2012 год № 3
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
![]() |
![]() |
Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Дальневосточном федеральном округе РФ в 2011 году осуществлялось в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2010 г. № 782 [2].
В рамках программы государственных гарантий норматив финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного человека в целом составил - 7633,4 рубля, из них - 4102,9 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" был подготовлен доклад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году.
Материалы и методы |
![]() |
![]() |
Для проведения научного анализа реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в субъектах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации был использован доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году" и статистические данные, представленные в Годовой форме федерального статистического наблюдения № 62 "Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению за 2011 год" [1, 3].
Обсуждение результатов |
![]() |
![]() |
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации расходы государственных источников финансового обеспечения Программы государственных гарантий в 2011 году в Российской Федерации составили 1596 млрд. рублей и возросли в текущих ценах на 15,8 % по сравнению с 2009 годом. Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (60,9%) и средств системы ОМС (39,1 %).
Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за период 2009-2011 гг. на 23,6 % и составили в 2011 году 624,9 млрд. рублей (39,1 % всех расходов). Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2011 году 2,9% (в 2009 году - 3,5%, в 2010 году - 3,2%).
Показатель подушевого финансового обеспечения Программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС в 2011 году составил - 11177,6 рублей, что в текущих ценах на 15,1% выше по сравнению с 2009 годом.
Тем не менее, в 2011 году в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская область, Еврейская автономная область), из входящих девяти имеет место дефицит финансового обеспечения территориальных программ. В 2010 году, в числе названных территорий был Камчатский край.
Размер дефицита финансового обеспечения территориальных программ имел тенденцию к снижению составил в Приморском крае - 38,3% (в 2010 году - 44,4%), в Еврейском автономном округе - 30,2% (в 2010 году - 43,3%), в Амурской области - 23,8% (в 2010 году - 33,3%), в Хабаровском крае - 13,3% (в 2010 году - 27,2%), в Республики Саха (Якутия) - 6,1% (в 2010 году - 21,4%) (Табл. 1). В четырех субъектах из девяти программы бездефицитны.
Субъект РФ | Потребность в финансовом обеспечении ТПГГ (рублей) | Фактические расходы ТПГГ (рублей) | Дефицит (рублей) | Дефицит (%) |
---|---|---|---|---|
Республика Саха (Якутия) | 16 738 380,5 | 15 714 568,6 | -1 023 811,8 | -6,1 |
Камчатский край | - | - | - | - |
Приморский край | 22 839 510,8 | 14 088 837,0 | -8 750 673,8 | -38,3 |
Хабаровский край | 16 782 599,3 | 14 546 970,0 | -2 235 629,3 | -13,3 |
Амурская область | 10 101 812,7 | 7 701 468,4 | -2 400 344,3 | -23,8 |
Магаданская область | - | - | - | - |
Сахалинская область | - | - | - | - |
ЕАО | 2 098 369,7 | 1 465 145,6 | - 633 224,1 | -30,2 |
ЧАО | - | - | - | - |
Анализ реализации территориальных программ по видам и условиям предоставления медицинской помощи.
В 2011 году первичная медико-санитарная помощь в Российской Федерации предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений - 1175,2 млн. на сумму 288,6 млрд. рублей), в условиях стационаров (число койко-дней - 196,7 млн. на сумму 260,5 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней - 60,0 млн. на сумму 20,6 млрд. рублей). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18,5 млн. посещений на сумму 3,7 млрд. рублей.
Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по Российской Федерации Дальнего Востока за 2011 г. (по статистической форме № 62), представлены в табл. 2, 3.
В 2011 году среднероссийский показатель количества койко-дней, проведенных больными в стационарах медицинских организаций в расчете на одного жителя составил - 2,658, при нормативном значении - 2,780. Таким образом, фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи не превышает норматив стационарной медицинской помощи.
Как показано в табл. 2 в Дальневосточном федеральном округе показатель количества койко-дней, проведенных больными в стационарах медицинских организаций выше среднероссийского показателя (3,063), за исключением Приморского края (2,625). Эта же тенденция наблюдалась и в 2010 году. Ниже нормативного значения соответственно в Приморском крае, а так же Хабаровском крае и Еврейской автономной области (табл. 2).
В период 2010-2011 годы отмечена положительная тенденция сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарах медицинских организаций в расчете на одного человека. В целом по стране этот показатель снизился на 2,74%, в ДФО на - 2,45%. Вместе с тем в двух субъектах округа наблюдалось увеличение объемов потребления стационарной помощи в Республике Саха (Якутия) - на 0,2%, Чукотском автономном округе на 21,54%.
Фактический объем амбулаторной медицинской помощи в 2011 году в целом по стране не достиг норматива: число посещений на 1 человека (9,46) и пациенто-дней в дневных стационарах (0,537) ниже соответствующих нормативов (9,7 посещений и 0,59 пациенто-дней на 1 человека).
В Дальневосточном федеральном округе фактический объем амбулаторной медицинской помощи не превышал значения среднероссийского показателя. Вместе с тем, только в единственном субъекте округа - Хабаровском крае изучаемый показатель достиг норматива - 9,897.
Субъект Российской Федерации | Фактический объем медицинской помощи в расчете на 1-го жителя | Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи (рублей) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вызов СПМ | Посещений АПУ | койко-дней в больницах | пациенто- дней в дневных стационарах | Вызов СПМ | посещений АПУ | койко-дня в больницах | пациенто-дня в дневных стационарах | |
Расчетный норматив по РФ | 0,318 | 9,700 | 2,780 | 0,590 | 1 710,1 | 218,1 | 1 380,6 | 478,0 |
Российская Федерация | 0,333 | 9,460 | 2,658 | 0,537 | 1 554,9 | 253,3 | 1 590,0 | 392,2 |
ДВФО | 0,376 | 9,048 | 3,064 | 0,581 | 2 187,8 | 346,9 | 2 194,6 | 545,7 |
Республика (Саха) Якутия | 0,346 | 9,346 | 3,519 | 0,594 | 3 498,4 | 432,8 | 2 508,7 | 505,2 |
Камчатский край | 0,425 | 7,928 | 3,495 | 0,653 | 2 464,4 | 600,6 | 2 864,0 | 763,6 |
Приморский край | 0,304 | 8,658 | 2,625 | 0,489 | 1 662,2 | 236,5 | 1 547,0 | 447,9 |
Хабаровский край | 0,388 | 9,897 | 2,702 | 0,628 | 2 094,0 | 309,9 | 2 061,9 | 597,6 |
Амурская область | 0,418 | 8,766 | 3,062 | 0,617 | 1 544,4 | 315,1 | 1 701,8 | 523,6 |
Магаданская область | 0,372 | 8,559 | 3,736 | 0,849 | 4 145,1 | 551,9 | 3 449,9 | 1 076,2 |
Сахалинская область | 0,422 | 9,421 | 4,368 | 0,536 | 2 300,4 | 528,3 | 3 036,8 | 603,8 |
ЕАО | 0,518 | 8,261 | 2,689 | 0,880 | 1 344,1 | 234,0 | 1 543,5 | 219,3 |
ЧАО | 0,340 | 8,100 | 4,660 | 0,096 | 5 164,2 | 870,4 | 6 409,0 | 1 136,2 |
Напротив объем медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах в округе превысил среднероссийский показатель и составил 0,581 и 0,537 пациенто-дней на 1 человека соответственно. В трех субъектах Дальнего Востока число пациенто-дней в дневных стационарах ниже среднероссийского показателя - Приморском крае (0,489), Сахалинской области (0,536), Чукотском автономном округе (0,096), в остальных субъектах это значение превысило нормативный показатель.
В период 2010-2011 годы объем амбулаторной медицинской помощи в целом по стране увеличился на 1,5%, а в ДВФО сократился на - 1,1%, объем медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах в Российской Федерации - увеличился на 2,68%, в ДВФО - остался на том же уровне и составил 0,581 пациенто-дней на 1 человека [4].
Объем скорой медицинской помощи в 2011 году в Российской Федерации превысил норматив и составил - 0,333 и 0,318 вызовов скорой медицинской помощи на одного жителя соответственно. Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наиболее затратной скорой медицинской помощи по сравнению с нормативом (на 4,7 %). Во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель существенно превышает среднероссийский уровень (0,376), за исключением Приморского края. При этом в ЕАО он превышает среднероссийский показатель в 1,6 раз. За два года в ЕАО ситуация не изменилась. В Амурской и Сахалинской областях, Камчатском крае превышает в 1,2 раза.
