ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2012 год № 1

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 614.2 - 003 : 610.21.001.12/.18 (571.62-25)
Т.И. Булдакова
Реформирование муниципального здравоохранения г. Хабаровска, итоги и перспективы развития
Управление здравоохранения администрации г. Хабаровск
Контактная информация: Т.И. Булдакова e-mail: duldakova-ti@mail.kht.ru
Резюме:
В статье рассматриваются преобразования в системе здравоохранения г. Хабаровска, связанные реализацией нового законодательства в сфере здравоохранения и передачей полномочий по организации медицинской помощи на уровень субъекта РФ. Анализируются итоги предыдущего этапа развития муниципального здравоохранения г. Хабаровска в период самостоятельного исполнения полномочий, возложенных 131-ФЗ [1] на местный уровень власти. Оцениваются возможные риски по управлению системой учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в условиях крупного города, и сложившейся системы межведомственных связей. Предлагается вариант решения, а именно передача на муниципальный уровень г. Хабаровска государственных полномочий по управлению организацией первичной медико-санитарной (амбулаторной) медицинской помощи с закреплением необходимых финансов на их исполнения в региональных бюджетах. Это позволит обеспечить более эффективное управление системой, ориентированной на потребности населения в медицинских услугах по первичной медицинской помощи, более оперативное реагирование на возникающие проблемы и сохранение сложившихся межведомственных связей.
Ключевые слова:
полномочия, муниципалитет, субъект РФ, организация первичной медико-санитарной помощи, население, управление

T.I. Buldakova
The reform of the municipal health care system of the city of Khabarovsk, results and prospects of development
The Department of Public Health of the Administration of Khabarovsk, Khabarovsk
Summary:
The article discusses changes in the health care system of Khabarovsk related to the implementation of new legislation in the sphere of public health and the transfer of authority for medical care to the level of the subject of the Russian Federation. The results are being analyzed on the previous stage of development of the municipal health care of Khabarovsk during independent exercise of the powers entrusted by 131-FZ [1] to the local level of authority. Possible risks of management of the system of health facilities which provide primary care in a large city, and the existing systems of interdepartmental relations are being evaluated. A version of the solution is being proposed namely the transfer of the federal powers related to the management of the organization of the primary (outpatient) care alongside with assured allotment of necessary funds in the regional budgets to the municipal level of Khabarovsk. This will ensure more efficient management of the system focused on the needs of the population for health services in primary care, better and quicker response to the upcoming issues and the retention of the existing interdepartmental relations.
Key words:
authority, municipality, subject of the RF, the organization of primary medical and sanitary aid, population, management
Введение

Вступление в силу федеральных законов 313-ФЗ [2], 326-ФЗ [3] и 323-ФЗ [4] и их реализация на территории Хабаровского края вносит существенные изменения в деятельность системы муниципального здравоохранение г. Хабаровска. В течение 2012 года муниципалитет г. Хабаровска прекращает исполнять полномочия по организации медицинской помощи населению, 30 муниципальных учреждений здравоохранения как юридические лица с имущественными комплексами будут переданы в государственную собственность.

За период самостоятельного исполнения полномочий по организации медицинской помощи взрослому и детскому населению, женщинам в период беременности и родов, а также скорой медицинской помощи, в Хабаровске сложилась эффективная система управлением здравоохранения, деятельность которой обеспечивала выполнение задач местного и государственного уровней, в том числе по реализации территориальной программы государственных гарантий, федеральных проектов (Национальный проект "Здоровье", Пилотный проект, программа "Модернизация здравоохранения"), проведению мер для санитарно-эпидемиологического благополучия, медицинскому сопровождению призывной и летней оздоровительной кампаний и др.

 
Обсуждение результатов

Основой для перспективного развития системы управления организацией медицинской помощи населению являлось использование методов программно-целевое планирование в соответствии с Концепцией развития муниципального здравоохранения города Хабаровска.

К числу приоритетов указанной Концепции было отнесено укрепление материально-технической базы и кадровых ресурсов отрасли, и прежде всего, ее амбулаторно-поликлинического звена. Для этого были разработаны и реализованы 9 ведомственных целевых программ, в числе которых следует выделить программу информатизации муниципальных учреждений здравоохранения. Целью программы информатизации отрасли стала автоматизация системы управления, как неотъемлемой части для совершенствования организации медицинской помощи и проведения мониторинга реализации Концепции.

На развитие материально-технической базы муниципального сектора системы здравоохранения г. Хабаровска значительное влияние оказали федеральные проекты, нацеленные прежде всего на укрепление первичного звена здравоохранения [1]. С 2006 года консолидированный бюджет муниципального здравоохранения Хабаровска дополнен средствами для реализации Национального проекта "Здоровье". В 2008 году поступили средства Пилотного проекта, реализуемого на территории Хабаровского края. С 2011 года начали поступать средства программы "Модернизация здравоохранения".

В течение рассматриваемого периода за счет дополнительных средств федерального бюджета расходы на муниципальный сектор здравоохранения Хабаровска ежегодного прирастали на сумму от 7,9 % до 18,7%. Всего за период с 2006 по 2011 год в отрасль поступило более 2000,8 млн. рублей, в том числе за счет средств от реализации Национального проекта "Здоровье" 1393,1 млн. рублей, Пилотного проекта - 116,6 млн. рублей и программы модернизации - 491,1млн.руб.

В 2011 году консолидированный бюджет муниципального здравоохранения г. Хабаровска был представлен четырьмя источниками финансирования, включающими муниципальный, краевой, федеральный бюджеты и средства фонда обязательного медицинского страхования с общей суммой 3937,2 млн. рублей, в том числе краевой бюджет - 175,8 млн. рублей (4,5%), муниципальный - 1268,4 млн. рублей (32,2%), бюджет краевого фонда обязательного медицинского страхования составил 1756,9 млн. рублей (44,6%), средства от реализации национального проекта "Здоровье" - 245 млн. рублей (6,2%) и программы модернизации - 491,1 млн. руб. (12,5%).

Освоение таких значительных финансовых средств в части материальных затрат осуществлялось в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В организационном плане это потребовало выделения в структуре управления здравоохранения сектора по размещению муниципальных заказов, организации первичного учета информации о размещенных заказах с формированием и обработкой баз данных (закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупки оборудования), выполнения большого объема работы по взаимодействию со структурными подразделениями администрации города, с поставщиками услуг и товаров, обеспечения контроля за исполнением муниципальных заказов со стороны руководителей муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска.

В итоге доля централизованного муниципального заказа от суммы материальных затрат на содержание муниципальных учреждений здравоохранения города с 2000 по 2011 год выросла с 42,3 до 80,2%. В 2011 году централизованный муниципальный заказ составлял 76,5% от всей суммы, направленной в систему муниципального здравоохранения г. Хабаровска. При этом объем самостоятельных закупок со стороны муниципальных учреждений здравоохранения снизился с 57,7% в 2000 году до 24,6% в 2011 году. Организация централизованных закупок является трудоемкой технологией для органа управления здравоохранением, однако позволяет получить значительную экономию финансовых средств. За период с 2000 по 2011 год экономия от размещения заказов на нужды муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска составила 342,9 млн. рублей или 7,5% от общей суммы средств, размещенной на поставку услуг и товаров.

За период реализации федеральных проектов с 2005 по 2011 год произошел значительный прирост средств, направляемых на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения г.Хабаровска, прежде всего, амбулаторно-поликлинической службы.

За период реализации федеральных проектов сумма расходов на текущий и капитальный ремонт зданий увеличились в 1,8 раза (93,7 млн. рублей - 2005 год; 171,9 млн. рублей - 2011 год). Более значительный прирост произошел в части приобретения оборудования и машин. Если в 2005 году расходы на эти цели составляли 39,9 млн. руб., то в 2011 году они увеличены до 171,8 млн. руб., то есть в 4,3 раза.

В итоге с учетом всех зданий, находящихся на балансе муниципальных учреждений здравоохранения, доля нуждающихся в ремонте уменьшилась на 51,3% (с 86,1% в 2005 году до 32% в 2011 году). Охват ремонтными работами по всем объектам составил 68%, в том числе полным капитальным ремонтом - 32%.

В группе зданий, в которых осуществляются медицинские технологии, к концу 2011 года в проведении ремонтных работ нуждались 32% , а в группе зданий амбулаторно-поликлинических учреждений - 8,9%.

Комплексный подход к улучшению материально-технической базы муниципального здравоохранения обеспечил их устойчивое функционирование и своевременное лицензирование медицинской деятельности.

Внедрение и отладка процессов информатизации отрасли обеспечила эффективность управленческих процессов: контроль за целевым использованием финансовых средств в условиях многоканального финансирования, исполнением государственных заданий по всем направлениям деятельности, формирование баз данных медицинских услуг населению, предоставленных в рамках программы государственных гарантий, программы льготного лекарственного обеспечения, ведение регистра медицинских работников, организация работы лечебных учреждений в программных комплексах АИС "Мониторинг медицинских изделий", АИС "Регистрация умерших и причин смерти лиц в возрасте до 65 лет" и т.д.

В рамках городской программы "Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска" за 10 лет в единое информационное пространство объединены все муниципальные учреждения здравоохранения, городской информационно-аналитический центр, краевой фонд ОМС, поликлиники ведомственного подчинения, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий жителям г. Хабаровска. Это значительно повысило оперативность обмена информации, сбора и анализа всех параметров деятельности системы здравоохранения. В сентябре 2011 года в Хабаровске впервые началась запись к врачу через Интернет, и в настоящее время обеспечена возможность удаленной записи к 33 категориям специалистов в 16 учреждениях здравоохранения.

Устойчивая и стабильная работа системы муниципального здравоохранения Хабаровска нашла свое отражение в положительной динамике демографических показателей и показателях здоровья населения города.

Рассматривая перспективу развития системы здравоохранения такого крупного города в условиях исполнения нового законодательства, вступившего в силу (ФЗ № 313, ФЗ № 326, ФЗ№ 323, ФЗ № 83 [5], Закон Хабаровского края № 144 [6]) можно отметить сильны и слабые стороны, возможности и угрозы происходящих изменений (табл.1).

Таблица 1. SWOT-анализ развития системы здравоохранения на территории города Хабаровска в условиях исполнения нового законодательства в сфере здравоохранения
Сильные стороныСлабые стороны
1. Концентрация на территории Хабаровска крупных ЛПУ, деятельность которых охватывает все профили оказания медицинской помощи
2.Наличие на территории города образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по подготовке медицинских кадров
3.Концентрация на одной территории структур управления системой здравоохранения, включающей организацию медицинской помощи и финансирование медицинских услуг
4. Наличие высококвалифицированного кадрового потенциала отрасли и высших образовательных учреждений
5. Сложившаяся система межведомственного взаимодействия с другими структурами в области охраны здоровья граждан, предотвращения эпидемических и чрезвычайных ситуаций и других государственных функций с участием отрасли здравоохранения
1. Недостаточная координация органов управления здравоохранением разной ведомственной подчиненности и частного сектора здравоохранения, что приводит:
-к дублированию отдельных видов медицинской помощи;
-к дисбалансу участия ЛПУ разной ведомственной подчиненности в Территориальной программе государственных гарантий;
-к дисбалансу в уровне материально-технической базы ЛПУ разной ведомственной подчиненности
2. Отсутствует Концепция развития системы здравоохранения г. Хабаровска в новых условиях исполнения полномочий по организации медицинской помощи исключительно на государственном уровне
3.Разорванность связи науки и практики в государственном управлении системой здравоохранения и ее стратегическом развитии
ВозможностиУгрозы
1. Формирование эффективной государственной региональной политики в сфере охраны здоровья граждан:
- создание системы управления здравоохранением через передачу полномочий по организации первичной медико-санитарной помощи на муниципальный уровень
- создание условий для рационального использования ресурсов ЛПУ разной ведомственной подчиненности и формы собственности и расширения объемов профилактической медицинской помощи населению- создание механизма для оказания медицинской помощи населению в ЛПУ разной ведомственной подчиненности на конкурентной основе;
- стимулирование привлечения и закрепления медицинских кадров
2.Повышение качества и доступности медицинской помощи населению на основе внедрения стандартов и удовлетворении потребности населения в медицинских услугах
1. Разрыв сложившихся связей межведомственного взаимодействия между муниципальным и государственным уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан, медицинского сопровождения отдельных государственных функций (социальная защита, призыв граждан на военную службу, противоэпидемические мероприятия, предотвращение чрезвычайных ситуаций и др.)
2.Возможное банкротство отдельных ЛПУ, в связи с низкой эффективностью внутреннего управления медицинской организацией, изменившей правовую форму на бюджетную, предполагающую организационную и финансовую самостоятельность и отсутствие субсидиарной ответственности учредителя
3. Потеря трудового потенциала медицинских организаций
4. Снижение эффективности управления организацией медицинской помощи на территории г. Хабаровска за счет многократного увеличения нагрузки на управленческий аппарат

Исходя из указанных факторов, в рамках действующего законодательства, вариантом сохранения достигнутого уровня оказания медицинской помощи населению г. Хабаровска может быть модель системы, которая основана на передаче полномочий по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению г. Хабаровска на уровень муниципалитета.

Следует отметить, что статья 33 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 323-ФЗ [4] вкладывает новое понятие в определение первичной медико-санитарной помощи, включающей в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (пункт 1) и оказываемой исключительно в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (пункт 6).

В настоящее время на территории г. Хабаровска амбулаторно-поликлиническая сеть представлена 49 крупными амбулаторными подразделениями разной ведомственной подчиненности и 167 учреждениями частного здравоохранения.

В основе управления процессом организации первичной медико-санитарной помощи должны быть положены следующие принципы:

  1. Программно-целевое планирование при реализации мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Хабаровска.
  2. Вовлечение в формирование и реализацию комплексной межведомственной целевой программы по укреплению здоровья населения всех заинтересованных секторов социальной сферы (социальная защита, образование, физическая культура и спорт, молодежная политика, культура), средств массовой информации, общественных организаций и др.
  3. Единый доступ к участию в реализации территориальной программы государственных гарантий ЛПУ разной ведомственной подчиненности и форм собственности.
  4. Соблюдения приоритета по оказанию профилактических видов медицинской помощи.
  5. Взаимодействие всех участников оказания медицинской помощи населению города в рамках Единого информационного пространства.
  6. Формирование сводной государственной статистической отчетности от всех ЛПУ, оказывающих медицинскую помощь на территории г. Хабаровска.
  7. Межведомственное взаимодействие органов управления здравоохранением разной ведомственной подчиненности по организации медицинской помощи, профилактике и раннему выявлению заболеваний.
 
Заключение

Накопленный муниципалитетом города Хабаровска опыт управления системой медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Хабаровска позволит не только сохранить уровень оказания медицинской помощи населению по месту жительства, но продолжить развитие профилактических программ.

Система централизации управления этим сектором системы здравоохранения позволит повысить эффективность работы по всем направлениям профилактики и раннего выявления заболеваний и, в конечном счете, повлиять на снижение высоких показателей уровня смертности, прежде всего жителей трудоспособного возраста и увеличение продолжительности жизни хабаровчан.

 
Список литературы
 
  1. 1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ// СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Об обязательном медицинском страховании граждан в Российский Федерации : федеральный закон от 29 ноября 2010 г № 326-ФЗ// СПС "Консультант Плюс".
  4. 4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  5. 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  6. 6. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по организации оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения Хабаровского края: закон Хабаровского края от 23.11.2011 № 144 // СПС "Консультант Плюс".