2021 год № 1
Профилактическая медицинаDOI:10.35177/1994-5191-2021-1-64-69
УДК 613.7
В.В. Кузнецов1, К.В. Косилов2
К концепции формирования здоровьесберегающего и реабилитирующего поведения студентов
1Тихоокеанский государственный медицинский университет, 690002, пр-т Острякова, 2;
2Дальневосточный федеральный университет, Школа биомедицины, 690950, ул. Суханова, 8, г. Владивосток Контактная информация:
В.В. Кузнецов, e-mail: kuznetsov@tgmu.ru
Резюме:
На основании анализа данных периодической и фундаментальной литературы, а также результатов ранее опубликованных собственных исследований, с учетом множества новых факторов, влияющих на поведенческие модели современной молодёжи, в статье предпринимается попытка реконструкции нового подхода и концепции здоровьеформирующего и здоровьесберегающего поведения студентов медицинских направлений.
Ключевые слова:студенты-медики, здоровьеформирующее и здоровьесберегающее поведение
V.V. Kuznetsov, K.V. Kosilov
The concept of health-forming and health-maintaining behavior of students
1Pacific State Medical University;
2Far Eastern federal university, Vladivostok Abstract:
Based on the analysis of fundamental literature, periodicals' reviews, previously published personal studies, taking into consideration multiple new factor influencing behavioral patterns of contemporary youth, the authors took an attempt to reconstruct a new approach and the concept of health-forming and health-maintaining behavior of medical students.
Key words:medical students, health-forming, health-maintaining behavior
Одним из основных маркеров и факторов эффективности здравоохранения страны является уровень компетентности врачебных кадров. Самое современное диагностическое и лечебное оборудование без специалистов высокого уровня квалификации не способно решить не одной прикладной задачи, стоящей перед системой здравоохранения В процессе реализации национального проекта "Здравоохранение" в последние годы были решены многие вопросы закупки медицинского оборудования, реставрации имеющегося коечного фонда, поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, постройки новых кардиологических, онкологических, радиологических центров, травматологических клиник, центров родовспоможения и неонатологии для оказания высокотехнологичной медицинской помощи [1, 2, 3]. Обеспечение этих учреждений молодыми специалистами - важная задача специализированных региональных образовательных организаций, каковыми являются медицинские университеты Дальнего Востока и г. Владивостока, в частности. В свою очередь, качество и продуктивность образовательного процесса связаны с многими факторами, влияющими на выбор образовательных стратегий. Одним из наиболее значимых подобных факторов, является состояние здоровья студентов [4, 5]. Согласно различным источникам, до 45 % и более всех студентов, независимо от специализации страдает хроническими заболеваниями внутренних органов, включая патологию желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыделительной системы, нервной, эндокринной, дыхательной и других систем организма [6, 7]. Высокая заболеваемость, может быть связана с целым комплексом социально-экономических, психологических, экологических, бытовых и прочих аспектов влияния на текущее состояние здоровья. Причем средовые факторы оказывают не только непосредственное воздействие на физиологические параметры и константы организма, но и детерминируют изменения в поведенческом рисунке, в частности - в отношении собственного здоровья [8, 9, 10]. По данным текущих социально-медицинских исследований, от 40 до 72 % студентов имеют вредные привычки, включая курение, злоупотребление алкоголем, эпизоды приема психоактивных веществ, грубое систематической нарушение цикла сон-бодрствование, промискуитет и т. д. [11, 12, 13]. В то же время, имеется множество результатов социологических замеров, недвусмысленно свидетельствующих о том, что уровень заболеваемости и общее состояние здоровья среди лиц, в основном придерживающихся рекомендаций по ведению здорового образа жизни и студентов, их игнорирующих, сознательно или бессознательно нарушающих, достоверно отличается [14, 15, 16]. С точки зрения общественного здоровья здоровьесберегающее поведение (ЗСП) рассматривается как множество последовательных актов или эпизодов формирования и принятия поведенческих решений (связанных с мотивирующим воздействием среды в широком смысле этого понятия) в отношении действий, прямо или косвенно влияющих на состояние здоровья. В то же время имеются определения здоровьесберегающего поведения как собственно содержание поведения в отношении здоровья [17, 18]. На наш взгляд это разделение довольно искусственно, и усложняет понимание процессов, связанных с практикой здоровьесбережения. Оптимальным, возможно, являлась бы артикуляция понятия здоровьесберегающего поведения, близкая ряду авторов, которая подразумевает под здоровьесберегающим поведением комплекс мотивов, приводящих к действиям по их реализации, и направленных на сбережение и увеличение имеющихся и восстановление утраченных физиологических ресурсов здоровья, предотвращение воздействия внешних и внутренних неблагоприятных факторов [19, 20, 21] .
