Практические навыки
Практические навыки для: Стоматология, семестр 04 Микробиология, вирусология-микробиология полости рта
Стом.(30) семестр 04 Микробиология, вирусология-микробиология полости рта
С семестр 04 Иммунология-клиническая иммунология
При этом задачами дисциплины являются:
Знать:
-химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях
-строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека
-стоматологические пластмассы, металлы, биоматериалы и другие материалы, экологические проблемы их использования (биосовместимость) и недостатки
-классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты
-основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования
-понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии
-функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах
-структуру и функции иммунной системы, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии
-требования и правила в получении информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры
-методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных
-комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов
Уметь:
-пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
-интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов
-обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний, в частности стоматологических
-обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного
-анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического и стоматологического лечения больных
-собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию
-сформулировать показания к избранному методу с учетом этиотропных и патогенетических средств
-определить состояние, требующее неотложной стоматологической и медицинской помощи, выходящей за рамки компетенции стоматолога общей практики, и немедленно обратиться к соответствующим специалистам
-обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения
-использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания.
Владеть:
- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; медико-функциональным понятийным аппаратом
-основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с нарушениями иммунной системы
-навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов
-основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Академии.
2.1. Дисциплина "Иммунология, клиническая иммунология" относится к математическому, естественно-научному, медико-биологическому циклу дисциплин по специальности "Стоматология" 060201 высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.
2.2.Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
________________________________Философия, биоэтика___________________________
Знания:
- методов и приемов философского анализа проблем; форм и методов научного познания, их эволюцию;
-основных закономерностей и тенденций развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
-учения о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения; взаимоотношения "врач-пациент", "врач - родственники";
Уме
ния:
-анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за её пределами;
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;
Навыки:
- владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
- владеть принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
История отечества _______
Знания:
-основных закономерностей и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;
Умения:
- анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за её пределами;
Навыки:
- владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
История медицины ______
Знания:
- выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;
Умения:
- анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за её пределами;
Навыки:
- владеть принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
Психология, педагогика ______
Знания:
-учения о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения; взаимоотношения "врач-пациент", "врач - родственники";
Умения:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;
Навыки:
- владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
Экономика ____________
Знания:
-учения о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения; взаимоотношения "врач-пациент", "врач - родственники";
Умения:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;
Навыки:
- владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
Латинский язык ______
Знания:
- основной медицинской и фармацевтической терминологии на латинском языке;
Умения:
- использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов
Навыки:
- владеть навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;
Иностранный язык __________________
Знания:
- лексического минимума в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера
Умения:
- использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов
Навыки:
- владеть иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.
Физика, математика __________________
Знания:
- математических методов решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;
-правил работы и техники безопасности в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- основных физических явлений и закономерностей, лежащих в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм" физические основы функционирования медицинской аппаратуры; правил использования ионизирующего облучения и риски, связанные с его воздействием на биологические ткани; методов защиты и снижения дозы воздействия; принципы, лежащие в основе стоматологической радиографии;
-основных законов биомеханики и её значение для стоматологии;
Умения:
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
-пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении физики, химии, биологии; работать с увеличительной техникой;
-проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
Навыки:
- владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
Медицинская информатика __________________
Знания:
- математических методов решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;
Умения:
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
-проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
Навыки:
- владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
Биология _____________
Знания:
- строения и биохимических свойств основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
- химико-биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
- общих закономерностей происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;
-биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;
Умения:
-пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении физики, химии, биологии; работать с увеличительной техникой;
Навыки:
-владеть навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов;
Химия __________________
Знания:
-правил работы и техники безопасности в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными
- строения и биохимических свойств основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
- химико-биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
Умения:
-пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении физики, химии, биологии; работать с увеличительной техникой;
-интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;
Навыки:
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом;
Биохимия _____________
Знания:
-правил работы и техники безопасности в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- химико-биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
- строения и биохимических свойств основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
Умения:
-пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении физики, химии, биологии; работать с увеличительной техникой;
-интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах пациентов;
Навыки:
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом;
Анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия _______
Знания:
-анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития организма человека;
Умения:
- пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовывать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов;
- анализировать результаты рентгенологического обследования пациентов;
Навыки:
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом;
- владеть медицинским и стоматологическим инструментарием;
Гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта
Знания:
-правил работы и техники безопасности в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- химико-биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
- химико-биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
- строения и биохимических свойств основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;
-основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональных особенностей тканевых элементов; методы их исследования;
Умения:
-пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении физики, химии, биологии; работать с увеличительной техникой;
-анализировать гистофизиологические состояния различных клеточных, тканевых и органных структур человека;
Навыки:
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом;
Нормальная физиология
Знания:
-правил работы и техники безопасности в физических, химических, биологических и клинических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- основных физических явлений и закономерностей, лежащих в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм" физические основы функционирования медицинской аппаратуры; правил использования ионизирующего облучения и риски, связанные с его воздействием на биологические ткани; методов защиты и снижения дозы воздействия; принципы, лежащие в основе стоматологической радиографии;
- химико-биологической сущности процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях;
-основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
- функциональных систем организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;
Умения:
-пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении физики, химии, биологии; работать с увеличительной техникой;
-анализировать гистофизиологические состояния различных клеточных, тканевых и органных структур человека
Навыки:
- владеть медико-функциональным понятийным аппаратом;
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
__________________________Фармакология ________________________
Знания:
- классификации и основных характеристик лекарственных средств, фармакодинамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к применению лекарственных средств; побочные эффекты;
- общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных
прописей лекарственных средств;
Умения:
-анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их исполдьзования для терапевтического и стоматологического лечения больных;
- выписывать рецепты лекарственных средств, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики, при определенных заболеваниях и патологических процессах у стоматологического больного;
Навыки:
- владеть основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов;
Внутренние болезни _____________________________
Знания:
-этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
-клинической картины, особенностей течения и возможных осложнений наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме;
Умения:
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
-сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств;
-использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов обитания;
Навыки:
- владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;
Хирургические болезни___________________________________
Знания:
- клинических проявлений основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенностей оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
Умения:
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
-проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;
Навыки:
-владеть мануальными навыками в консервативной, оперативной и восстановительной стоматологии;
Оториноларингология ___________________________________
Знания:
- основных клинических проявлений заболеваний кожи и подкожной клетчатки, челюстно-лицевой области, лор-органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения;
Умения:
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
Навыки:
- Владеть методами общего клинического обследования детей и взрослых;
Дерматовенерология__________________________________________
Знания:
- основных клинических проявлений заболеваний кожи и подкожной клетчатки, челюстно-лицевой области, лор-органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения;
Умения:
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
Навыки:
- Владеть методами общего клинического обследования детей и взрослых;
Стоматология детского возраста ______________________________
Знания:
-роли премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых;
Умения:
-разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области;
Навыки:
- владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;
Стоматология терапевтическая _______________________
Знания:
-особенности клинического течения одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и методы их лечения;
-особенности клинического течения неодонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и методы их лечения;
Умения:
-сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств;
Навыки:
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
- владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;
Челюстно-лицевая хирургия ________________________
Знания:
- основных клинических проявлений заболеваний кожи и подкожной клетчатки, челюстно-лицевой области, лор - органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения;
- классификацию, диагностику и методы лечения опухолей и опухолеподобных образований тканей челюстно-лицевой области;
-особенности клинического течения одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и методы их лечения;
-особенности клинического течения неодонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и методы их лечения;
- методы диагностики, лечения и профилактики зубочелюстно-лицевых аномалий у детей и взрослых;
Умения:
-выявлять клинические признаки острой и хронической черепно-лицевой боли соматического, нейрогенного и психогенного происхождения;
Навыки:
-владеть остановкой кровотечения после удаления зуба у детей и взрослых;
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . .. . .. .... .... .... .... .... .... .... .... .