2011 год № 2
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
Одним из перспективных направлений деятельности системы здравоохранения является организация профильных школ, ориентированных на улучшение показателей здоровья населения и снижение факторов риска. В приказе Минздрава России №435 от 23.09.2003г. "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации" и положении об отделении, кабинете профилактики, одним из основных направлений, связанных с профилактикой заболеваний и укреплением здоровья является гигиеническое воспитание населения [1]. Не снижающийся в настоящее время рост заболеваемости и смертности населения является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране, общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом социально значимых заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. Артериальная гипертензия является фактором развития болезней системы кровообращения, занимающих лидирующее место в структуре заболеваемости и смертности населения России. А также одно из первых мест, в структуре первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста [2].
Одной из перспективных технологий профилактической и лечебной помощи пациентам с хронической патологией является обучение в профильных школах, направленное на уменьшение прямых и косвенных затрат, связанных с лечением [3].
Цель настоящей работы - анализ эффективности деятельности школы профильных больных с артериальной гипертонией на базе муниципального учреждения здравоохранения за три года.
Материалы и методы |
|
В ходе исследования использованы исторический, социологический, санитарно-статистический, аналитический и экономический методы. Объект исследования - медицинская организация муниципальной формы собственности, оказывающая первичную медико-санитарную медицинскую помощь населению. Для изучения социальной эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии по специально разработанной анкете проведено анкетирование 516 пациентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с помощью параметрического метода: критерий достоверности Стьюдента равен 2,4, степень вероятности безошибочного прогноза свыше 95% случаев и m=5. Анализ эффективности профильной школы позволил уточнить, необходимость и обоснованность развития данного профилактического направления медицины.
Обсуждение результатов |
|
Оценка медико-экономической эффективности деятельности профильной школы проводилась по следующим количественным показателям:
- число пациентов с данной нозологией, обученных в профильной школе; доля обученных пациентов из числа зарегистрированных с данной нозологической формой заболевания;
- доля обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году;
- доля пациентов, прошедших полный цикл обучения;
- динамика охвата пациентов обучением в профильных школах из числа зарегистрированных;
- динамика охвата пациентов обучением из числа впервые выявленных; динамика охвата пациентов полным курсом обучения [4].
За период деятельности профильной школы число лиц, посещающих данную школу, увеличилось в 5 раз: с 105 до 527 человек. Распространенность заболеваний данной нозологии среди населения района возросла в 5,8 раз: с 9,6 до 56,4 на 10 тыс. населения. Отмечается прирост на 88,7% числа лиц, обучающихся в профильной школе. За время работы профильной школы артериальной гипертензии количество пациентов обученных в школе, кратно увеличилось в 2,8 раза, что подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего развития и оптимизации деятельности института профилактической медицины.
Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в школе артериальной гипертензии являются:
- адекватность - соответствие программы, форм и методов обучения пациентов поставленным целям;
- действенность - сила воздействия обучающей программы в школе и степень достижения поставленной цели обучения;
- оптимальность - соответствие программы обучения в школе современным основам доказательной профилактической медицины и стандартам;
- преемственность и непрерывность - реализация программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля;
- удовлетворенность - психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям пациента и преподавателя;
- законность - соблюдение Конституционных прав, законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов;
- доступность - возможность получения пациентом обучения в школе здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и т.д.) [5];
- результативность - достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения. Мониторинг оценки результативности проводится по окончании обучения, через 1 месяц (краткосрочный результат), через 6 мес. (среднесрочный), через 1 год и 5 лет (долгосрочный);
- эффективность - отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.
Деятельность профильной школы артериальной гипертензии характеризуется медико-социальным эффектом, а именно отсутствием листков нетрудоспособности и первичного выхода на инвалидность по поводу артериальной гипертензии; приобретением средств самоконтроля; регулярным приемом гипотензивных средств; ведение дневника самоконтроля. Социальная эффективность определена в ходе проведения социологического опроса пациентов профильной школы и показатель удовлетворенности высокий, составил 97,9% (p< 0,05).
Рис.1. Динамика показателей медицинской эффективности деятельности профильной школы АГ за период три года.
Медицинская эффективность профильной школы подтверждается положительной динамикой следующих показателей: прирост показателя стабилизация артериального давления на 14,3 ± 1,54%, снижение уровня холестерина в крови пациентов в 38,5 ± 2,14% случаев, уменьшение частоты гипертонических кризов и острых осложнений в виде острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения на 3,3% ± 0,78% (рис. 1).
Кроме значительного медико-социального эффекта отмечается и экономическая эффективность за счет снижения числа вызовов скорой медицинской помощи на 55 ± 2,19% и уменьшения показателя госпитализации на 65,4 ± 2,09%. Средняя стоимость госпитализации за анализируемый период увеличилась на 56,8 ± 2,18%, а общая сумма средств, необходимая для лечения пациента в стационаре, в соответствии с протоколом ведения пациента возросла на 17,8 ± 1,685%. Сокращение числа случаев госпитализации пациентов, посещающих профильную школу артериальной гипертензии, позволило определить общую сумму экономии денежных средств в размере 151800,6 тыс. рублей (табл. 1).
Годы | Число случаев | Стоимость госпитализации | Экономия в руб. | Стоимость вызова СМП | Экономия в руб. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
госпитализации | Вызовов СМП | Средняя стоимость госпитализации | Общая сумма средств | Средняя стоимость вызова СМП | Общая сумма средств | |||
2008 | 20 | 26 | 9972,28 | 119445,6 | - | 1154,8 | 30024,8 | - |
2009 | 15 | 12 | 11595,96 | 173939,4 | 57979,8 | 1352,0 | 16224,0 | 18928 |
2010 | 9 | 9 | 15636,80 | 140731,2 | 93820,8 | 1691,6 | 15224,4 | 5074,8 |
Динамика, % | -55 | -65,4 | 56,8 | 17,8 | 151800,6 руб. | 46,5 | -49,3 | 24002,8 руб. |
Годы | Показатель ВН | Сумма средств на ВН | Показатель положительная упущенная выгода | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Среднее число дней временной нетрудоспособности, дни | Динамика числа дней ВН, % | Среднедневной заработок по району, руб. | Общая сумма средств, руб. | Показатель положительной упущенной выгоды, руб. | Прирост показателя упущенная выгода | |
2008 | 23 | - | 483,75 | 11126,25 | - | - |
2009 | 17 | -26 | 556,84 | 9466,28 | 3341,04 | - |
2010 | - | -100 | 627,63 | 14435,49 | 10669,71 | в 3,2 раза |
Итого: | 40 | 100 | 29,7 % | 29,7 % | 14010,75 |
Экономическая эффективность деятельности профильной школы артериальной гипертензии оценивалась не только для медицинской организации, но и для пациента, за счет сокращения числа дней временной нетрудоспособности и положительным значением показателя упущенная выгода.
За период деятельности профильной школы артериальной гипертензии сократилось число дней временной нетрудоспособности на 100%, а показатель положительной упущенной выгоды, т.е. экономическая выгода для пациента увеличился в 3,2 раза. За три года общая сумма экономии денежных средств пациента составила 14010,75 тыс. рублей (табл. 2).
Заключение |
|
Собственное исследование подтвердило полученные ранее литературные данные о значительном экономическом ущербе в связи с ростом медико-социальных заболеваний, связанных с временной и стойкой утратой трудоспособности активной части населения, продолжительными сроками лечения в стационарах, большим количеством вызовов "Скорой помощи" при острых и хронических осложнениях. В последние годы в исследуемом муниципальном районе также наблюдается прогрессивное увеличение уровня заболеваемости таким социально-значимым заболеванием, как артериальная гипертензия.
Результаты исследования выявили положительный медико-социальный эффект деятельности профильной школы артериальной гипертензии. В результате обучения число пациентов с постоянно высокими цифрами АД уменьшилось на 14,3 ± 1,54%; у 100% больных БА значительно сократилось количество приступов. Вдвое уменьшилось число случаев госпитализации, случаев временной нетрудоспособности и втрое - число вызовов "Скорой помощи".
Данные анкетирования свидетельствуют о повышении бдительности, ответственности опрошенных, и значимости выполнения рекомендаций врача (в среднем на 25 ± 1,9%). Так, выпускники профильной школы осуществляют самоконтроль состояния заболевания, т.е. 100% больных с артериальной гипертензией ежедневно измеряют артериальное давление и ведут дневник самоконтроля.
Экономический эффект от работы школ вследствие сокращения затрат на обслуживание вызовов "Скорой помощи" и госпитализацию данной категории больных составил в 2009 году 57 815,62 рубля, а в 2010 году уже 81 275,62 рубля.
Таким образом, эффективное развитие и использование школ здоровья решает основную задачу - положительно сказывается на улучшении состоянии здоровья населения, сокращении расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Обучение больных показало свою эффективность, и очевидна необходимость продолжения ее внедрения в деятельность учреждения, активно вовлекая пациентов в процесс сохранения своего здоровья.
Список литературы |
|
- Агапитов А.Е., Пивень Д.В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины// Менеджмент в здравоохранении. - 2010. - №6. - С. 26-33.
- Агапитов А.Е. К вопросу об идеологии, содержании и целеполагании первичной медицинской профилактики// Менеджмент в здравоохранении. - 2010. - №2. - С. 24-29.
- Галстян А.Ш. Профилактическое обучение пациентов в "Школе профилактики ишемической болезни сердца"// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - №1. - С. 43-44.
- Васильева Т.П., Трофимов В.В., Чумакова АС., Курицын А.Д., Васильев М.Д. Состояние потенциала потребителей профилактических медицинских услуг и его влияние на их ткачество в системе ОМС// Проблемы управления здравоохранением. - 2010. - №4. - С. 6-9.
- Щепин О.П., Коротких Р.В. Профилактика XXI века: анализ концептуальных подходов// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №4. - С. 3-7.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»