На основании изложенных представлений, ранее мы провели ряд исследований и сравнительный анализ ассоциированных со здоровьесберегающим поведением студентов медицинских университетов средовых факторов, определили их корреляцию с объективным состоянием здоровья [22, 23, 24, 25, 26] и поставили цель: сформировать концепцию здоровьесберегающего и реабилитирующего поведения студентов медицинских направлений. Анализ данных литературы и наши собственные работы позволили установить, что в современных социально-экономических, социально-политических, экологических условиях состояние и самооценка здоровья студентов медицинского университета остается серьезной социально-медицинской проблемой, напрямую связанной с поведенческими реакциями и стереотипами, влияющими на здоровьесберегающее поведение. Негативные состояние и вектор в состоянии здоровья студентов в значительной мере объясняется их собственным поведением в отношении здоровья. Реализуемые в настоящее время организационные формы и методы социально-медицинского обслуживания студентов предполагают наличие устоявшейся системы управления здоровьем студенческой молодежи на основе здоровьесберегающих технологий, позволяющих формировать позитивные модели поведения в отношении здоровья [27, 28]. Эти методы позволяют также формировать ответственное отношение студентов к своему здоровью как к важному индивидуальному и социальному ресурсу, комбинировать профилактическую направленность медицинской помощи с оперативным решением возникающих проблем. Тем не менее, стремительно изменяющиеся, вследствие поступательного развития общества, социально-экономические, финансовые, экологические и иные факторы, влияющие на образовательный процесс, предполагают дальнейшее совершенствование, уточнение, а иногда и изменение точки зрения на понимание ключевых элементов системы охраны здоровья студентов, принципов здоровьесберегающих технологий. Упомянутый выше низкий общий уровень здоровья и здоровьесберегающих мотиваций, высокая заболеваемость хронической соматической патологией, потребительское отношение к собственному здоровью требуют качественного улучшения методов формирования здоровьесберегающего поведения, системного подхода к проблеме и обязательного включения в программы эффективных механизмов обратной связи [29, 30]. На основании вышеизложенного, нами были сформулированы основные положения концепции формирования здоровьесберегающего поведения студентов медицинских университетов и приоритетные направления в охране их здоровья: - создание и реализация рационально обоснованной, опирающейся на данные объективных исследований и обратную связь, комплексной программы менеджмента здоровья, использующей перспективные здоровьесберегающие технологии и методы, эффективно формирующие здоровый образ жизни; - осуществление регулярного мониторинга динамики поведенческих стереотипов, самооценки и объективной оценки состояния здоровья для оперативной коррекции здоровьесберегающих технологий и поведения студентов в отношении здоровья; - использование предложенного индекса здоровьесберегающего поведения для точной количественной оценки изменения активности факторов, ассоциированных со здоровьесберегающим поведением; - использование регулярной комплексной самооценки текущего состояния здоровья студентов как важного элемента влияния на поведение в отношении здоровья; - формирование у студентов медицинских направлений ценностных ориентаций на ответственность за свое здоровье, а также устойчивой мотивации на здоровьесберегающее поведение; - сочетание профилактической направленности мероприятий с рациональными ресурсосберегающими технологиями. Ожидание высокой эффективности реализации предлагаемой концепции формирования здоровьесберегающего поведения студентов медицинских направлений связано с пилотными результатами внедрения элементов концепции в виде отдельных программ формирования здоровьесберегающего поведения в 2018-2019 годах на базе ТГМУ. Областью практического применения данной концепции являются медицинские университеты и иные высшие учреждения медицинской направленности, образовательные учреждения других профилей, медицинские учреждения, к которым во время прохождения обучения прикрепляются студенты, а также спортивные учреждения, взаимодействующие со студенческой и учащейся молодежью. Данная концепция может быть также востребована администрациями средних общеобразовательных и специальных учебных заведений (школы, гимназии, техникумы и др.), заинтересованными в формировании здоровьесберегающего поведения учащихся. Экономическая целесообразность данной концепции обусловливается, прежде всего, предполагаемым, при ее активном использовании, снижением расходов на медицинское обслуживание, дней нетрудоспособности, а также криминогенной составляющей, связанной с использованием психоактивных веществ, алкоголя, табака и т. д. Общей целью данной концепции является систематическое и рациональное формирование у учащейся молодежи здоровьесберегающего поведения, оптимизация психологического и физического здоровья, подготовка физически и социально адаптированной личности специалиста. К основным задачам концепции относятся: формирование у студентов рационального и осмысленного отношения к своему физическому и психическому здоровью; внедрение в повседневную практику студентов ключевых элементов здорового образа жизни в соответствии с разработанной и апробированной методикой; формирование психологического здоровьесберегающего пространства в студенческих группах, факультетах, университетах в целом с учетом новых возможностей и угроз используемых ими социальных сетей; оптимизация репродуктивного потенциала студенческой