2022 год № 1
Профилактическая медицинаDOI:10.35177/1994-5191-2022-1-11
УДК 159.923.2:618.2:378.661
Нина Александровна Невская1, Ольга Александровна Сенькевич2
Психологические аспекты симуляционного обучения медицинских специалистов родовспомогательных учреждений
1, 2Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск, Россия
1newskayan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3535-2914 2senkevicholga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4195-2350 Аннотация:
Результат подготовки медицинских специалистов зависит от готовности обучающихся к симуляционному обучению, являющемуся обязательной составляющей медицинского образования. В статье представлен результат изучения структуры личностных установок, внутриличностных конфликтов и механизмов психической защиты обучающихся как внутренних факторов эффективного обучения. Описаны основные направления по разработке технологии симуляционного обучения с учетом психологических аспектов личности медицинского специалиста.
Для цитирования: Невская Н.А. Психологические аспекты симуляционного обучения медицинских специалистов родовспомогательных учреждений / Н.А. Невская, О.А. Сенькевич // Дальневосточный медицинский журнал. - 2022. - № 1. - С. 61-66. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2022-1-11
Ключевые слова:симуляционное обучение, личностные установки, внутриличностные конфликты, механизмы психической защиты
Nina A. Nevskaya1, Olga A. Senkevich2
Psychological aspects of simulation training of maternity facilities' healthcare providers
1, 2Far Eastern State Medical University, Khabarovsk
1newskayan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3535-2914 2senkevicholga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4195-2350 Abstract:
The result of the training of medical specialists depends on the readiness of students for simulation training, which is a mandatory component of a medical education. The article presents the result of studying the structure of personality attitudes, intrapersonal conflicts and mechanisms of mental protection of students as internal factors of their effective training. The main directions for the development of the simulation training technology, considering the psychological aspects of the personality of a medical specialist, are described.
For citation: Nevskaya N.A. Regulatory and legal support and evaluation indicators of the efficiency of pharmacotherapeutic care for elderly patients / N.A. Nevskaya, O.A. Senkevich // Far Eastern medical journal. - 2022. - № 1. - P. 61-66. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2022-1-11.
Key words:simulation training, personal attitudes, intrapersonal conflicts, mechanisms of mental protection
Одной из важнейших задач системы медицинского образования России в целом и Хабаровского края, в частности, является подготовка высококвалифицированных медицинских кадров. Важность данной проблемы определяется требованием неукоснительного выполнения клинических стандартов оказания медицинской помощи, включающей специализированные и высокотехнологичные виды медицинской помощи пациентам [1, 2]. Потребность в высококвалифицированных кадрах привела к появлению большого разнообразия инновационных подходов к их подготовке, включая использование обучающего симуляционного оснащения (тренажеров, роботов-симуляторов и т.п.) для отработки выполнения клинических стандартов оказания медицинской помощи в локациях, имитирующих реальные трудовые условия [1, 3, 4]. Однако готовность обучающихся воспринимать симуляционное обучение неоднозначна и представляет собой отдельную проблему. Задача медицинского образования заключается в том, что необходимо не только сформировать профессиональные компетенции, но и обеспечить их воспроизводимость на весь период трудовой деятельности специалиста. Основная аудитория обучающихся - это взрослые люди с наличием производственного, житейского и образовательного опыта, но различной готовностью к обучению, которая может как способствовать, так и препятствовать успешному обучению. Одной из задач симуляционного обучения является предупреждение возникновение возможных проблем в реальной практике и переориентация их в стимулы к обучению [5]. Современные обучающие симуляционные технологии предъявляют определенные требования к обучающимся. Готовность к симуляционному обучению зависит от ряда составляющих, которые можно рассматривать как факторы эффективного обучения. Ведущая роль в жизнедеятельности личности принадлежит направленности, включающей многообразие мотивационных проявлений ("система мотивационных образований", С.Л. Рубинштейн). Готовность к обучению - это своего рода отражение системы мотивационных образований личности. Некоторыми факторами, формирующими направленность личности, являются личностные установки, внутриличностные конфликты, механизмы психической защиты, что может быть рассмотрено, как внутренние факторы эффективного обучения для разработки оптимального подхода к обучению с использованием симуляционных технологий. >Цель исследования - изучить психологические особенности эффективного симуляционного обучения у специалистов родовспомогательных учреждений Хабаровского края, для разработки оптимального подхода к обучению с использованием симуляционных технологий.
