Поиск статьи 
  Авторам  
  О журнале  
 Архив номеров 
 Свежий номер 
ISSN 1994-5191
Дальневосточный медицинский журнал
Дальневосточный медицинский журнал
Ежеквартальное научно-практическое издание

2019 год № 4

Общественное здоровье


DOI:10.35177/1994-5191-2019-1-57-61
УДК 378.141:311.27]:378.661(571.62-25)"2013/2018"
Н.В. Чернышева, В.П. Молочный, К.В. Жмеренецкий, Т.В. Чепель
Мониторинг показателей эффективности целевого приема в Дальневосточном государственном медицинском университете
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-30-53-11, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск
Контактная информация: Н.В. Чернышева, e-mail: cnv.kh@yandex.ru
Резюме:
В статье проведен анализ динамики показателей целевого приема и обучения в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России за период с 2013 г. по 2018 г., проведена сравнительная оценка проходного балла на места целевого приёма и основные места в зависимости от специальности (направления подготовки), среднего балла единого государственного экзамена (ЕГЭ); проанализированы договоры о целевом обучении с оценкой мер социальной поддержки, а также сформулированы предложения по совершенствованию мероприятий целевой подготовки врачебных кадров.
Ключевые слова:
целевое обучение, целевой прием, медицинские кадры, медицинский вуз, контрольные цифры приема (КЦП), целевая квота, проходной балл

N.V. Chernysheva, V.P. Molochny, K.V. Zhmerenetsky, T.V. Chepel
Target enrollment efficency indexes monitoring at the Far Eastern State Medical University
Far Eastern state medical university, Khabarovsk
Summary:
The article analyzes the dynamics of the indicators of target enrollment and education at the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education of the Far Eastern State Medical University of the Ministry of Health of Russia for the period from 2013 to 2018, a comparative assessment of the passing score for the places of targeted enrollment and the main places depending on the specialty (training direction) was made, average mark of a unified state exam (USE) was analyzed; the agreements on targeted training with the assessment of measures of social support were analyzed, as well as proposals were formulated to improve the activities of targeted training of medical personnel.
Key words:
targeted education, targeted enrollment, medical personnel, medical school, admission control figures (CCP), target quota, pass rate
Введение

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг. Поставленную цель невозможно достичь без укрепления кадрового потенциала медицинской отрасли, при этом выпускники медицинских вузов рассматриваются как основной кадровый резерв [1].

Механизм гарантированного трудоустройства молодых специалистов в регионе, который планирует ликвидировать кадровый дефицит по конкретной специальности (направлению подготовки) или в отрасли в целом по региону, реализуется через целевое обучение граждан. Несмотря на то, что квота целевого приема в медицинские вузы в рамках общего количества мест на обучение за счет средств федерального бюджета увеличивается год от года, проблема обеспечения медицинских учреждений квалифицированными специалистами и возврата в регионы "целевиков" повсеместно остается острой и нуждается в мониторинге и анализе [2, 3].

Изучение организации целевого приема, совершенствование целевого обучения особенно актуально для ДФО в связи с оттоком кадров в центральные регионы страны и крайним дефицитом врачебных кадров в отдаленных территориях в условиях низкой плотности населения.

 
Материалы и методы

Проведен анализ организации целевого приема и целевого обучения студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ДВГМУ) по данным отчетных форм приемной комиссии и отдела планирования и контроля качества обучения.

 
Результаты и обсуждение

В связи с демографической обстановкой 1995-2000 годов общее количество абитуриентов за последнее пятилетие неуклонно сокращалось, достигнув рекордно низкого значения в 2017 году [4]. Но, несмотря на это, план приема на обучение для ДВГМУ на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета (бюджетная форма обучения) постоянно увеличивался и в приемную кампанию 2017 года превысил показатель 2013 года на 28,6 % и 2016 года - на 15,7 %. Основной прирост произошел за счет увеличения КЦП на обучение по специальности "Лечебное дело" - 41,4 % (рис. 1).

Рис. 1. Динамика контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования (специалитет) на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета за период 2013-2018 гг.

Для решения кадровых проблем субъектов ДФО квота целевого приема на обучение в ДВГМУ за последнее пятилетие удвоилась (рис. 2).

Рис. 2. Динамика квоты целевого приема на обучение в ДВГМУ за период 2013-2018 гг.

Увеличение целевых мест происходило преимущественно за счет увеличения квоты приема для "целевиков", поступающих на клинические специальности. Удельный вес КЦП (контрольных цифр приема) для целевого обучения по специальности "Лечебное дело" увеличился к 2017 году с 45,4 % до 64,8 % (рис. 3).

Рис. 3. Доля квоты целевого приема в структуре контрольных цифр приема на бюджетную форму обучения в ДВГМУ за период 2013-2018 гг.

Высокая востребованность целевой подготовки и повышение качества профориентационнной работы подтверждается ростом показателей выполнения плана целевого набора на обучение по специальностям: "Лечебное дело" и "Стоматология" до 100 % в 2018 году (в 2013 году - 93 % и 75 % соответственно), "Педиатрия" - с 77 % до 97 % и "Фармация" - с 63 % до 88 %.

В структуре заказчиков целевого набора бессменным лидером выступает Министерство здравоохранения Хабаровского края (более 50 % от всех целевых мест); Еврейская автономная область - 10 %, Камчатский край и Республика Саха (Якутия) - по 9 %, Сахалинская область - 6 %. В 2018 году состав учредителей обновился за счет вхождения в него Республики Бурятии.

Впервые с 2017 года были выделены квоты целевого приёма в медицинский вуз для жителей монопрофильных муниципальных образований. К обучению в ДВГМУ в 2017 году смогли приступить семь абитуриентов для городских поселений Чукотского автономного округа (городские поселения Певек и Беринговский), Еврейской автономной области (Теплоозерское городское поселение), Хабаровского края (рабочий поселок Чегдомын, Эльбанское городское поселение).

Предполагается, что такая практика приема на целевое обучение должна ликвидировать нехватку кадров медицинской отрасли в наиболее отдаленных и нуждающихся территориях, способствовать возврату выпускника в регионы после окончания обучения.

Важно отметить, что эффективность целевого обучения в рамках решения кадровых проблем осложняется рисками возврата специалистов и трудоустройства их по месту целевого направления после окончания обучения в вузе. Структура рисков многолика [5].

В литературе неоднократно отмечалось, что система целевого обучения нередко используется как возможность гарантированного поступления на обучение в вуз для лиц с низкой базовой подготовкой, что с высокой степенью вероятности завершается академической неуспеваемостью "целевика" с последующим прекращением его обучения. Эта ситуация находит свое подтверждения и по данным мониторинга проходного балла и среднего балла ЕГЭ поступающих на целевое обучение в ДВГМУ.

За весь период наблюдения проходной балл на целевые места как правило был в 1,2 раза ниже, чем проходной балл на основные места по всем специальностям (таблица). Обратная картина наблюдалась в период приемной кампании 2014 года для поступающих на обучение по специальности Лечебное дело и в 2016-2018 годах для поступающих на обучение по специальности Фармация, что произошло на фоне снижения проходного балла для абитуриентов по конкурсу на основные места на обучение по этим специальностям.

Самый высокий показатель проходного балла независимо от формы обучения сохраняется на стоматологическом факультете (на основные места - 232,4±4,5, по целевой квоте - 192,8±2,7), что объясняется небольшим количеством мест, престижностью профессии и высокой мотивацией хорошо подготовленных абитуриентов. Аналогичные показатели при поступлении на клинические специальности сохраняются самыми низкими на педиатрическом факультете: 181±3,8 и 165,4±4,5 соответственно.

Средний балл ЕГЭ как один из показателей уровня базовой подготовки поступающих в ДВГМУ по договору о целевом обучении, к сожалению, неуклонно падает (R2=0,942), что свидетельствует о необходимости усиления профориентационной работы в школьной среде и организации более качественного отбора абитуриентов на места целевой подготовки (рис. 4).

Эффективность целевого обучения в значительной мере определяется успешностью освоения образовательных программ "целевиками" и уровнем их академических потерь.

Таблица. Сравнительная оценка проходного балла на основные места и места целевого приема
ГодЛечебное делоПедиатрияСтоматологияФармация
основные местацелевая квотаосновные местацелевая квотаосновные местацелевая квотаосновные местацелевая квота
 2013219213,3212195,5251196,3213164,3
 2014168183,9162176,2233188,3191191,3
 2015214158,9177153250205162160,3
 2016213179,8188155,3242183,6172189,7
 2017214148,3192182,3216-159183,0
 2018212175,7186160,3221191174173,7
 2013-2018204,2 ± 5,9169 ± 5,1181 ± 3,8165,4 ± 4,5232,4 ± 4,5192,8 ± 2,7171,6 ± 3,6179,6 ± 4,1

Рис. 4. Динамика среднего балла ЕГЭ целевиков в ДВГМУ за период 2013-2018 гг.

По данным статистической отчетности ДВГМУ, из целевого набора 2012 года по специальностям: "Лечебное дело" - из 63 "целевиков" успешно завершили обучение в 2018 году всего 39 человек (62 %); "Педиатрия" - из 28 "целевиков" - только 8 человек (23 %). Из года в год более 20 % студентов, поступивших на обучение по договору о целевом приеме, отчисляются за академическую неуспеваемость по дисциплинам 1-2-го курса. На лечебном факультете из целевого набора 2016 года продолжили обучение на 3-м курсе 74 % студентов, на педиатрическом - 65 %, на стоматологическом - 90 %.

Максимальный показатель академических потерь "целевиков" на первых курсах обучения обусловлен проблемами адаптации студентов-первокурсников к требованиям высшей школы, которые усугубляются вышеуказанной их низкой базовой подготовкой.

Другим важным моментом эффективности целевого обучения для решения кадровых проблем территорий является сам договор о целевом обучении, определяющий в том числе права и обязанности заказчика целевого обучения и обучающегося.

Анализ договорных обязательств участников целевого обучения выявил основание для закономерно низкой финансовой ответственности "целевиков" за обучение в вузе, предоставленное за счет средств федерального бюджета. Это выразилось в полном отсутствии социальной поддержки студента на период его обучения со стороны потенциального работодателя (заказчика целевого обучения) либо минимальных разовых выплат: на оплату проезда на практику и обратно - в 35 % случаев, оплату проживания в общежитии - 9 %, медосмотр - 21 %). Выплата ежемесячных стипендий предусмотрена менее чем в половине случаев, и в размере от 100 до 500 рублей. Стипендии до 5 000-10 000 рублей в месяц были предусмотрены в единичных случаях и только для "целевиков" северных регионов Дальнего Востока и Сахалинской области.

Практически отсутствовали любые формы кураторства студентов со стороны органов здравоохранения, заключивших договоры о целевом приеме на обучение. Благодаря активной инициативе руководства ДВГМУ и по согласованию с территориальными органами управления здравоохранения в 2017/2018 учебном году 550 чел. (95,3 % от всего контингента обучающихся по целевому договору) были целенаправ­ленно распределены на производственную практику в медицинские учреждения, в которые планируется их трудоустройство по окончании обучения в вузе. Из 337 "целевиков" Хабаровского края 103 человека направлены были в медицинские учреждения г. Комсомольска-на-Амуре (города президентского внимания) и 142 студента - в районные больницы края.

Таким образом, мониторинг показателей целевого обучения и факторов, определяющих его эффективность, является одной из составляющих целого комплекса организационно-правовых мероприятий в системе государственного управления, образовательной среде, во взаимоотношениях работодателя и обучающихся (рис. 5). Для повышения эффективности целевого обучения, призванного решать кадровые проблемы в медицинской отрасли, необходимо уделять должное внимание мотивированному подбору наиболее хорошо подготовленных абитуриентов, развивать формы профориентационной работы среди школьников и довузовской подготовки потенциальных абитуриентов.

Рис. 5. Модель оптимизации организации целевого приема и обучения

Общепризнано, что процесс регулирования механизма целевого обучения достаточно сложен и требуется время, чтобы полностью усовершенствовать его, прибегая к анализу показателей адаптации студентов. Для обеспечения гарантированного трудоустройства выпускника необходимо повысить ответственность сторон-участников договора о целевом обучении путем предоставления от заказчика весомого пакета социальных услуг на период обучения, четкого определения условий трудоустройства выпускника (срок и период обязательного трудоустройства), укрепления взаимодействия и тесного общения работодателя и будущего специалиста в течение всего периода обучения (кураторство, практика и пр.)

Целевая подготовка - перспективное приоритет­ное направление развития высшей школы: и несомненно, базовые принципы его функционирования нуждаются в динамическом анализе на местах и дальнейшем совершенствовании. Изменения в законодательстве, влекущие за собой повышение ответственности сторон договора и информационно-аналитическая система "Мониторинг целевого обучения", предназначенная для сбора информации о гражданах, поступающих и обучающихся в рамках целевой подготовки, будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов и увеличению степени ответственности организаций-заказчиков за реализацию государственных средств, потраченных на их подготовку. Только с помощью совместных усилий заказчиков и вуза возможно обеспечить надежную и эффективную реализацию государственных обязательств по доступности и высокому качеству оказания медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, независимо от места и условий их проживания населения. В связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года Федерального закона № 337-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения" в организации приема на целевое обучение планируется ряд изменений, как в отно­шении требований для поступления, так и в отноше­нии обучения целевиков, что требует дальнейшего изучения и анализа.

 
Литература
 
  1. 1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/.
  2. 2. Дощанникова О.А., Филиппов Ю.Н., Богомолова Е.С., Хлапов А.Л. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. - 2017. - С. 46-53.
  3. 3. Чернышева Н.В. Итоги целевого приема на специ­альность "Педиатрия" в современных условиях // Сборник тезисов XIX Конгресса педиатров России с между­народным участием "Актуальные проблемы педи­ат­рии". - 2018. - С. 364. http://www.pediatrrussia.ru/sites/default/files/file/XX_kongress_sbornik_materialov.pdf.
  4. 4. Чернышева Н.В., Рзянкина М.Ф. Структура смертности детей и подростков в Хабаровском крае // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 4. - С. 54-56.
  5. 5. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. - Т. 18, № 4. - С. 373-377. DOI: https://doi.org/10/18500/ 1818-9601-2018-18-4-373-377.