молодежи; планирование, регламентация, координирование и взаимное дополнение совместной работы медицинских и педагогических учреждений, студенческих социальных организаций, а также семей и "значимых других" студентов. Принципы реализации концепции: достоверность и проверяемость исходных данных, доступность информационных массивов, на основании которых формируются положения концепции; анализ и использование возрастных особенностей, уровня когнитивных возможностей и интеллектуального развития, состояния физического и психического здоровья, самооценки этих параметров, а также мотивации к обучению при формировании концепции; анализ результатов исследования взаимосвязи интересов индивида и значимых других, а также группы обучения и общества в целом; прикладная направленность концепции, учет сочетания возрастающих потребностей индивида с имеющимися и доступными возможностями; Ожидаемые результаты реализации концепции: повышение реального состояния физического и психического здоровья студентов; повышение уровня самооценки физического и психического здоровья студентов; повышения уровня самооценки адекватности своего поведения в отношении здоровья студентами; формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни у студенческой молодежи, основанной на достаточном информировании и валидной оценке негативных последствий уклонения от здорового образа жизни; разработка, апробация и внедрение в практику перечня мероприятий по информационному обеспечению студентов, профессорско-преподавательского состава, родителей студентов, "значимых других" данными, касающимися здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения. Основные стратегические задачи, сформулированные выше, могут быть, в свою очередь, дополнены и реструктурированы в соответствии с возможностями конкретных высших учебных заведений. Тем не менее, основной неизменной целью концепции остается последовательное системное формирование у студенческой молодежи высшего учебного заведения здоровьесберегающего поведения, осознанный и устойчивый выбор которого, в современном обществе возможен только при селекции огромного информационного потока, в котором находится молодой человек. Адекватный выбор возможен, таким образом, при получении достаточных, достоверных и адекватных знаний по здоровьесберегающему поведению в доступной форме. Как видно из представленного материала, основу концепции здоровьесберегающего поведения студентов медицинского направления составляет синтез различных подходов, которые выделяет ряд исследователей. Прежде всего, это направления, обусловливающие философскую и содержательную стороны концепции: диалектический, личностный, аксиологический, деятельностный. Далее использованы подходы, определяющие процессуальные особенности построения концепции: синергетический и социально-культурный. Изучая концептуальные подходы к здоровьесберегающему поведению студенческой молодежи, мы исходили из представлений о единстве биологического и социального, о том, что теория культуры здоровья молодежи формируется на основе специального концептуального аппарата, а также множества социальных версий, развивающихся в контексте социально-культурного подхода. Таким образом, методологической основой изучения здоровьесберегающего поведения студентов явился социально-культурный подход, интегрирующий в единую многоуровневую конструкцию данные многих смежных дисциплин, от общественного здравоохранения и социальной медицины до психологии и педагогики. Как было сказано выше, содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения в отношении здоровья, организации личной и профессиональной деятельности, образовательного пространства, закрепленных поведенческих стереотипов и моделей. Очевидно, что ключевая роль в сохранении и формировании здоровья, несмотря на социальные влияния, и конкретно педагогические усилия, все же принадлежит самому студенту, его представлениям об оптимальном образе жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем студенты часто отказываются ответственно и рационально относиться к собственному здоровью и вести здоровый образ жизни до тех пор, пока не возникает серьезная угроза физическому и психическому благополучию. Отсюда следует, что в среде учащейся молодежи необходимо повышать мотивацию заботы о собственном здоровье, его укрепления и улучшения, развить понимание, что творение здоровья - это потребность и обязанность каждого человека. И в первую очередь, такая работа должна осуществляться такими институтами общественности, как семья, школа и университет. Основным стратегическим направлением реализации высшими медицинскими учебными заведениями программы укрепления здоровья студентов должно являться развитие у них ответственного и мотивированного отношения к своему здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения как естественной и обязательной части образа жизни. Кроме того, в структуре образовательного пространства должна быть развита структура санации, первичная профилактика различных заболеваний, диспансеризация, активно и на современном уровне, с использованием мессенджеров и сетевых пабликов, внедряться просветительские проекты, направленные на развитие у студентов внутренней потребности следить за состоянием собственного здоровья, должно проводиться обучение трансляции теоретических знаний о здоровьесберегающем поведении в практическую плоскость. В свою очередь, основными компонентами формирования здоровьесберегающего поведения в высших медицинских образовательных учреждениях должны выступать аксиологический, гносеологический, здоровьесберегающий, эмоционально-волевой, физкультурно-оздоровительный методы.
|
|||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |