Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2018 год № 3

Общественное здоровье


УДК 614.:316.334.52
М.В. Устинова, Г.К. Степанова, И.В. Николаева
Анализ качества жизни сотрудников Северо-Восточного федерального университета
Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677000, ул. Ойунского, 27, тел. 8-(4112 )-49-67-65, е-mail: mi@s-vfu.ru, г. Якутск
Контактная информация: М.В. Устинова, е-mail: caitmi@mail.ru
Резюме:
Проведен сравнительный анализ качества жизни (КЖ) между двумя группами женщин-якуток, сотрудниц СВФУ, с помощью опросника "ВОЗ КЖ-100". Первая группа (n=37) - из числа профессорско-преподавательского состава (ППС), вторая (n=32) - из числа учебно-вспомогательного персонала (УВП). В группе ППС относительно УВП выявлены значимо более высокие показатели КЖ, по сферам, содержащим те составляющие, которые наиболее важны в профессиональной деятельности педагога. Установлены прямые положительные связи между интегрированной оценкой восприятия жизни и параметрами различных сфер опросника, теснота которых в большинстве случаев выше у ППС, чем у УВП. Несмотря на различие показателей разных сфер у ППС и УВП, интегральная субъективная оценка собственного качества жизни и здоровья между группами не отличалась, что отражает в целом удовлетворенность положением респондентов в социальной среде региона.
Ключевые слова:
качество жизни, опросник ВОЗ КЖ-100, сотрудники университета, Якутия

M.V. Ustinova, G.K. Stepanova, I.V. Nikolaeva
Life quality of employees of the North-Eastern federal university
North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova Medical Institute, Yakutsk
Summary:
A comparative analysis of the quality of life (QoL) between two groups of Yakut women, the NEFU staff, was conducted using the WHOQ-100 questionnaire. The first group (n=37) - included teaching staff (TS), the second (n=32) - were supporting staff (SS). In the group of TS, significantly higher QoL values were revealed, in the areas containing those components that are most important in the professional activity of mentors. Direct positive connections have been established between the integrated assessment of life perception and the parameters of various areas of the questionnaire. Despite the difference in the indicators of different spheres in the TS and the SS, the integral subjective assessment of individual quality of life and health between the groups did not differ, and it reflects a general satisfaction with the position of respondents in the social environment of the region.
Key words:
quality of life, WHOQ QoL-100 questionnaire, university staff, Yakutia
Введение

Освоение природных ресурсов Севера возможно при его заселении, для чего необходимо улучшение социально-экономических условий проживания и повышение качества жизни (КЖ) населения. За 1991-2015 гг. Якутия потеряла в результате миграционного оттока почти 300 тысяч человек [3]. Всемирная организация здравоохранения предложила рассматривать качество жизни как "индивидуальное восприятие своей позиции в жизни в контексте с культурной средой и системой ценностей, в которой проживает индивид, и в соотношении с его целями, ожиданиями, стандартами и воззрениями" [5]. Изучение КЖ преподавателей вузов Центральной России с использованием международных опросников ВОЗ КЖ-100, SV-36 проведено в ряде работ [2, 4]. Однако особый интерес представляет исследование КЖ у разных категорий сотрудников вузов, что необходимо для выявления групп риска, разработки реабилитационных мероприятий по оптимизации социальной адаптации лиц, проживающих в регионе с дискомфортными природными условиями.

 
Материалы и методы

Для изучения качества жизни использовался базовый опросник качества жизни ("ВОЗ КЖ-100"), адаптированный для России в НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник включает 100 вопросов, и представляет собой субъективные шкалы (в баллах), предназначенные для заполнения самим респондентом. Шкала опросника позволяет оценить качество 6 сфер жизни: физической, психологической, духовной сфер, уровень независимости, социальные взаимоотношения и окружающую среду. Каждая из 6 сфер, состоит из субсфер, их общее количество - 24. Количественной характеристикой общего КЖ является сумма значений всех 6 сфер (максимальное значение 104,5 балла). В конце опросника включены 4 глобальных вопроса (G1-G4), суммарный балл ответов на которые (G) позволяет дать интегральную оценку удовлетворенности респондента качеством своей жизни и здоровья. Снижение параметров КЖ свидетельствует об ухудшении общего состояния здоровья и адаптационных возможностей организма. Методом случайной выборки в течение 2016 г. было опрошены две группы женщин-якуток - сотрудниц СВФУ: первую группу составили 37 человек из числа ППС и вторую группу - 32 человека из УВП. В исследование не были включены женщины, имеющие в анамнезе черепно-мозговые травмы, инсульты, онкологические заболевания, а также имеющие инвалидность. Уровень здоровья несколько ниже у ППС относительно УВП. Так, в течение 2-х недель до исследования не предъявляли жалоб на состояние здоровья 65,6 % женщин из числа УВП и 56,8 % - из числа ППС. Обращались за консультацией к врачам или принимали ранее назначенные лекарственные препараты 34,4 % УВП и 43,2 % ППС. Средний возраст опрошенных преподавателей составил 45,4 лет, УВП - 42,4 года. Сбор информации проводился на основе информированного согласия респондентов с соблюдением принципов биоэтики.

Установлена нормальность распределения показателей всех сфер КЖ с помощью критерия Пирсона, находились средние значения, стандартные ошибки средней. Оценка значимости различий между данными различных групп проводилась с использованием t-критерия Стьюдента. Проведен корреляционный анализ связи между изучаемыми параметрами [1].

 
Результаты и обсуждение

Выявлены отличия значений параметров сфер КЖ между ППС и УВП (таблица). В физической сфере КЖ значимо выше в группе преподавателей главным образом за счет лучшего показателя субсферы "качество сна" по сравнению со вспомогательным персоналом. В психологической сфере в целом значения показателей у ППС выше, чем у УВП. В составляющих данной сферы, касающихся уверенности, удовлетворенности своими способностями у ППС выявлена более высокая самооценка интеллектуальных способностей: памяти, внимания, обучаемости. У сотрудников ППС и УВП различен образовательный уровень: 54 % ППС имеют ученую степень, у 28,1 % сотрудников УВП отсутствует высшее образование.

Значимо более высокие показатели отмечены у ППС в сфере "Окружающая среда". Так, отчетливо выражена более высокая самооценка по субсфере "Возможности приобретения новой информации и навыков" у ППС (р=0,002) перед УВП, что возможно связано с постоянно проводимыми курсами повышения квалификации для преподавателей. Имеется тенденция к более высокой оценке качества и комфортности жилья (р=0,07) у ППС (15,5±0,66) относительно УВП (13,7±0,82). У респондентов ППС также отмечена тенденция (р=0,1) к большим баллам в субсфере "Удовлетворенность финансовым положением" (11,0±0,68) в сравнении с УВП (9,64±0,64). Респонденты в группе ППС имели значимо более высокие показатели в духовной сфере, чем в группе УВП. Очевидно, что на основе научного мировоззрения у ППС сформированы более устойчивые представления о смысле жизни, которые позволяют противостоять текущим жизненным вызовам. Показатель общего качества жизни, рассчитанный как сумма значений всех шести сфер опросника, значимо выше у респондентов ППС, относительно УВП (таблица). Необходимо отметить большие значения суммарной оценки КЖ в обеих группах сотрудников СВФУ по сравнению с преподавателями того же возраста вузов центральной России (74,4) [4]. Наибольшие различия между ППС якутян и преподавателей медвузов Центральной России оказались в оценке сферы "Окружающая среда", соответственно 13,26 и 9,69. Высокая оценка данной сферы якутянами может быть обусловлена, с одной стороны, адаптированностью к суровым природно-климатическим условиям, а с другой - удовлетворенностью финансовым положением: выплата районного коэффициента и северных надбавок, частично компенсирующих некомфортные условия жизни на Севере. Также у якутян оказалась более высокой оценка сферы "Социальные взаимоотношения" (15,22) относительно ППС вузов Центральной России (13,14). Очевидно, что в суровых природно-климатических условиях якутяне собственное КЖ в немалой степени связывают с поддержкой родных, близких и коллег.

