не выявлено различий в содержании общих липидов, холестерина, фосфолипидов и витамина Е в эритроцитах в зависимости от пола животных (табл. 2). Единственные изменения в липидном составе и степени окисленности липидов эритроцитов животных опытной и контрольной группы состояли в умеренном увеличении содержания холестерина на 28 % и снижения содержания диеновых коньюгатов также на 28 % в эритроцитах самцов, получавших сою.
Примечание. *- содержание коньюгированных триенов и кетодиенов выражено в единицах оптической плотности. P1,2 - достоверность различий между значениями показателя в контрольной и опытной группах животных; ** - различия достоверны. В группе животных, получавших сою, установлено выраженное увеличение содержания витамина Е в печени, как у самок, так и у самцов в 1,3-1,5 раза, соответственно (табл. 3), что вполне понятно с учетом высокого содержания этого антиоксиданта в использованной сое, составляющего 380 мкг/г сырого веса [8]. Другие изменения в липидном составе и степени окисленности липидов печени у животных, находившихся на соевом рационе, зависели от пола. В частности, статистически значимое увеличение содержания фосфолипидов на 18 % и антиоксидантный эффект, проявляющийся в уменьшении содержания диеновых коньюгатов (на 25 % в расчете на фосфолипиды), коньюгированных триенов и кетодиенов (ОП278нм) (на 37 %) у животных, получавших сою, были характерны только для самок (табл. 3). Содержание гидроперекисей липидов у самок контрольной и опытной групп крыс составило 2,81±0,4 и 1,88±0,21 нмоль/мг ФЛ, соответственно, но вследствие большого разброса величин в контрольной группе, различия не достигали статистической достоверности. Причина зависимости антиоксидантного эффекта сои от пола может быть связана с большей окисленностью липидов печени у самок контрольной группы животных в зрелом возрасте в сравнении с самцами, о чем свидетельствовало большее содержание коньюгированных триенов и кетодиенов (на 40 %) и гидроперекисей липидов (в 1,5 раза в расчете на сырой вес печени и в 2 раза в расчете на фосфолипиды) в печени самок по отношению к самцам (табл. 3).
Примечание. * - содержание коньюгированных триенов и кетодиенов выражено в единицах оптической плотности. P1,2 и P3,4 - достоверность различий между значениями показателя в контрольной и опытной группах животных; P1,3 - достоверность различий между значениями показателя у самцов и самок в контрольной группе животных. ** - различия достоверны. Результаты исследования жирнокислотного состава липидов мозга свидетельствуют об уменьшении содержания насыщенных пальмитиновой и стеариновой кислот и увеличении содержания ненасыщенных олеиновой, линолелаидиновой и эйкозеновой кислот у животных опытной группы (табл. 4), что можно связать с высоким содержанием непредельных жирных кислот в соевом масле [14]. В функционировании головного мозга важная роль отводится линолевой кислоте, и несмотря на незначительное ее содержание в липидах нервной ткани [17], линолевую кислоту рассматривают в качестве нейромедиатора [10]. С учетом исключительно высокого содержания линолевой кислоты в соевом масле (51-57 % от всех жирных кислот) [14] можно было предполагать, что скармливание животным на протяжении жизни сои приведет к увеличению содержания линолевой кислоты в нейролипидах, но этого не произошло, и линолевая кислота осталась минорным компонентом в липидах головного мозга животных, получавших сою. Поэтому оценивать влияние соевой диеты на жирнокислотный состав липидов мозга по изменениям в содержании линолевой кислоты от 0,6 до 1,1 % вряд ли целесообразно. Определенный интерес представляет более высокое содержание в липидах головного мозга самцов, питавшихся соей, арахидоновой (20:4) и докозогексаеновой (22:6) кислот - предшественников биологически активных липидов. У самок этого не отмечается. Содержание арахидоновой кислоты у самцов контрольной группы выше, чем у самок на 14 %, а докозогексаеновой на 42 %.
Анализу подвергнуты объединенные липидные экстракты групп животных. Содержание индивидуальных жирных кислот рассчитано автоматически и выражено в % как отношение площади пика жирной кислоты к сумме площадей всех зарегистрированных пиков На рисунке представлены УФ-спектры поглощения липидных экстрактов мозга, а в таблице 5 индексы, характеризующие степень окисленности липидов мозга самцов и самок контрольной и опытной групп животных. Вне зависимости от пола содержание окисленных форм липидов в мозге животных, получавших обогащенную соей диету, ниже, чем у контрольных. ![]() Рис. УФ-спектры поглощения объединенных липидных экстрактов мозга в контрольной (1) и опытной (2) группах крыс. Слева самцы, справа - самки.
Примечание. ОП208нм - пик поглощения неокисленного липида; ОП233нм - пик поглощения диеновых коньюгатов; ОП278нм - пик поглощения коньюгированных триенов и кетодиенов; ОП233нм/ОП208нм и ОП278нм/ОП208нм - относительные показатели. Показатели рассчитаны автоматически из УФ-спектров поглощения объединенных липидных экстрактов групп животных. В целом, полученные нами результаты свидетельствуют, что обогащенный соей рацион оказал влияние на состав липидов и их окислительную модификацию в печени и головном мозге животных вследствие поступления в организм значительных количеств ненасыщенных липидов и жирорастворимых антиоксидантов. С учетом важной роли липидов в функционировании головного мозга [2, 3, 4] результаты настоящего исследования согласуются с положительным влиянием сои на когнитивные способности крыс в зрелом возрасте [6]. Другой причиной, без сомнения, является эффект от содержащихся в сое в значительных количествах изофлавоноидов [16], но сложность определения их следовых количеств в тканях животных, не позволяет нам сегодня обсуждать этот механизм.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |