2018 год № 1
Обзоры литературыУДК 371.3:61:378(661)
В.Г. Дьяченко, С.А. Литвинцева
Реформы образования и мотивационные основы подготовки будущих врачей
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.8-(4212)-30-53-11,; e-mail: ozd@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация:
В.Г. Дьяченко, e-mail: kesmet@mail.ru
Резюме:
Анализ публикаций по проблемам и направлениям подготовки специалистов для системы здравоохранения демонстрирует склонность как международных, так и отечественных образовательных структур к либеральной трансформации медицинского образования с сохранением приемлемого уровня фундаментальности, традиционности и соответствия актуальным потребностям как отдельной личности, так и общества в целом. Современный процесс подготовки врача должен основываться на формировании у студентов мотивации в самостоятельном освоении программ для достижения требуемого рынком уровня компетенций. Переход от сертификации к аккредитации с участием профессиональных ассоциаций позволяет надеяться на улучшение качества подготовки будущих врачей.
Ключевые слова:медицинское образование, реформа, студенты, мотивации, компетенции
V.G. Dyachenko, S.A. Litvintseva
The reform of education and motivational bases of medical training
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary:
Analysis of publications on problems of education and training of specialists for the health care system, shows a tendency, both in international and domestic educational institutions to a liberal transformation of medical education with maintaining an acceptable level of the fundamental, traditional and adequate standards necessitated by current needs of an individual, and society as a whole. A current process of medical training must be based on the formation of students' motivation in self-development programs to achieve required market-level competencies. The transition from certification to accreditation by professional associations may result in the improvement of the quality of future doctors' training.
Key words:medical education, reform, students, motivation, competence
Целью публикации является анализ литературы по реформированию системы подготовки специалистов для системы здравоохранения, ориентированному на достижение результатов, отвечающих требованиям стандартов аккредитации национального и международного уровня и формированию мотивации студентов на различных стадиях профессиональной подготовки, как фактора успешного освоения образовательных программ третьего поколения. Подвергнуты анализу публикации по проблемам проведения реформирования медицинского образования в России и за рубежом, публикации в которых изучалось поведение студентов на различных стадиях овладения профессиональными знаниями и умениями [58, 52, 66], а также важность формирования мотивации к совершенствованию профессиональных компетенций с позиции изменений учебных программ и реформ медицинского образования [51].
Пример экономически развитых стран, которые в XXI веке демонстрируют миру свои достижения, следует рассматривать как следствие успешной модернизации образования и науки. Эффективное развитие государства требует подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующими знаниями и навыками для выполнения конкретных работ [63]. Следовательно, сегодня отечественному образованию необходим пересмотр существующих моделей подготовки специалистов с ориентацией на достижение конечного результата в виде уровня компетенций, востребованных рынком труда [13, 36, 46, 62, 35]. Либеральные преобразования экономической системы российского государства, прогнозируемые изменения рынка труда требуют новых подходов к подготовке кадровых ресурсов [4], что несомненно, затрагивает и высшую медицинскую школу [45, 50]. По мнению президента Всемирной федерации медицинского образования Ганса Карле (Hans Karle, WFME) медицинский вуз должен обеспечить студентам ресурсы, необходимые для получения достаточного клинического опыта, в том числе возможность обследования достаточного количества пациентов и посещения клинических учреждений [15]. Формирующаяся модернизация медицинского образования в России своей главной задачей определяет сохранение его фундаментальности, традиционности и соответствия актуальным потребностям, как отдельной личности, так и общества в целом [11]. Однако затянувшийся процесс преобразований в высшей медицинской школе не соответствует ожиданиям российского общества, поскольку система допуска к врачебной профессии, требует радикальных изменений. Выход из сложившейся ситуации видится в переходе от уже апробированного механизма сертификации к механизму государственной аккредитации медицинских вузов в сочетании с плановым и внеплановым аудитом качества подготовки выпускников (рисунок). ![]() Рис. Аудит качества подготовки выпускников. Организация жесткой стандартизации производства образовательных услуг в сочетании с современными методами управления медицинскими вузами позволит в течение обозримого временного периода удовлетворить ожидания общества в укомплектовании медицинских организаций всех уровней квалифицированными специалистами [18, 25, 30]. Причем аккредитация, как модель оценки качества производства образовательных услуг вузами, и соответствия выпускников стандартному уровню компетенций должна развиваться. Поскольку жесткая государственная система ограничивает свободу выбора содержания и форм преподавания и формирует заказ на подготовку специалистов с точки зрения рационального использования человеческого капитала, то в программах аккредитации должны принять участие профессиональные ассоциации медицинских работников или даже общественные профессиональные организации международного уровня [20, 26]. В течение последних лет в здравоохранении России осуществляется системная деятельность по обновлению образовательных программ разных уровней и профилей, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки медицинских работников и перехода от сертификации к аккредитации специалистов [24]. Созданный в этих целях "Портал непрерывного медицинского образования" обеспечивает доступ врача к реестру дополнительных образовательных программ, где предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы, включающей симуляционные тренинги, стажировки, циклы повышения квалификации и др. [6, 30]. Поэтапное внедрение аккредитации по всем группам специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" начиная с выпускников 2016 года по ряду специальностей, приведёт к аккредитации всех без исключения медицинских работников [6, 17, 30]. Причем реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения позволяет надеяться на то, что оценка качества подготовки выпускников медицинских вузов, проводимые производителями образовательных услуг (медицинские вузы) будут соответствовать оценкам аккредитационных агентств [20, 21]. Во второй половине ХХ века во многих странах мира работодатели были ориентированы на получение профессионально подготовленного специалиста, с индивидуальной ответственностью образовательного учреждения за результаты своей деятельности [31]. В доступности образования для широких слоев населения и соблюдении интересов различных социальных групп в сфере удовлетворения образовательных потребностей в России, большую роль играла финансовая поддержка и создание государством равных условий для образовательных организаций. Инвестиции в общую и профессиональную подготовку являлись для специалиста условием его конкурентоспособности и мобильности [40, 54, 65]. Сейчас же в условиях кардинальных изменений политической и экономической систем российского государства произошла трансформация представлений об образовании как об общественном благе в сторону блага смешанного [3]. Отечественное медицинское образование, продолжая в определенно смысле функционировать в рамках государственно-патерналистской модели, показывает тенденции либеральной трансформации в виде перехода на производство образовательных услуг. Причем эта трансформация происходит на фоне кадрового кризиса в системе здравоохранения [9]. Сегодня, кроме существовавших ранее государственных медицинских вузов, на рынок производства образовательных услуг пришло ещё столько же и негосударственных вузов. В настоящее время в РФ по программам высшего медицинского образования идет подготовка специалистов уже в 88 медицинских вузах и факультетах [19], где ведущие позиции пока сохраняют государственные медицинские вузы. Группу лидеров в отечественном рейтинге медицинских вузов представляют образовательные организации, преимущества которых заложены в регулярно обновляемых основных фондах, включая современные университетские клиники, в сочетании с высоким уровнем интеллекта профессорско-преподавательского состава и инновационной направленностью управлением производства образовательных услуг [6, 30]. Группу аутсайдеров представляют провинциальные медицинские вузы, дислоцированные в дотационных регионах страны, причинами отставания которых являются изношенные основные фонды, отсутствие университетских клиник, тяжелейший кадровый кризис и неэффективное управление производством образовательных услуг [27, 10]. Специфика подготовки медицинских работников обусловлена, прежде всего, тем, что это особая сфера образовательного процесса, которая существенно отличается от образовательной деятельности вузов иной направленности. В частности, медицинский вуз должен осуществлять образовательный процесс в условиях широкого использования различных электронных учебных материалов, начиная от различных учебных пособий, сборников тестов для самопроверки, моделирующих программ для проведения компьютерных экспериментов и решения клинических задач, а так же сложных симуляционных обучающих систем и комплексов [23]. Но ничуть не менее важным аспектом подготовки современного врача является реализации образовательного процесса в условиях университетской клиники "у постели больного" [29]. Успешность учебной деятельности студентов медицинских вузов детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности как совокупности стойких мотивов выражающих её направленность. Мотив для будущего врача - это внутреннее побуждение к виду активности (деятельность, общение, поведение), направленную на сохранение и улучшение здоровья пациентов. Одни студенты мотивированы стремлением к познанию, желанием овладеть высокими профессиональными навыками и умениями по выбранной специальности [68, 66]. Другие мотивированы получением диплома о высшем медицинском образовании для удовлетворения собственных амбиций [63, 59]. Для обеих групп результативный выбор специальности после окончания вуза процесс достаточно сложный. Лишь относительно небольшая доля студентов аргументирует свой выбор способностями, склонностями, особенностями темперамента и характера [22]. Зачастую будущий врач пользуется лишь ограниченным количеством размытых аргументов, которые в лучшем случае несут в себе интуитивный характер желания выбора специальности, мотивируя себя ожидаемой заработной платой, значимостью и престижностью выбранной профессии. В связи с этим нередко выбор становится ошибочным, что приводит к вынужденной смене специальности, или уходу из профессии или профессиональной деформации [52, 56, 44]. В основу современной модели обучения положено обеспечения уровня компетенций будущего врача в контексте реальной жизни [1, 42]. Модель обучения на рабочем месте (производственное обучение) старо, как сама медицина, однако она должна мотивировать у будущего врача способность функционирования в рамках реальной клинической практики, повышать чувство ответственности за здоровье пациента и стимулировать достижение высокого уровня профессиональных компетенций [39, 35]. Такое сочетание - обучение на рабочем месте, приобретение раннего клинического опыта и формирования чувства ответственности предусматривается программами подготовки врача в рамках Федерального образовательного стандарта третьего уровня [18, 17]. Концепция формирование современного врача с позиций компетентностного подхода к профессии, предусматривает воспитание его личностных качеств, как нечто само собой разумеющееся [49, 46, 59]. Между тем, в ходе профессиональной подготовки студенты, успешно усваивая специальные знания и навыки, относят на второй план формирование компетенций, касающихся отношений с пациентами в рамках сложившихся этических и моральных ценностей современной медицины [9, 14, 32, 48, 68]. Поэтом в эпоху стремительного развития современной науки и высоких технологий, медицинские вузы должны уметь ориентироваться на потребности глобального рынка труда, разрабатывая актуальные и современные программы подготовки специалистов для систем здравоохранения, предусматривающие освоение соответствующих профессиональных комптенций [43, 57]. Ведь большинство работодателей требуют от выпускников вузов не только обладания хорошими теоретическими знаниями, но и соответствующими практическими навыками и профессиональными компетенциями, которые необходимо транслировать на весь период трудовой деятельности [41, 54]. По мнению специалистов Ассоциации Медицинского образования в Европе (AMEE) именно XXI век становится временем, когда формируется "дорожная карта" будущего медицины [67]. Современная медицина стоит перед сложным выбором. С одной стороны рыночная ориентация экономики и бизнеса требует ориентации медицины на либерально-конструктивистский путь развития, с другой - в основу выбора направления её развития могут быть положены традиционная христианская этика и мораль. От выбора направления развития зависит ответ на вопрос, претерпит ли медицинское образование серьезные изменения отражающие характер современного производства медицинских услуг, меняющих взаимоотношения между производителями и потребителями [9]. Несомненно одно, без тесного сотрудничества между врачами и пациентами трудно добиться положительного результата в сфере охраны здоровья населения [28, 38, 42]. В традиционной медицине были востребованы специалисты, которые получали знания и умения от преподавателей как от основного источника информации, причем знания и умения подвергались постоянным проверкам (контролю) на всех этапах обучения [61]. В то же время, такое положение вещей в традиционном медицинском образовании постоянно подвергается критике из-за перегрузки учебных программ "неактуальными" предметами и знаниями, которые оказывают негативное влияние на успеваемость учащихся, но не формируют требуемого рынком труда уровня компетенций и препятствуют формированию эффективной образовательной среды [39, 64, 65]. В настоящее время с учетом стоящих перед высшей медицинской школой задач по качеству подготовки специалистов, происходит трансформация программы их подготовки, с ориентацией на реальные потребности общества [40, 44]. Разработка учебных программ в области подготовки специалистов для отрасли здравоохранения должна быть сориентирована на развитие и укрепление когнитивного компонента обучения. Современный процесс обучения должен основываться на формировании у студентов самостоятельности в освоении образовательных программ, включающих симуляционные тренинги, стажировки на реальных рабочих местах и циклы повышения квалификации. Формирование интереса к выбранной профессиональной сфере, должно стать решающим стимулом успешной профессиональной готовности студентов. Уровень профессиональной готовности будущих молодых специалистов напрямую зависит от выявления существующей мотивации на каждом этапе профессионального обучения, в корректировке мотивационной сферы, а также в контроле динамики трансформации мотивационной составляющей в процессе учебной и практической подготовки. В процесс обучения должны быть внедрены элементы, необходимые для стимуляции внутренней мотивации студентов к достижению высокого уровня профессиональных компетенций.
|
|||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |