2021 год № 3
Профилактическая медицинаDOI:10.35177/1994-5191-2021-3-73-76
УДК 614.27.007-615.15
Л.Н. Логунова, Л.В. Устинова, Е.В. Некрасова
Состояние и проблемы информационного обеспечения аптек
Тихоокеанский государственный медицинский университет, 690002, Океанский пр-т, 165, тел. 8-(423)-61-46-76, г. Владивосток
Контактная информация:
Л.Н. Логунова, e-mail: logunova.ln@yandex.ru
Резюме:
Для оказания квалифицированной фармацевтической помощи специалист аптеки должен иметь оперативный доступ к информационным ресурсам аптеки. Проблемы информационного обеспечения аптеки являются ограничениями для поддержания и повышения качества консультирования покупателей. С помощью анкетирования проведена диагностика проблем и определен уровень удовлетворённости сотрудников двух аптечных сетей информационным обеспечением. Выявлено, что специалисты аптек, несмотря на высокий уровень удовлетворенности информационным обеспечением, не используют в полной мере имеющиеся информационные ресурсы.
Ключевые слова:аптека, фармацевтическая помощь, консультативная помощь, информационное обеспечение
L.N. Logunova, L.V. Ustinova, E.V. Nekrasova
The state and problems of information support of pharmacies
Pacific State Medical University, Vladivostok
Summary:
To provide qualified pharmaceutical care, a pharmacy specialist must have a prompt access to the pharmacy's information resources. Problems of pharmacy information support are constraints for maintaining and improving the quality of customer consulting. The survey was used to reveal and analyze the problems and determine the level of satisfaction of employees of two pharmacy chains with the information support. It is revealed that the specialists of pharmacies, despite a high level of satisfaction with the information support, do not fully use the available information resources.
Key words:pharmacy, pharmaceutical care, consulting services, information support, software intellectualization
Качество консультативной помощи населению в аптечных организациях во многом зависит от состояния информационного обеспечения аптек и от степени владения фармацевтическими работниками профессиональной информацией. Информационно-консультационная помощь в аптеке согласно профессионального стандарту "Провизор" (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н) и Правил надлежащей аптечной практики (приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н) должна осуществляться в рамках ответственного самолечения: по правилам приема и режиму дозирования лекарственных препаратов (ЛП); хранению в домашних условиях; по правилам эксплуатации медицинских изделий (МИ); при выборе безрецептурных ЛП и других товаров аптечного ассортимента (ТАА); по вопросам совместимости с препаратами и с пищей и др.. Специалист аптеки должен уметь распознавать состояния, жалобы, требующие консультации врача и осуществлять эффективные коммуникации с пациентами. Для приобретения соответствующих компетенций требуется владение обширными профессиональными знаниями, включая знания нормативных правовых актов; аптечного ассортимента; основ ответственного самолечения, этики и фармацевтической деонтологии, фармакотерапии, клинической фармакологии; информационно-коммуникационных технологий; правил рационального применения и отпуска ЛП, и многое другое [1, 2]. В то же время специалист аптеки должен обладать умениями и навыками быстрого поиска, оценки, переработки постоянно изменяющейся многоплановой профессиональной информации, необходимой для оказания квалифицированной фармацевтической помощи, т. е. иметь возможность оперативно обращаться к информационным ресурсам аптеки и располагать удобными профессиональными информационными инструментами. Потребность в таких инструментах тем больше, чем меньше у сотрудника опыта работы, чем больше его загруженность, ниже уровень профессиональной подготовки, чем чаще происходит изменение нормативной базы, ассортимента ЛП и ТАА в аптеке и подходов к фармакотерапии, наблюдаемые участниками фармацевтического рынка в последние годы. Соответственно, проблемы информационного обеспечения аптеки являются ограничениями для поддержания, а тем более повышения качества информирования покупателей.
Для выявления проблем и состояния уровня удовлетворённости сотрудников информационным обеспечением проведено анкетирование специалистов (n=40) из двух аптечных сетей Приморского края (далее аптечная сеть № 1 и аптечная сеть № 2). Анкета, разработанная с использованием методики Спичак И.В. и Пасечниковой М.А. [3], скорректированная авторским подходом, состояла из шкальных вопросов, каждый из которых предполагал от 1 до 5 вариантов ответов, оцениваемых по шкале от 0 до 5 баллов. Анализ данных проводился с помощью метода ранжирования. Собранный статистический материал обработан в виде статистических таблиц, линейчатых диаграмм. Удовлетворенность фармацевтических работников информационным оснащением оценивалось по трем группам показателей, отражающих: 1) наличие в программном обеспечении дополнительных функций (определение условий отпуска ЛП из аптеки - по рецепту врача (Rx) или без рецепта (ОТС); возможность быстрого поиска ЛП по международному непатентованному наименованию (МНН), торговому наименованию, синонимам); 2) наличие обучающих программ и электронных справочников по вопросам консультирования покупателей (программ по обмену опытом, дополнительных баз знаний; специальных фармакологических цепочек) и их использование специалистами аптек; 3) организацию процессов, влияющих на производительность труда специалистов, осуществляющих отпуск ЛП и ТАА.
В ходе исследования были определены проблемы следующего характера: в аптечной сети № 1 - это нестабильность качества обслуживания из-за возникающих сложностей в общении с покупателями, из-за недостаточности практического опыта, большой загруженности в связи с выполнением большого объема работ; в аптечной сети № 2 - это, прежде всего высокая загруженность, проблемы в общении с покупателями, отсутствие необходимых и достаточных справочных материалов по алгоритмам консультирования (рисунок). ![]() Рис. 1. Ограничения при консультировании покупателей в аптечных сетях Выявленная тенденция, связанная с высокой загруженностью сотрудников, согласуется с исследованиями Top of Mind [4]. Помимо основной деятельности фармацевтическим работникам часто приходится заниматься продвижением товаров аптечного ассортимента, проведением промоционных акций, и другими работами, вплоть до уборки помещений. Удовлетворённость специалистов информационным обеспечением по трем группам показателей в аптечной сети № 1 оказалась равнозначной (таблица). При этом в аптечной сети № 2 в группе показателей, характеризирующих образовательную политику, отмечается слабое использование имеющихся ресурсов, к тому же неудовлетворяющих их образовательные потребности (3,35 баллов). Более высоко оценены дополнительные функции (4,08 балла), такие как: определение условий отпуска препаратов из аптек, поиск товаров по международному непатентованному наименованию, торговому наименованию и др.
У 20 % сотрудников отсутствуют представления о спектре функциональных возможностей базового программного обеспечения сети. Специалисты исследуемых аптечных сетей перегружены оперативной работой (от 25 до 50 %), что является причиной отказа от профессионального совершенствования у 10 % респондентов. Специалистами аптечной сети № 1 отмечен более высокий уровень организации выкладки товара и ее влияние на результаты продаж. Специалисты аптечной сети № 2 обозначили необходимость дальнейшего расширения алгоритмов консультирования (14,3 %) и программ по обмену опытом внутри сети. В ходе исследования установлено, что фармацевтические работники аптечной сети № 1 более удовлетворены информационным обеспечением (91,7 %), чем их коллеги аптечной сети № 2 (71 %).
1. В результате исследования выявлен достаточно высокий уровень удовлетворённости персонала информационным обеспечением. 2. Определены проблемы информационного обеспечения, ведущими из которых являются: высокая загруженность сотрудников, психологические проблемы в общении с покупателями, отсутствие достаточных справочных материалов по алгоритмам консультирования, недостаточное владение возможностями базового программного обеспечения. 3. Оценка уровня удовлетворенности специалистов информационным обеспечением аптеки помогает диагностировать проблемы при оказании консультативной помощи населению, увидеть сложившееся состояние информационного обеспечения и профессиональной подготовки специалистов, а также разработать дорожную карту перспективных изменений. 4. Руководству аптечных сетей рекомендовано продолжить работу над совершенствованием информационных систем, используя лучшие практики фармацевтического информационного рынка. Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д.35
Телефон: (4212) 76-13-96
© 2010 ДМЖ Электронная версия журнала (ППИ)
«Дальневосточный медицинский журнал» |