ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2011 год № 4

Общие вопросы охраны здоровья населения


УДК 618.94-002.5 : [314 : 330.12] (571.62-25)
О. А. Дьяченко1, Л.В. Солохина2
Качество жизни детей с проявлениями туберкулёзной инфекции (на примере г. Хабаровска)
1ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" МЗ ХК, г. Хабаровск
2ГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет" Минздравсоцразвития России, г. Хабаровск
Контактная информация: Л.В. Солохина e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Проведен анализ качества жизни детей с проявлениями туберкулёзной инфекции. Исследуя этот показатель, получены данные, характеризующие физическое, психологическое и социальное функционирование больного ребенка, оценено влияние туберкулёзной инфекции на его общее самочувствие.
Ключевые слова:
туберкулезная инфекция; качество жизни; дети; родители

O. Dyachenko, L. Solokhina
Quality of life of children with manifestations of tuberculosis infection (for example Khabarovsk cite)

Summary:
The analysis of the quality of life of children with manifestations of tuberculosis infection. Studying this figure, the data characterizing the physical, psychological and social functioning, a sick child, it is estimated the effect of tuberculosis infection in his overall health.
Key words:
TB infection, quality of life, children, parents
Введение

Решение проблемы распространения туберкулеза среди детей, осуществление мер по профилактике этого заболевания невозможно без глубокого знания влияния различных факторов на развитие заболевания в каждом отдельном случае и в каждой социальной группе, а также без оценки особенностей качества жизни пациентов.

Целью диагностики, профилактики, лечения и реабилитации проявлений туберкулеза, следует считать повышение качества жизни больного ребенка на фоне положительной клинической динамики, поскольку этот показатель отражает степень адаптации пациента к болезни и возможность выполнения им привычных функций, соответствующих его социальному статусу и экономическому положению. Учитывая высокую распространенность и большое медико-социальное значение проявления туберкулезной инфекции у детей, проблема изучения качества жизни является крайне актуальной.

 
Материалы и методы

Для изучения особенностей качества жизни детей и подростков были опрошены пациенты в возрасте от 8 до 12 лет и от 13 до 17 лет и их родители. Всего заполнено и подвергнуто анализу 520 протоколов. В качестве инструментария был использован опросник качества жизни - Pediatric Quality of Life Inventory-Peds QL™ 4.0 адаптированный и хорошо зарекомендовавший себя при ранее проводимых исследованиях в России [1, 2]. Опросник состоит из 23 вопросов, объединенных в следующие шкалы: ФФ - "физическое функционирование" (8 вопросов), ЭФ - "эмоциональное функционирование" (5 вопросов), СФ - "социальное функционирование" (5 вопросов), РФ - "ролевое функционирование - жизнь в школе" (5 вопросов), а также оценивается ОБ - общая (суммарная) шкала и ПСФ - психосоциальное функционирование (суммарная шкала эмоционального, социального и ролевого функционирования. Общее количество баллов рассчитывалось по 100-балльной шкале после процедуры шкалирования: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.

Все лица подвергнутые опросу были распределены на две большие группы: основную - дети с проявлениями туберкулёзной инфекции и их родители и контрольную - здоровые дети и их родители. Критерием включения в основную группу опрошенных явились: наличие у детей проявлений туберкулёзной инфекции, сопровождающейся жалобами, данными туберкулинодиагностики и клинико-лабораторного обследования в момент заполнения опросника.

Опрошенные из основной группы были разделены на 4 подгруппы группы:

I. дети 8-12 лет с проявлениями туберкулезной инфекции - 105 человек,

II. родители детей 8-12 лет с проявлениями туберкулезной инфекции - 105 человек;

III. дети 13-17 лет с проявлениями туберкулезной инфекции - 104 человека;

IV. родители детей 13-17 лет с проявлениями туберкулезной инфекции - 104 человека.

В качестве контрольной группы были опрошены здоровые дети в возрасте от 8 до 12 лет (51 ребенок) и их родители, а в возрасте от 13 до 17 лет (51 ребенок) и их родители.

Анализ качества полученных данных показал, что при заполнении как родительской, так и детской форм русской версии опросника PedsQL™ 4.0 были задействованы все варианты ответов на каждый вопрос.

 
Обсуждение результатов

Анализ параметров качества жизни детей с проявлениями туберкулёзной инфекции выявил определенные возрастные отличия по уровню общего балла, который у детей 8-12 лет составил 78,3±1,43, а у детей в возрасте 13-17 лет - 73,21±1,28 (p<0,05). Родители детей с проявлениями туберкулёзной инфекции 8-12 лет склонны занижать оценку КЖ по сравнению с ответами самих детей: ОБ 78,3±1,43 у детей и 74,84±1,25 у родителей, что же относительно показателя КЖ (ОБ) в группе 13-17 лет, то здесь разница оценок детей и родителей не столь значительна, - соответственно 73,21±1,28 и 72,12±1,46 (Табл. 1).

Наблюдаются отчетливые возрастные особенности: снижение уровня физического функционирования при одновременном снижении эмоционального и ролевого функционирования, при наличии достоверной разницы значения суммарной шкалы КЖ (ОБ). К возрастным особенностям также относилось снижение уровня социального функционирования у подростков 13-17 лет.

Таблица 1 Параметры качества жизни детей с проявлениями туберкулёзной инфекции (по данным ответов детей и родителей, г. Хабаровск, 2009-2010 гг.).
Аспекты КЖ8-12 лет13-17 лет
Дети (М±m)Родители (М±m)Дети (М±m)Родители (М±m)
ГруппыIIIIIIIV
Физическое функционирование (ФФ)93,32±0,56***91,32±0,49*92,11±0,5690,5±0,62
Эмоциональное функционирование (ЭФ)94,24±0,4493,99±0,3592,9±0,3594,01±0,39
Социальное функционирование (СФ)96,34±0,3796,16±0,3395,65±0,3695,44±0,37
Ролевое функционирование (РФ)94,39±0,38***93,36±0,36*92,55±0,34**92,17±0,38
Психосоциальное функционирование (ПСФ)90,58±0,7290,15±0,5888,56±0,6089,45±0.67
Общий балл (ОБ)78,3±1,43***74,84±1,2573,21±1,28**72,12±1,46

*p<0,05 достоверные отличия между группами 1 и 2;

**p<0,05 достоверные отличия между группами 1 и 3;

***p<0,05 достоверные отличия между группами 1 и 4.

Анализ параметров качества жизни здоровых детей (контрольная группа) выявил определенные возрастные отличия по уровню качества жизни (ОБ) который у детей 8-12 лет составил 88,1±1,35, а у детей в возрасте 13-17 лет - 78,73±1,62 (p<0,05) (табл.2). Родители здоровых детей, также как и родители детей с проявлениями туберкулёзной инфекции 8-12 лет склонны занижать оценку КЖ (ОБ) по сравнению с ответами самих детей 88,1±1,35 и 72,43±2,03 соответственно (p<0,05).

Таблица 2 Параметры качества жизни у здоровых детей (по данным ответов детей и родителей, г. Хабаровск, 2009-2010 гг.).
Аспекты КЖ8-12 лет13-17 лет
Дети (М±m)Родители (М±m)Дети (М±m)Родители (М±m)
ГруппыIIIIIIIV
Физическое функционирование (ФФ)93,32±0,56*90,69±0,87****94,1±0,77**92,71±0,88***
Эмоциональное функционирование(ЭФ)96,86±0,32*93,24±0,4994,16±0,49**94,63±0,42***
Социальное функционирование (СФ)97,9±0,42*95,37±0,50*****97,04±0,38****97,51±0,40
Ролевое функционирование (РФ)96,76±0,43*95,37±0,5093.43±0,48**93,73±0,56***
Психосоциальное функционирование (ПСФ)94,76±0,64*88,61±0,93*****91,2±0,65**, ****92,14±0,71***
Общий балл (ОБ)88,1±1,35*, ***72,43±2,03****78,73±1,62**78,57±1,84*****

*p<0,05 достоверные отличия между группами 1 и 2;

**p<0,05 достоверные отличия между группами 1 и 3;

***p<0,05 достоверные отличия между группами 1 и 4;

****p<0,05 достоверные отличия между группами 2 и 3;

*****p<0,05 достоверные отличия между группами 2 и 4;

******p<0,05 достоверные отличия между группами 3 и 4.

При этом повышается уровень физического функционирования по мере увеличения возраста и одновременно снижение эмоционального, социального и ролевого функционирования, при наличии достоверной разницы значения суммарной шкалы КЖ (ОБ).

Проведенное исследование показало, что КЖ детей в возрасте 8-12 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции, достоверно ниже по всем составляющим параметрам, чем их здоровых сверстников по данным опросов детей (Рис. 1).

Рис. 1 Сравнение профилей качества жизни детей 8-12 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции и здоровых детей данного возраста (группа контроля) по данным ответов детей.

*p<0,05

Наиболее подвержены влиянию туберкулёзной инфекции оказались КЖ (ОБ), физическое и психосоциальное функционирование (р<0,05), сниженные в большей степени. При этом уровень социального функционирования был нарушен меньше всего и имел наименьшую разницу с контрольной группой, что, по нашему мнению, является благоприятным фактором интеграционных перспектив таких детей.

Показатель КЖ детей в возрасте 8-12 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции по данным опросов родителей, был достоверно ниже по всем составляющим параметрам, чем их здоровых сверстников (рис. 2). Наиболее подвержены влиянию туберкулёзной инфекции оказался КЖ (ОБ) общий балл, физическое и ролевое функционирование (р<0,05), сниженные в большей степени, где и наблюдались наибольшие различия с контрольной группой. Уровень социального функционирования был нарушен в меньшей мере и по данным опросов родителей.

Рис. 2. Сравнение профилей качества жизни детей 8-12 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции и здоровых детей данного возраста (группа контроля) по данным ответов родителей.

*p<0,05.

Параметры КЖ детей в возрасте от 13 до 17 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции по данным их опросов, достоверно ниже по всем составляющим параметрам, чем их здоровых сверстников по данным опросов детей (Рис. 3). Наиболее подвержены влиянию туберкулёзной инфекции оказались КЖ (ОБ) и в меньшей мере физическое, социальное, эмоциональное, ролевое и психосоциальное функционирование (р<0,05).

Показатель КЖ детей в возрасте 13-18 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции по данным опросов родителей, был так же достоверно ниже по всем составляющим параметрам, чем их здоровых сверстников (Табл. 3).

Наиболее подвержены влиянию туберкулёзной инфекции оказался КЖ (ОБ) общий балл 72,12±1,46 у детей в возрасте 13-17 лет при соответствующем его значении у детей того же возраста в контрольной группе 78,57±1,84 (р<0,05).

Рис. 3. Сравнение профилей качества жизни детей 13-17 лет с проявлениями туберкулёзной инфекции и здоровых детей данного возраста (группа контроля) по данным ответов детей.

 

Таблица 3 Параметры качества жизни тубинфицированных детей 13-17 лет и здоровых детей данного возраста (группа контроля) по данным ответов родителей
Параметры КЖТубинфицированные (М±m) Группа контроля (М±m)
1.Физическое функционирование (ФФ)90,5±0,6292,71±0,88
2.Эмоциональное функционирование (ЭФ)94,01±0,3994,63±0,42
3.Социальное функционирование (СФ)95,44±0,37*97,51±0,40
4.Ролевое функционирование (РФ)92,17±0,3893,73±0,56
5.Психосоциальное функционирование (ПСФ)89,45±0,67*92,14±0,71
6. Общий балл (ОБ)72,12±1,46*78,57±1,84

*p<0,05

Разница других показателей: физического и ролевого функционирования была выражена в меньшей мере. Уровень ролевого функционирования по данным опросов родителей у этой возрастной группы детей практически не имел разницы между опытной и контрольной группой - 94,01±0,39 и 94,63±0,42 соответственно, что, указывает на недостаточное внимание родителей к этой стороне жизни детей.

 
Заключение

1. Родители здоровых детей, также как и родители детей с проявлениями туберкулёзной инфекции 8-12 лет и 13-17 лет склонны занижать оценку качества жизни (Общий балл) по сравнению с ответами самих детей.

2. При заболевании ребенка туберкулёзом происходит снижение большинства аспектов качества жизни по сравнению со здоровыми детьми.

3. Наиболее подвержены влиянию туберкулёзной инфекции показатели качества жизни: суммарная шкала (общий балл), физическое и психосоциальное функционирование.

4. На основании проведенного исследования показателя качества жизни у детей с проявлениями туберкулёзной инфекции, имеются предпосылки использования этого индикатора как одного из динамических критериев комплексной оценки состояния здоровья детей с теми или иными проявлениями туберкулёзной инфекции.

5. Показатель качества жизни у детей с проявлениями туберкулёзной инфекции необходимо использовать в качестве критерия оценки эффективности профилактических и лечебных мероприятий.

 
Список литературы
 
  1. 1. Баранов А.А. и соавт. Методология изучения качества жизни в педиатрии / Учебное пособие. - М., 2008. - 16 с.
  2. 2. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. Второе издание. - М.: ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2007. - 320 с.