Рекомендации по изучению дисциплины
Рекомендации для: Лечебное дело, семестр 03 Анатомия
В процессе преподавания анатомии человека применяются, в первую очередь, системный подход (изучение студентами тела человека по системам), топографо-анатомические принципы (изучение положения и взаимоотношения органов и тканей друг с другом, с частями скелета и стенками полостей). Применяется функциональный подход, при котором органы, их системы и аппараты изучаются в связи с их основными функциями.
В лекционном курсе рассматриваются общие закономерности, индивидуальные, возрастные и половые особенности строения органов, систем и аппаратов тела человека, а также основные этапы развития человеческого организма в эмбриогенезе (с учетом достижений современной науки). Они читаются доцентами кафедры. Чтение лекций сопровождается мультимедийными презентациями слайдов, демонстрацией видеофильмов.
Практические занятия проводятся согласно общему расписанию всем профессорско-преподавательским составом кафедры. Каждая академическая группа занимается постоянно в одной и той же учебной комнате (всего 7 учебных аудиторий), у каждого студента свое рабочее место. На практические занятия студент должен приходить подготовленным, одетым по форме (халат, шапочка); иметь одноразовые перчатки, пинцет, скальпель. На практических занятиях студенты изучают анатомические макропрепараты, определяют местоположение отдельных органов в организме человека и у себя, осваивают препарирование и готовят анатомические препараты отдельных органов и областей человеческого организма. Препарирование реализует одну из компетенций – способность и готовность применять анатомический медицинский инструментарий и приучает будущих врачей к самостоятельному мышлению, которое необходимо при индивидуальном подходе к больному человеку в клинике.
Целью изучения анатомии человека является – дать студентам знания и умения по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела, систем и аппаратов органов на основе современных достижений науки, с учетом требований практической медицины; научить использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также будущей практической деятельности врача.
Задачами изучения анатомии человека как фундаментальной медицинской дисциплины являются: изучить в процессе практических занятий и лекций строение, топографию и функции органов, индивидуальные и возрастные особенности строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), анатомо-топографические взаимоотношения органов, их рентгеновское изображение, варианты изменчивости отдельных органов и пороки их развития.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Привес М.Г. Анатомия человека [Текст] – М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. – Гиппократ, 2001. Гриф МЗ РФ– 684 с.
2. Привес М.Г. Анатомия человека [Текст] – М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. – Гиппократ, 2007. Гриф УМО– 684 с.
3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. [Текст]: В 4-х томах /Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. – М: Медицина, 2009.Гриф УМО.
Дополнительная литература
1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия черепа. [Текст]: Учебное пособие. СПб.: издательство ЭЛБИ-СПб, 2006. - 52 с.
2. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И. Клиническая анатомия сосудов и нервов. Учебное пособие [Текст]. СПб.: издательство ЭЛБИ-СПб, 2007. – 144 с.
3. Козлов В.И., О.А. Гурова, Т.А. Цехмистренко. Спланхнология. Лекции по анатомии человека: учебное пособие для студентов медицинских вузов. [Текст]. – М.: Практическая медицина, 2009. – 261 с.
4. Колесников Л.Л. Развитие, возрастные изменения и аномалии органов человека. Учебное пособие. [Текст]: Л.Л. Колесников, А.В. Чукбар. – М.: Медицина XXI, 2004. – 144 с.
5. Кондрашов А.В. Анатомия нервной системы. [Текст]: А.В. Кондрашов, О.А. Каплунова. – М.: Эксмо, 2010. – 224 с.
6. Крылова Н.В. Черепные нервы. Анатомия в схемах и рисунках. [Текст]: Н.В. Крылова, И.А. Искренко. – М.: МИА, 2006. – 96 с.
7. Крылова Н.В. Анатомия органов чувств (глаз, ухо) в схемах и рисунках. [Текст]: Н.В. Крылова, Л.В., Наумец. М.: МИА, 2004. – 96 с.
8. Крылова Н.В., Волосюк Н.И. Анатомия венозной системы в схемах и рисунках. [Текст]: М.: МИА, 2006. – 112 с.
9. Крылова Н.В. Мозг и проводящие пути. Анатомия в схемах и рисунках. [Текст]: М.: МИА, 2004. - 122 с.
10. Лучевая анатомия /М.В. Бабаев и др.; под ред. А.В. Кондрашова. [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 342 с.
11. Сапин М.Р. Анатомия человека. В 2-х томах. [Текст]: М.Р. Сапин, Никитюк Д.Б., Ревазов В.С. – М.: Шико, 2009. - 1272 с.
12. Фениш Х. Карманный атлас анатомии человека (пер. с англ.). [Текст]: Х. Фениш, В. Даубер. – Изд-во Диля, 2007. – 464 с.
Методические рекомендации студентам.
1. Клиническая анатомия органа слуха. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. [Текст]: /В.В. Побережная/ - Хабаровск, 2001. – 52 с.
2. Клиническая анатомия желез внутренней секреции. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. [Текст]: /Е.Ю. Животова, С.И. Ивашкина, Э.А. Лысяк/ - Хабаровск, 2001. - 53 с
3. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов для самостоятельной работы. Часть 1 «Опорно-двигательный аппарат» (издание 2-е дополненное). [Текст]: - /Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов/ - Хабаровск, 2004. – 43 с.
4. Книга для чтения «Анатомия человека со словарем анатомических терминов», часть 2 (с грифом УМО). [Текст]: /Г.А. Иваненко, Е.Ю. Животова, О.В. Корева/ - Хабаровск, 2004. – 96 с.
5. Тестовые задания и рисунки к программе на ЭВМ по теме «Анатомия органов дыхания». [Текст]: /А.В. Кузнецов/ - Хабаровск, 2003. – 12 с.
6. Методические рекомендации и контрольные вопросы к программированному контролю на ЭВМ по теме: «Анатомия сердечно-сосудистой системы». [Текст]: /Г.А. Иваненко, Е.Ю. Животова, А.В. Кузнецов/ - Хабаровск, 2005.19 с.
7. Методические рекомендации и контрольные вопросы к программированному контролю на ЭВМ по теме: «Анатомия мочеполовой системы». [Текст]: /В.В. Побережная/ - Хабаровск, 2005. – 12 с.
8. Методические указания для отработки практических навыков. [Текст]: /Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов, О.В. Корева/ - Хабаровск, 2005. – 16 с.
9. Методические указания к просмотру видеофильма: «Ход брюшины». [Текст]: /В.В. Побережная/ - Хабаровск, 2005. – 5 с.
10. Методические указания к просмотру видеофильма: «Периферическая нервная система». [Текст]: /В.В. Побережная/ - Хабаровск, 2005. – 5 с.
11. Методические указания к просмотру видеофильма для студентов 1 и 2 курсов: «Череп в целом». [Текст]: /О.В. Корева/ - 2006. – 8 с.
12. Методические указания к просмотру видеофильма: «Анатомия и функции гортани». [Текст]: /О.В. Корева/ - 2006. – 6 с.
13. Методические указания и вопросы для подготовки к экзаменам по курсу «Анатомия человека». [Текст]: - Хабаровск, 2007. – 19 с.
14. Функциональная анатомия дыхательной системы. [Текст]: / Г.А. Иваненко, Е.Ю. Животова, Л.Г Шукюрова, В.Я Зарубина, О.В Корева/ - Хабаровск, 2007. - 61 с.
15. Функциональная анатомия мочеполовой системы. [Текст]: / Г.А.Иваненко, А.В. Кузнецов, Е.Ю. Животова./ - Хабаровск, 2007. - 54 с.
16. Проводящие пути головного и спинного мозга. [Текст]: / Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов/ - Хабаровск, 2007. - 51 с.
17. Функциональная анатомия вегетативной нервной системы. [Текст]: /Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов/ - Хабаровск, 2007. - 65 с.
18. Кава-кавальные и порто-кавальные анастомозы и их клиническое значение. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. [Текст]: /Г.А. Иваненко, А.В. Кузнецов/ - Хабаровск, 2009. – 14 с.
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . .. . .. .... .... .... .... .... .... .... .... .