2018 год № 2
Фармакология и фармацияУДК 615.15:614.23.25
М.С. Соболева
Совершенствование процесса подготовки выпускников двгму к первичной аккредитации по специальности "Фармация"
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-76-13-96, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация:
М.С. Соболева
, e-mail: martimser@mail.ru
Резюме:
Переход к процедуре аккредитации фармацевтических специалистов позволяет выпускникам после окончания университета работать в аптечных учреждениях, в том числе осуществлять функцию консультирования пациентов. Для профессионального оказания этой услуги в будущем, необходима соответствующая подготовка студентов с использованием симуляционных технологий. В 2015-2017 годах для студентов пятого курса факультета фармации и биомедицины ДВГМУ была введена дисциплина "Фармацевтическое консультирование". Результаты первичной аккредитации в 2016 и 2017 годах показали целесообразность ее изучения и позволили выявить основные проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении практической деятельности. Особое внимание при составлении ситуационных задач и алгоритмов в рамках введенной дисциплины, должно уделяться опросу пациента о его состоянии здоровья, жалобах, наличии сопутствующих патологий или применения им препаратов, возможностям пояснения действий лекарственных средств и упоминания о необходимости посещения врача.
Ключевые слова:аккредитация, фармация, фармацевтическое консультирование, подготовка специалистов, учебный процесс
M.S. Soboleva
Improvement of training process of graduates of the fesmu preparing them for primary accreditation in "Pharmacy"
Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
Summary:
The procedure of accreditation of pharmaceutical students allows graduates to work after university graduation. They can work in the pharmaceutical organizations, having the right to consult patients. The skill to consult patients must be trained with the help of simulation technologies. In 2015-2017 the fifth year students of the pharmaceutical and biomedicine faculty of the FESMU started to study a new subject "Pharmaceutical counseling". The results of primary accreditation in 2016 and 2017 showed expediency of this subject, it helped to identify the main problems that can arise at practicing pharmacy. Special attention should be paid to case studies and algorithms within the studied subject and to a proper patients' questioning about his state of health, complaints, co morbid pathologies or usage of medications. A pharmacist should also be able to explain how medications work and that it is necessary to visit a doctor before taking any medication.
Key words:accreditation, pharmacy, pharmaceutical consultation, training of specialists, educational process
Фармацевтическое консультирование является одним из базовых элементов концепции Надлежащей Аптечной Практики (GPP) [4, 5, 7]. До 2015 года полноценное информирование пациентов в аптечных учреждениях являлось одним из конкурентных преимуществ или возможностью расширения перечня дополнительных услуг [1, 2, 3]. Со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 № 389-ФЗ был регламентирован переход к процедуре аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Одним из базовых навыков, демонстрируемых выпускниками по специальности "Фармация" является профессиональное фармацевтическое консультирование пациентов. При этом, подготовка к процедуре аккредитации по практическим навыкам "Приемочный контроль, хранение лекарственных средств и первичный учет", "Фармацевтическая экспертиза рецепта" осуществляется в рамках изучения дисциплины "Управление и экономика фармации", по умению "Изготовление" - при изучении дисциплины "Фармацевтическая технология", а обучение навыку "Фармацевтическое консультирование" лишь частично рассматривается на дисциплинах "Фармакология" и "Клиническая фармакология" [6, 8, 9]. Поэтому, с целью полноценной подготовки к процедуре первичной аккредитации и, в дальнейшем, к осуществлению практической деятельности, необходима оптимизация процесса подготовки выпускников. С 2015 года на базе факультета фармации и биомедицины ДВГМУ в учебный план студентов 5-го курса введена дисциплина "Фармацевтические консультирование" на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации ДВГМУ (учебная аптека) в объеме 16 лекционных часов и 32 аудиторных часов. В рамках изучения данной дисциплины со студентами обсуждаются, моделируются, воссоздаются наиболее распространенные случаи обращения пациентов в аптечные организации, рассматриваются основные алгоритмы осуществления персонифицированного фармацевтического консультирования и информирования [10, 11]. Одним из вариантов совершенствования учебного процесса является оценка целесообразности и результативности внедрения дисциплины, а также анализ результатов первичной аккредитации выпускников по специальности "Фармация" в 2016 и 2017 годах.