Обсервационное описательное одномоментное когортное исследование проведено методом случайной выборки среди представителей родовспомогательных учреждений (РВУ) Хабаровского края, прошедших обучение с использованием симуляционных образовательных технологий на базе Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России в 2020 году. Интервьюирование проведено в группе из 57 респондентов - практикующих врачей со стажем работы от 1 года до 37 лет в возрасте от 19 до 62 лет (в среднем 31,75 лет); из них женщин 35 (61,41 %) и мужчин 22 (38,59 %). С целью исследования социально-психологических установок личности были использованы методика определения личностной установки "альтруизм - эгоизм" и опросник ценностных ориентаций С. Бубновой [6]. Для исследования внутриличностных конфликтов использована методика В. Лаутербаха [6]. Для исследования основных типов эго-защиты использована методика типологий психологической защиты Р. Плутчика в адаптации Л.И. Вассермана и др. [7]. Статистическая обработка результатов выполнялась посредством методов описательной статистики с использованием программ "MS Office EXCEL 2003" и с использованием коэффициента Пирсона, интерпретация проведена по шкале Чеддока.
У всех опрошенных выявлены сочетания ценностных ориентаций (ЦО) разной степени выраженности, не выявлено достоверной зависимости выраженности ценностных ориентаций от пола или возраста (рис. 1). ![]() Рис. 1. Выраженность ценностных ориентаций в зависимости от пола и возраста среди представителей РВУ У большинства респондентов определен низкий уровень следующих ЦО: высокое материальное благосостояние; высокий социальный статус, управление людьми; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; здоровье. Единственная выявленная ЦО с высоким уровнем для большинства опрошенных - это признание, уважение людей, влияние на окружающих. В опрошенной группе респондентов преобладала личностная установка на эгоизм - 36 респондентов (63,16 %), против 21 респондентов (36,84 %) с установкой на альтруизм. При этом можно отметить, что чем старше респондент, тем чаще встречается эгоизм. Анализ внутриличностных конфликтов выявил явно выраженные внутриличностные конфликты различной направленности: у 63,44 % респондентов - между нормами и агрессивными тенденциями; у 56,99 % респондентов - между уровнем притязаний и уровнем достижений; у 51,61 % респондентов - между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды. Некоторые внутриличностные конфликты среди опрошенных оказались не свойственными: 70,97 % респондентов не продемонстрировали внутриличностый конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями; 62,37 % респондентов - между нормами и сексуальными потребностями; 54,84 % респондентов - между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости; 50,54 % респондентов - между потребностью в достижениях и страхом неудачи (рис. 2). ![]() Рис. 2. Встречаемость внутриличностных конфликтов среди представителей РВУ При анализе половозрастной взаимосвязи с внутриличностными конфликтами установлено, что в данной группе респондентов степень проявления и сочетания внутриличностных конфликтов была более свойственен женщинам молодого возраста. Полученные результаты выявили некоторые закономерности в свойственных респондентам механизмах психической защиты (МПЗ) (рис. 3). Так, у 68,82 % респондентов выражен механизм психической защиты - регрессия; 59,14 % респондентов - компенсация; у 54,84 % респондентов - отрицание; у 45,16% респондентов - интеллектуализация. Выявлены наиболее частые комбинации МПЗ: О+К+Р+РО; К+Р+О+РО+З; В+Р+К+И+РО+О+З; Р+К+П+З+РО+О; П+Р+К+З+РО; З+Р+К+РО+И; И+РО+В+К+О+Р; РО+Р+К+О+З+И+В (где О - отрицание, К - компенсация, Р -регрессия, РО - реактивные образования, З - замещение, И - интеллектуализация, П - проекция) (рис. 4). ![]() Рис. 3. Встречаемость механизмов психической защиты среди представителей РВУ (в процентилях)
![]() Рис. 4. Варианты сочетаний механизмов психической защиты среди представителей РВУ При анализе половозрастной взаимосвязи, а также стажа практической трудовой деятельности, с механизмами психической защиты, вариантами их сочетаний четкой корреляции не выявлено. Совокупность ценностных ориентаций, внутриличностных конфликтов, механизмов психической защиты - это неосознанная часть готовности или неготовности к симуляционному обучению. Выявленная картина демонстрирует психологическую подоплеку недостаточного сотрудничества обучающихся в процессе симуляционного обучения, что может негативно влиять на его эффективность. Полученные результаты выявили особенности психологических особенностей личности медицинских специалистов РВУ, проходящих симуляционное обучение. Психологические аспекты влияют на направленность личности на "включение" в симуляционное обучение. В свете вышесказанного для формирования профессиональных навыков и поддержания их "жизнеспобными" необходимо разрабатывать программы симуляционного обучения с учетом следующих ориентиров: учебные занятия/модули должны быть рассчитаны на определенный контингент слушателей, кратность повторения обучения, этапность освоения профессиональных компетенций (от простого к сложному, от индивидуальных навыков к командной работе), регулярная корректировка тематики занятий с учетом выявляющихся локальных и системных проблем в здравоохранении, внедрении новых протоколов оказания медицинской помощи.
|
||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |