2023 год № 2
Профилактическая медицинаDOI:10.35177/1994-5191-2023-2-13
УДК 616-036.865:349.3 (075.8)
Андрей Юрьевич Пайков1, Юлия Борисовна Самойлова2, Лилия Альбертовна Якименко3
Медико-социальная экспертиза: трудности и сложности проведения в современных реалиях
1,3Ростовский государственный медицинский университет, Ростов-на-Дону, Россия
1andrpaikov@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9914-4239 3https://orcid.org/0000-0003-4441-1832 2Ростовский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, Ростов-на-Дону, Россия, https://orcid.org/0000-0002-4377-7309 Аннотация:
В данной статье отражены основные проблемы при проведении медико-социальной экспертизы, представлены новые нормативные документы, в которых рассмотрены пути их решения: введение электронного документооборота, проведение экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, получение "полного пакета" технических средств реабилитации через портал госуслуг. Для цитирования: Пайков А.Ю. Медико-социальная экспертиза: трудности и сложности проведения в современных реалиях / А.Ю. Пайков, Ю.Б. Самойлова, Л.А. Якименко // Дальневосточный медицинский журнал. - 2023. - № 2. - С. 74-78. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2023-2-13.
Ключевые слова:медико-социальная экспертиза, инвалидность, освидетельствование
Andrei Yu. Paikov1, Yulia B. Samoilova2, Liliya A. Yakimenko3
Medical and social expertise: current difficulties and challenges
1,3Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russia
1andrpaikov@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9914-4239 3https://orcid.org/0000-0003-4441-1832 2Rostov branch Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia, https://orcid.org/0000-0002-4377-7309 Abstract:
This article reflects the main problems of medical and social expertise, presents new regulatory documents that consider ways to resolve them: the introduction of electronic document management, conducting an examination remotely using information and communication technologies, obtaining a "full package" of TSR through the public services portal. For citation: Paikov A.Yu. Medical and social expertise: current difficulties and challenges / A.Yu. Paikov, Yu.B. Samoilova, L.A. Yakimenko // Far Eastern medical journal. - 2023. - № 2. - P. 74-78. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2023-2-13.
Key words:medical and social expertise, disability, examination
Важность медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) трудно переоценить: ее проведение предшествует признанию лица инвалидом, и только после признания инвалидом лицо с ограниченными возможностями здоровья может в полной мере воспользоваться всеми гарантиями, предусмотренными законодательством для данной категории граждан. Данный вид медицинской экспертизы является одним из самых динамично развивающихся. Еще в 2017 году на Парламентских слушаниях Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации на тему: "Медико-социальная экспертиза - задачи системы здравоохранения", были озвучены такие предложения как возможность использования при прохождении МСЭ электронного документооборота, перспектива заочной МСЭ по определенным показаниям, установление четких сроков прохождения МСЭ для детей-инвалидов [1]. Прозвучавшие предложения по совершенствованию медико-социальной экспертизы заложили "вектор" основных направлений, которые в дальнейшем будут реализованы. Цель исследования - анализ последних изменений в организации и проведении МСЭ, определение проблем и сложностей новых правил проведения данной медицинской экспертизы, с целью их дальнейшего преодоления.
Материалами исследования послужили нормы законодательства о проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности, труды ученых, исследовавших вопросы регламентации рассматриваемого вида медицинской экспертизы. Методологической основой стали обще- и частнонаучные методы познания, такие как: анализ, синтез, формально-юридический метод и методтолкования.