Проведен анализ 74 протоколов первичной аккредитации выпускников ДВГМУ по практическому навыку "Фармацевтическое консультирование". Анализ охватил результаты 100 % аккредитуемых за исследуемый период. Объем выборки в 2016 году составил 29 протоколов, в 2017 году - 47 протоколов. Обработка первичного материала проводилась с использованием программы Microsoft Office Excel 2015, статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета SPSS 22 (русскоязычная версия). При проведении статистического анализа были использованы одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова (принадлежность результатов к нормальному распределению), и критерий Манна - Уитни (для независимых выборок). Нулевая гипотеза о том, что распределение является одинаковым для обеих выборок, отклонялась при асимптотической значимости <0,05.
За исследуемый период времени ответы аккредитуемых были удовлетворительными по большинству оцениваемых параметров. Наиболее частыми ошибками в 2016 году в первом блоке вопросов практического навыка "Фармацевтическое консультирование" были отсутствие упоминаний о необходимости посещения врача и уточнения особых характеристик пациента (возраст, беременность, кормление грудью, наличие хронических и других заболеваний). В 2016-2017 учебном году при изучении дисциплины данным вопросам уделялось особое внимание при разборе ситуационных задач, что положительно отразилось на итогах аккредитации в 2017 году (рис. 1). Снижение доли удовлетворительных ответов на умение "Определение проблемы пациента", вероятно, связано с тем, что паспорт станции в 2016 году был опубликован накануне начала процедуры аккредитации, а в 2017 был известен заранее. При этом цепочки задач не были изменены, что привело к запоминанию и выучиванию выпускниками десяти ситуационных задач, и непроизвольному преждевременному переходу к рекомендации препаратов минуя вопросы о состоянии пациента. Данное упущение было учтено профессорско-преподавательским составом в процессе обучения в 2017-2018 учебном году. Основную трудность для аккредитуемых представляет объяснение механизма действия препарата (фармакодинамики) на "доступном" для пациента уровне, то есть с исключением сложных медицинских терминов и понятий. ![]() Рис. 1. Результаты удовлетворительных ответов аккредитуемых в первом блоке вопросов Второй блок вопросов посвящен характеристикам рекомендуемых пациентам лекарственных препаратов (рис. 2). ![]() Рис. 2. Результаты удовлетворительных ответов аккредитуемых во втором блоке вопросов Примечание. * - p<0,05 отличия статистически значимы. В связи с внесением в 2016-2017 учебном году соответствующих изменений в тематику практических занятий, удалось значительно повысить процент удовлетворительных ответов по умениям: предложение альтернатив безрецептурных лекарственных препаратов, а также обоснование своих предложений. Тем не менее, значительно снизилась частота опроса пациентов о применяемых препаратах и взаимодействии лекарственных средств. Сложившаяся ситуация явилась основой для внесения в 2017-2018 учебном году соответствующих корректив при изучении дисциплины студентами 5 курса. Третий блок вопросов оценки практического навыка был посвящен соблюдению требований нормативно-правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность (рис. 3). В 2016-2017 учебном году в информационном блоке дисциплины особое внимание уделялось ассортименту лекарственных препаратов, выбору альтернатив и обоснованию предложений пациентам. Перераспределение тематики ситуационных задач привело к снижению доли удовлетворительных ответов по навыку предложения оплаты покупки и упоминания о необходимости посещения врача. В показателе время, затраченное на консультацию, отсутствовали статистически значимые отличия: 3,37±0,14 минуты в 2016 году и 3,56±0,10 минуты в 2017 году (p=0,054). В целом, эксперты отметили статистически значимое повышение профессионализма демонстрируемых навыков у аккредитуемых. В 2017 году наблюдалось 100 % прохождение второго этапа первичной аккредитации по специальности "Фармация" с первой попытки. Полученные данные доказывают рациональность внедрения дисциплины в учебный процесс. ![]() Рис. 3. Результаты удовлетворительных ответов аккредитуемых в третьем блоке вопросов Примечание. * - p< 0,05 отличия статистически значимы. Внедрение дисциплины "Фармацевтическое консультирование" на базе центра симуляционного обучения и аккредитации ДВГМУ в учебный процесс позволяет существенно повысить качество подготовки выпускников по специальности "Фармация". При формировании теоретического блока дисциплины необходимо уделить особое внимание совершенствованию навыка опроса пациента о симптомах, жалобах, характеристиках состояния его здоровья. Практические задачи должны быть подобраны и составлены с учетом наиболее распространенных ситуаций, с которыми пациенты обращаются в аптечные учреждения, а также последствий одновременного применения препаратов, лекарственных взаимодействий. Для осуществления профессионального консультирования важно обучать будущих специалистов возможностям упрощения клинических терминов и формулировок. В учебном процессе целесообразно постоянно акцентировать внимание студентов на необходимости упоминания пациентам о посещении врача.
|
||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |