2018 год № 4
Общественное здоровьеУДК 614.2:616-071-082:061.6]:330.131.5
Е.А. Борисова
Централизация лабораторной службы г. Якутска как инструмент обеспечения качества и доступности медицинской помощи
Медицинский центр г. Якутска, 677001, ул. Кальвица, 3, тел. 8-(4112)-21-04-80, e-mail: mcy_2013@mail.ru, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Контактная информация:
Е.А. Борисова
, e-mail: bolenaff@yandex.ru
Резюме:
Целью настоящего исследования явилась оценка влияния организации централизованной лаборатории на базе Медицинского центра г. Якутска на доступность и качество медицинской помощи жителям г. Якутска. Объектом исследования явилась централизованная лаборатория Медицинского центра г. Якутска. Предметом исследования стали показатели эффективности работы централизованная лаборатория Медицинского центра г. Якутска. Использовался информационно-аналитический метод исследования. Работа проведена в период с 2013 по 2016гг. Проведенные исследования показали, что организация централизованной лаборатории позволила повысить доступность и качество обследования для населения, автоматизировать работу, увеличить объем исследований, максимально сократить время выдачи готовых результатов, исключить влияния человеческого фактора на результаты исследований и др.
Ключевые слова:медицинская организация, медицинская помощь, централизованная лаборатория, качество, доступность
E.A. Borisova
Centralization of laboratory service of yakutsk as the instrument of ensuring quality and availability of medical care
Medical center of Yakutsk, Yakutsk
Summary:
The goal of the presented research was assessment of effect of the organization of the centralized laboratory on the basis of the Medical center of Yakutsk on availability and quality of medical care to residents of Yakutsk. An object of a research was the centralized laboratory of the Medical center of Yakutsk. Indicators of overall performance of the centralized laboratory of the Medical center of Yakutsk became an object of research. The information and analytical method of a research was used. The study was being carried throughout the period from 2013 to 2016. The conducted research showed that the organization of the centralized laboratory had allowed increasing availability and quality of population examination, to automate work, to increase the volume of tests and examinations, as much as possible and also to reduce the time of rests results delivery, to exclude influences of a human factor on the test results.
Key words:medical organization, medical care, the centralized laboratory, quality, availability
Лабораторная медицина - особый вид медицинской помощи, для которой характерны высокая степень использования передовых технологических и информационных разработок. Именно эти факторы стали основой для создания многофункциональных лабораторий по так называемому "заводскому сценарию" [4] с централизацией клинических лабораторных исследований, что, в свою очередь, повысило качество и доступность медицинской помощи [1, 3]. Экономический эффект централизации обусловлен резким снижением себестоимости лабораторных исследований при их массовом производстве, что позволяет использовать сохраненные финансовые ресурсы на расширение спектра лабораторных исследований и внедрение новых технологий [2]. Целью настоящего исследования явилась оценка влияния организации централизованной лаборатории на базе Медицинского центра г. Якутска на доступность и качество медицинской помощи жителям г. Якутска.
Объектом исследования явилась централизованная лаборатория Медицинского центра г. Якутска. Предметом исследования стали показатели эффективности работы централизованная лаборатория Медицинского центра г. Якутска. Использовался информационно-аналитический метод исследования. Работа проведена в период с 2013 по 2016 гг.
Централизованная клинико-диагностическая лаборатория была организована в 2013 году на базе ГАУ РС(Я) "Медицинский центр г. Якутска". Основаниями для организации централизованной лаборатории явились дефицит врачей-лаборантов, низкий уровень оснащенности и высокая стоимость реактивов. Кроме того, отсутствие единого информационного поля для обмена информации, приводило к дублированию анализов, повышению нагрузки на персонал лабораторий, как следствие росту затрат на оплату труда персонала и приобретение расходного материала. Так, по г. Якутску количество анализов на 1 стационарного больного составило 35,6 ед. (норма - 33), количество анализов на 1 койко-день - 3,8 (норма - 1,2), количество анализов на 1 сотрудника лаборатории составило 41 068 ед. (норма - 30 000). Целью централизации лаборатории явилось повышение доступности и качества медицинской помощи для населения, повышение эффективности лабораторной службы, концентрация выполняемых исследований, оснащение лаборатории высокотехнологичным оборудованием. Для достижения цели были осуществлены инвестиции на сумму 30,0 млн. руб. (10 млн руб. - внедрение лабораторной информационной системы - ЛИС, 20 млн. руб. - приобретение лабораторного оборудования): - внедрение единой централизованной лабораторной службы в г. Якутске дало положительный эффект; - стандартизация технологического процесса работы всех лабораторий системы, обеспечение возможности контроля "судьбы" каждого материала в цикле его обработки, ведение протоколов всех технологических процессов; - повышение качества медицинского обслуживания за счет уменьшения времени выдачи результатов исследований пациентам; - сведения к минимуму возможности ошибки и повышения достоверности результатов исследований, а также повышения безопасности обработки и сохранения информации; - сокращение среднего койко-дня и повышение оборачиваемости койки в стационарах вследствие ускорения поступления результатов исследований в медучреждения; - решение проблемы дефицита кадров и др. Положительными экономическими эффектами от внедрения единой централизованной лабораторной службы в г. Якутске стали: - снижение себестоимости одного анализа за счет увеличения объемов работы и максимальной загрузки оборудования; - экономии реактивов и расходных материалов, благодаря снижению количества необоснованных повторных назначений; - снижение количества необоснованных и дублированных анализов за счет качественного выполнения исследований; - снижение затрат на содержание неэффективно работающего оборудования в клинико-диагностической лаборатории; - снижение затрат на контроль качества лабораторных исследований; - процесс автоматизации лаборатории позволяет увеличить рентабельность лаборатории; повысить производительность лаборатории (увеличить поток); устранить влияние человеческого фактора на процесс исследования; сократить время выдачи результатов исследований; максимально снизить число рутинных операций, производимых персоналом лаборатории; - снижение непроизводительных трудозатрат персонала лабораторий на бумажное документирование результатов и составление статистической отчетности во всех участках централизованной лабораторной службы. Организация работы централизованной лаборатории позволило увеличить только в течение 2013-2016 гг. число обследованных жителей в 1,2 раза, количество анализов - в 1,4 раза. Количество общеклинических анализов увеличилось в 1,6 раза, биохимических - в 1,4 раза, иммунологических - в 1,3 раза. За 2016 год в учреждении было сделано 1 784 056 лабораторных исследований. Средняя цена на 1 исследование по учреждению составила 25,21 руб., что намного ниже рыночных цен на исследования, сложившиеся в г. Якутске ~ 220,0 руб. Таким образом, организация централизованной лаборатории позволила повысить доступность и качество обследования для населения, автоматизировать работу, увеличить объем исследований, максимально сократить время выдачи готовых результатов, исключить влияния человеческого фактора на результаты исследований, минимизировать рутинные операций, выполняемые персоналом лаборатории, установить программу лабораторной информационной системы, обеспечить экономический эффект.
|
||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |