2010 год № 1
История медицины
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
![]() | |
![]() |
Гражданская война 1918-1922 гг. была одной из величайших катастроф России XX в. Десятки миллионов погибли на фронтах этой войны, несколько миллионов вынуждены были бежать из России. Одной из стран, которые стали прибежищем для русских эмигрантов на несколько десятилетий стал Китай. С волной беженцев в Маньчжурию (Северо-восточная часть Китая) прибыло много уральцев, в т.ч. врачей.
Одним из наиболее известных уральских врачей в Харбине был Андрей Васильевич Линдер. В 1905 г. он окончил медицинский факультет Казанского университета. По окончании университета молодой врач в 1906-1908 гг. был ординатором клиники Казанского университета, затем переехал в Екатеринбург, где в 1909-1914 гг. работал врачом лечебницы врачей-специалистов. Жизнь А.В. Линдера в Екатеринбурге была отмечена активной общественной деятельностью. В 1909-1913 гг. он был секретарем Уральского медицинского общества, публиковал статьи в "Записках Уральского медицинского общества", а в 1910-1916 гг. даже избирался гласным городской думы в Екатеринбурге [7].
С началом I мировой войны доктор А.В. Линдер был мобилизован, служил в Томске, а затем был старшим врачом госпиталя на Юго-западном фронте. В 1918 г. А.В. Линдер вернулся в Екатеринбург, где работал в лечебнице врачей-специалистов, в 1919 г. работал старшим врачом госпиталя союза городов в Екатеринбурге, затем с госпиталем был эвакуирован в Томск, и, в конечном итоге, в январе 1920 г. оказался в Маньчжурии.
В Харбине доктор А.В. Линдер организовал с другими врачами-беженцами лечебницу врачей-специалистов, а затем перешел на службу на Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД), где с 1921 по 1927 гг. он работал ординатором родильного и гинекологического отделений Центральной больницы КВЖД. Здесь он вновь включился в общественную работу: долгое время он был казначеем и библиотекарем Общества врачей Центральной больницы КВЖД, публиковал научные статьи в "Харбинском медицинском вестнике" [8].
В Маньчжурии А.В. Линдер свою лечебную и общественную работу начал сочетать с преподавательской деятельностью. В первой половине 1920-х гг. он был лектором и помощником директора фельдшерских курсов при Центральной больнице КВЖД, избран лектором Высшей медицинской школы в Харбине. В 1927 г. после конфликта со старшим врачом Центральной больницы он был вынужден уйти с КВЖД [15]. В последующие годы А.В. Линдер был директором 2-й Харбинской зубоврачебной школы и занимался частной практикой. В 1929 г. в Харбине было организовано Общество русских врачей, А.В. Линдер сначала был избран товарищем председателя общества, а с 1930 г. стал его председателем. На этой должности А.В. Линдер играл важнейшую роль в жизни медицинского мира Харбина. Кроме работы в Обществе врачей он был членом и активным участником многих всевозможных русских общественных организаций в Харбине [4].
После 1945 г. в медицинском мире Харбина на ведущие позиции вышли русские врачи, имевшие советское подданство. Однако лидеры эмигрантского общества врачей продолжали играть важную роль. Бывший председатель общества российских врачей Харбина доктор А.В. Линдер стал членом-учредителем Общества Красного Креста Северо-Восточного Китая, был первым старшим врачом Харбинской больницы Красного Креста, лектором в Харбинском медицинском техникуме, а также заместителем председателя правления объединения медицинских работников при Обществе граждан СССР, членом научного общества советских врачей [1]. Скончался А.В. Линдер в Харбине 27 октября 1952 г.
В эти же годы в Харбине работал еще один видный уральский общественный деятель - доктор Александр Михайлович Спасский (1872-1934). Уроженец Пермской губернии, он в 1898 г. окончил медицинский факультет Казанского университета. Еще в студенческие годы он печатался в "Вестнике общественной медицины и гигиены". С 1902 г. А.М. Спасский работал земским санитарным врачом в Екатеринбургском уезде. Здесь началась его общественная и журналистская деятельность. В Екатеринбурге доктор А.М. Спасский возглавил большую либеральную газету "Уральский край", там же вступил в партию народной свободы, был выборщиком в Государственную Думу. В русско-японскую войну он работал врачом в медицинских учреждениях Читы. В 1906 г. вернулся в Екатеринбург, где занимался частной практикой, редактированием газеты "Уральский край" и общественной работой.
В 1914 г. с началом I Мировой войны доктор А.М. Спасский был призван в армию. В 1917 г. он вернулся в Екатеринбург, работал в газете, переименованной в "Приуральский край", а также руководил врачебной частью екатеринбургского отдела союза городов.
По приезду в Харбин А.М. Спасский сразу включился в жизнь нового для себя города. В 1920-1921 гг. он был заведующим медико-санитарным бюро городского самоуправления Харбина [13]. На этой должности он занимался не только текущими вопросами, но и теоретической разработкой вопросов по улучшению врачебно-санитарного дела в городе. В 1921 г. А.М. Спасский руководил мероприятиями по борьбе с эпидемией чумы. Уволившись из городского самоуправления, А.М. Спасский работал консультантом при больнице общины сестер милосердия Красного Креста, а с 1927 г. занимался только частной практикой [12].
В Харбине уральский врач установил связь с единомышленниками по партии кадетов, при участии А.М. Спасского летом 1920 г. в городе вышла антибольшевистская газета "Русской голос". В 1924 г. газета была переименована в "Русское слово", а А.М. Спасский стал редактором-издателем газеты [22]. В начале 1930-х гг. А.М. Спасский стал учредителем и почетным попечителем "Общедоступной и благотворительной амбулатории и больницы в память доктора В.А.Казем-Бека" [19].
В 1919 г. наряду со многими другими уральскими предприятиями на восток было эвакуировано управление Пермской железной дороги. Поэтому в Харбине среди врачей-беженцев с Урала оказался целый ряд врачей этой железной дороги. Среди них особо выделялся выпускник медицинского факультета Казанского университета 1904 г. Мстислав Николаевич Слободин. После окончания вуза он 15 лет прослужил на Пермской железной дороге. На этом предприятии М.Н. Слободин последовательно прошел путь от участкового врача, ординатора больницы, заведующего больницей, санитарный врач дороги, до начальника врачебно-санитарной службы Пермской железной дороги (1915-1919). Он был одним из организаторов на Пермской железной дороге вагона-выставки по борьбе с алкоголизмом и инфекционными болезнями, а также читал в нем лекции. Параллельно службе на железной дороге, М.Н. Слободин работал школьным врачом 2-х классного городского Пермского училища и врачом железнодорожного технического училища, а также преподавал там гигиену.
После эвакуации Пермской железной дороги в Читу, М.Н. Слободин в 1919 г. исполнял обязанности начальника врачебно-санитарной части Забайкальской железной дороги. В 1920 г. он прибыл в Харбин, где занялся частной врачебной практикой и преподавательской деятельностью. В начале 1920-х гг. М.Н. Слободин преподавал гигиену в харбинской гимназии М.А.Оксаковской, был лектором на фельдшерско-акушерских курсах и в Высшей медицинской школе, где преподавал общую патологию, эпидемиологию и судебную медицину [2]. В конце 1920-х - начале 1930-з гг. он преподавал физиологию и гистологию во 2-й Харбинской зубоврачебной школе, и общую патологию и гигиену на курсах сестер милосердия [6].
В конце 1930-х и начале 1940-х гг. М.Н. Слободин работал в Общедоступной и благотворительной амбулатории и больницы в память доктора В.А.Казем-Бека, в 1943 г. стал заместителя старшего врача этой больницы. Кроме этого, был врачом амбулатории Мариинской общины сестер милосердия Красного Креста [9].
В 1920-е гг. в Харбине также жил и работал Михаил Петрович Соколов (1867-1932) - бывший старший врач Екатеринбургской железнодорожной больницы. В 1893 г. он окончил в первом выпуске медицинский факультет Томского университета. По окончании его был оставлен при кафедре хирургии, где работал ординатором.
В 1900 г. М.П. Соколов получил приглашение на пост старшего врача Екатеринбургской железнодорожной больницы, на котором пробыл до 1917 г. Затем он работал в лечебнице врачей специалистов в Екатеринбурге, основателем которой он был. С приходом власти Колчака он вернулся в железнодорожную больницу, и оставался в ней до 1919 г. На Урале М.П. Соколов был известен не только как врач, но и как общественный деятель: он был членом "Уральского медицинского общества" и одно время даже был его председателем. Во время Гражданской войны он также принимал участие в политической жизни. Например, в 1919 г. М.П. Соколов был министром здравоохранения при Уральском областном правительстве [23].
В Харбине М.П. Соколов был приглашен на должность ординатора хирургического отделения в Центральную больницу КВЖД, и работал там с 1920 г. до 1927 г. С КВЖД он был уволен советской администрацией дороги из-за обладания эмигрантским паспортом. В 1928 г. М.П. Соколов уехал с супругой в Америку, но ни укладом жизни, ни обычаями Америка ему не понравилась, и в 1929 г. он вернулся. По возвращении, оставаясь без советского паспорта, он снова был приглашен в Центральную больницу КВЖД, но из-за болезни вскоре вынужден был уволиться [16].
Несмотря на болезнь, частную практику М.П. Соколов не бросил. Всю жизнь он посвящал работе, никогда не интересовался, сколько ему заплатят, многим оказывал материальную помощь. По характеру М.П. Соколов был глубоко русским человеком, уральцем, тосковал по Уралу, несмотря на то, что в Харбине он в отличие от многих эмигрантов не испытывал материальных трудностей [17].
Среди врачей-выходцев с Урала выделялся акушер-гинеколог Василий Иоакимович Сорокин, живший в Харбине в 1920-1940-х гг. В 1911 г. он окончил медицинский факультет Казанского университета. До 1914 г. В.И. Сорокин работал земским врачом в Пермской губернии, а затем был назначен старшим врачом Пермской железнодорожной больницы. На этой должности он проработал 5 лет. После эвакуации в 1919 г. он недолго пробыл на должности врача-ординатора Читинской железнодорожной больницы.
В Маньчжурии В.И. Сорокин с 1921 г. занимался частной практикой. В 1924-1934 гг. работал врачом-ординатором акушерского и гинекологического отделений Харбинской городской больницы [3]. В 1930-х гг. он был единственным русским врачом в этой больнице. В конце 1930-х - начале 1940-х гг. В.И. Сорокин консультировал в Общедоступной и благотворительной амбулатории и больницы в память доктора В.А.Казем-Бека, был совладельцем Русско-немецкой лечебницы.
Как и многие его коллеги В.И. Сорокин состоял членом Общества российских врачей в Харбине, был председатель ревизионной комиссии этого общества [5]. В Харбине доктор В.И. Сорокин считался одним из лучших акушеров-гинекологов города, имел обширную клиентуру и получал значительные гонорары [10].
В Китай после окончания Гражданской войны в России эмигрировали не только руководители Пермской железной дороги, но и простые железнодорожные врачи. Выпускник Казанского университета 1903 г. доктор Николай Дмитриевич Соларев в 1908-1914 гг. работал окулистом на Пермской железной дороге. После начала I мировой войны он был мобилизован в действующую армию в качестве полкового врача, пробыл на войне до 1917 г., получил много боевых отличий, и вернулся в Екатеринбург. В 1918 г. он снова перешел на работу на Пермскую железную дорогу, и во время Гражданской войны вместе с волной беженцев попал на Дальний Восток. В Чите доктор Н.Д. Соларев работал окулистом на Забайкальской железной дороге, одновременно исполняя обязанности помощника главного врача госпиталя атамана Г.М. Семенова. В Харбине он занимался частной практикой, работал в частных русских лечебницах. Осенью 1933г. Н.Д. Соларев переехал из Харбина в Шанхай, где экономическая ситуация была более благоприятной [18].
Жизнь харбинского врача-эмигранта Казимира Петровича Вержбицкого (1868-1940) также была тесно связана с Уралом. В 1890-1904 гг. по окончании медицинского факультета Казанского университета он был земским врачом в Пермской губернии, в 1904-1907 гг. работал городским врачом в г.Сарапуле Вятской губернии, принимал участие в русско-японской войне. Но начала I мировой войны К.П. Вержбицкий служил врачом в Мотовилихинском заводе и на Пермской железной дороге. В 1914 г. в его судьбе произошел очередной поворот: мобилизация в действующую армию, затем возвращение на Урал, потом эвакуация, служба на Забайкальской железной дороге и в белогвардейских войсках. Приехав в Харбин, К.П. Вержбицкий занялся частной практикой, в 1924-1925 гг. работал городским санитарным врачом в Харбине, с 1926 г. по 1934 г. работал врачом на различных станциях КВЖД [11].
После революции в китайской эмиграции оказалось несколько врачей уральских заводов. Николай Александрович Арнольдов (1855-1934) многие годы проработал врачом горнозаводского ведомства на Урале, был военным врачом в русско-турецкую войну, главным врачом полевого госпиталя от уральских заводов в русско-японскую войну. Выброшенный волной Гражданской войны на Дальний Восток, он жил в Харбине и Тяньцзине, а в 1921 г. уехал в США [20].
Андрей Францевич Кестранек бывший земский врач и служащий Пермских пушечных заводов устроился в Харбине на должность ординатора Центральной больницы КВЖД. Внезапно в 1923 г. он впал в летаргию, в течение 3-х лет его состояние неуклонно ухудшалось. Скончался доктор А.Ф. Кестранек в Харбине в 1926 г. в возрасте около 60 лет от полного истощения [21].
Владимир Федорович Кибардин после окончания Казанского университета в 1908 г. работал сначала земским врачом, а затем главным врачом Лысьвенских заводов на Урале. Вместе с этим заводом он эвакуировался в Харбин, где занялся частной практикой и был врачом Харбинской рабочей поликлиники. Доктор В.Ф. Кибардин приобрел в Харбине репутацию врача-бессеребренника, имел массу бесплатных пациентов среди неимущих и снабжал их даже за свой счет лекарствами. Он умер в 1926 г. на 49 году жизни от туберкулеза легких [14].
Таким образом, в результате социальных потрясений Гражданской войны в начале 1920-х гг. в Северо-восточном Китае оказался ряд видных уральских врачей. Многие из них на протяжении многих лет играли в здравоохранении и общественной жизни Харбина важную роль.
Список литературы |
![]() |
http://rdinfo.ru
Весь Харбин на 1925 год. Адресная и справочная книга. - Харбин, 1925. - С.93, 99.
Весь Харбин на 1927 год. - Харбин, 1927. - С.171.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.1, д.141, л.94.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.1, д.73, л.33.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.2, д.117, л.99.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.3, д.27070, л. 52-53.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.3, д.27070, л.13.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.3, д.43785, л.16-21.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.3, д.44685, л.1-2.
ГАХК. Ф. Р-830, оп.3, д.7522, л.1-3, 12-16.
Живлевич Т.В. В память об усопших в земле маньчжурской и харбинцах = In memory of deceased in Harbin, Manchuria. - Мельбурн: Б.и., 2000. - С.289.
Заря. - 1921. - 2 июня.
Заря. - 1926. - 24 июня.
Заря. - 1927. - 29 июля.
Заря. - 1932. - 17 окт.
Заря. - 1932. - 20 окт.
Заря. - 1933. - 2 окт.
Заря. - 1934. - 9 авг.
Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в 6 т., Т.1. А-В. / Сост.: Чуваков В.Н.; Под ред. Макаревича Е.В. - М.: Пашков Дом, 1999. - С.127.
Рупор. - 1926. - 16 окт.; Заря. - 1926. - 17 окт.
Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. - С. 291.
Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. - С. 288.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»