ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2011 год № 2

Управление качеством медицинской помощи


УДК 614.253.52
И.П. Карпова, Н.Ф. Шильникова
Оценка эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии
Контактная информация: И.П. Карпова: www.medacadem.chita.ru
Резюме:
В статье представлена методика экономического анализа деятельности профильной школы артериальной гипертензии на базе муниципального лечебного учреждении. На примере "школы профилактики артериальной гипертензии" показана значимая роль профилактического обучения с целью стабилизации здоровья пациентов с кардиоваскулярной патологией. Повышение медицинской грамотности населения в отношении факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний является основой формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова:
школа профильных больных артериальной гипертензии, фактор риска, экономическая эффективность, профилактическое обучение

I.P. Karpova, N.F. Shilnikova
Estimation of the effectiveness of the activity of the profile school of arterial hypertension
Summary:
The procedure of the economic activity analysis of the profile school of arterial hypertension is represented in the article on the base of municipal therapeutic establishment. Based on the example "of the school of the preventive maintenance of arterial hypertension" is shown the significant role of the preventive direction of medicine for the purpose of the stabilization of the health of patients with the cardiovascular pathology. An increase in the medical literacy of population with respect to the factors of the risk of the development of cardiovascular diseases is basis of the formation of the healthy means of life.
Key words:
the school of the profile patients of arterial hypertension, risk factor, the economic effectiveness, self-care
Введение

Одним из перспективных направлений деятельности системы здравоохранения является организация профильных школ, ориентированных на улучшение показателей здоровья населения и снижение факторов риска. В приказе Минздрава России №435 от 23.09.2003г. "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации" и положении об отделении, кабинете профилактики, одним из основных направлений, связанных с профилактикой заболеваний и укреплением здоровья является гигиеническое воспитание населения [1]. Не снижающийся в настоящее время рост заболеваемости и смертности населения является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране, общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом социально значимых заболеваний, характеризующихся повышенным кровяным давлением, сахарным диабетом и бронхиальной астмой. Артериальная гипертензия является фактором развития болезней системы кровообращения, занимающих лидирующее место в структуре заболеваемости и смертности населения России. А также одно из первых мест, в структуре первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста [2].

Одной из перспективных технологий профилактической и лечебной помощи пациентам с хронической патологией является обучение в профильных школах, направленное на уменьшение прямых и косвенных затрат, связанных с лечением [3].

Цель настоящей работы - анализ эффективности деятельности школы профильных больных с артериальной гипертонией на базе муниципального учреждения здравоохранения за три года.

 
Материалы и методы

В ходе исследования использованы исторический, социологический, санитарно-статистический, аналитический и экономический методы. Объект исследования - медицинская организация муниципальной формы собственности, оказывающая первичную медико-санитарную медицинскую помощь населению. Для изучения социальной эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии по специально разработанной анкете проведено анкетирование 516 пациентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с помощью параметрического метода: критерий достоверности Стьюдента равен 2,4, степень вероятности безошибочного прогноза свыше 95% случаев и m=5. Анализ эффективности профильной школы позволил уточнить, необходимость и обоснованность развития данного профилактического направления медицины.

 
Обсуждение результатов

Оценка медико-экономической эффективности деятельности профильной школы проводилась по следующим количественным показателям:

- число пациентов с данной нозологией, обученных в профильной школе; доля обученных пациентов из числа зарегистрированных с данной нозологической формой заболевания;

- доля обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году;

- доля пациентов, прошедших полный цикл обучения;

- динамика охвата пациентов обучением в профильных школах из числа зарегистрированных;

- динамика охвата пациентов обучением из числа впервые выявленных; динамика охвата пациентов полным курсом обучения [4].

За период деятельности профильной школы число лиц, посещающих данную школу, увеличилось в 5 раз: с 105 до 527 человек. Распространенность заболеваний данной нозологии среди населения района возросла в 5,8 раз: с 9,6 до 56,4 на 10 тыс. населения. Отмечается прирост на 88,7% числа лиц, обучающихся в профильной школе. За время работы профильной школы артериальной гипертензии количество пациентов обученных в школе, кратно увеличилось в 2,8 раза, что подтверждает актуальность и необходимость дальнейшего развития и оптимизации деятельности института профилактической медицины.

Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в школе артериальной гипертензии являются:

- адекватность - соответствие программы, форм и методов обучения пациентов поставленным целям;

- действенность - сила воздействия обучающей программы в школе и степень достижения поставленной цели обучения;

- оптимальность - соответствие программы обучения в школе современным основам доказательной профилактической медицины и стандартам;

- преемственность и непрерывность - реализация программ обучения в школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля;

- удовлетворенность - психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям пациента и преподавателя;

- законность - соблюдение Конституционных прав, законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов;

- доступность - возможность получения пациентом обучения в школе здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и т.д.) [5];

- результативность - достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения. Мониторинг оценки результативности проводится по окончании обучения, через 1 месяц (краткосрочный результат), через 6 мес. (среднесрочный), через 1 год и 5 лет (долгосрочный);

- эффективность - отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, определяющемуся положительным медицинским, социальным и экономическим балансом.

Деятельность профильной школы артериальной гипертензии характеризуется медико-социальным эффектом, а именно отсутствием листков нетрудоспособности и первичного выхода на инвалидность по поводу артериальной гипертензии; приобретением средств самоконтроля; регулярным приемом гипотензивных средств; ведение дневника самоконтроля. Социальная эффективность определена в ходе проведения социологического опроса пациентов профильной школы и показатель удовлетворенности высокий, составил 97,9% (p< 0,05).

Рис.1. Динамика показателей медицинской эффективности деятельности профильной школы АГ за период три года.

Медицинская эффективность профильной школы подтверждается положительной динамикой следующих показателей: прирост показателя стабилизация артериального давления на 14,3 ± 1,54%, снижение уровня холестерина в крови пациентов в 38,5 ± 2,14% случаев, уменьшение частоты гипертонических кризов и острых осложнений в виде острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения на 3,3% ± 0,78% (рис. 1).

Кроме значительного медико-социального эффекта отмечается и экономическая эффективность за счет снижения числа вызовов скорой медицинской помощи на 55 ± 2,19% и уменьшения показателя госпитализации на 65,4 ± 2,09%. Средняя стоимость госпитализации за анализируемый период увеличилась на 56,8 ± 2,18%, а общая сумма средств, необходимая для лечения пациента в стационаре, в соответствии с протоколом ведения пациента возросла на 17,8 ± 1,685%. Сокращение числа случаев госпитализации пациентов, посещающих профильную школу артериальной гипертензии, позволило определить общую сумму экономии денежных средств в размере 151800,6 тыс. рублей (табл. 1).

Таблица 1. Динамика экономической эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии за период три года
ГодыЧисло случаевСтоимость госпитализацииЭкономия в руб.Стоимость вызова СМПЭкономия в руб.
госпитализацииВызовов СМПСредняя стоимость госпитализацииОбщая сумма средствСредняя стоимость вызова СМПОбщая сумма средств
200820269972,28119445,6-1154,830024,8-
2009151211595,96173939,457979,81352,016224,018928
20109915636,80140731,293820,81691,615224,45074,8
Динамика, %-55-65,456,817,8151800,6 руб.46,5-49,324002,8 руб.

Таблица 2. Динамика показателей положительной упущенной выгоды
ГодыПоказатель ВНСумма средств на ВНПоказатель положительная упущенная выгода
Среднее число дней временной нетрудоспособности, дниДинамика числа дней ВН, %Среднедневной заработок по району, руб.Общая сумма средств, руб. Показатель положительной упущенной выгоды, руб.Прирост показателя упущенная выгода
200823-483,7511126,25--
200917-26556,849466,283341,04-
2010--100627,6314435,4910669,71в 3,2 раза
Итого:4010029,7 %29,7 %14010,75

Экономическая эффективность деятельности профильной школы артериальной гипертензии оценивалась не только для медицинской организации, но и для пациента, за счет сокращения числа дней временной нетрудоспособности и положительным значением показателя упущенная выгода.

За период деятельности профильной школы артериальной гипертензии сократилось число дней временной нетрудоспособности на 100%, а показатель положительной упущенной выгоды, т.е. экономическая выгода для пациента увеличился в 3,2 раза. За три года общая сумма экономии денежных средств пациента составила 14010,75 тыс. рублей (табл. 2).

 
Заключение

Собственное исследование подтвердило полученные ранее литературные данные о значительном экономическом ущербе в связи с ростом медико-социальных заболеваний, связанных с временной и стойкой утратой трудоспособности активной части населения, продолжительными сроками лечения в стационарах, большим количеством вызовов "Скорой помощи" при острых и хронических осложнениях. В последние годы в исследуемом муниципальном районе также наблюдается прогрессивное увеличение уровня заболеваемости таким социально-значимым заболеванием, как артериальная гипертензия.

Результаты исследования выявили положительный медико-социальный эффект деятельности профильной школы артериальной гипертензии. В результате обучения число пациентов с постоянно высокими цифрами АД уменьшилось на 14,3 ± 1,54%; у 100% больных БА значительно сократилось количество приступов. Вдвое уменьшилось число случаев госпитализации, случаев временной нетрудоспособности и втрое - число вызовов "Скорой помощи".

Данные анкетирования свидетельствуют о повышении бдительности, ответственности опрошенных, и значимости выполнения рекомендаций врача (в среднем на 25 ± 1,9%). Так, выпускники профильной школы осуществляют самоконтроль состояния заболевания, т.е. 100% больных с артериальной гипертензией ежедневно измеряют артериальное давление и ведут дневник самоконтроля.

Экономический эффект от работы школ вследствие сокращения затрат на обслуживание вызовов "Скорой помощи" и госпитализацию данной категории больных составил в 2009 году 57 815,62 рубля, а в 2010 году уже 81 275,62 рубля.

Таким образом, эффективное развитие и использование школ здоровья решает основную задачу - положительно сказывается на улучшении состоянии здоровья населения, сокращении расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Обучение больных показало свою эффективность, и очевидна необходимость продолжения ее внедрения в деятельность учреждения, активно вовлекая пациентов в процесс сохранения своего здоровья.

 
Список литературы
 
  1. Агапитов А.Е., Пивень Д.В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины// Менеджмент в здравоохранении. - 2010. - №6. - С. 26-33.
  2. Агапитов А.Е. К вопросу об идеологии, содержании и целеполагании первичной медицинской профилактики// Менеджмент в здравоохранении. - 2010. - №2. - С. 24-29.
  3. Галстян А.Ш. Профилактическое обучение пациентов в "Школе профилактики ишемической болезни сердца"// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - №1. - С. 43-44.
  4. Васильева Т.П., Трофимов В.В., Чумакова АС., Курицын А.Д., Васильев М.Д. Состояние потенциала потребителей профилактических медицинских услуг и его влияние на их ткачество в системе ОМС// Проблемы управления здравоохранением. - 2010. - №4. - С. 6-9.
  5. Щепин О.П., Коротких Р.В. Профилактика XXI века: анализ концептуальных подходов// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №4. - С. 3-7.