ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2012 год № 3

Проблемы управления в здравоохранении


УДК 614.2.004.68 (571.62)
Н.А. Капитоненко, Ю.В. Кирик
Методические подходы к формированию концепции медицинского, научно-образовательного кластера в Хабаровском крае
Дальневосточный государственный медицинский университет, г Хабаровск
Контактная информация: Н.А. Капитоненко e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В статье рассматриваются перспективы создания медицинского кластера в Хабаровском крае. Дан анализ проблемных вопросов стоящих сегодня по вопросам создания медицинских кластеров в регионах. Структурированы задачи, которые должны решать в перспективе создаваемые кластеры в здравоохранении. Авторы обосновывают создание медицинского кластера в Хабаровском крае созданными благоприятными условиями, а именно уже имеющейся медицинской, образовательной и научной инфраструктурой, профильными предприятиями. В основе кластера лежат договорные отношения между участниками. Дальневосточный государственный медицинский университет в настоящее время имеет договорные отношения о совместной деятельности с многочисленными медицинскими учреждениями различной формы собственности, в которых осуществляется совместная образовательная, научная и лечебная работа. Создание кластера позволит дать новый импульс развитию здравоохранения региона.
Ключевые слова:
Медицинский кластер, модернизация, лечебные учреждения, научно-исследовательские, образовательные учреждения, органы исполнительной власти, бизнес, предприятия, инновации, концепция, интеграция

N. Kapitonenko, Yu. Kirik
Methodological approaches to the formation of the concept of medical, research and education cluster in Khabarovsk
Far East state medical university, Khabarovsk
Summary:
The article reveals the prospect of creating a medical cluster in the Khabarovsk Territory. The analysis of the problematic issues facing today on the establishment of medical cluster in the region. Structured tasks that need to be addressed in the future to create clusters in health care. The authors justify the creation of the medical cluster in the Khabarovsk region have created favorable conditions, namely an existing medical, educational and research infrastructure, specialized companies. At the core of cluster are the contractual relationship between the parties. Far Eastern State Medical University currently has a contractual relationship of joint activity with numerous medical institutions of various forms of ownership in which the co-educational, scientific and medical work. Creating the cluster will give a new impetus to the region's health.
Key words:
Medical cluster, upgrade, hospitals, research and educational institutions, executive agencies, business, enterprise, innovation, the concept, integration
Введение

Существующие в мире стратегии, ориентированные на охрану и укрепление здоровья населения, реализуются с помощью различных организационно-управленческих механизмов, наиболее перспективным из которых признается подход кластерного руководства, одобренный Межучрежденческим Постоянным Комитетом Организации Объединенных Наций в качестве механизма, обеспечивающего повышение качества управления посредством развития и усиления интеграционного партнерства на всех уровнях [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16] .

 
Обсуждение результатов

Кластерный механизм позволяет привлекать потенциальных партнеров, проявляющих интерес к совместному решению многогранных проблем охраны здоровья в целом, оказывать содействие партнерам в определении их возможностей, степени участия и ответственности при решении поставленных задач.

В "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" [3] , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, говорится о необходимости обеспечения качественного прорыва в системе здравоохранения, который должны обеспечить инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное лечение), а также в области подготовки квалифицированных медицинских кадров.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, одобренных Правительством РФ отмечается, что формирование кластеров медицинских инноваций должно способствовать совершенствованию сложившейся в здравоохранении системы научных разработок в области новых технологий лечения и профилактики заболеваний и оптимизации условий внедрения результатов НИР в практическую деятельность, повышению качества управления и эффективности взаимодействия кластерных структур [10] . Особое внимание обращается на социальную ориентацию подобного кластера, его способность обеспечить рост потенциала здоровья, предоставить населению как потребителю медицинских услуг исчерпывающие возможности для сохранения, укрепления и восстановления резервов организма.

Кластер строится на принципах высокой технологичности, наукоемкости, структурно-организационной гибкости, информативности, субъектной равноправности, доверительности, социальной справедливости. В кластер входят организации и предприятия, отражающие и обеспечивающие все этапы и стороны процесса охраны и укрепления здоровья.

В настоящее время в региональном здравоохранении процесс кластеризации только начинает развиваться. Наибольшая активность отмечается в создании фармацевтических и биомедицинских кластеров. Основными направлениями развития кластеров признаются высокие медицинские технологии, ядерная медицина, медицинская техника.

Связано это с тем, что в настоящее время не сформировалось единство взглядов на то, как должна строиться кластерная политика в области охраны здоровья. Результаты анализа публикаций свидетельствуют, что высокой потребности формирования кластера в региональных системах здравоохранения пока нет, отсутствует понимание его структурно - содержательной наполняемости. Разрабатываемые на региональном уровне проекты в области здравоохранения, называемые кластерными, в большинстве случаев по существу таковыми сегодня не являются.

В настоящее время формирование кластеров сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами, среди которых основными являются: отсутствие должной мотивации профильных медицинских учреждений, организаций, предприятий к кооперации деятельности в решении проблем сохранения здоровья, проблемы долгосрочного финансирования проекта, недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческого звена, непроработанность нормативно-правовых и методических вопросов формирования и функционирования кластерного проекта, слабая инновационность научно-исследовательской деятельности, отсталая материально-техническая база организаций и учреждений, отсутствие лидеров, заинтересованных в инновационном развитии, информационная разобщенность потенциальных его участников.

В стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025г., утвержденной Правительством РФ в 2009 г., одной из приоритетных задач определено решение проблемы численности населения и трудовых ресурсов в объемах необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионами, повышения качества человеческого капитала. Создание условий для развития населенческого потенциала на Востоке России отнесено к разделу обеспечения геостратегических приоритетов России.

В связи с этим, назрела необходимость объединения имеющихся возможностей в Хабаровском крае для решения крупных государственных задач в рамках Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., сосредоточения усилий на главных направлениях, важных для региона - решения медико-демографических проблем, изучения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, инфекционной патологии, научных исследований колоссальных природных возможностей региона для профилактики болезней и оздоровления населения.

Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике утверждена "Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года" и план мероприятий по ее реализации, предусматривающий формирование инновационно-ориентированных кластеров, т.е. объединение предприятий ? поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных учреждений, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации инновационного продукта (товаров, услуг).

В рамках поставленной цели в качестве основных задач медицинского кластера в Хабаровском крае, по нашему мнению, следует определить:

  • интеграцию усилий органов власти и бизнес-сообщества, научных и образовательных медицинских организаций, практического здравоохранения края в разработке наиболее востребованных технологий и доведения их до потребителя;
  • создание новых методов диагностики и лечения, базирующихся на биотехнологиях и нанотехнологиях;
  • развитие предпринимательского интеллекта в сфере распространения медицинских инноваций;
  • коммерциализацию инновационной деятельности, учитывая не только наличие рынка для распространения инновационных технологий, но и активно его формирующих их условий;
  • повышение конкурентоспособности инновационной медицинской продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • формирование новой системы управления инновационной медицинской деятельностью;
  • повышение технологического уровня системы оказания медицинской помощи;
  • внедрение отечественных и зарубежных инновационных медицинских разработок в деятельность ведущих региональных медицинских центров;
  • создание новой модели кадровой работы, обеспечивающей не только подготовку кадров для внедрения и использования медицинских технологий, но и постоянное повышение их квалификации в непрерывном режиме;
  • формирование корпоративных образцов распространения опыта по внедрению конкретных медицинских инноваций в целях его широкого тиражирования;
  • развитие информационно-коммуникативной среды для оптимального продвижения инноваций.

В последние годы в крае активно вводятся в строй новые, хорошо оснащенные современным оборудованием медицинские учреждения, переоснащаются имеющиеся больницы и поликлиники. Введен в строй Федеральный кардиохирургический медицинский центр. В городе Хабаровске осуществляют свою деятельность сеть федеральных медицинских НИИ.

Актуальным становится поиск путей объединения усилий всех заинтересованных структур в целях дальнейшего укрепления системы здравоохранения края и качества оказания медицинской помощи населению.

Кластер представляет собой сетевую структуру, пронизанную горизонтальными и вертикальными взаимосвязями между предприятиями основной отрасли и обслуживающими производствами, инфраструктурными услугами. Создаваемые в настоящее время отечественные кластеры представляют не только научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и иные научно-исследовательские структуры, но промышленные организации, имеющие специализации в наукоемких отраслях. Данная специализация с необходимостью определяет наличие в составе кластера, помимо промышленных предприятий и финансовых учреждений, центров обучения и инноваций, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.

В качестве возможного "ядра" медицинского кластера могут стать Министерство здравоохранения Хабаровского края, Дальневосточный государственный медицинский университет, Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения, Хабаровский филиал института охраны материнства и детства, Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии, Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, Краевой клинический центр онкологии, Хабаровский филиал МНТК "Микрохирургия глаза", Перинатальный центр, другие ведущие лечебно-профилактические учреждения края, акционерное общество Дальхимфарм и другие участники.

В настоящее время, есть благоприятные условия для его создания. Так Дальневосточный государственный медицинский институт имеет договора о совместной деятельности (горизонтальная интеграция) с медицинскими учреждениями различной формы собственности, в рамках которых осуществляется совместная деятельность по подготовке медицинских кадров, научная и лечебная работа. Внедряются новые методы диагностики и лечения, выполняются НИОКР. С НИИ, лечебными учреждениями проводятся совместные научно-практические конференции, осуществляются контакты с зарубежными коллегами и прежде всего стран АТР. Сегодня важно объединить эти усилия на системной основе, в рамках разработанной программы кластера на долгосрочную перспективу, получить необходимую поддержку развития со стороны федерального центра. Ректорат ДВГМУ вышел с таким предложением перед Правительством Хабаровского края. В настоящее время идет проработка данного вопроса по созданию рабочей группы.

 
Заключение

Результатом национальной региональной кластерной стратегии должна стать реализация программ модернизации здравоохранения с акцентом на разработку и внедрение современных лечебно-диагностических технологий, оборудования и лекарственных препаратов, подготовку медицинских кадров на основе новых образовательных стандартов, а также совершенствование качества медицинской помощи населению, что возможно лишь в условиях инновационной модели развития потенциала здравоохранения России. Сегодня, имеющийся потенциал в Хабаровском крае, на основе углубленной интеграции лечебных учреждений, научных и образовательных учреждений, предприятий бизнеса и поддержке органов исполнительной власти всех уровней, способен решать эти задачи.

 
Список литературы
 
  1. 1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями на 27 декабря 2009 г.)// СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. Постановление Правительства РФ от 02 августа 2007 г. № 498 "О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" // СПС "Консультант Плюс".
  3. 3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08 августа 2009 г. ) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
  4. 4. Распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" // СПС "Консультант Плюс".
  5. 5. Гинцбург А.Л. О развитии высоких биомедицинских технологий/А.Л. Гинцбург// Новая экономика. Отраслевые инновации. - М., 2008. - С.385-386.
  6. 6. Жилинский Е.В. Организация инновационных кластеров в здравоохранении Руководителю ЛПУ / Е.В. Жилинский и др./ Здравоохранение сегодня. - Том 3. - 2012. - С. 8 - 18.
  7. 7. Евстигнеева Л. Макроэкономические аспекты региональной политики/ Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // М.: Экономическая политика № 4. - Декабрь 2006. - С. 112.
  8. 8. Касымов Г.Ф. Совершенствование процесса формирования кластеров в экономике Республики Татарстан /// Г.Ф. Касымов// Вестник ТИСБИ. № 1. - 2008. - С.8.
  9. 9. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. - М., Бизнес Атлас, 2010. - 272 с.
  10. 10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.komfed.ru/section_136/section_139/669.html
  11. 11. Романова О.А. Концепция создания высокотехнологичного кластера "Титановая долина"/ О.А. Романова, А.А. Оглоблин, Ю.Г. Лаврикова // Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. - 2008. - 117 с.
  12. 12. Романова О.А Концепция создания и развития уральского автомобильного кластера/О.А Романова, Ю.Г. Лаврикова, П.Ф. Чернавин //Промышленная политика в Российской Федерации. № 8. - 2008. - С. 11-19.
  13. 13. Синяева О.А. Региональная кластеризация-механизм создания инвестиционно привлекательной территории региона/О.А. Ситняева // "Самоуправление". - 2010. - №2. - С.32-35.
  14. 14. Соколенко С.И. Формирование инновационных кластеров в Украине: Роль Торгово-промышленных Палат.//Международный Форум "Развитие инновационного пространства СНГ. Роль Торгово-промышленных Палат стран содружества". г.Казань. - 2009. - 16-17 апреля. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ucluster.org/sokolenko/2009/04/formirovanie-innovacionnyx-klasterov-v-ukraine-rol-torgovo-promyshlennyx-palat/.
  15. 15. Татаркин А.И. Кластерная политика региона // А.И. Татаркин, Ю.Г Лаврикова//Промышленная политика в Российской Федерации. № 8. - 2008. - С. 28.
  16. 16. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использование кластерных подходов. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pmjobs.net/art/7.doc.