2012 год № 3
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
![]() |
![]() |
Существующие в мире стратегии, ориентированные на охрану и укрепление здоровья населения, реализуются с помощью различных организационно-управленческих механизмов, наиболее перспективным из которых признается подход кластерного руководства, одобренный Межучрежденческим Постоянным Комитетом Организации Объединенных Наций в качестве механизма, обеспечивающего повышение качества управления посредством развития и усиления интеграционного партнерства на всех уровнях [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16] .
Обсуждение результатов |
![]() |
![]() |
Кластерный механизм позволяет привлекать потенциальных партнеров, проявляющих интерес к совместному решению многогранных проблем охраны здоровья в целом, оказывать содействие партнерам в определении их возможностей, степени участия и ответственности при решении поставленных задач.
В "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" [3] , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, говорится о необходимости обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения, который должны обеспечить инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное лечение), а также в области подготовки квалифицированных медицинских кадров.
В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, одобренных Правительством РФ отмечается, что формирование кластеров медицинских инноваций должно способствовать совершенствованию сложившейся в здравоохранении системы научных разработок в области новых технологий лечения и профилактики заболеваний и оптимизации условий внедрения результатов НИР в практическую деятельность, повышению качества управления и эффективности взаимодействия кластерных структур [10] . Особое внимание обращается на социальную ориентацию подобного кластера, его способность обеспечить рост потенциала здоровья, предоставить населению как потребителю медицинских услуг исчерпывающие возможности для сохранения, укрепления и восстановления резервов организма.
Кластер строится на принципах высокой технологичности, наукоемкости, структурно-организационной гибкости, информативности, субъектной равноправности, доверительности, социальной справедливости. В кластер входят организации и предприятия, отражающие и обеспечивающие все этапы и стороны процесса охраны и укрепления здоровья.
В настоящее время в региональном здравоохранении процесс кластеризации только начинает развиваться. Наибольшая активность отмечается в создании фармацевтических и биомедицинских кластеров. Основными направлениями развития кластеров признаются высокие медицинские технологии, ядерная медицина, медицинская техника.
Связано это с тем, что в настоящее время не сформировалось единство взглядов на то, как должна строиться кластерная политика в области охраны здоровья. Результаты анализа публикаций свидетельствуют, что высокой потребности формирования кластера в региональных системах здравоохранения пока нет, отсутствует понимание его структурно - содержательной наполняемости. Разрабатываемые на региональном уровне проекты в области здравоохранения, называемые кластерными, в большинстве случаев по существу таковыми сегодня не являются.
В настоящее время формирование кластеров сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами, среди которых основными являются: отсутствие должной мотивации профильных медицинских учреждений, организаций, предприятий к кооперации деятельности в решении проблем сохранения здоровья, проблемы долгосрочного финансирования проекта, недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческого звена, непроработанность нормативно-правовых и методических вопросов формирования и функционирования кластерного проекта, слабая инновационность научно-исследовательской деятельности, отсталая материально-техническая база организаций и учреждений, отсутствие лидеров, заинтересованных в инновационном развитии, информационная разобщенность потенциальных его участников.
В стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025г., утвержденной Правительством РФ в 2009 г., одной из приоритетных задач определено решение проблемы численности населения и трудовых ресурсов в объемах необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионами, повышения качества человеческого капитала. Создание условий для развития населенческого потенциала на Востоке России отнесено к разделу обеспечения геостратегических приоритетов России.
В связи с этим, назрела необходимость объединения имеющихся возможностей в Хабаровском крае для решения крупных государственных задач в рамках Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., сосредоточения усилий на главных направлениях, важных для региона - решения медико-демографических проблем, изучения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, инфекционной патологии, научных исследований колоссальных природных возможностей региона для профилактики болезней и оздоровления населения.
Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" и план мероприятий по ее реализации, предусматривающий формирование инновационно-ориентированных кластеров, т.е. объединение предприятий ? поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных учреждений, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации инновационного продукта (товаров, услуг).
В рамках поставленной цели в качестве основных задач медицинского кластера в Хабаровском крае, по нашему мнению, следует определить:
- интеграцию усилий органов власти и бизнес-сообщества, научных и образовательных медицинских организаций, практического здравоохранения края в разработке наиболее востребованных технологий и доведения их до потребителя;
- создание новых методов диагностики и лечения, базирующихся на биотехнологиях и нанотехнологиях;
- развитие предпринимательского интеллекта в сфере распространения медицинских инноваций;
- коммерциализацию инновационной деятельности, учитывая не только наличие рынка для распространения инновационных технологий, но и активно его формирующих их условий;
- повышение конкурентоспособности инновационной медицинской продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- формирование новой системы управления инновационной медицинской деятельностью;
- повышение технологического уровня системы оказания медицинской помощи;
- внедрение отечественных и зарубежных инновационных медицинских разработок в деятельность ведущих региональных медицинских центров;
- создание новой модели кадровой работы, обеспечивающей не только подготовку кадров для внедрения и использования медицинских технологий, но и постоянное повышение их квалификации в непрерывном режиме;
- формирование корпоративных образцов распространения опыта по внедрению конкретных медицинских инноваций в целях его широкого тиражирования;
- развитие информационно-коммуникативной среды для оптимального продвижения инноваций.
В последние годы в крае активно вводятся в строй новые, хорошо оснащенные современным оборудованием медицинские учреждения, переоснащаются имеющиеся больницы и поликлиники. Введен в строй Федеральный кардиохирургический медицинский центр. В городе Хабаровске осуществляют свою деятельность сеть федеральных медицинских НИИ.
Актуальным становится поиск путей объединения усилий всех заинтересованных структур в целях дальнейшего укрепления системы здравоохранения края и качества оказания медицинской помощи населению.
Кластер представляет собой сетевую структуру, пронизанную горизонтальными и вертикальными взаимосвязями между предприятиями основной отрасли и обслуживающими производствами, инфраструктурными услугами. Создаваемые в настоящее время отечественные кластеры представляют не только научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и иные научно-исследовательские структуры, но промышленные организации, имеющие специализации в наукоемких отраслях. Данная специализация с необходимостью определяет наличие в составе кластера, помимо промышленных предприятий и финансовых учреждений, центров обучения и инноваций, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.
В качестве возможного "ядра" медицинского кластера могут стать Министерство здравоохранения Хабаровского края, Дальневосточный государственный медицинский университет, Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения, Хабаровский филиал института охраны материнства и детства, Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Краевой клинический центр онкологии, Хабаровский филиал МНТК "Микрохирургия глаза", Перинатальный центр, другие ведущие лечебно-профилактические учреждения края, акционерное общество Дальхимфарм и другие участники.
В настоящее время, есть благоприятные условия для его создания. Так Дальневосточный государственный медицинский институт имеет договора о совместной деятельности (горизонтальная интеграция) с медицинскими учреждениями различной формы собственности, в рамках которых осуществляется совместная деятельность по подготовке медицинских кадров, научная и лечебная работа. Внедряются новые методы диагностики и лечения, выполняются НИОКР. С НИИ, лечебными учреждениями проводятся совместные научно-практические конференции, осуществляются контакты с зарубежными коллегами и прежде всего стран АТР. Сегодня важно объединить эти усилия на системной основе, в рамках разработанной программы кластера на долгосрочную перспективу, получить необходимую поддержку развития со стороны федерального центра. Ректорат ДВГМУ вышел с таким предложением перед Правительством Хабаровского края. В настоящее время идет проработка данного вопроса по созданию рабочей группы.
Заключение |
![]() |
![]() |
Результатом национальной региональной кластерной стратегии должна стать реализация программ модернизации здравоохранения с акцентом на разработку и внедрение современных лечебно-диагностических технологий, оборудования и лекарственных препаратов, подготовку медицинских кадров на основе новых образовательных стандартов, а также совершенствование качества медицинской помощи населению, что возможно лишь в условиях инновационной модели развития потенциала здравоохранения России. Сегодня, имеющийся потенциал в Хабаровском крае, на основе углубленной интеграции лечебных учреждений, научных и образовательных учреждений, предприятий бизнеса и поддержке органов исполнительной власти всех уровней, способен решать эти задачи.
Список литературы |
![]() |
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями на 27 декабря 2009 г.)// СПС "Консультант Плюс".
2. Постановление Правительства РФ от 02 августа 2007 г. № 498 "О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" // СПС "Консультант Плюс".
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08 августа 2009 г. ) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
4. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" // СПС "Консультант Плюс".
5. Гинцбург А.Л. О развитии высоких биомедицинских технологий/А.Л. Гинцбург// Новая экономика. Отраслевые инновации. - М., 2008. - С.385-386.
6. Жилинский Е.В. Организация инновационных кластеров в здравоохранении Руководителю ЛПУ / Е.В. Жилинский и др./ Здравоохранение сегодня. - Том 3. - 2012. - С. 8 - 18.
7. Евстигнеева Л. Макроэкономические аспекты региональной политики/ Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // М.: Экономическая политика № 4. - Декабрь 2006. - С. 112.
8. Касымов Г.Ф. Совершенствование процесса формирования кластеров в экономике Республики Татарстан /// Г.Ф. Касымов// Вестник ТИСБИ. № 1. - 2008. - С.8.
9. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. - М., Бизнес Атлас, 2010. - 272 с.
10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.komfed.ru/section_136/section_139/669.html
11. Романова О.А. Концепция создания высокотехнологичного кластера "Титановая долина"/ О.А. Романова, А.А. Оглоблин, Ю.Г. Лаврикова // Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. - 2008. - 117 с.
12. Романова О.А Концепция создания и развития уральского автомобильного кластера/О.А Романова, Ю.Г. Лаврикова, П.Ф. Чернавин //Промышленная политика в Российской Федерации. № 8. - 2008. - С. 11-19.
13. Синяева О.А. Региональная кластеризация-механизм создания инвестиционно привлекательной территории региона/О.А. Ситняева // "Самоуправление". - 2010. - №2. - С.32-35.
14. Соколенко С.И. Формирование инновационных кластеров в Украине: Роль Торгово-промышленных Палат.//Международный Форум "Развитие инновационного пространства СНГ. Роль Торгово-промышленных Палат стран содружества". г.Казань. - 2009. - 16-17 апреля. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ucluster.org/sokolenko/2009/04/formirovanie-innovacionnyx-klasterov-v-ukraine-rol-torgovo-promyshlennyx-palat/.
15. Татаркин А.И. Кластерная политика региона // А.И. Татаркин, Ю.Г Лаврикова//Промышленная политика в Российской Федерации. № 8. - 2008. - С. 28.
16. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использование кластерных подходов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pmjobs.net/art/7.doc.
![]() |
Главное меню |
![]() |
Заглавие |
![]() |
Введение |
![]() |
Обсуждение результатов |
![]() |
Заключение |
![]() |
Список литературы |
Текстовый Файл ![]() |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»