Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2019 год № 2

Педиатрия


DOI:10.35177/1994-5191-2019-2-36-39
УДК 616.891.6:616.89-008.441.1/4:616.895.4-084-053.6
И.П. Логинов1, С.З. Савин2, Е.В. Солодкая1, Н.А. Богданов1, С. Чжан3
Превентивное выявление депрессивных расстройств у подростков
1Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-30-53-11, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru;
2Хабаровский центр новых информационных технологий Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Тихоокеанский государственный университет", 680035, ул. Тихоокеанская, 136, тел. 8-(4212)-73-16-38, e-mail: info@minobrnauki.gov.ru;
3Первый Харбинский специальный госпиталь, тел. +8645182402772, e-mail: zhangcongpei@126.com, г. Харбин, провинция Хэйлунцзян, КНР
Контактная информация: И.П. Логинов, e-mail: log-i-p1954@mail.ru
Резюме:
Рассматривается оригинальный методологический подход к превентивному выявлению и ранней диагностики непсихотических депрессивных расстройств у подростков. На основе собственных исследований, в результате которых были установлены информативно значимые показатели модели депрессивных расстройств, предложен диагностический опросник и модель превентивного выявления подростковых депрессий. Для построения модели превентивного выявления подростковых депрессий использовался подход, основанный на алгоритме классификации значимых признаков на три группы: "индивидуальные", "групповые" и "популяционные". Применение данной модели возможно только при совместном взаимодействии врачей (психиатров, педиатров) и психологов, департаментов образования и здравоохранения.
Ключевые слова:
информационное моделирование, бинарные характеристики, депрессивные расстройства (ДР), суицидальное поведение

I.P. Loginov1, S.Z. Savin2, E.V. Solodkaya1, N.A. Bogdanov1, C. Zhan3
Preventive detection of depressive disorders in adolescents
1Far Eastern State Medical University;
2Pacific National University, Khabarovsk;
3First Specialized Hospital, Harbin, Heilongjiang Province, China
Summary:
The authors analyze an original methodological approach to a preventive detection and early diagnostics non-psychotic depressions in adolescents. At the base of the conducted studies the authors worked out informatively valuable indexes of depressive disorders models. A diagnostic questionnaire was offered and a model of detection of adolescent depressions. To construct a model of depression preventive detection in adolescents the authors used an approach based on the algorithm of the classification of significant signs divided into three groups: "individual", "group" and "population". Implementation of this model is possible only in collaboration of doctors (psychiatrists and pediatricians), and psychologists working at the departments of education and healthcare.
Key words:
informative modeling, binary characteristics, depressive disorders, suicidal behavior
Введение

Последнее десятилетие характеризуется сменой научных предпочтений к изучению основ превентивной психиатрии по двум стратегиям медико-социальных воздействий: популяционное, направленное на изменение образа жизни на уровне отдельных групп населения с целью снижения факторов риска, и диагностику групп высокого риска с целью проведения превентивных мероприятий [1, 4, 6]. Оптимальной моделью конечного результата психопрофилактической работы с подростком является приближение его психического статуса к такому гипотетическому состоянию, которое было бы характерно в данном возрасте при нормально протекающем онтогенезе. Возрастной диапазон 11-18 лет характеризуется незавершенностью созревания структурно-функциональных отделов мозга, высокой пластичностью психики и наличием больших компенсаторных возможностей. Поэтому, любое положительное саногенное воздействие приведет у подростка к гармонизирующему эффекту. С другой стороны, избавив его от болезненных симптомов и переживаний, мы создадим предпосылки для нормального онтогенеза психики, и подросток справится со многими стрессирующими воздействиями [2, 5]. Разработка системы превентивных мероприятий позволит улучшить качество диагностики и профилактической помощи подросткам с непсихотическими депрессивными расстройствами.

 
Материалы и методы

Материалом для решения поставленных задач послужили данные клинико-психопатологического обследования 94 подростков с непсихотической депрессией (50 российских и 44 китайских подростка, прошедших стационарное лечение в психиатрических больницах Хабаровска и в 1-м специальном госпитале г. Харбина), родители которых дали информированное согласие на участие в исследовании.

Из обследованных подростков были сформированы две группы по этническому признаку: российская и китайская.

Объект исследования: пациенты возраста (11-18 лет), классифицируемые нами как ранние подростки 11-14 лет и поздние подростки 15-18 лет. Критерии включения: соответствие клинической картины непсихотического депрессивного расстройства одной из следующих диагностических рубрик (МКБ-10): депрессивный эпизод лёгкой, средней степени (F32.0, F32.1); дистимия (F34.1); смешанное тревожное и депрессивное расстройство (F41.2); расстройство адаптации (F43.20-22). Критерии исключения - органические психические расстройства, шизофрения и расстройства шизофренического спектра, психопатии, умственная отсталость.

В основу методического подхода положена концепция социокультуральной детерминированности возникновения, и развития клинической картины психических расстройств с учетом их особенностей в различных национальных культурах. Основной целью исследования явилось разработка превентивных мероприятий для подростков с непсихотическими депрессиями, проживающих на трансграничных территориях: Дальнем Востоке России и в Северном Китае, для повышения качества жизни подрастающего поколения. Методы исследования - клинико-анамнестический, клинико-психопатологический, общеклинический и математико-статистический (для подсчета и обработки полученных данных использована программа "Statistica 21.0").

 
Результаты и обсуждение

На этапе начального проявления симптоматики нами были установлены статистически значимые бинарные факторы риска депрессивных расстройств у подростков [3], которые были использованы в диагностическом опроснике, при этом они были расширены до шкалы на 8 градаций (табл. 1).

