2012 год № 1
Медицинское образование
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
За последние 5 лет на территории Российской Федерации зарегистрировано более 65 тыс. чрезвычайных ситуаций (ЧС), в которых пострадало свыше 280 тыс. чел. При этом доля техногенных ЧС в общем количестве ЧС составила более 90%, а доля дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в общем количестве техногенных ЧС - 76%. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, количество ЧС остается достаточно большим [4].
Основная цель, достижение которой призвана обеспечить служба медицины катастроф - это повышение эффективности мер по предупреждению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, спасение жизни и сохранение здоровья населения при войнах, авариях и катастрофах, снижение уровня санитарных потерь, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Для этого необходимо иметь соответствующее количество высококвалифицированных кадров, формирований, учреждений и органов управления ими [5, 6, 7, 8, 9].
По данным Всероссийской службы медицины катастроф "Защита" выявлена недостаточная готовность медицинских сил к работе в режиме чрезвычайной ситуации по результатам ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий за последние годы [1, 2, 3].
Возросшие требования к подготовке медицинских кадров по экстремальной медицине как самостоятельного направления охраны здоровья населения требуют усовершенствования методологических основ методики преподавания данной дисциплины не только на уровне среднего, высшего профессионального и последипломного образования, но и при подготовке управленческих кадров.
Цель исследования: Выявить уровень знаний медицинских кадров по медицине катастроф на всех этапах профессиональной подготовки и особенности оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Материалы и методы |
|
Работа основана на анализе оценки уровня знаний 301 студента, получающих высшее и среднее специальное медицинское образование по вопросам медицины катастроф. Объектом исследования явились студенты Якутского медицинского колледжа и Медицинского института ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" (СВФУ). Инструментом, с помощью которого проводилось данное исследование, служили тесты, специально разработанные для данного исследования. В тестовое задание нами были включены вопросы, входящие в рабочую программу дисциплины "Военная и экстремальная дисциплина". Общее количество вопросов составило 100 и проводилось по четырем основным блокам, предназначенных для выявления уровня теоретических знаний (1-2 блоки) и практических навыков (3-4 блоки).
Для изучения особенностей оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в ЛПУ РС (Я) нами было проведено социологическое исследование среди слушателей Института последипломного образования СВФУ на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Организация здоровья и здравоохранения". Для этого была составлена специальная анкета, состоящая из 16 вопросов.
Статистическая обработка материала проводилась с использованием параметрических (критерий Стьюдента) и непараметрических (критерий Вилкоксона) методов. В работе использовали пакет прикладных программ Microsoft Excel 2007 и Statistica 8.
Обсуждение результатов |
|
В Медицинском институте тестирование проводилось среди студентов ?V курса факультета высшего сестринского образования и V курса факультета педиатрии (96,9% и 88,0% из общего количества обучающихся на данных курсах).
В возрастной структуре среди обучающихся в отделения высшего сестринского образования преобладали (83,5%) студенты в возрасте от 23 до 30 лет, 14,3% - от 31 до 40 лет. Среди респондентов по специальности "Педиатрия" преобладали лица молодого возраста: 54,7% - до 20 лет, от 20 до 22 лет - 32,3%, от 22 до 25 лет - 13%.
Результаты тестирования студентов отделения высшего сестринского образования показали, что чуть более половины (55,8%) справились с тестовым заданием. При этом самые низкие результаты были получены по первому блоку (только у 15,4% студентов ВСО справились с данным заданием). Анализ ответов по 3 и 4 блокам тестов, включающих вопросы по выявлению уровня практических навыков, выявил, что 61,5% студентов не справились с тестовым заданием по проведению реанимационных мероприятий, а треть (30,8%) - по освоению жизнеспасающих манипуляций.
Среди студентов отделения педиатрии 72,7% справились с тестовым заданием. Высокий (100%) уровень знаний респонденты показали по 2 блоку, включающих организацию первой медицинской помощи в очаге ЧС. Недостаточный (63,6%) уровень знаний выявлен по вопросам о предназначении службы медицины катастроф и по оказанию реанимационных и противошоковых мероприятий.
В целом сравнительный анализ результатов тестирования (рис.1) студентов Медицинского института выявил невысокий уровень знаний тестируемых групп (55,8% у студентов высшего сестринского образования и 72,7% у студентов педиатрического отделения). Среди студентов педиатрического отделения качественный показатель уровня знаний составил 17,3% и был существенно более высоким (в 1,5 раза), чем у студентов высшего сестринского образования.
Рис. 1. Распределение результатов тестирования среди студентов МИ, %
В структуре специальностей среди студентов медицинского колледжа медицинские сестры составили 61,9%, фельдшера - 38,1%. При этом доля студентов, обучающихся по специальности "Сестринское дело" составила 64,8%, по специальности "Лечебное дело" - 35,2%.
Среди студентов преобладали лица женского пола (91,3%). В возрастной структуре получающих среднее профессиональное образование преобладает возрастная группа до 20 лет (72,6%), старше 20 лет - 27,4%.
Результаты тестирования студентов по специальности "Сестринское дело" ЯБМК по блокам показали, что 62,9% справились с тестовым заданием, а 37,1% - не справились. Подавляющее большинство (95,2%) студентов по сестринскому делу затруднялись в вопросах по организации медицины катастроф. Наиболее глубокие знания студенты показали по 2 блоку (100%). При этом доля студентов, набравших более 70% правильных ответов, составила 35,3%. Результаты тестирования 3 блока выявили, что реанимационный комплекс успешно проведут только 76,5% медицинских сестер, среди них более эффективно - 12,0%.
Анализ тестирования студентов по специальности "Лечебное дело" выявил, что в целом показатель правильных ответов составил наиболее высокие (85,3%) результаты, в том числе по 2 блоку -100%. По 1 блоку о целях и задачах, предназначении службы медицины катастроф имеют представление 70,6% фельдшеров. Показатели уровня знаний по оказанию экстренной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях (блок 4 - 94,1%) у будущих фельдшеров на 17,6% выше, чем по 3 блоку.
Если большинство студентов по специальности "Лечебное дело" по всем блокам справились с заданием (85,3%), то медицинские сестры ответили не на все вопросы (62,9%). Распределение качественных показателей уровня знаний среди студентов ЯБМК было следующим: у медицинских сестер - 37,1%, у фельдшеров - 17,4%.
Рис. 2. Распределение результатов тестирования среди студентов ЯБМК, %
Сравнительный анализ уровня знаний у студентов медицинского колледжа и медицинского института выявил более высокие (85,3%) показатели уровня знаний у студентов медицинского колледжа по специальности "Лечебное дело". Среди студентов медицинского института данный показатель колебался от 72,7% до 55,8%. В целом уровень знаний по медицине катастроф у будущих специалистов сестринского дела среднего и высшего профессионального образования качественно уступает теоретической и практической подготовке специалистов лечебного дела.
В целях изучения организации оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим и разработке мер, направленных на улучшение качества этой помощи нами было проведено социологическое исследование 22 врачей, обучающихся на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Организация здоровья и здравоохранения" Института дополнительного последипломного образования СВФУ.
В возрастной структуре преобладают специалисты в возрасте 30-39 лет (46,2%). Одну треть (30,8%) составляют респонденты в возрасте 40-49 лет, равную долю (по 11,5%) - в возрасте 20-29 и старше 60 лет.
В изученном контингенте преобладали (84,6%) женщины.
Более половины (61,5%) респондентов закончили высшее учебное заведение по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия" - 30,8%, "Медико-профилактическое дело" - 7,7%.
Среди специалистов по лечебному делу 43% были терапевтами, по 14% - фтизиатры, инфекционисты, и реаниматологи. Среди них большинство (71,0%) работали руководителями: в должности главного врача - 20,0%, заместителя главного врача по медицинской части - 50,0%, заместителя главного врача по организационно-методической работе - 20%, заведующим отделением - 10,0%.
Доля управленцев среди педиатров составила 75,0% (заместитель главного врача по медицинской части - 50,0%, заместитель главного врача по организационно-методической работе - 25,0%, заведующий отделением - 25,0%). Все специалисты медико-профилактическому делу занимали должности главных специалистов.
Общий медицинский стаж по специальности у респондентов составил в среднем 15,5 ± 7,5 лет, причем, естественно, этот стаж имеет сильную прямую корреляцию с их возрастом. Среди респондентов наиболее молодого возраста (до 30 лет) общий медицинский стаж составляет 5,2±0,6 года, в группе респондентов 30-39 лет - 10,5±3,5 лет, 40-49 лет - 18±1,3 года, а среди респондентов 50 лет и старше - 31,3±6,8 лет.
Средний стаж работы по занимаемой должности составляет 6,3 ±4,8 года. Из общего числа опрошенных респондентов 41,6% имеют относительно небольшой стаж работы в управленческой деятельности - не более 1 года, еще 25,0 % работают в данной должности от 2 до 5 лет, а 33,4% врачей работают управленцами более 6 лет, в т. ч. 16,6% - более 20 лет.
В группе респондентов, имеющих стаж работы по занимаемой должности до 1 года, общий медицинский стаж в среднем составляет 9,6±3,2 года. В группе имеющих стаж работы в управленческой деятельности от 2 до 5 лет общий медицинский стаж в среднем равен 13,6±4,2 лет, а среди организаторов здравоохранения, имеющих стаж работы по данной должности более 6 лет, общий медицинский стаж - 25,0±4,0 года.
Средний стаж работы респондентов в одном ЛПУ составляет 8,2±2,6 лет.
Из общего числа респондентов врачей первой категории оказалось больше всего (36,3%), врачей высшей и второй квалификационной категорией - по 18,2%.
Участникам анкетирования были заданы вопросы о роли санитарной авиации, как ведущего звена оказания медицинской помощи при ЧС в Республике Саха (Якутия) с учетом климатогеографических особенностей региона [7]. На вопрос анкеты о ведущей роли санитарной авиации большинство (72,7%) слушателей назвали транспортировку больных, 18,2% - оказание специализированной помощи, 9,1% - оказание медицинской помощи и ликвидация последствий ЧС. Но, в то же время, наряду с транспортировкой, по мнению четверти (27,2%) респондентов, санитарная авиация оказывает специализированную помощь. При этом подавляющее большинство (81,8%) респондентов одобряют, что санитарная авиация является структурным подразделением Центра медицины катастроф, не согласны - 9,1%, не ответили - 9,1%.
Более половины (54,5%) слушателей информированы о деятельности филиалов санитарной авиации в структуре отделений скорой медицинской помощи, отнесли себя к не информированным - 36,4%, не ответили на данный вопрос - 9,1%. В свою очередь, знакомы с регламентом вызова санитарного задания только 54,5% опрошенных, которые работают заместителями главных врачей ЛПУ.
По мнению большинства (63,6%) респондентов занятия по оказанию медицинской помощи при ЧС на рабочих местах проводятся 1 раз в год, 18,2% указали, что они проводятся 1 раз в полугодие и в квартал. Уровень своей подготовки по медицине катастроф только 36,4% опрошенных считали хорошей, 45,4% - удовлетворительной, 18,2% затруднились ответить.
Заключение |
|
- Анализ результатов тестового контроля студентов высшего и среднего профессионального образования в целом выявил недостаточный (71,3%) уровень знаний обучающихся по медицины катастроф. Следует отметить, что низкий (39,6%) уровень знаний студенты показали по организации деятельности службы медицины катастроф, а более высокие (98,3%) результаты - по организации и проведению первой медицинской помощи в зоне ЧС.
- По мнению руководителей ЛПУ к особенностям оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в Республике относятся отдаленность населенных пунктов, низкая плотность населения (0,3 человека на 1 км?), экстремальный характер климатогеографических условий. При этом роль санитарной авиации важна не только для оказания экстренной медицинской помощи, но и более необходима для осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий при проведении спасательных работ и ликвидации последствий катастроф.
- Недостаточный (63,6% правильных ответов) уровень подготовки медицинских работников по медицине катастроф подтвердил наличия ряда недостатков в организации их подготовки. Поэтому актуальным является усовершенствование специальной подготовки и внедрение новых методологических подходов к обучающим программам по медицине катастроф.
Исходя из вышеуказанного, с целью повышения качества учебного процесса по медицине катастроф, можно рекомендовать:
- Внедрение новых форм, методов обучения и средств активизации познавательной деятельности студентов, в т.ч. разработка мультимедийных лечебно-информационных блоков, включающих видеосюжеты, аудиоматериалы и слайды с изложением алгоритмов действий при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций [8].
- Разработка комплексов для самостоятельной работы студентов с использованием новых технологий, в т.ч. электронных образовательных ресурсов.
- Для освоения практических навыков, в т.ч. технологически точного освоения приемов сердечно-легочной реанимации необходимо использовать манекены-тренажеры с возможностью контроля выполнения всех значимых элементов.
- С целью поддержания высокого уровня готовности медицинских кадров к работе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо проводить кратковременные тематические элективные курсы с периодичностью не реже одного раза в год с выездом преподавателей на рабочих местах.
Список литературы |
|
- 1. Базанов С.В., Белоусов А.И., Потапенко Л.В., Базанова М.А. Подготовка специалистов скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения на базе территориального центра медицины катастроф // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2007. - №3-4. - С.197.
- 2. Барачевский Ю.Е. Содержание управления и организации работы службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций // Главный врач. - 2009. - №10. - С.37-47.
- 3. Барклая В.И. Совершенствование системы подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи для работы в условиях ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.м.н. - 2007. -24 с.
- 4. Гончаров С.Ф., Гармаш О.А., Власенко В.Ф. Служба специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи: состояние и перспективы развития // Медицина катастроф. - 2008. - №1. -С. 5-10.
- 5. Гончаров С.Ф., Черняк С.И., Колдин А.В. Действует Служба медицины катастроф регионального уровня // Гражданская защита. - 2007. - №10. -С. 36-38.
- 6. Гончаров С.Ф. Проблемы организации оказания медицинской помощи пострадавшим в догоспитальном периоде // Врач скорой помощи. - 2008. - №1. - С.26-29.
- 7. Гребенюк Б.В., Гармаш О.А. Проблемы развития санитарной авиации и пути их решения // Медицина катастроф. - 2007. - №1. -С. 44-45.
- 8. Кучеренко В.З., Манерова О.А., Юдина Л.Ю. Инновации в медицинском образовании - одно из направлений формирования конкурентоспособности медицинских кадров // Проблемы управления здравоохранением. - 2008. - № 6 (43). - С.41-43.
- 9. Петров Г.М., Гончаров С.Ф. О совершенствовании Всероссийской службы медицины катастроф // Медицина катастроф. - 2000. - №3. - С.5-10.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»