2012 год № 1
Управление качеством медицинской помощи
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
Обеспечение доступности и качества медицинской помощи является одной из основных задач модернизации здравоохранения. По мнению О.П. Щепина [1] в последние десятилетия органы управления здравоохранением регионов акцентировали внимание на деятельности центральных больниц и поликлиник в ущерб развитию первичной медицинской помощи населению в отдаленных территориях краев и областей, а профилактический подход и организация его реализации не учитывались при принятии управленческих решений.
В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) с учетом низкой плотности населения, большими расстояниями между населенными пунктами, региональных особенностей организации системы здравоохранения путем решения данной задачи может стать применение передвижных форм оказания медицинской помощи.
Начиная с 2006 года, на Дальневосточной железной дороге в постоянном режиме функционирует передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) "Терапевт Матвей Мудров", который является структурным подразделением НУЗ "Отделенческая поликлиника на ст. Хабаровск-1 ОАО "РЖД". ПКДЦ предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. В 6 врачебно-консультативных вагонах расположены кабинеты специалистов: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, оториноларинголога, гинеколога, кабинеты функциональной, эндоскопической и ультразвуковой диагностики, клиническая и биохимическая лаборатории, оснащенные современным диагностическим оборудованием, цифровой флюорограф. В работе специалисты используют телемедицинские технологии с применением мобильного телемедицинского комплекса. За период работы выполнено более 60 поездок по территории ДФО, ежегодно ПКДЦ работал в северных районах Хабаровского края.
Данное обстоятельство послужило основанием для проведения исследования, целью которого явилось изучение мнения населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах Хабаровского края, о доступности медицинской помощи, необходимости использования передвижных форм медицинской помощи, выявления наиболее значимых для пациентов аспектов проблемы доступности квалифицированной и специализированной медицинской помощи для принятия управленческих решений.
Материал и методы |
|
На базе негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Комсомольск ОАО "РЖД" разработана анкета, содержащая 20 вопросов. Проведено анкетирование взрослых пациентов и родителей несовершеннолетних пациентов, проживающих в северных районах Хабаровского края (Комсомольском, Амурском, Солнечном, Верхне-Буреинском, Советстко-Гаванском, Ванинском), которые входят в состав Комсомольского региона Дальневосточной железной дороги. Ежегодно в ПКДЦ обращались за консультативно-диагностической помощью около 4 тыс. пациентов, проживающих на территории указанных муниципальных образований.
По результатам анкетирования были получены ответы 734 респондентов, из них 39,6% респондентов являлись работниками Компании ОАО "РЖД", либо пенсионерами железнодорожного транспорта и членами семей железнодорожников, более половины респондентов (60,3%) являлись жителями различных муниципальных образований Хабаровского края. Выборка формировалась методом случайного отбора и была репрезентативной (p<0,05) по отношению ко всей совокупности пациентов, получавших консультативно-диагностическую помощь в ПКДЦ. Все ответы респондентов внесены в табличный процессор Excel, статистическая обработка материалов осуществлялась с помощью программы Excel.
Результаты и обсуждение |
|
Мнение респондентов о доступности медицинской помощи было изучено в сравнительном аспекте, для чего все респонденты были разделены на 2 группы: 1 группу (291 человек) составили работники Компании ОАО "РЖД", пенсионеры железнодорожного транспорта и члены семей железнодорожников; 2 группу (443 человека жители муниципальных образований). В 1 группе доля лиц в возрасте до 60 лет составляла 95,5%, во 2 группе - 72,7%, число респондентов в возрасте 60 лет и старше во 2 группе было в 9 раз больше, чем в 1 группе (p < 0,01). Доля работников железнодорожного транспорта в 1 группе составляла 13,5%, во 2 группе 59,1% респондентов работали либо учились.
По результатам анкетирования установлено, что ранее за медицинской помощью в ПКДЦ обращались 79,8% респондентов 1 группы и 47,6% - 2 группы. Основными причинами обращения являлись уточнение диагноза и решение вопроса о необходимости лечения (76,6% и 88,3% респондентов 1 и 2 групп соответственно). Для уточнения диагноза требовалось проведение комплекса клинико-диагностических мероприятий, включающего лабораторную, ультразвуковую, функциональную диагностику и консультацию специалиста. Только 23,4% респондентов 1 группы и 11,7% - 2 группы целью обращения считали проведение исследования, как правило, повторно в динамике после ранее выполненного исследования.
Возможность получить необходимую медицинскую помощь в ближайшем учреждении здравоохранения подтвердили 16,2% и 19,2% респондентов обеих групп, возможность получить медицинскую помощь не в полном объеме отметили 28,5% и 23,5%, отсутствие необходимого вида медицинской помощи - 55,3% и 57,3% респондентов соответственно. Таким образом, мнение респондентов о доступности медицинской помощи в ближайшем учреждении здравоохранения в обеих группах не имело достоверных различий (p > 0,05).
Причины, по которым пациенты частично либо полностью лишены возможности получить медицинскую помощь по месту проживания, представлены в таблице 1. Всеми респондентами отмечен целый ряд причин, однако основными были названы значительная удаленность ближайшего учреждения здравоохранения от места проживания (91,1% и 89,6% респондентов 1 и 2 групп соответственно) и ограниченное транспортное сообщение только железнодорожным транспортом, либо редким автобусным сообщением (93,5% и 95% респондентов 1 и 2 групп соответственно). Респондентами 2 группы достоверно чаще указывались такие причины, как отсутствие необходимого специалиста, метода диагностики (89,4% и 85,3% соответственно), физические ограничения, связанные со здоровьем (36,8%), высокая стоимость проезда до ближайшего учреждения здравоохранения и низкий уровень доходов (p < 0,01).
Проблемы | 1 группа | 2 группа | Достоверность (p) |
---|---|---|---|
P ± m | P ± m | ||
Отсутствие необходимого специалиста | 67,7±2,74 | 89,4±1,46 | p<0,001 |
Отсутствие необходимого метода лечения | 42,9±2,9 | 64,5±2,27 | p<0,001 |
Отсутствие необходимого метода диагностики | 63,2±2,82 | 85,3±1,68 | p<0,001 |
Значительная удаленность ближайшего учреждения здравоохранения от места жительства | 91,1±1,67 | 89,6±1,45 | p > 0,05 |
Плохое транспортное сообщение | 93,5±1,44 | 95,0±1,03 | p > 0,05 |
Высокая стоимость проезда до ближайшего учреждения здравоохранения | 62,9±2,83 | 83,3±1,77 | p<0,001 |
Физические ограничения, связанные с болезнью | 8,2±1,61 | 36,8±2,29 | p<0,001 |
Низкий уровень доходов | 33,6±2,76 | 86,7±1,61 | p<0,001 |
При оценке удовлетворенности медицинской помощью в ПКДЦ "Терапевт Матвей Мудров" не выявлено достоверных различий в ответах респондентов обеих групп.
Полностью удовлетворены организацией и оказанием консультативно-диагностической помощи респонденты 1 и 2 групп соответственно в 64,3% и 67,5% случаев; больше удовлетворены, чем не удовлетворены 21,6% и 18,9% случаев; удовлетворены не в полной мере 34,7% и 31,4%, затруднились ответить около 1% респондентов. Респондентов не удовлетворенных оказанием консультативно-диагностической помощи не выявлено. Коэффициенты удовлетворенности медицинской помощью в обеих группах не имели значимых различий и составили К удовл. = 0,87 и К удовл. = 0,88 соответственно (p > 0,05).
Для принятия решений по улучшению организации медицинской помощи были проанализированы причины удовлетворенности не в полной мере. Установлено, что респонденты 1 группы в 22,3% случаев были не удовлетворены наличием очереди к ряду специалистов, недостаточным временем стоянки ПКДЦ (9,6%) и недостаточной информированностью пенсионеров и членов семей железнодорожников о времени работы ПКДЦ на станции (4,8%). Во 2 группе респондентов причины неудовлетворенности были обусловлены преимущественно недостаточным временем стоянки ПКДЦ на станции (33,4%) и недостаточной информированностью населения о работе ПКДЦ на станции (38,1%), только 5,2% респондентов отметили наличие очереди к врачам. Несмотря на это, 94,3% респондентов 1 группы и 100% респондентов 2 группы указали на необходимость работы ПКДЦ "Терапевт Матвей Мудров" в районе их проживания. Около 1/3 респондентов обеих групп считали необходимой работу ПКДЦ в их регионе 1 раз в году, 40% - не менее 2 раз в году, остальные 30% - 1 раз в квартал.
Заключение |
|
Результаты работы ПКДЦ "Терапевт Матвей Мудров" на принципах государственно-частного партнерства имеют огромное медико-социальное значение, позволяют приблизить первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь жителям отдаленных территорий, сделать ее доступной и качественной, получить достоверную информацию о заболеваемости населения, которая является основой для планирования работы. Результаты социологического исследования выявили ограничение доступности медицинской помощи, основными причинами которой являются значительная территориальная удаленность учреждения здравоохранения от места проживания, невозможность поездки в учреждение здравоохранения из-за ограниченного транспортного сообщения, значительных финансовых расходов, а также физических ограничений, обусловленных состоянием здоровья. Несмотря на реализацию Национального проекта в сфере здравоохранения, направленного на обеспечение населения медицинскими кадрами, укрепление материально-технической базы муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, данная проблема далека от своего решения. В крае, особенно отдаленных северных и сельских районах, сохраняется дефицит врачебных кадров и фактических объемов медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапах. Анализ мнения пациентов подтверждает целесообразность применения ПКДЦ "Терапевт Матвей Мудров" в условиях Дальневосточного региона для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, что соответствует основным направлениям деятельности системы здравоохранения в период модернизации.
Список литературы |
|
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»