2011 год № 4
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
"Социальным предприятием является
любое бизнес-предприятие, созданное
в социальных целях и для создания
социальной ценности, призванное
смягчить или уменьшить социальную
проблему либо "провалы" рынка,
функционирующее на основе финансовой
дисциплины, инноваций и порядка ведения
бизнеса, установленного в частном секторе"
(Alte K.)
В условиях рыночной экономики либерализация рынка медицинских услуг создает условия для трансформации здравоохранения из сферы социальной в сферу экономическую. При этом, неизбежным становится сокращение государственного участия в обеспечении экономической деятельности субъектов здравоохранения. Под влиянием процессов глобализации, ее основным регулятором становится рынок медицинских услуг. В этом случае государственная политика в сфере здравоохранения будет неизбежно связана с изменением обязательств по финансовому обеспечению деятельности отрасли и снижением своей доли собственности как в системе здравоохранения в целом, так и в лечебно-профилактической сети.
Заложенная в нашей стране с начала 90-х годов ХХ столетия система частного (негосударственного) финансирования здравоохранения за счет средств населения, работодателей и других источников прочно вошла в нашу жизнь. Даже, несмотря на явное увеличение бюджетных ассигнований на здравоохранение, в период 2003-2011 гг. (с 395 млрд. до 1,5 трлн. рублей), в настоящее время отмечается стойкая тенденция роста частных расходов на медицинскую помощь. Так, по данным компании "Synopsis", к 2012 году финансовое наполнение этого рынка достигнет 450 млрд. рублей. Естественно, что на этом фоне процесс коммерциализации медицинского обслуживания населения приобретает все более настойчивый характер. Коснется он и деятельности субъектов государственно-муниципального сектора здравоохранения, которые согласно ФЗ № 83 [4] будут трансформированы в бюджетные и автономные учреждения.
По данным некоммерческого партнерства "Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения" количество частных коммерческих и некоммерческих структур системы здравоохранения, официально функционирующих на рынке медицинских услуг, почти вдвое превышает количество субъектов лечебно-профилактической сети в государственно-муниципальном секторе отрасли. Примерное соотношение таково:
- частные коммерческие и некоммерческие медицинские структуры - 45000;
- государственно-муниципальные медицинские учреждения - 26000.
Из 45 тысяч частных медицинских структур более 80% зарегистрированы как коммерческие организации, основной целью которых является извлечение и увеличение прибыли. Иными словами, основная масса частных медицинских организаций, в силу исключительно коммерческой составляющей в своей деятельности, ориентирована на достижение максимального экономического эффекта. А вот медико-социальная эффективность, являющаяся для медицинских учреждений и некоммерческих медицинских организаций основной, в деятельности коммерсантов отступает на второй план. С точки зрения традиционной здравоохранительной политики, направленной на снижение заболеваемости и повышения продолжительности жизни населения, данная ситуация не является привлекательной. Медицина, как инструмент государственной и общественной здравоохранительной политики не может и не должна рассматриваться в качестве площадки обогащения коммерческих медицинских структур.
Альтернативой дальнейшей коммерциализации отечественной медицины может стать формирование и практическое использование отечественным здравоохранением института социального предпринимательства.
Обсуждение результатов |
|
Итак, что же такое социальное предпринимательство?
Это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:
- социальное воздействие - целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;
- инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;
- самоокупаемость и финансовая устойчивость - способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;
- масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;
- предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.
На первый взгляд социальное предпринимательство (далее - СП) лежит в основе деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО). Однако, с точки зрения "заработанного дохода" (earned income) собственно предпринимательская деятельность как у НКО, так и у традиционных коммерческих организаций является стратегическим вектором движения к СП. Это понятие соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью.
На современном этапе развития мировой экономики отмечается устойчивая тенденция глобализации СП.
Во-первых, это связано с тем, что неприбыльные (бюджетные) организации все чаще прибегают к адаптации предпринимательских механизмов - к СП. На это существуют весомые причины - постоянное сокращение традиционных источников финансирования и повышения уровня конкуренции за свободные ресурсы.
Во-вторых, начали меняться приоритеты бизнеса, происходит переосмысление функции и роли предпринимательства в обществе и государстве. Эти функции, можно сказать, эволюционировали в течение нескольких веков, от исключительно экономической к больше социальной.
В-третьих, СП дает возможность решать проблемы общества не только с помощью свободных средств, а с помощью привлечения населения к самопомощи. Ведь, например, вместо того, что бы завозить на остров ежедневно молоко местным жителям, лучшее завезти туда коров и научить за ними присматривать. Это нравится многим инвесторам (донорам) и они скорее готовы вкладываться в такие проекты.
Кого считать социальным предпринимателем?
Продолжаются споры о том, кто именно может считаться социальным предпринимателем. Некоторые полагают, что этот термин должен относиться только к основателям организаций, основным источником дохода которых является плата их клиентов. Другие включают в это понятие и тех, кто выполняет работу по государственным контрактам, а третьи добавляют сюда и организации, рассчитывающие прежде всего на гранты и пожертвования. В этом вопросе не ожидается скорого консенсуса.
В настоящее время некоммерческие и негосударственные организации, фонды, правительства и частные лица поддерживают, финансируют и консультируют социальных предпринимателей по всему миру. Появляется все больше программ высшего образования для социальных предпринимателей.
По мнению большинства международных экспертов институт СП является разновидностью частного бизнеса и предполагает получение практического результата в экономике, в общественной жизни и в защите окружающей среды, одновременно способствуя оздоровлению и сплочению местных сообществ, препятствуя их маргинализации и деградации. Правительствами большинства экономически развитых стран отмечается, что реализуемые на практике механизмы СП способствуют обеспечению масштабных позитивных изменений как в общественной жизни, так и в экономической сфере.
Мировая и отечественная практика: три взгляда на СП
В современной теории СП можно выделить три основных подхода и определения.
1. В странах Северной и Южной Америки СП называют предпринимательскую деятельность неприбыльных организаций, доход от которой направляется на реализацию уставных целей организации. Предусматривается, что миссия и уставные цели НКО направлены соответственно на решение социальных проблем, предоставления услуг целевой группе, ради которой создавалась организация и улучшение качества жизни. Субъектами СП, в подавляющем большинстве, являются неприбыльные организации. В США существуют сильные традиции самоорганизации населения, потому и большую часть социальных проблем успешно решают НКО, получая за это финансирование от целевой группы, населения, государства и доноров.
2. В Европейских странах СП определяется больше как бизнес с социальной миссией. В отличие от обычного предпринимательства, на первое место выходит социальный аспект, или социальный эффект (например, показатели здоровья населения) от предпринимательской деятельности, а затем финансовая эффективность. В этом случае, субъектами СП могут выступать не только некоммерческие медицинские организации, но и структуры медицинского бизнеса с выраженной социальной миссией.
3. Третье определение СП используется в большинстве международных частных и общественных фондах, созданных ради развития и поддержки данного направления социально-экономической деятельности. Такие известные и действенные фонды как Schwab Foundation for Social Entrepreneurship (Швейцария), Skoll Foundation (США) и Ashoka Foundation (Индия) определяют СП скорее как инновационную предпринимательскую деятельность ради социальных превращений в обществе. Отличием данного подхода является то, что на первое место выходит лидер - социальный предприниматель. Деятельность многих организаций - это поиск социальных новаторов во всем мире, создание благоприятных условий для их труда, их поддержка и признание. И здесь, преимущественно, субъектом СП является человек и его деятельность. Форма организации дела не суть важна и может отличаться - от инициативной группы в общине - к частному бизнесу или научно-исследовательскому институту.
4. В России СП появилось еще на рубеже XIX-XX вв. Одним из первых примеров СП можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадским. Здесь каждый нуждающийся (от одиноких матерей до бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.
Социальные предприниматели в России сегодня делятся на три категории.
Первые - представители специализированных предприятий (например, предприятия, работающие с инвалидами по зрению или по слуху), которые модернизировались после перестройки и стали коммерческими организациями.
Вторая категория - некоммерческие и благотворительные организации, вставшие на коммерческие рельсы.
Наконец третья, самая продвинутая и многочисленная категория - частные предприниматели в сфере малого и среднего бизнеса, основной целью которого становится не столько извлечение прибыли, сколько методическое решение проблем социального характера различных групп населения. Субъекты сферы здравоохранения и медицины в большей степени тяготеют к этой категории.
Предпринимательство в медицине - разновидность СП.
Опыт европейских стран показывает, что внедрение предпринимательства благотворно сказывается на развитии здравоохранения, но при условии, что предпринимательство в сфере здравоохранения помогает решать государству стоящие перед ним задачи, а не является самоцелью. Предпринимательство стремится к модернизации, рационализации и повышению эффективности. Высокая эффективность позволяет увеличивать объем и улучшать качество услуг, обеспечивать определенный уровень благ. При этом масштаб предпринимательской активности в европейских странах значительно выше в периферийных, чем в центральных клинических областях системы здравоохранения. Значительные возможности предпринимательства имеются в стоматологии, фармацевтике, домашней (семейной) медицине. Предпринимательские инициативы по-прежнему не играют существенной роли в двух самых дорогих отраслях здравоохранения европейских стран: оказание стационарной и экстренной медицинской помощи. Однако и здесь отмечаются существенные перемены. Так, в Германии в настоящее время в государственной собственности находится 55% больниц, во Франции - 65%, в Нидерландах - практически все больницы (за исключением университетских клиник). При этом на фоне снижения числа государственных больниц в странах Европы отмечается постоянный рост частных коммерческих больниц. В Италии таких больниц насчитывается 10%, в Испании - 18%, во Франции - 20%. Применительно к тезису о предпринимательском характере деятельности по оказанию медицинских услуг населению вне зависимости от источников финансирования (система страхования, непосредственная оплата) следует отметить одно важное положение: предпринимательство предпринимательству рознь, оно не является монолитным явлением, что должно учитываться законодателем. Именно в этой плоскости и происходит "связка" с нормами Конституции РФ, с социально полезными и обязательными для любого общества видами деятельности.
Предпринимательство в сфере здравоохранения и медицины относится к разновидности социального предпринимательства, особенностью которого является одновременно и частный, и публичный характер оказываемых услуг, а также медицинских, финансовых, социальных результатов функционирования системы здравоохранения в целом; потребность в достаточно жестком регулировании (включая надзор).
Частный характер услуги проявляется в способности удовлетворения потребностей личности (диагностика, профилактика, лечение заболеваний, устранение косметических дефектов и проч.).
Публичный характер услуги проявляется в следующем.
Во-первых, здоровье населения, которое складывается из здоровья отдельных граждан, - это достояние всего общества, страны, определяющее перспективы и возможности их развития.
Во-вторых, при оказании услуги конкретному пациенту могут выявляться карантинные, особо опасные и социально значимые заболевания, которые представляют угрозу не только для этого пациента, но и для общества в целом, что требует проведения комплекса специальных мероприятий, направленных на защиту населения от исходящих угроз.
Медицинские услуги могут при этом быть отнесены к категории социальных услуг.
Социальные услуги, выделяют по той сфере, в которой данные услуги оказываются. Это здравоохранение, культура, образование, наука, что само по себе показывает их общезначимую направленность и ставит в один ряд с публичными услугами. Критерием выделения социальных услуг (в отличие от государственных) является не круг субъектов, их оказывающих, а сфера, в которой они реализуются.
Признаками таких услуг являются:
- они обеспечивают деятельность общезначимой направленности;
- имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими;
- осуществляются либо органом государственной или муниципальной власти, либо другим субъектом;
- основываются как на публичной, так и на частной собственности.
Социальные услуги могут и уже оказываются как субъектами частного, так и субъектами публичного права (государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения). Поэтому в сфере здравоохранения можно различать негосударственные и государственные социальные услуги.
Различие между ними может также быть проведено по критерию "платности" или "бесплатности" для пациента (потребителя) оказываемой услуги. По общему правилу "бесплатная" для пациента услуга оказывается субъектами публичного права. Вместе с тем полная бесплатность социально значимой услуги делает ее фактически благом свободного доступа (если не используется другой метод рационирования, основанный на идентификации необходимого для бесплатного получения данной услуги социального статуса того или иного человека), т.е. создает стимулы к чрезмерному ее потреблению и социально неоптимальному распределению ресурсов. Поэтому, по мнению экономистов, рационально введение "символической" платности подобных услуг, которая не приводила бы к существенному недопотреблению услуги и одновременно предотвращала бы ее перепотребление.
Следует также заметить, что "бесплатные" для пациента социальные медицинские услуги в принципе могут в перспективе оказываться и субъектами частного права, получающими денежные средства за оказанную помощь из бюджетных источников или ОМС. Власти могли бы размещать государственный (или муниципальный) заказ на оказание определенной группы услуг населению, за который можно и побороться медицинским организациям (конечно, при условии, что оплата будет осуществляться по действительно полному тарифу). Реализация такой идеи на практике может повлечь за собой существенное снижение доли государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Медицинская практика: бюджетная сфера или предпринимательство
Говоря об организации медицинской деятельности на рынке медицинских услуг с точки зрения правоприменительной практики необходимо четко разобраться в следующем вопросе: "Относится ли медицинская практика к предпринимательской деятельности"?
На практике разрешение вопроса об отнесении той или иной деятельности (включая медицинскую) к предпринимательской представляет иногда значительные трудности. Дело в том, что законодатель непоследователен в отнесении тех или иных видов деятельности к категории предпринимательской. Если на начальном этапе социальных преобразований все, что не вписывалось в "старую" систему, сразу же получало статус "предпринимательский" или даже "коммерческий" вид деятельности как элемент противопоставления, то в дальнейшем - во многие законодательные акты, направленные на урегулирование отдельных видов деятельности, стала проникать (не без помощи заинтересованных лиц) формулировка "деятельность, не являющаяся предпринимательской".
Основные признаки предпринимательской деятельности можно сформулировать следующим образом:
- предпринимательская деятельность - это деятельность экономическая;
- предпринимательская деятельность - это деятельность самостоятельная личная (или коллективная - корпоративная) и инициативная;
- предпринимательская деятельность - это законная деятельность субъектов, зарегистрированных государством в качестве субъектов предпринимательской деятельности либо субъектов, предпринимательская деятельность которых санкционирована государством;
- это деятельность, осуществляемая на основе использования имущества, находящегося на праве собственности либо на ином законном праве;
- это деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность (полную или ограниченную законом);
- это деятельность, осуществляемая в целях систематического извлечения прибыли от производства и/или продажи товаров, выполнения работ, реализации услуг на рынке (рынках) различных масштабов.
Если рассматривать эти признаки применительно к осуществлению медицинской практики, проявляющей себя обычно посредством медицинской услуги, получается следующее.
С точки зрения рынка сфера услуг - это область экономики, производящей услуги в интересах клиента. Деятельность по оказанию медицинских услуг населению осуществляется юридическими лицами различных организационно-правовых форм (государственными и муниципальными учреждениями, кооперативами, обществами с ограниченной ответственностью и проч.), а также индивидуальными предпринимателями, следовательно, налицо критерий самостоятельности, который может быть легко выведен из самого понятия субъекта права (ст. 48 ГК РФ).
Инициативный характер деятельности хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения также не вызывает сомнений. Иного в современных условиях им просто не дано - осуществление деятельности по оказанию медицинской помощи предписано им учредительными документами, да и фактически бездействие хозяйствующего субъекта смерти подобно. Бюджетное финансирование, покрывающее в полном объеме безубыточное существование клиники, - дело прошлого и составляет лишь часть средств, получаемых от своей профильной деятельности и идущих в первую очередь на поддержание инфраструктуры, коммунальные платежи и проч. Не менее важными составляющими финансового благополучия клиники выступают средства обязательного и добровольного медицинского страхования, а также средства граждан и юридических лиц.
Законность деятельности также не подвергается сомнению. В негосударственном секторе медицины функционируют хозяйствующие субъекты, которые не только зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности, но их учредительные документы содержат прямое указание на осуществление деятельности по оказанию медицинских услуг населению.
Деятельность по оказанию медицинских услуг осуществляется на основе использования имущества, находящегося на титуле собственности (для организаций частной системы здравоохранения) либо на ином законном праве (на праве оперативного управления для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения).
Вопрос об ответственности хозяйствующих субъектов в сфере здравоохранения также не вызывает больших проблем. Имущественная ответственность определяется организационно-правовой формой хозяйствующего субъекта. Для большинства организационно-правовых форм характерна полная самостоятельная имущественная ответственность. Отдельные юридические лица несут по своим обязательствам ограниченную ответственность. В частности, учреждения здравоохранения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная (субсидиарная) ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона "О некоммерческих организациях" [3] ).
Миф о благотворительности медицины
В медицинской среде, особенно среди организаторов здравоохранения, воспитанных в эпоху советского здравоохранения, бытует мнение, о специфическом, нерыночном характере медицинских услуг. Так, ссылаясь на ст.41 Конституции РФ многие медики утверждают, что основной целью деятельности любой медицинской организации любой организационно-правовой формы является обеспечение и реализация конституционного права каждого на медицинскую помощь. Если согласиться с этим утверждением, то по аналогии - цель деятельности юридического лица, работающего в сельском хозяйстве, - накормить всех людей. Трудно сказать, что эта цель менее социально значима, чем оказание медицинской помощи, однако в ее коммерческом характере никто не сомневается. Или целью деятельности юридического лица, предоставляющего юридические услуги, является защита прав и свобод всех граждан.
С точки зрения прав граждан на своевременную, доступную, квалифицированную и бесплатную медицинскую помощь можно утверждать, что, данные права граждан закреплены на конституционном уровне, что свидетельствует об их значимости для общества и государства. Однако в процессе их практической реализации они наполняются специфичным содержанием, попадая в орбиту отраслевого регулирования. Институты охраны здоровья и медико-социальной помощи являются комплексными. Они охватывают нормы права, закрепляющие (нормы конституционного права), регулирующие и защищающие принадлежность данных благ конкретным лицам (нормы гражданского, административного, уголовного, экологического и других отраслей).
В отличие от государственно-муниципального сектора системы здравоохранения, сектор частного медицинского обслуживания изначально функционирует за счет непосредственной оплаты гражданином (клиентом, пациентом) услуг, произведенных и/или оказанных врачебно-медицинским персоналом частной медицинской организации.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в большинстве своем функционируют в рамках обязательного медицинского страхования. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" [5] прямо указывает, что граждане России имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу.
Оплата за предоставленные услуги медицинскими организациями вносится страховыми компаниями, вступающими с исполнителями услуг в договорные отношения. Государственно-муниципальные учреждения здравоохранения строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, в условия которых включена стоимость выполненных работ (оказанных услуг). При этом в соответствии с п. 2.5. действующих Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан финансирование медицинского учреждения/организации должно обеспечивать рентабельность этого вида деятельности (возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности или расширенного воспроизводства).
Следовательно, ни о какой благотворительности речи идти не может, это миф. Функционируя в системе обязательного медицинского страхования граждан, даже государственно-муниципальные учреждения здравоохранения, не говоря уже о частных медицинских организациях, должно получать прибыль. Однако тарифы на обязательное медицинское страхование граждан в большинстве субъектов РФ не выдерживают никакой критики и не обеспечивают возможностей по расширенному воспроизводству. Но это уже вопрос не юридический, а политический.
Платная услуга: подмена понятия
Следует также отметить следующий принц "платная услуга". Все медицинские услуги в Российской Федерации в силу прямого указания закона являются платными, соответственно подчиняются единому гражданско-правовому режиму. Даже если бы законодатель прямо не поименовал услуги в качестве возмездных, они таковыми являются в силу законодательного закрепления презумпции возмездности гражданско-правового договора. Так, согласно п. 3 ст. 423 ГК: "Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное" [1]. Здесь же, в п. 1 ст. 423 ГК, содержится определение возмездного договора: "Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным". При этом конечно же отсутствует упоминание, что для признания договора возмездным оплата должна производиться именно потребителем. Целым рядом норм как самого ГК РФ, так и специальных законодательных актов прямо допускается возможность оплаты как потребителем, так и третьими лицами - главное, чтобы эта оплата была получена исполнителем за выполнение своих обязанностей.
В условиях расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов, в том числе государственных и муниципальных учреждений, в границах, определяемых ГК РФ и специальным законодательством, такая возможность у них имеется. В ст. 41 Конституции РФ записано: "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Бесплатно для граждан, а не для исполнителя услуги. Медицинская помощь не является безвозмездной. Правильнее говорить о том, что она, в установленных законом случаях, "бесплатна" для конкретного пациента, который не оплачивает услуги непосредственно.
Поэтому, к ним также применимы положения ГК РФ об услуге, обязательствах, договорах, в том числе и ст. 426 ГК о публичном договоре. Неслучайно в целом ряде диссертационных работ, исследующих особенности правосубъектности некоммерческих организаций, в качестве предложений высказываются следующие: заменить в ст. 426 ГК РФ [1] слова "коммерческая организация" на "субъект предпринимательской деятельности". Под коммерческой организацией "следует понимать в том числе и некоммерческую организацию, которая согласно учредительным документам имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность".
Что принесет нам ветер перемен?
После вступления в полную силу ФЗ №83 политика модернизации здравоохранения в ближайшей перспективе напрямую коснется деятельности государственных учреждений здравоохранения, которые в основном будут преобразованы в новые организационно-правовые формы: бюджетные и автономные медицинские учреждения. Услуги, предоставляемые от лица государства (государственные, публичные, социальные), уже в ближайшей перспективе могут стать одной из форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как своеобразный "поставщик услуг". В большинстве зарубежных стран государственные или публичные услуги - обычное явление. Обслуживание заключается в оказании специально созданными службами услуг гражданам, хозяйствующим субъектам, органам государственной власти и местного самоуправления (речь идет об услугах, которые в силу таких причин, как нерентабельность, необходимость поддержания монополии и т.д., не могут оказываться субъектами частного права, либо их участие в данных направлениях деятельности ограничено).
Внедрение в российскую правовую материю "новых" видов услуг требует значительной коррекции законодательства, регулирующего деятельность по оказанию отдельных видов услуг.
Действующая гл. 39 ГК РФ, посвященная правовому регулированию возмездного оказания услуг, является лаконичной и не претендует на то, чтобы полностью охватить различные типы договоров, отвечающих признакам возмездного оказания услуг. Напротив, ее задача - выделить лишь общие признаки соответствующего договора, а также устранить за счет общих норм пробелы и противоречия, которые могут возникнуть при правовом регулировании отдельных договоров, отвечающих признакам возмездного оказания услуг, причем как поименованных, так и непоименованных. Многие из таких услуг настолько специфичны, что влекут за собой необходимость формирования новых правовых моделей, а до этого - использование общих статей, помещенных в гл. 39 ГК РФ [2].
Объединение в гл. 39 ГК РФ договоров возмездного оказания услуг, кроме выделенных в самостоятельные типы, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Эти особенности предстоит выявить с целью разработки в последующем специальных норм, направленных на четкую, обстоятельную и непротиворечивую регламентацию социальных медицинских услуг.
Заключение |
|
Подводя итоги изложенному, можно сделать вывод, что медицинская деятельность по общему правилу (т.е. деятельность по оказанию медицинских услуг) является частным и особым случаем предпринимательской деятельности. В силу этого, при проведении дальнейшей политико-идеологической и организационно-правовой модернизации отечественного здравоохранения в интересах общества, государства и бизнеса необходимо развивать идеологию социального предпринимательства в медицине с непременным формированием соответствующей нормативно-законодательной платформы данного правового и социально-экономического института.
Список литературы |
|
- 1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26 января 1996 № 14-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 3. О некоммерческих организациях : федеральный закон от 12.01.1996 № 7 // СПС "Консультант Плюс".
- 4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 5. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»