Обучающимся

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Педиатрия, семестр 10 Производственная Помощник врача детской поликлиники

     Вид практики: производственная практика для студентов 5 курса педиатрического факультета в качестве помощника участкового педиатра, продолжительность практики - 21 день.
 
     Место практики: практика проводится на базе детских поликлиник.
 
     Цель производственной практики:
 
     Закрепление знаний и углубление практических навыков, приобретённых на клинических практических занятиях в период обучения, ознакомление с организацией лечебной и профилактической работы участкового педиатра, выявление групп повышенного риска, изучение принципов диспансерного наблюдения, овладение практическими навыками, необходимыми для работы врача амбулаторно-поликлинического звена, освоение принципов деонтологической и профессиональной этики.
 
     Перечень знаний и практических умений, приобретаемых студентами при освоении курса поликлинической педиатрии
 
- Собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез. Определить наследственную предрасположенность.
 
- Провести антропометрическое обследование ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; оценку физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов.
 
- Определить физкультурную группу.
 
- Оценить НПР, дать заключение по НПР
 
- Определить степень готовности детей к поступлению в школу.
 
- Измерить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий в минуту.
 
- Определить группу здоровья на основании комплексной оценки состояния здоровья.
 
- Провести клиническое обследование здорового и больного ребенка: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация.
 
- Оценить результаты анализов: общего анализа крови, общего анализа мочи, мочи по Нечипоренко, пробы по Зимницкому, копрограмму.
 
- Оценить результаты биохимических анализов крови при соматических и инфекционных заболеваниях.
 
- Провести расчет и коррекцию питания детей первого года жизни, детей различных возрастов и групп здоровья.
 
- Составить режим дна для здоровых и больных детей различных возрастов и групп здоровья.
 
- Составить режим дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья.
 
- Оценить степень тяжести адаптации детей к ДОУ.
 
- Составить индивидуальный план профилактических прививок.
 
- Владеть навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.).
 
- Выписать рецепт ребенку различных возрастных групп.
 
- Владеть методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств.
 
- Владеть методикой промывания желудка
 
- Владеть методикой постановки очистительных и сифонных клизм. Владеть методикой непрямого массажа сердца.
 
- Оказать неотложную помощь при ожогах и обморожениях.
 
- Оказать неотложную помощь при судорогах.
 
- Оказать неотложную помощь при синкопальных состояниях.
 
- Оказать неотложную помощь при синдроме внезапной смерти у грудных детей
 
- Организовать транспортировку детей с переломами и вывихами конечностей.
 
- Организовать транспортировку детей в критических состояниях.
 
- Оформить медицинскую документацию: историю развития ребенка (ф.112), медицинскую карту ребёнка для образовательных учреждений(ф. 026/у-2000), карту профилактических прививок.(ф.063), контрольную карту диспансерного наблюдения.(ф.030), экстренное извещение в СЭС, санаторно-курортную карту для детей и подростков (ф. 072), этапный эпикриз на ребенка первого года жизни, диспансерный эпикриз на ребенка, оформление дородового патронажа беременной, оформление первичного патронажа к новорожденному, передачу подростков, оформить документацию при поступлении ребенка в детский сад, школу, больничные листы и справки.
 
- Провести анализ показателей работы поликлиники, показателей работы участкового педиатр, показателей работы врача ДШО.
 
- Оценить данные рентгенологического исследования грудной клетки, костной системы ребенка.
 
- Проводить дородовую профилактику заболеваний периода новорожденности и раннего детства.
 
- Дать рекомендации по сохранению естественного вскармливания. Научить мать уходу за новорожденным.
 
- Организовать необходимые консультации и осмотры специалистов, а также "стационар на дому".
 
- Проводить последовательную специфическую и неспецифическую
 
     профилактику заболеваний, закаливающие мероприятия.
 
- Обеспечить своевременную госпитализацию больных, нуждающихся в стационарном лечении.
 
- Провести комплексную оценку состояния здоровья и развития ребёнка, определить группу здоровья;
 
- рассчитать содержание и калорийность основных пищевых ингредиентов в суточном рационе ребёнка любого возраста;
 
- дать рекомендации по вскармливанию, питанию, воспитанию, закаливанию, режимным моментам;
 
- владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактике заболеваний;
 
- своевременно определить симптомы и синдромы, требующие оказания неотложной помощи и оказать её;
 
- уметь проводить первичную обработку раны при механических травмах и ожоговых поражениях;
 
- уметь обрабатывать пупочную ранку и кожу новорожденных;
 
- самостоятельно проводить подкожные, внутрикожные, внутримышечные, внутривенные инъекции;
 
- проводить физические методы охлаждения при гипертермиях;
 
- применять газоотводные трубки, очистительные клизмы;
 
- уметь проводить переднюю тампонаду носа;
 
- уметь проводить промывание желудка;
 
- назначить (по показаниям) лабораторные, инструментальные, функциональные и другие исследования для уточнения диагноза, клинически интерпретировать их результаты (оценка клинических, биохимических анализов мочи, крови, копрологического исследования кала, результатов ЭКГ, УЗИ, ФГДС, параметров АД, ортоклиностатической пробы, результатов функциональных проб с физической нагрузкой, результатов рентгенологического исследования органов грудной клетки, брюшной полости, околоносовых пазух, костей), при необходимости провести забор материала для лабораторного исследования;
 
- пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонды, транспортные шины, аппаратура для ингаляций);
 
- своевременно проводить комплексный анализ клинических и параклинических данных, поставить диагноз и назначить необходимую терапию;
 
- определить показания к госпитализации и организовать её;
 
- тактика участкового педиатра при диагностике гнойно-септических заболеваний, принципы диспансеризации детей из группы риска по гнойно-септической патологии;
 
- принципы питания детей с нарушенным состоянием здоровья;
 
- вести необходимую медицинскую документацию;
 
- составить план своей работы и работы подчинённого среднего медицинского персонала;
 
- планировать проведение профилактических прививок состоящим под наблюдением детям;
 
- уметь провести расчет питания детям первого года жизни;
 
- координировать связь и преемственность с другими специалистами и персоналом лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждений;
 
- вести медицинскую документацию, применяемую в лечебно-профилактическом учреждении; анализировать свою работу, составлять по ней отчеты.
 
     Уметь оказать неотложные мероприятия при следующих состояниях:
 
- электротравма;
 
- ожоги (термические, химические)
 
- утопление;
 
- ингаляции дыма, горячего воздуха, отравление угарным газом;
 
- укусы насекомых;
 
- укусы змей, животных;
 
- гипертермия, перегревание;
 
- обморожения, замерзание;
 
- судороги;
 
- инородные тела дыхательных путей;
 
- нарушение сознания;
 
- крапивница;
 
- отёк Квинке;
 
- анафилактический шок;
 
        ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ
 
1. Выполнять правила внутреннего распорядка, установленного в учреждении, на базе которого проводится подготовка студентов.
 
2. Выполнять утвержденный руководителем индивидуальный план прохождения практики.
 
3. Вести приём пациентов в поликлинике и обслуживать патронажи и активы с целью приобретения прочных навыков диагностики заболеваний, ведения, обследования и лечения больных.
 
4. Принимать больных в боксе.
 
5. Участвовать в клинических, научно-практических конференциях.
 
6. Участвовать в итоговых научно-практических конференциях студентов.
 
7. Ежедневно отражать содержание выполняемой работы в дневнике.
 
8. Осваивать теоретический и практический курс по своей специальности.
 
9. Систематически совершенствовать свои знания путем изучения современных руководств, монографий, методических пособий и рекомендаций, научной медицинской периодической литературы, новейших достижений современной медицины.
 
10. Овладеть навыками правильного оформления медицинской документации, отчетных форм, листа временной нетрудоспособности.
 
11. Выполнить учебно-исследовательскую работу (УИРС) по утвержденной тематике и представить ее к защите.
 
12. Соблюдать нормы врачебной этики и деонтологии.
 
13. Проводить санитарно-просветительную работу с больными и их родственниками.
 
14. Соблюдать технику безопасности.
 
     Содержание практики:
 
     В процессе проведения практики студенты работают по заранее составленному плану, включающему такие вопросы, как: систематический текущий контроль, поведение семинаров по сложным вопросам, разбор трудных и поучительных случаев работы участкового врача, изучение отдельных приказов, обсуждение результатов УИРС, ведение дневников и др.
 
     Для руководства практикой и обеспечения выполнения утверждённой программы выделяется преподаватель - кафедральный руководитель практики. В лечебных учреждениях общее руководство практикой возлагается на одного из наиболее опытных специалистов. Непосредственное руководство практикой студентов в поликлинике осуществляется заведующими отделениями - базовыми руководителями практики. Студенты работают по 6-дневной рабочей неделе. По окончании производственной практики базовый руководитель даёт характеристику студенту, кафедральный руководитель практики проверяет и подписывает дневник, отчёты по производственной практике.
 
     Зачёт по практике принимает комиссия в составе кафедрального и базового руководителей практики и администрация ЛПУ. При оценке работы студента необходимо учитывать качество выполнения студентом программы, освоение практических навыков, выполнение УИРС, качество ведения дневника.
 
     В период практики студенты работают по графику участкового врача, к которому они прикреплены. На всех студентов полностью распространяются правила внутреннего распорядка, установленного я работников данного лечебного учреждения.
 
     Ежедневно студент должен вести дневник, в котором отмечает все виды деятельности за каждый день. Дневник служит документом, по которому оценивается работа студента и выполнение им программы производственной практики.
 
     В случае болезни студента производственная практика продлевается по разрешению деканата и отчёт у студента принимается позже. Оценка за производственную практику выставляется по пятибалльной системе и проставляется в зачётную книжку.
 
     Основные задачи производственной практики:
 
1. Изучение структуры и организации лечебно-профилактической работы первичного звена здравоохранения по медицинскому обслуживанию детского населения.
 
2. Лечебно-профилактическое обслуживание детей на педиатрическом участке:
 
- приём детей в поликлинике
 
- обслуживание детей на дому
 
- патронаж новорождённых детей
 
- организация диспансеризации детей и мероприятия по реабилитации
 
- противоэпидемическая работа и профилактика
 
- знакомство с работой специализированных кабинетов
 
- знакомство с работой педиатра в детских учреждениях и с организацией летней оздоровительной работы среди детей разных возрастов
 
- знакомство с организацией лабораторной службы
 
- санитарно-просветительная работа
 
     Примерная тематика семинаров:
 
1. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
 
2. Вскармливание детей первого года жизни.
 
3. Принципы организации диспансерного наблюдения за детьми в условиях детской поликлиники.
 
4. Организация работы ДОУ.
 
     Темы УИРС:
 
1. Анализ заболеваемости детей 1-го года жизни.
 
2. Анализ развития на 1-ом году жизни детей, находящихся на естественном вскармливании.
 
 3. Анализ развития на 1-ом году жизни детей с явлениями внутриутробной гипотрофии.
 
4. Особенности развития детей 1-го полугодия от матерей с нефропатией.
 
5. Особенности физического и нервно-психического развития детей 1-го года жизни в зависимости от характера вскармливания.
 
6. Особенности развития детей, занимающихся оздоровительным плаванием.
 
7. Анализ состояния здоровья и медицинского обслуживания детей из многодетных семей.
 
8. Анализ показателей физического развития и заболеваемости недоношенных детей.
 
9. Анализ заболеваемости детскими инфекциями на педиатрическом участке.
 
10. Оздоровительные школьные программы.
 
11. Анализ данных по результатам обращений по телефону доверия.
 
12. Анализ заболеваемости подростков.
 
     Формы контроля за ходом практики:
 
- Текущий контроль
 
- Периодический
 
     Итоговый контроль проводится при сдаче дифференцированного зачёта, который включает в себя:
 
- представление и защиту УИРС
 
- тестовый контроль
 
- решение ситуационных задач
 
- представление дневника
 

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . .. . .. .... .... .... .... .... .... .... .... .

 

 
Раздел кафедры обновлен 16.11.2023