Таблица 1. Диагностический опросник подростковых депрессий
Информативные факторы012345678Всего
 Родительский прессинг (очень сильный контроль/ полная свобода)
 Отношение с одноклассниками (напряженные / очень хорошие)
 Отношение с родителями (напряженные / очень хорошие)
 Условия проживания (очень плохие / очень хорошие)
 Планы на будущее (очень плохие / очень хорошие)
 Стрессоустойчивость (очень плохая / очень хорошая)
 Наследственная отягощенность психическими заболеваниями (очень плохие / очень хорошие)
 Итого

Примечание. 0 - отрицание фактора (-); 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - наличие фактора; 8 - максимальная значимость фактора (+).

Установленные нами информативно-значимые показатели модели депрессивных расстройств можно использовать в качестве диагностического опросника со следующими результатами: 35-56 - развитие депрессивных расстройств маловероятно; 22-28 - имеется риск развития депрессивных расстройств; 15-21 - высокий риск развития депрессивных расстройств; 0-14 - очень высокий риск развития депрессивных расстройств (рисунок).

Рис. Категории информативно значимых показателей при моделировании депрессивных расстройств у подростков

Примечание. Категория 1 - развитие депрессивных расстройств маловероятно; категория 2 - имеется риск развития депрессивных расстройств; категория 3 - высокий риск развития депрессивных расстройств; категория 4 - очень высокий риск развития депрессивных расстройств.

Для построения модели превентивного выявления подростковых депрессий использовался подход, основанный на алгоритме классификации значимых признаков на три группы: "индивидуальные", "групповые" и "популяционные" (табл. 2).

Таблица 2. Модель превентивного выявления подростковых депрессий
Значимые признаки
 индивидуальныегрупповыепопуляционные
 Все подросткиангедония, стрессо­устойчивостьконфликтные отношения с родителями, сверстникаминаличие депрессивного эпизода в детстве; психопатологическая наследственность
 Российские подросткискрытая ангедонияродительский прессинг, отношения с одноклассниками;
преморбидные акцентуации личностных черт
пик депрессивных расстройств в возрасте 15-18 лет;
преобладание депрессивных реакций;
наследственная отягощенность психическими заболеваниями
 Китайские подросткиастено-динамический вариант ДР;
планы на будущее
родительский прессинг, отношения с одноклассниками и родителями;
условия проживания
пик депрессивных расстройств в возрасте 15-18 лет;
умеренные депрессивные эпизоды

Следовательно, на популяционном уровне следует формировать группы риска развития депрессивных расстройств у подростков, перенесших депрессивные эпизоды в детстве. Под особым контролем должны находиться подростки в возрасте 15-18 лет. Преобладание более выраженных клинических проявлений у китайских подростков связано с обращением к традиционной медицине в случае легких ДР. В рамках этого уровня используются средства массовой информации (радио, телевидение) для пропаганды здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.

На групповом уровне необходимо формировать психологические программы и тренинги для школьников с конфликтными отношениями с родителями и сверстниками. Рекомендуется создание при школьных учебных заведениях службы психологического сопровождения для оказания учащимся помощи при нахождении в кризисных ситуациях. Работа этой службы должна быть вынесена за рамки учебного процесса и может реализовываться в групповых и индивидуальных консультациях и тренингах.

На индивидуальном уровне - обращать внимание на скрытую ангедонию, проявление астенических черт, отсутствие планов на будущее, где основная роль отводится предупреждению развития тяжелых форм и рецидивов депрессии.

Применение данной модели возможно только при совместном взаимодействии врачей (психиатров, педиатров) и психологов, департаментов образования и здравоохранения.

Таким образом, предлагаемые нами модели превенции подростковых непсихотических расстройств у подростков на основе метода математического моделирования базируются на принципе поэтапности профилактических мероприятий и осуществляются в зависимости от тяжести клинических и социально-психологических факторов, клинических проявлений и нозологической принадлежности депрессивного расстройства. Индивидуализация предлагаемых мероприятий достигается с помощью математического моделирования с выделением отдельных групп дихотомических и гибридных признаков, характеризующих подростков с ДР. Каждая из них предназначена для подростков в зависимости от клинических и социально-этно-психологических факторов, участвующих в формировании депрессии.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях

Исследование имеет спонсорскую поддержку в форме гранта РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00018. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать. Все авторы принимали участие в разработке концепции статьи и написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Информация о потенциальных или явных конфликтах интересов отсутствует.

 
Литература
 
  1. 1. Логинов И.П. Солодкая Е.В., Сергина В.А., Савин С.З. Этнонаркологические особенности Приамурья // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2014. - № 4 (17). - С. 9.
  2. 2. Сергина В.А., Логинов И.П. Коморбидность расстройств депрессивного спектра и алкогольной зависимости // Дальневосточный медицинский журнал. - 2014. - № 3. - С. 100-106.
  3. 3. Солодкая Е.В., Логинов И.П., Савин С.З., Ван К. Информативная значимость факторов риска непсихотических депрессивных расстройств у подростков (сравнительное исследование) // Дальневосточный медицинский журнал. - 2014. - № 3. - С. 100-106.
  4. 4. Симуткин Г.Г. Современные инструменты скрининга аффективных расстройств (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2012. - № 3. - С. 34-41.
  5. 5. Kosykh N.E., Loginov I.P., Savin S.Z. Virtual information models in neuropsychiatry // The First Russian-Chinese science-practic conference "Problems of psychiatry and narcology (ethnocultural aspects)". - China, Harbin, 27-28 September 2013, Harbin: Harbin medical university. - 2013. - Vol. 1. - P. 43-44.
  6. 6. Stewart S.M., Kennard B.D., et al. Hopelessness and suicidal ideation among adolescents in two // Journal of Child Psychology, Psychiatry and Allied Disciplines. - 2010. - Vol. 46. - P. 364-372.