ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2012 год № 1

Медицинское образование


УДК 614.23
М.И. Прокопьева, Н.В. Саввина
Результаты оценки уровня знаний студентов по медицине катастроф
"Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Контактная информация: М.И. Прокопьева е-mail: PrMariko@mail.ru
Резюме:
В данной статье приведены результаты тестового контроля по медицине катастроф студентов среднего и высшего профессионального медицинского образования. Сравнительный анализ оценки уровня теоретических и практических знаний обучающихся выявил недостаточный их уровень, что предполагает усовершенствование методики преподавания медицины катастроф в учебных заведениях. Результаты социологического исследования руководителей лечебно-профилактических учреждений подтверждают необходимость поддержания высокого уровня готовности медицинских кадров к работе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова:
медицина катастроф, тестовый контроль, организация и оказание медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, методика преподавания

M.I. Procopieva, N.V. Savvina
Results of an estimation of level of knowledge of students On medicine of accidents
Medical institute of North - Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk
Summary:
In given article results of test control on medicine of accidents of students of average and higher professional medical education are resulted. The comparative analysis of an estimation of level of theoretical and practical knowledge trained has revealed their insufficient level that assumes improvement of a technique of teaching of medicine of accidents in educational institutions. Results of sociological research of heads of treatment-and-prophylactic establishments confirm necessity of maintenance of high level of readiness of medical shots to work on liquidation of consequences of emergency situations.
Key words:
Medicine of accidents, test control, the organization and rendering of medical aid in the conditions of emergency situations, a teaching technique
Введение

За последние 5 лет на территории Российской Федерации зарегистрировано более 65 тыс. чрезвычайных ситуаций (ЧС), в которых пострадало свыше 280 тыс. чел. При этом доля техногенных ЧС в общем количестве ЧС составила более 90%, а доля дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в общем количестве техногенных ЧС - 76%. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, количество ЧС остается достаточно большим [4].

Основная цель, достижение которой призвана обеспечить служба медицины катастроф - это повышение эффективности мер по предупреждению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, спасение жизни и сохранение здоровья населения при войнах, авариях и катастрофах, снижение уровня санитарных потерь, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Для этого необходимо иметь соответствующее количество высококвалифицированных кадров, формирований, учреждений и органов управления ими [5, 6, 7, 8, 9].

По данным Всероссийской службы медицины катастроф "Защита" выявлена недостаточная готовность медицинских сил к работе в режиме чрезвычайной ситуации по результатам ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий за последние годы [1, 2, 3].

Возросшие требования к подготовке медицинских кадров по экстремальной медицине как самостоятельного направления охраны здоровья населения требуют усовершенствования методологических основ методики преподавания данной дисциплины не только на уровне среднего, высшего профессионального и последипломного образования, но и при подготовке управленческих кадров.

Цель исследования: Выявить уровень знаний медицинских кадров по медицине катастроф на всех этапах профессиональной подготовки и особенности оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

 
Материалы и методы

Работа основана на анализе оценки уровня знаний 301 студента, получающих высшее и среднее специальное медицинское образование по вопросам медицины катастроф. Объектом исследования явились студенты Якутского медицинского колледжа и Медицинского института ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" (СВФУ). Инструментом, с помощью которого проводилось данное исследование, служили тесты, специально разработанные для данного исследования. В тестовое задание нами были включены вопросы, входящие в рабочую программу дисциплины "Военная и экстремальная дисциплина". Общее количество вопросов составило 100 и проводилось по четырем основным блокам, предназначенных для выявления уровня теоретических знаний (1-2 блоки) и практических навыков (3-4 блоки).

Для изучения особенностей оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в ЛПУ РС (Я) нами было проведено социологическое исследование среди слушателей Института последипломного образования СВФУ на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Организация здоровья и здравоохранения". Для этого была составлена специальная анкета, состоящая из 16 вопросов.

Статистическая обработка материала проводилась с использованием параметрических (критерий Стьюдента) и непараметрических (критерий Вилкоксона) методов. В работе использовали пакет прикладных программ Microsoft Excel 2007 и Statistica 8.

 
Обсуждение результатов

В Медицинском институте тестирование проводилось среди студентов ?V курса факультета высшего сестринского образования и V курса факультета педиатрии (96,9% и 88,0% из общего количества обучающихся на данных курсах).

В возрастной структуре среди обучающихся в отделения высшего сестринского образования преобладали (83,5%) студенты в возрасте от 23 до 30 лет, 14,3% - от 31 до 40 лет. Среди респондентов по специальности "Педиатрия" преобладали лица молодого возраста: 54,7% - до 20 лет, от 20 до 22 лет - 32,3%, от 22 до 25 лет - 13%.

Результаты тестирования студентов отделения высшего сестринского образования показали, что чуть более половины (55,8%) справились с тестовым заданием. При этом самые низкие результаты были получены по первому блоку (только у 15,4% студентов ВСО справились с данным заданием). Анализ ответов по 3 и 4 блокам тестов, включающих вопросы по выявлению уровня практических навыков, выявил, что 61,5% студентов не справились с тестовым заданием по проведению реанимационных мероприятий, а треть (30,8%) - по освоению жизнеспасающих манипуляций.

Среди студентов отделения педиатрии 72,7% справились с тестовым заданием. Высокий (100%) уровень знаний респонденты показали по 2 блоку, включающих организацию первой медицинской помощи в очаге ЧС. Недостаточный (63,6%) уровень знаний выявлен по вопросам о предназначении службы медицины катастроф и по оказанию реанимационных и противошоковых мероприятий.

В целом сравнительный анализ результатов тестирования (рис.1) студентов Медицинского института выявил невысокий уровень знаний тестируемых групп (55,8% у студентов высшего сестринского образования и 72,7% у студентов педиатрического отделения). Среди студентов педиатрического отделения качественный показатель уровня знаний составил 17,3% и был существенно более высоким (в 1,5 раза), чем у студентов высшего сестринского образования.

Рис. 1. Распределение результатов тестирования среди студентов МИ, %

В структуре специальностей среди студентов медицинского колледжа медицинские сестры составили 61,9%, фельдшера - 38,1%. При этом доля студентов, обучающихся по специальности "Сестринское дело" составила 64,8%, по специальности "Лечебное дело" - 35,2%.

Среди студентов преобладали лица женского пола (91,3%). В возрастной структуре получающих среднее профессиональное образование преобладает возрастная группа до 20 лет (72,6%), старше 20 лет - 27,4%.

Результаты тестирования студентов по специальности "Сестринское дело" ЯБМК по блокам показали, что 62,9% справились с тестовым заданием, а 37,1% - не справились. Подавляющее большинство (95,2%) студентов по сестринскому делу затруднялись в вопросах по организации медицины катастроф. Наиболее глубокие знания студенты показали по 2 блоку (100%). При этом доля студентов, набравших более 70% правильных ответов, составила 35,3%. Результаты тестирования 3 блока выявили, что реанимационный комплекс успешно проведут только 76,5% медицинских сестер, среди них более эффективно - 12,0%.

Анализ тестирования студентов по специальности "Лечебное дело" выявил, что в целом показатель правильных ответов составил наиболее высокие (85,3%) результаты, в том числе по 2 блоку -100%. По 1 блоку о целях и задачах, предназначении службы медицины катастроф имеют представление 70,6% фельдшеров. Показатели уровня знаний по оказанию экстренной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях (блок 4 - 94,1%) у будущих фельдшеров на 17,6% выше, чем по 3 блоку.

Если большинство студентов по специальности "Лечебное дело" по всем блокам справились с заданием (85,3%), то медицинские сестры ответили не на все вопросы (62,9%). Распределение качественных показателей уровня знаний среди студентов ЯБМК было следующим: у медицинских сестер - 37,1%, у фельдшеров - 17,4%.

Рис. 2. Распределение результатов тестирования среди студентов ЯБМК, %

Сравнительный анализ уровня знаний у студентов медицинского колледжа и медицинского института выявил более высокие (85,3%) показатели уровня знаний у студентов медицинского колледжа по специальности "Лечебное дело". Среди студентов медицинского института данный показатель колебался от 72,7% до 55,8%. В целом уровень знаний по медицине катастроф у будущих специалистов сестринского дела среднего и высшего профессионального образования качественно уступает теоретической и практической подготовке специалистов лечебного дела.

В целях изучения организации оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим и разработке мер, направленных на улучшение качества этой помощи нами было проведено социологическое исследование 22 врачей, обучающихся на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Организация здоровья и здравоохранения" Института дополнительного последипломного образования СВФУ.

В возрастной структуре преобладают специалисты в возрасте 30-39 лет (46,2%). Одну треть (30,8%) составляют респонденты в возрасте 40-49 лет, равную долю (по 11,5%) - в возрасте 20-29 и старше 60 лет.

В изученном контингенте преобладали (84,6%) женщины.

Более половины (61,5%) респондентов закончили высшее учебное заведение по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия" - 30,8%, "Медико-профилактическое дело" - 7,7%.

Среди специалистов по лечебному делу 43% были терапевтами, по 14% - фтизиатры, инфекционисты, и реаниматологи. Среди них большинство (71,0%) работали руководителями: в должности главного врача - 20,0%, заместителя главного врача по медицинской части - 50,0%, заместителя главного врача по организационно-методической работе - 20%, заведующим отделением - 10,0%.

Доля управленцев среди педиатров составила 75,0% (заместитель главного врача по медицинской части - 50,0%, заместитель главного врача по организационно-методической работе - 25,0%, заведующий отделением - 25,0%). Все специалисты медико-профилактическому делу занимали должности главных специалистов.

Общий медицинский стаж по специальности у респондентов составил в среднем 15,5 ± 7,5 лет, причем, естественно, этот стаж имеет сильную прямую корреляцию с их возрастом. Среди респондентов наиболее молодого возраста (до 30 лет) общий медицинский стаж составляет 5,2±0,6 года, в группе респондентов 30-39 лет - 10,5±3,5 лет, 40-49 лет - 18±1,3 года, а среди респондентов 50 лет и старше - 31,3±6,8 лет.

Средний стаж работы по занимаемой должности составляет 6,3 ±4,8 года. Из общего числа опрошенных респондентов 41,6% имеют относительно небольшой стаж работы в управленческой деятельности - не более 1 года, еще 25,0 % работают в данной должности от 2 до 5 лет, а 33,4% врачей работают управленцами более 6 лет, в т. ч. 16,6% - более 20 лет.

В группе респондентов, имеющих стаж работы по занимаемой должности до 1 года, общий медицинский стаж в среднем составляет 9,6±3,2 года. В группе имеющих стаж работы в управленческой деятельности от 2 до 5 лет общий медицинский стаж в среднем равен 13,6±4,2 лет, а среди организаторов здравоохранения, имеющих стаж работы по данной должности более 6 лет, общий медицинский стаж - 25,0±4,0 года.

Средний стаж работы респондентов в одном ЛПУ составляет 8,2±2,6 лет.

Из общего числа респондентов врачей первой категории оказалось больше всего (36,3%), врачей высшей и второй квалификационной категорией - по 18,2%.

Участникам анкетирования были заданы вопросы о роли санитарной авиации, как ведущего звена оказания медицинской помощи при ЧС в Республике Саха (Якутия) с учетом климатогеографических особенностей региона [7]. На вопрос анкеты о ведущей роли санитарной авиации большинство (72,7%) слушателей назвали транспортировку больных, 18,2% - оказание специализированной помощи, 9,1% - оказание медицинской помощи и ликвидация последствий ЧС. Но, в то же время, наряду с транспортировкой, по мнению четверти (27,2%) респондентов, санитарная авиация оказывает специализированную помощь. При этом подавляющее большинство (81,8%) респондентов одобряют, что санитарная авиация является структурным подразделением Центра медицины катастроф, не согласны - 9,1%, не ответили - 9,1%.

Более половины (54,5%) слушателей информированы о деятельности филиалов санитарной авиации в структуре отделений скорой медицинской помощи, отнесли себя к не информированным - 36,4%, не ответили на данный вопрос - 9,1%. В свою очередь, знакомы с регламентом вызова санитарного задания только 54,5% опрошенных, которые работают заместителями главных врачей ЛПУ.

По мнению большинства (63,6%) респондентов занятия по оказанию медицинской помощи при ЧС на рабочих местах проводятся 1 раз в год, 18,2% указали, что они проводятся 1 раз в полугодие и в квартал. Уровень своей подготовки по медицине катастроф только 36,4% опрошенных считали хорошей, 45,4% - удовлетворительной, 18,2% затруднились ответить.

 
Заключение
  • Анализ результатов тестового контроля студентов высшего и среднего профессионального образования в целом выявил недостаточный (71,3%) уровень знаний обучающихся по медицины катастроф. Следует отметить, что низкий (39,6%) уровень знаний студенты показали по организации деятельности службы медицины катастроф, а более высокие (98,3%) результаты - по организации и проведению первой медицинской помощи в зоне ЧС.
  • По мнению руководителей ЛПУ к особенностям оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в Республике относятся отдаленность населенных пунктов, низкая плотность населения (0,3 человека на 1 км?), экстремальный характер климатогеографических условий. При этом роль санитарной авиации важна не только для оказания экстренной медицинской помощи, но и более необходима для осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий при проведении спасательных работ и ликвидации последствий катастроф.
  • Недостаточный (63,6% правильных ответов) уровень подготовки медицинских работников по медицине катастроф подтвердил наличия ряда недостатков в организации их подготовки. Поэтому актуальным является усовершенствование специальной подготовки и внедрение новых методологических подходов к обучающим программам по медицине катастроф.

Исходя из вышеуказанного, с целью повышения качества учебного процесса по медицине катастроф, можно рекомендовать:

  1. Внедрение новых форм, методов обучения и средств активизации познавательной деятельности студентов, в т.ч. разработка мультимедийных лечебно-информационных блоков, включающих видеосюжеты, аудиоматериалы и слайды с изложением алгоритмов действий при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций [8].
  2. Разработка комплексов для самостоятельной работы студентов с использованием новых технологий, в т.ч. электронных образовательных ресурсов.
  3. Для освоения практических навыков, в т.ч. технологически точного освоения приемов сердечно-легочной реанимации необходимо использовать манекены-тренажеры с возможностью контроля выполнения всех значимых элементов.
  4. С целью поддержания высокого уровня готовности медицинских кадров к работе по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо проводить кратковременные тематические элективные курсы с периодичностью не реже одного раза в год с выездом преподавателей на рабочих местах.
 
Список литературы
 
  1. 1. Базанов С.В., Белоусов А.И., Потапенко Л.В., Базанова М.А. Подготовка специалистов скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения на базе территориального центра медицины катастроф // Вестник Ивановской медицинской академии. - 2007. - №3-4. - С.197.
  2. 2. Барачевский Ю.Е. Содержание управления и организации работы службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций // Главный врач. - 2009. - №10. - С.37-47.
  3. 3. Барклая В.И. Совершенствование системы подготовки фельдшеров скорой медицинской помощи для работы в условиях ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.м.н. - 2007. -24 с.
  4. 4. Гончаров С.Ф., Гармаш О.А., Власенко В.Ф. Служба специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи: состояние и перспективы развития // Медицина катастроф. - 2008. - №1. -С. 5-10.
  5. 5. Гончаров С.Ф., Черняк С.И., Колдин А.В. Действует Служба медицины катастроф регионального уровня // Гражданская защита. - 2007. - №10. -С. 36-38.
  6. 6. Гончаров С.Ф. Проблемы организации оказания медицинской помощи пострадавшим в догоспитальном периоде // Врач скорой помощи. - 2008. - №1. - С.26-29.
  7. 7. Гребенюк Б.В., Гармаш О.А. Проблемы развития санитарной авиации и пути их решения // Медицина катастроф. - 2007. - №1. -С. 44-45.
  8. 8. Кучеренко В.З., Манерова О.А., Юдина Л.Ю. Инновации в медицинском образовании - одно из направлений формирования конкурентоспособности медицинских кадров // Проблемы управления здравоохранением. - 2008. - № 6 (43). - С.41-43.
  9. 9. Петров Г.М., Гончаров С.Ф. О совершенствовании Всероссийской службы медицины катастроф // Медицина катастроф. - 2000. - №3. - С.5-10.