Согласно данным, опубликованным в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (2021 г.), четвертую позицию рейтинга обращений к Уполномоченному в 2021 году занимают обращения по поводу обеспечения права на социальное обеспечение (3 252, или 7 %). При этом рост по вопросам медико-социальной экспертизы составил 79 %, в то время как количество обращений по вопросам назначения пенсии по инвалидности уменьшилось на 24 % [2], с. 37. В 2020 году новая коронавирусная инфекция внесла коррективы в работу всех учреждений, включая медицинские организации и учреждения медико-социальной экспертизы. Такие факторы как пандемия, изоляция, переход на дистанционный режим работы закономерно привели к тому, что МСЭ начала проводиться без непосредственного присутствия - освидетельствуемого в учреждении. В 2021 году был принят комплекс мер по укреплению правового положения лиц с инвалидностью: до 1 июля 2022 года был продлен временный порядок признания граждан инвалидами, при котором МСЭ осуществляется в заочном формате на основе представленных документов; вступил в силу закон об электронном сертификате на приобретение технических средств реабилитации (далее - ТСР), появилась возможность предоставлять полный пакет на получение ТСР через портал госуслуг; стартовал заключительный этап государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" [2], с. 205. В 2022 году данные тенденции сохраняются. Актуализация правил признания лица инвалидом связана с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года № 588 [3], которым были утверждены новые правила, о которых пойдет речь далее. Правила признания лица инвалидом 2022 года лишили органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение полномочий по выдаче направлений на МСЭ. Указанные органы выдавали направления на МСЭ при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. В этой связи следует отметить, что периодически даже медицинским работникам затруднительно определить наличие либо отсутствие ограничений жизнедеятельности у гражданина для направления его на МСЭ. Работникам органов социальной защиты населения, пенсионного обеспечения сделать это невозможно в виду отсутствия специальных медицинских познаний. Кроме этого, гражданин, получая направление в указанных ранее органах, не проходил каких-либо обследований, а это зачастую влекло разработку бюро МСЭ программы дополнительных обследований, и как следствие дополнительные временные затраты, в том числе на ее выполнение. В тоже время, если ранее медицинская организация, отказывая в направлении на МСЭ выдавала соответствующую справку, с которой гражданин мог обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно, то теперь гражданину выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин вправе подать жалобу на такое решение в органы, указанные в Правилах признания лица инвалидом 2022 года [3]. Данные изменения упрощают работу учреждений МСЭ, но в то же время лишают гражданина возможности самостоятельно обратиться в бюро МСЭ. К Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации продолжают поступать обращения, в которых граждане просят о содействии в установлении группы инвалидности, изменении процента утраты профессиональной трудоспособности, выражают несогласие с решениями бюро МСЭ. Еще одна проблема, которая отмечена в докладе Уполномоченного 2021 года - это трудности при сборе необходимых медицинских документов. В частности, с просьбой оказать содействие в этом обратилась гражданка, проживающая в Самарской области, поскольку по состоянию здоровья испытывает трудности в сборе необходимых медицинских документов. После обращения Уполномоченного в Министерство здравоохранения Самарской области гражданке было выдано направление на МСЭ, ей была установлена III группа инвалидности [2], с. 211. Как видно Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации решил данную проблему в конкретном случае. Однако это не исключает тех сложностей, с которыми сталкиваются граждане при направлении на МСЭ. Позитивные изменения в этом аспекте имеются. К их числу можно отнести введение электронного документооборота. Не менее важной проблемой являются сохраняющиеся сложности в сборе документов в соответствии с перечнем медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. К сожалению, не все врачи системы здравоохранения знакомы с этим нормативным документом и, подготавливая документы для МСЭ, проводят неполное обследование гражданина. Существует и вторая проблема - не во всех медицинских организациях Российской Федерации возможно выполнить полный комплекс обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Для решения этих вопросов целесообразно ввести обязательное обучение для врачей, участвующих в оформлении направления на МСЭ, по вопросам нормативно-правового регулирования медико-социальной экспертизы, ввести обязательное стационарное обследование и лечение граждан в медицинских организациях регионального или федерального уровня при невозможности проведения полного обследования гражданина в амбулаторных условиях. Это, в свою очередь, позволит гражданам с хроническими заболеваниями регулярно проходить обследование и лечение, что будет приводить к своевременной коррекции лечебных и реабилитационных мероприятий, увеличению срока ремиссии заболевания и др. Как отмечено в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на упрощение предоставления документов для прохождения МСЭ, направлена разработка нового порядка прохождения МСЭ, подготовленного Минтрудом России. Также новый порядок должен ввести возможность на постоянной основе ее проведения и обжалования в заочном формате [2]. Правила признания лица инвалидом 2022 года предусматривают право выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы (очно или заочно), что способствует доступности получения услуги. Например, если имеются трудности посещения учреждения МСЭ как вследствие имеющегося заболевания, так и вследствие социально-экономических причин. Для учреждений МСЭ также имеются положительные факторы: снижение финансовой нагрузки, временных затрат в случае выезда сотрудников на дом. Кроме того, отсутствие прямого контакта с сотрудниками бюро МСЭ позволяет соблюдать санитарно-эпидемиологические требования при проведении экспертизы, а также минимизировать коррупционную составляющую. Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путем изучения представленных документов, анализа данных и сведений, имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу [3]. Названное право гражданина ограничено установленным перечнем случаев, при наличии которых медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится по решению учреждения МСЭ. Однако для проведения очной экспертизы по решению бюро потребуется обоснование. Проведение медико-социальной экспертизы с личным присутствием освидетельствуемого теперь возможно дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством единого портала (п. 36 Правил). Это касается случаев обжалований решения бюро, в порядке контроля, а также для получения консультаций в рамках программы дополнительного обследования подведомственным учреждениям. Среди сложностей проведения дистанционной МСЭ можно выделить отсутствие непосредственного осмотра освидетельствуемого; возможность искажения получаемой и передаваемой информации в виду ненадлежащего технического оснащения; возможность присутствия посторонних лиц при проведении экспертизы; и как следствие - ошибочный вывод о наличии оснований для признания лица инвалидом или их отсутствии. Остается открытым вопрос и о том, каким образом должно осуществляться проведение МСЭ дистанционно при отсутствии технической возможности, плохой связи, интернет-соединения, в том числе в отдаленных населенных пунктах. В связи с этим процедура идентификации освидетельствуемого, защиты персональных данных гражданина, соблюдение врачебной тайны, процедура онлайн-осмотра гражданина также является нерешенными проблемами. Нововведения внедряются в практическую деятельность с 1 июля 2022 года в три этапа. Так, положения, касающиеся проведения дистанционного проведения экспертизы, вступили в силу с 1 июня 2023 года. Согласно Правилам признания лица инвалидом 2022 года, как и прежде, необходимо согласие гражданина как на направление, так и на проведение МСЭ. Теперь эти два согласия совмещены в один документ и даются гражданином в медицинской организации при направлении его на МСЭ. Названный документ предусматривает определение предпочтительной формы проведения МСЭ (с личным присутствие либо без такового), а также удобного способа получения уведомления о проведении МСЭ. Указываются данные сведения гражданином либо его законным или уполномоченным представителем [3]. Нерешенной осталась и проблема проведения МСЭ, когда дееспособный гражданин вследствие имеющегося у него заболевания не может выразить свою волю, а законный или уполномоченный представитель отсутствуют. Как известно, только в случае признания совершеннолетнего, страдающего психическим расстройством, недееспособным или пристрастившегося к азартным играм, злоупотребляющего спиртными напитками (наркотическими средствами) ограниченно дееспособным за него принимает решения другое лицо (опекун, попечитель). Если же пациент не может выразить свою волю в связи с имеющимся у него иным заболеванием (к примеру, онкологическим, сосудистым), то он не может быть признан недееспособным (ограниченно дееспособным). Гражданин имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса (п. 38 Правил). Аналогичное право было закреплено в Правилах признания лица инвалидом 2006 года в п. 27 (1) [4]. Существуют определенные сложности в процедуре согласования участия такого специалиста, получении его согласия для участия в проведении экспертизы, проверке его компетентности, а также возможности заявления отводов (если специалист ранее оказывал медицинскую помощь, находится в родственных связях, имеется иная заинтересованность и т.п.). Выдача направлений на МСЭ только медицинскими организациями будет способствовать снижению количества необоснованных направлений, сокращению сроков проведения МСЭ вследствие отсутствия необходимости проведения дополнительных обследований. При этом гражданин не может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ, для этого ему необходимо пройти процедуру обжалования решения медицинской организации. Граждане сталкиваются с проблемами в подготовке документов и прохождении обследований при направлении на МСЭ. Введение электронного документооборота частично решает данную проблему. При проведении МСЭ в дистанционном формате увеличивается риск ошибочного заключения о наличии оснований для признания лица инвалидом или их отсутствии в связи с непроведением непосредственного осмотра гражданина, возможным искажением получаемой и передаваемой информации в виду ненадлежащего технического оснащения, вероятностью присутствия посторонних лиц при проведении экспертизы. Анализ выявленных проблем обосновывает необходимость совершенствования порядка организации МСЭ, в части касающейся направления на экспертизу и ее проведения без согласия гражданина, который не способен по состоянию здоровья выразить свою волю при отсутствии законного или уполномоченного представителя.
|
||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |