2011 год № 1
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
![]() |
![]() |
Одним из ведущих направлений современной реабилитологии, является ранняя диагностика и комплексная помощь детям с нарушениями развития. На актуальность проблемы максимально раннего (до трех лет) целенаправленного коррекционного воздействия указывают многочисленные теоретические и прикладные исследования, ориентированные на разработку концепции раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии.
Решение поставленных задач предполагает акмеология - наука о закономерностях, путях достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.
Необходимость оказания своевременной (начиная с первых месяцев жизни) медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, подтверждает тот признанный психологической наукой факт, что период раннего детства является сензитивным для развития многих сторон психической деятельности [2, 5].
Цель исследования. Определить взаимосвязь знания закономерностей развития детей с задержкой психического развития, индивидуальных характеристик их психологической структуры, специфических условий каждого возрастного периода и построения дифференцированной медико-психолого-педагогической диагностики, оказания медицинской и коррекционно-развивающей помощи.
Материалы и методы |
![]() |
![]() |
Выполнять задачи всестороннего развития и воспитания ребенка с учетом его реальных возможностей, обусловленных состоянием здоровья, призвана акмеология здоровья.
Основные положения акмеологии о развитии человека, его потребностях и возможностях, о достижении качественных показателей развития, и, наконец, о повышении качества жизни детей с особенностями в развитии, их успешной интеграции в общество - гармонично вписываются в Устав дома ребенка об оказании специализированной помощи детям с нарушениями развития или высоким риском появления таких нарушений.
Акмеологический аспект в лечебно-коррекционной работе учитывает три направления.
Акмеология здоровья - включает интегрированную оценку состояния здоровья: медико-психолого-педагогическое заключение, логопедичекое обследование, диспансеризация.
Медицинская акмеология - обеспечивает организацию медицинского процесса. В условиях дома ребенка, это лицензированная медицинская и фармакологическая деятельность.
В учреждении лечебно-профилактический процесс организуют четыре врача-педиатра, невролог, психиатр, отоларинголог, специалисты по массажу, лечебной физкультуре, физиолечению.
Акмеология нервно-психического здоровья, учитывает сформированность умений и навыков, достаточный уровень психической устойчивости, работоспособности [4]. Это достигается составлением индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Особенностью акмеологического подхода в структуре оказания ранней помощи детям в условиях дома ребенка, является то, что изначально малыши находятся вне семьи, воспитываются в закрытом учреждении. Вероятность факторов риска появления психических расстройств у детей имеет, в этом случае, объективные основания.
Систематизация психологических данных воспитанников дома ребенка в системе типологических психодиагнозов, позволяет говорить об определенных тенденциях развития ребенка в условиях закрытых учреждений.
Уровень психической зрелости, как отмечал в своих трудах Л.С. Выготский - есть единство биологического и социального [5].
Результаты обсуждения |
![]() |
![]() |
Биологический фактор включает в себя отклонения перинатального анамнеза. В 2010 году из числа поступивших детей в 99% случаев в анамнезе детей имелись указание на курение матери, употребление алкоголя, наличие у ребенка функциональной незрелости ЦНС, низкой массы тела, недоношенности, задержки внутриутробного развития, церебральных повреждений, что означает высокий риск различных отклонений в психологическом развитии [7].
Второй фактор - среда. В нашем случае, особую остроту приобретает проблема психического развития детей, с рождения испытывающих состояние материнской депривации. В 2010 году число детей, переданных на попечение государства с первых дней жизни, составило 76% к общему числу поступивших детей.
Депривация, как синдром, возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. Депривационный синдром отражается на всех параметрах организма, но ведущим является психическое звено. У детей снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы [9].
Степень выраженности депривационного синдрома может быть значительной [10].
Дети-сироты, имеющие негативный травматический опыт семейного воспитания, и, прежде всего брошенные дети, отличаются эмоциональным недоразвитием и нехваткой личностной активности. У детей, переживших в условиях материнской депривации шок "брошенности", отсутствует базовое доверие к миру, развивается негативизм, изоляционизм. Травмирующий комплекс сохраняется на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери в возрасте от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не в полной мере поддаются исправлению.
Как видно на рис.1 в 2010 году из числа поступивших детей:
- 100% детей имели перинатальное поражение центральной нервной системы;
- 76,7% детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики;
- 23,2% детей с органическим поражением центральной нервной системы без нарушения психики;
- 1,7% детей с детским церебральным параличем с нарушением психики;
- 25% детей с нарушением опорно-двигательного аппарата без нарушения психики;
- 12% детей с нарушением слуха и речи;
- 54% детей с нарушением речи;
- 12%детей с нарушением зрения.

Рис.1. Ведущие нарушения у детей дома ребенка в 2010 году
В разной степени выраженности, задержку психического развития имеют 80 % воспитанников дома ребенка, которая выражается в замедленном созревании различных психических функций. Данное отклонение может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. У таких детей мы наблюдаем низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления); несформированные мотивационно-потребностная и эмоционально-волевая сферы, недостаточность моторного развития, снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения. Все эти особенности приводят к существенной задержке развития психических процессов на каждом возрастном этапе и к качественному своеобразию становления личностных качеств ребенка. Перечисленные нарушения могут проявляться в неодинаковой степени и в различных комбинациях.
17 % детей дома ребенка имеют разные формы общего психического недоразвития - это дети со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, дети с особыми потребностями, при этом 5% из них - составляют дети с синдромом Дауна. Глубина психического недоразвития зависит от тяжести поражения структуры и функций мозга. Во многих случаях умственная отсталость проявляется в усложненных формах, наблюдаются дополнительные отклонения в развитии: нарушения функций зрения, слуха, детский церебральный паралич, резкое недоразвитие речи, наличие психических заболеваний.
Дефицитарное психическое развитие имеют 3% воспитанников дома ребенка, это развитие связано с первичной недостаточностью или локальной поврежденностью сенсорных, опорно-двигательных систем, соматических заболеваний, приводящих к инвалидности.
В 3 % случаев можно предполагать искаженное психическое развитие - синдром раннего детского аутизма. Особенности поведения прослеживаются в динамике развития аутичного ребенка с самого раннего возраста, а, следовательно, формируют специфическую аномалию его развития, выявляют слабость психического тонуса: общая вялость, снижение контактов с окружающими; игра представляет собой набор стереотипных движений, эмоциональная холодность, болезненная непереносимость сенсорных раздражителей, нарушение коммуникативной стороны речи (рис. 2).

Рис. 2. Структура задержки психического развития детей дома ребенка в 2010 году
Дисгармоничное психическое развитие, в основе которого лежат нарушения эмоционально-волевой сферы, аффективность поведения, в нашем случае, широко проявляются как вторичные отклонения: повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, реакции протеста, плаксивость, различные стереотипии [7, 8].
Проблема снижения детской инвалидности, профилактики нарушений у детей, повышения качества жизни может быть решена с наиболее ранним вмешательством комплексной помощи специалистов, так как в старшем возрасте речь может идти лишь о нормализации жизни ребенка.
Специально организованная медико-психолого-педагогическая помощь ребенку в первые три года жизни, является необходимым условием, обеспечивающим воспитание и развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Преимущества применения технологии ранней помощи это: ранняя диагностика и комплексность оказания помощи [1].
Особую роль в этом процессе отводится отделению реабилитации и абилитации. Отделение создано в целях осуществления полного комплекса мероприятий социальной, медико-педагогической реабилитации и медицинского сопровождения детей в возрасте от 0 до 4-х лет, также детей-инвалидов, абилитации детей, имеющих риск формирования отклонений в развитии, для восстановления их социального статуса и социальной адаптации в обществе.
Служба ранней помощи - это многопрофильная команда специалистов: педиатр, невролог, психолог, логопед, дефектолог, инструктор ЛФК. Команда разрабатывает и осуществляет развивающие и психокоррекционные программы, которые компенсируют неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей, разрабатывают и способствуют прогрессивному формированию их личности.
Качество и контроль оказания услуг по технологии ранней помощи, а также детальный анализ обеспечивает информатизация процесса абилитации. Ведение электронной карты пациента дает возможность компьютерной отчетности, позволяет извлекать заданные данные деятельности службы в целом, если необходимо - данные по каждому специалисту за считанные секунды [1].
Личностно-ориентированный подход является основным требованием к организации взаимодействия взрослого с ребёнком в ходе коррекционно-развивающего процесса и направлен на обеспечение психологической защищенности и создание психологического комфорта каждому ребёнку.
Характер взаимодействия взрослого с ребенком должен соответствовать ведущим мотивам и потребностям возраста. При этом учитывается специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии, структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровень развития ребенка.
Таким образом, приоритетные направления деятельности службы раннего вмешательства позволяют интегрировать в общество детей с особенностями развития. После установления связей между процессом психического развития и спецификой аномалии (диагносцирование) четко отработана разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма, что позволяет преодолевать дефекты развития психики. Успешно проводятся профилактические мероприятия по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями. Каждому ребенку разрабатывается комплексная программа по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи.
У детей раннего возраста ведущим видом деятельности является эмоционально-личностное общение. Эффективно направляем усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, в предметной новизне, на обеспечение функции руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, на развитие подражания и активизацию лепета.
Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов - предметная деятельность выходит на положение ведущей.
В доме ребенка созданы хорошие условия для удовлетворения у ребенка познавательной активности, направленные на исследование свойств объектов, их функциональности. В группах достаточно оборудования для организации полисенсорного пространства, для стимуляции тактильной чувствительности у детей с нарушениями зрения и слуха, для развития двигательной активности: мягкие модули, прыгунки, каталки.
Одновременно большое внимание уделяется становлению психических новообразований: восприятия, наглядно-действенного мышления, речи, предметных действий, предпосылок к сюжетно-ролевой игре, что позволяет добиться в этом направлении положительных результатов.
Общие результаты работы наглядно прослеживаются при анализе групп развития детей дома ребенка.
Существующая в доме ребёнка апробированная методика выявления особенностей развития психической сферы (тестирование KID, RSDI) система организации коррекционно-развивающего процесса, имеет объективное значение для определения зон актуального и ближайшего развития ребенка. Она направлена на выявление индивидуального потенциала психического развития каждого ребенка, а, следовательно, и на выбор обоснованных медико-психолого-педагогических средств реализации этого потенциала и компенсации дефектов развития [6].
Диагностика, контроль и динамика нервно-психического развития детей в группах Дома ребенка осуществляется педагогами в эпикризные сроки по методике Г.П.Пантюхиной, К.Л.Печоры, Э.Л.Фрухт [11].
Очевидными особенностями статуса младенцев при поступлении являются неравномерность и асинхрония нервно-психического развития на первом году жизни [3]. В своем большинстве, такие дети составляют группу высокого риска возникновения различного рода отклонений в психическом развитии.
В 2010 году в дом ребенка поступило 64 ребенка, из них с гармоничным нервно-психическим развитием - 28,2% детей.
Оценка НПР детей при поступлении | абс | % |
---|---|---|
Нормальное НПР | - | - |
Группа внимания | 5 | 7,4 % |
Группа риска | 13 | 20,4 % |
Группа высокого риска | 15 | 23,1 % |
Диспансерная группа | 9 | 13,9 % |
С трудом поддаются оценке, (не поддаются оценке) | 9 | 14,8 % |
Период адаптации | 13 | 20, 4 % |
Сформированные к третьему году жизни необходимые базовые навыки и во многом благоприятный медицинский прогноз улучшают показатели НПР ребенка к моменту выпуска его из учреждения. В группу "практическое выздоровление", мы отнесли категорию детей с отставанием на 1-3 эпикризных срока.
Таким образом, дети с гармоничным нервно-психическим развитием и незначительным отставанием в возрасте трех лет в 2010 году составляли 75,7% (табл.2) по отношению к числу всех воспитанников.
Этих результатов мы смогли добиться только при условии организованного динамического наблюдения с проведением своевременной комплексной реабилитации, интенсивных медицинских и психопрофилактических мероприятий.
Эффективная комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция в реабилитации воспитанников помогает сократить отставание в развитии и способствует нормализации жизни детей с особенностями в развитии.
Группы развития | абс | % | Практическое выздоровление (%) | Группа риска (%) |
---|---|---|---|---|
1 группа | ||||
2 группа | 17 | 25,7 | 75,7 | |
3 группа | 21 | 32,4 | 75,7 | |
4 группа | 11 | 17,6 | 75,7 | |
5 группа | 10 | 16,2 | 24,3 | |
С трудом поддаются оценке | 5 | 8,1 | 24,3 |
Выводы |
![]() |
![]() |
Есть старая метафора, применявшаяся к развитию ребёнка, - "эпигенетический ландшафт". Ребёнок представляется шариком, который катится с горы, и его путь в большей степени определяется ландшафтом, т.е. средой. Сам ребёнок в этой метафоре совершенно пассивен. На наш взгляд, картинку стоит усложнить и представить ребёнка Колобком, который очень целеустремленно бежит по лесу в компании специалистов. В таком случае, задача команды раннего вмешательства - разведать наиболее удобные пути, расчищать завалы на дорожках и присматривать, чтобы на пути не встретилась какая-нибудь "заботливая" лиса [6].
В структуре реабилитации детей дома ребенка в каждом воспитаннике мы видим не просто "объект ухода", а личность. И здесь акмеология здоровья обеспечивает развитие собственной активности маленькой личности. Таким образом, решаются главные задачи раннего вмешательства: достижение максимальных возможностей ребенка в повседневной жизни и интеграция в общество.
Список литературы |
![]() |
Брайченко Е.В., Колесникова С.М. Ранняя помощь детям с особенностями в развитии // Хабаровск: Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения.- 2009.- С. 6-8.
Доскин В.А., Макарова З.С. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка // М.: Владос-пресс.- 2007.- С. 102, 131-137.
Иванова Н.Б., Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка // Ижевск: Удмуртский государственный университет.- 2008.- С. 90-96.
Казаков Ю.Н. Феноменология исследования категории "акме" психического здоровья // Мир психологии. 2007. № 4. С. 247-249.
Катаева А.А., Стребелева А.А. Дошкольная олигофрено-педагогика // М.: Владос.-2005. С. 16-18.
Кожевникова Е.В., Клоткова Е.В. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве // Санкт-Петербург.:Каро.- 2007.- С. 44, 26.
Лубовский В.И. Специальная психология // М.: Академия.- 2006.- С.5, 15, 34-38.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте // М.: Академия.- 2006.- С. 38-76.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология // М.:Гардарики 2007.- С. 82-84.
Микиртумов Б.Е., КощавцевА.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста // Санкт-Петербург.:Питер.- 2001.- С. 49-52.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста //М.: ВУНМЦ.- 1996. - С.5-8.
![]() |
Главное меню |
![]() |
Заглавие |
![]() |
Введение |
![]() |
Материалы и методы |
![]() |
Результаты обсуждения |
![]() |
Выводы |
![]() |
Список литературы |
Текстовый Файл ![]() |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»