Таблица. Показатели сфер качества жизни в баллах (M±m) сотрудников СВФУ
СфераППСУВПР
 Физическая14,00±0,4312,82±0,430,053
 Психологическая14,40±0,4112,55±0,450,003
 Уровень независимости16,13±0,6615,78±0,380,706
 Социальные взаимоотношения15,22±0,4814,20±0,460,140
 Окружающая среда13,26±0,3211,91±0,300,002
 Духовная15,9±0,6214,12±0,540,026
 Суммарная оценка КЖ88,3±2,1080,5±2,000,009

Представляет интерес изучение корреляций между общей оценкой удовлетворенности своим КЖ (G) и показателями ее отдельных сфер. Выявлены положительные корреляции в обеих группах (рисунок), что согласуется с результатами исследования КЖ у преподавателей вузов центральной России [4]. Наиболее тесная положительная связь субъективной оценки КЖ выявлена со сферой "Окружающая среда" в обеих группах. Тесная связь с параметрами данной сферы свидетельствует о том, что субъективная оценка удовлетворенностью КЖ во многом определяется социально-экономическим статусом респондентов: уровнем доходов, жилищными условиями, безопасностью проживания, состоянием медобслуживания. Для ППС более высокие значения, по сравнению с УВП, имеют показатели психологической сферы, включающей когнитивные процессы, позволяющие педагогу эффективно воспринимать и перерабатывать поступающую информацию. Также ППС придает большее значение в поддержании КЖ сфере "Уровень независимости" по сравнению с УВП (рисунок). Очевидно, что преподаватели высоко оценивают роль физической подготовленности в достижении высокой результативности своей профессиональной деятельности.

Рис. Коэффициенты корреляции между оценками общей удовлетворенности качеством жизни и отдельными сферами у ППС и УВП

В заключении необходимо отметить, что сравнительный анализ КЖ у сотрудниц СВФУ с разной спецификой профессиональной деятельности выявил значимо более высокую итоговую оценку у ППС относительно УВП. Наиболее существенная разница в ответах между ППС и УВП выявлена по сферам "Окружающая среда", "Психологическая", "Духовная". В упомянутых сферах логически оправданы более высокие оценки у ППС на вопросы о роли новой информации, о самооценке интеллектуальных способностей, о прочности мировоззренческих убеждений, то есть тех составляющих КЖ, которые наиболее важны в профессиональной деятельности педагога. Сопоставление параметров сфер КЖ с данными преподавателей вузов Центральной России [4] выявило более высокую оценку таких сфер как "Окружающая среда", "Физическая" сфера у якутян. Эти результаты свидетельствуют об адаптированности ППС СВФУ к условиям окружающей среды. Также у респондентов якутян выявлена большая значимость для КЖ такой субсферы как поддержка близких, друзей и коллег. Несмотря на различие показателей разных сфер у ППС и УВП, интегральная субъективная оценка собственного качества жизни и здоровья между группами не отличалась, что отражает в целом удовлетворенность положением респондентов в социальной среде региона.

 
Литература
 
  1. 1. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика: учебное пособие. - СПб: Издательство Фолиант, 2006. - 432 с.
  2. 2. Костакова Т.А. Оценка качества жизни преподавателей медицинских вузов // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 11 (1). - С. 140-141.
  3. 3. Сукнева С.А. Тенденция миграционной динамики в Республике Саха (Якутия). Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия: Социология. - 2013. - № 1. - С. 31-40.
  4. 4. Трегубова Е.С. Качество жизни преподавателей медицинских вузов // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2011. - № 1 (38). - С. 17-21.
  5. 5. Study protocol for the World Health Organization project to develop a Quality of Life Assessment instrument // Quality of Life Research. - 1993. - № 2. - P. 153-158.