ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2011 год № 1

Управление качеством медицинской помощи


УДК 616.28 - 008.14 - 057:512.826.2:614.29
Е.И. Демченкова. Н.Ф.Суслова
Возможность применения когнитивных вызванных потенциалов Р300 в качестве прогностических критериев для оценки профессиональной пригодности у лиц, страдающих хронической нейросенсорной тугоухостью
Контактная информация: Е.И. Демченкова e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Экспертная оценка профессиональной пригодности лиц, страдающих хронической нейросенсорной тугоухостью, и, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения на транспорте, основана на степени потери слуха. Недостаточность интегративной деятельности мозга существенно и негативно влияет на выполнение человеком своих профессиональных навыков. Использование в экспертизе метода Р300 позволит осуществить дифференцированный подход к проблеме профессионального отбора.
Ключевые слова:
нарушение слуха; экспертиза профессиональной пригодности; когнитивные процессы мозга.

E.I. Demchenkova. N.F. Suslova
The possibility of using cognitive evoked potentials P300 for the examination of professional persons with hearing disorders
Summary:
The expert estimation of professional suitability of persons a hearing disorder is based on a degree of loss of hearing. This problem is actual in sphere of movement on transport. Method P300 allows to estimate cognitive processes of a brain. Insufficiency of integrative activity of a brain negatively influences performance of professional skills. Use of method P300 in examination will allow to carry out the differentiated approach to definition of professional suitability.
Key words:
examination of professional suitability; cognitive processes of a brain; a hearing disorder.
Введение

Проблема нарушения слуха является актуальной во всем мире. В настоящее время на планете проживает 250 млн. человек со сниженным слухом, что составляет 4,2% от всей популяции людей. В России в 2001году зарегистрировано 13 млн. взрослых людей, страдающих нарушением слуха, из них 5,5 млн. с нейросенсорной формой, что составляет 38%. К 2020 году, по данным ВОЗ, ожидаемый прирост числа людей с нарушением слуха может составить 30%.

В своей работе мы сталкиваемся с таким фактом, когда профессия может являться значимым экзогенным фактором, влияющим на здоровье. Наличие вредных производственных факторов, а среди них существенными являются шум и вибрация, приводят к развитию профессиональных заболеваний, в том числе связанных с нарушением слуха. Надо отметить, что, несмотря на проводимые профилактические мероприятия, улучшение качества диагностики ранних стадий производственно зависимых заболеваний, сохраняется тенденция к росту числа данных заболеваний. Одно из первых мест в структуре профессиональных заболеваний принадлежит профессиональной тугоухости. Непосредственно в структуре профессиональных заболеваний ЛОР органов нейросенсорная тугоухость профессионального характера занимает первое место и составляет 54,8% [5]. На железнодорожном транспорте России имеется большое число профессий, работающие в которых люди подвергаются шумовому и вибрационному воздействию. Так, по данным социально- гигиенической аттестации, около 25% рабочих мест признаны неудовлетворительными по условиям труда, при этом 5,4% по шумовому фактору, в условиях которого трудятся 6% работников железнодорожного транспорта.

Врачебная экспертиза профессиональной пригодности к работам, непосредственно связанным с безопасностью движения поездов и маневровой работой, является важнейшей составной частью медицинского обеспечении указанных видов профессиональной деятельности [4]. Правовой основой проведения экспертизы профессиональной пригодности на железнодорожном транспорте являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Вынесение экспертного решения регламентируется "Перечнем противопоказаний", основанном на МКБ - 10. Однако этой классификации недостаточно для принятия экспертных заключений. При вынесении экспертных постановлений рекомендуется соблюдать следующие принципы:

  • Принцип конкретности экспертного заключения
  • Принцип презумпции здоровья
  • Принцип индивидуальной оценки
  • Принцип отсроченного решения.

Принцип индивидуальной оценки необходим, так как реальная рабочая обстановка на железной дороге динамична и более многогранна, чем зафиксированная в профессиограммах. Кроме того, целью проведения экспертной оценки здоровья является не только минимизация риска, но и сохранение квалифицированных опытных работников, и трудовую смену [4] .

Обследование слуха, согласно требованиям проведения экспертизы профессиональной пригодности, предполагает проведение общего отоларингологического осмотра, акуметрию, камертональное исследование слуха, аудиометрическое (пороговое и надпороговое исследование), импедансометрию [1, 6, 7], электрофизиологические исследования (в дальнейшем ЭФИ). Электрофизиологические методы предполагают регистрацию слуховых вызванных потенциалов различного уровня (КСВП, ДСВП). Данный метод используется как объективный метод для целей топической и дифференциальной диагностики патологии слуха [7, 8].

Рис. 1. Слуховые коротколатентные вызванные потенциалы

Считается, что вызванные потенциалы являются индикаторами электрических процессов работы мозга, связанных с механизмами восприятия информации, ее обработки. Достоверно не установлено, в каких параметрах отражаются высшие корковые функции мозга человека, например, распознавание стимулов, мыслительные процессы, связанные с принятием решения, памятью и пр. Выдающийся отечественный психолог А.Р. Лурия (1969) отмечал, что, по крайней мере, три блока участвуют в реализации когнитивных функций. Нарушение в каждом приводит к тем или иным клиническим проявлениям.

  1. Энергетический блок - подкорково-стволовые структуры.
  2. Центральные механизмы восприятия и последующей переработкой информации, расположенные в ассоциативных областях мозга медиальных отделах височных и лобных долей.
  3. Блок программирования, ответственный за принятие решений (лобные доли мозга).

Оценить эти сложные процессы возможно при помощи инструментальных нейрофизиологических методик, в том числе с помощью исследования вызванных потенциалов. Одной из таких методик, значительно продвинувших анализ этих процессов, является методика когнитивных вызванных потенциалов, или методика Р300 [2].

Рис. 2. Когнитивные вызванные потенциалы

Сущностью данного метода в том, что выделяются не просто ответные реакции на тот или иной стимул, связанны с приходом афферентации, а анализируются эндогенные события, происходящие в мозге, связанные с опознанием стимула, его дифференциацией, удержанием в памяти и пр. - все, что составляет сущность когнитивных процессов мозга. В своей работе мы придаем особое значение методике Р300 в свете экспертной оценки профессиональной пригодности лиц, утративших частично функцию слухового анализатора, но сохранивших возможность выполнения профессиональных навыков за счет адаптационных резервов организма, а также интегративной деятельности головного мозга [3].

Нашей целью являлась возможность достоверно применить принцип индивидуальной оценки профессиональной пригодности у работников РЖД, имеющих нарушение слуха преимущественно нейросенсорного характера, и чья деятельность связана с безопасностью движения.

 
Материалы и методы

В своей работе при вынесении экспертной оценки слуха мы пользовались результатами проведения порогового аудиометрического исследования, исследования коротколатентных вызванных слуховых потенциалов (КСВП) для объективизации потери слуха, степени потери, а так же уровня поражения слуховой цепи. Использовался метод регистрации зрительных вызванных потенциалов для сравнительного анализа средних значений амплитуд слуховых и зрительных потенциалов. Кроме того нами был использован метод ЭФИ - Р300 для оценки когнитивной функции мозга. Для выявления значимости динамики измененных параметров вызванных потенциалов в зависимости от состояния нозологии нами применялись статистические методы обработки и анализа данных с использованием пакетов программ Excel и Statistic-6. Применялся двухвыборочный F- тест для дисперсий. Нулевая гипотеза предполагала незначимость в различиях дисперсий сравниваемых выборок экспериментальных данных. Рассчитывалось статистическое значение - критерия (F расчет) и критическое (F критич.) если при расчете получали Fрасчет меньше F критич., то принималась нулевая гипотеза о незначимости различий в дисперсиях исследуемых выборок. В противном случае различия принимались значимыми. Нами проведено обследование 35 пациентам с патологией слуха нейросенсорного характера различных возрастных групп, работникам ж/д. транспорта, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с безопасностью движения.

 
Результаты и обсуждение
Таблица 1. Сравнительная динамика выделения Р 300 слуховых и Р300 зрительных потенциалов, их латентные и амплитудные характеристики у работников ж/д транспорта в возрастной группе 18-29 и 30-39 лет
ПациентВозрастДиагнозP300 слуховой потенциал (мс)P300 зрительный потенциал (мс)N2P3 Слуховой потенциал (мкВ)N2P3 Зрительный потенциал (мкВ)
Возрастная группа 18 - 29 лет P300 <325мс
1. 25Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3872987,756,34
2. 28Хроническая нейросенсорная тугоухость слева 0 ст35030710,88,99
3. 29Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3353372,220,73
4. 29Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст35033313,22,62
5. 29Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст справа 1 ст слева4633785,724,09
6. 28Хроническая нейросенсорная тугоухость справа 0 ст3122324,7611
7. 28Хроническая нейросенсорная тугоухость слева 0 ст3953337,786,23
Возрастная группа 30 - 39 лет, P 300 < 340мс
8.33Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3383402,2812,6
9.35Хроническая нейросенсорная тугоухость слева 0 ст3103327,698,82
10.39Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст33533710,813,3
11.37Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст3822989,256,68
12.30Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст3273779,434,19
13.37Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3203822,96,73
14.35Хроническая нейросенсорная тугоухость справа 0 ст35835510,44,52
15.32Хроническая нейросенсорная тугоухость слева 0 ст3383422,170,02
16.34 Хроническая нейросенсорная тугоухость справа 0 ст 1 ст слева3073307,911,42
17.38Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3373532,590,11

Таблица 2. Сравнительная динамика выделения Р300 слуховых и Р300 зрительных потенциалов, их латентные и амплитудные характеристики у работников ж/д транспорта в возрастной группе 40-49 и 50-60 лет
ПациентВозрастДиагнозP300 слуховой потенциал (мс)P300 зрительный потенциал (мс)N2P3 Слуховой потенциал (мкВ)N2P3 Зрительный потенциал (мкВ)
Возрастная группа 40 - 49 лет P300 < 362 мс
18.48Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст29737710,67,03
19.49Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст слева 1 ст справа3332732,958,75
20.46Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст справа 1 ст слева33234813,57,36
21.42Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст справа 1 ст слева3503277,658,66
22.47Хроническая нейросенсорная тугоухость справа 0 ст2573479,252,59
23.42Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3533285,835,8
24.41Хроническая нейросенсорная тугоухость слева 0 ст3924378,484,08
25.49Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 стсправа 4 ст слева3353826,7516,5
26.49Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст3383704,047,25
27.48Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст слева 1 справа3483128,60,95
28.47Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3453478,716,32
29.46Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 с справа 1ст слева2873271,924,22
Возрастная группа 50 - 60 лет, P300 < 367мс
30.54Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст справа 2 ст слева3524054,4310,3
31.52Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст3854033,356,43
32.59Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст2832900,684,39
33.51Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст4323707,951,52
34.54Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 0 ст3133931,612,91
35.55Хроническая двусторонняя нейросенсорная тугоухость 1 ст3403651,736,58

Как следует из табл. 1, и табл. 2 у работников представленных возрастных групп по мере старения страдает зрительная когнитивная составляющая, что свидетельствует о недостаточных адаптационных механизмах организма компенсировать потерю слуха.

Оценивая латентность Р300, можно утверждать, что у лиц всех возрастных групп с нейросенсорной потерей слуха достоверно незначимо изменяется, и слуховая, и зрительная когнитивная составляющие. Сохранность когнитивной деятельности мозга позволяет положительно, с точки зрения принципа индивидуальной оценки годности, рассматривать вопрос о профессиональной пригодности, в том числе и лиц старших возрастных групп, тем самым продлевая их профессиональное долголетие.

Анализируя амплитудные характеристики Р300, в особенности волны N2P3, в целом, следует констатировать отсутствие достоверно значимых отличий, свидетельствующее о способности пациентов проводить дифференциальный анализ подаваемых стимулов, что, в свою очередь позволяет определить способность работника выделить из профессионального потока информации наиболее важную и правильно использовать ее, применительно к создавшейся производственной ситуации. Однако, по данным таблицы 3, можно констатировать снижение амплитудных показателей значимых, как слуховых ,так и зрительных когнитивных потенциалов по мере "взросления"пациентов. Так, у работников в возрасте от 50 до 60 лет амплитуда слухового Р300 составляет 3,6 мкВ, что составляет 40 % от нормы (9,06 мкВ). Амплитуда зрительного Р300 составляет 5,5 мкВ, что составляет 61 % от нормативных данных. При наличии периферических сенсорных (в случае с нашими пациентами нейросенсорных) расстройств у наших пациентов эти показатели свидетельствует о недостаточности компенсаторных механизмов со стороны другой анализаторной системы (зрительной), центров высшей нервной деятельности качественно отреагировать на сложившуюся рабочую ситуацию. Полученные данные позволят выделить критерии для определения профессиональной пригодности лиц с нарушением слуха, что также поможет предотвратить вероятную негативную производственную ситуацию, связанную с безопасностью движения железнодорожного транспорта.

Таблица 3. Сравнительный анализ средних значений амплитуд слуховых и зрительных когнитивных потенциалов мозга
Амплитуда слуховых вызванных потенциаловАмплитуда зрительных вызванных потенциалов
N2P3 (норм показатель>9,06 мкВ)N1P2 (норм показатель>3,04 мкВ)N2P3 (норм показатель>9,06 мкВ)N1P2 (норм показатель>3,04 мкВ)
Возрастная группа 18 - 29 лет
8,08,56,06,7
Возрастная группа 30 -39 лет
6,59,85,74,0
Возрастная группа 40 - 49 лет
7,49,35,85,3
Возрастная группа 50 -60 лет
3,68,05,54,7
 
Выводы

Таким образом, считаем возможным использование результатов метода Р300 в качестве экспертных критериев оценки профессиональной пригодности лиц с нейросенсорной потерей слуха.

 
Список литературы
 
  1. Базаров В.Г. Основы аудиологии и слухопротезирования / В.Г. Базаров, В.А.Лисовский, Б.С. Мороз, О.П. Токарев. - М., Медицина,- 1984. -252 с.
  2. Гнездицкий В.В. Методика регистрации вызванных потенциалов и их применение в клинической практике/ В.В. Гнездицкий // Нейрофизиологические исследования в нейрохирургической клинике.- М., 1990.- С. 99 - 107.
  3. Гнездицкий В.В. Опыт применения вызванных потенциалов в клинической практике / В.В. Гнездицкий, А.М Шамшинова//. М., Научно - медицинская фирма "МБН", - 2001. - С. 103 - 116.
  4. Ефимов Н.В. Вопросы экспертизы профессиональной пригодности лиц, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой в ОАО "РЖД"/ Н.В. Ефимов, С.А. Краевой //Справочное пособие ОАО "РЖД", Департамент здравоохранения. М., 2007.- С. 7 - 20, 83 - 84.
  5. Остапкович В.Е. Профессиональные заболевания ЛОР органов / В.Е. Остапкович, А.В. Брофман. - М., Медицина, 1982. - 287 с.
  6. Сагалович Б.М. Методы исследования слуха в клинической аудиологии// Б.М. Сагалович//Тугоухость.- М.,1979.- С.- 9 - 197.
  7. Таверкиладзе Г.А., Клиническая аудиология / Г.А. Таверкиладзе, Т.Г. Гвелесиани. - М.,2003 . - 360 с.
  8. Хечинашвили С.Н. Слуховые вызванные потенциалы человека/ С.Н. Хечинашвили, З.Ш. Кеванишвили // Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1985. - 365 с.