В период 2010-2011 гг. фактический объем скорой медицинской помощи в целом по стране снизился на 0,8%, в ДВФО - на 2,8%. Во всех субъектах за исследуемый период показатель в субъектах снизился, за исключением ЧАО, в котором количество вызовов СМП увеличилось на 18,9%.
В 2011 году фактический и приведенный показатели финансового обеспечения Программы государственных гарантий в расчете на 1 человека увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,8 % и составили 8 351,8 рублей и 6977,3 рублей соответственно.
Субъект РФ | СМП | АП помощь | Стационарная помощь | Дневные стационары | Прочие медицинские услуги | Расходы на ТПГГ | В том числе из средств ОМС |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Рассчитанный норматив по РФ | 543,8 | 2 072,0 | 3 838,1 | 282,0 | 897,5 | 7 633,4 | 4 102,9 |
Российская Федерация | 517,4 | 2 396,3 | 4 225,6 | 210,5 | 1 002,0 | 8 351,8 | 4 373,8 |
ДВФО | 803,0 | 3 138,8 | 6 723,5 | 316,8 | 1 117,7 | 12 099,7 | 5 889,0 |
Республика Саха (Якутия) | 1211,1 | 4 049,4 | 8 828,2 | 300,3 | 2 010,1 | 16 399,1 | 8 652,9 |
Камчатский край | 1 046,9 | 4 761,3 | 10 010,0 | 499,0 | 3 576,4 | 19 893,5 | 8 722,4 |
Приморский край | 505,6 | 2 047,7 | 4 061,6 | 218,9 | 378,2 | 7 211,9 | 4 085,7 |
Хабаровский край | 812,8 | 3 066,9 | 5 571,9 | 375,2 | 1 005,7 | 10 832,6 | 5 887,7 |
Амурская область | 646,2 | 2 762,1 | 5 210,6 | 323,3 | 351,7 | 9 293,9 | 4 363,0 |
Магаданская область | 1 543,1 | 4 723,8 | 12 890,2 | 913,6 | 4 192,3 | 24 263,0 | 8 665,3 |
Сахалинская область | 970,1 | 4 976,8 | 13 265,1 | 323,6 | 1 279,8 | 20 815,5 | 5 622,9 |
ЕАО | 695,8 | 1 932,9 | 4 149,7 | 193,1 | 1 338,9 | 8 310,3 | 4 161,4 |
ЧАО | 1 757,2 | 7 050,1 | 29 864,1 | 108,7 | 782,6 | 39 562,7 | 30 344,1 |
В среднем в Дальневосточном федеральном округе расходы на территориальную программу государственных гарантий в 2011 году составили 12099,7 рублей на одного жителя (в 2010 году - 10901,6 рублей), по сравнению с 2010 годом выросли на 10,9 %. Максимальные подушевые расходы зафиксированы в ЧАО - 39562,7, Магаданской области - 24263,0, Сахалинской области - 20815,5, Камчатском крае - 19893,5. Ниже среднероссийского показателя отмечены расходы на Программу государственных гарантий - в Приморском крае и ЕАО - 7211,9 - 8310,3 рублей соответственно.
По сравнению с предыдущим годом в Российской Федерации увеличилось подушевое финансовое обеспечение на 16,1% - амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой в дневных стационарах, 20,0% - прочих медицинских и иных услуг, 13,7% - скорой медицинской помощи, 13,0% - стационарной медицинской помощи.
В целом по Дальневосточному федеральному фактические показатели подушевого финансового обеспечения всех видов медицинской помощи в ДФО выше, чем среднероссийские показатели и рассчитанные нормативы. Так показатель подушевого финансового обеспечения скорой медицинской помощи составил - 803,0 рублей на одного жителя (средний показатель по России - 517,4, норматив - 543,8), амбулаторно-поликлинической помощи 3138,8 рублей (2396,3 и 2072,0 рублей соответственно), стационарной помощи - 6 723,5 рублей (4225,6 и 3838,1 рублей), медицинская помощь в дневных стационарах - 316,8 рублей (210,5 и 282,0 рублей). В разрезе субъектов РФ Дальнего Востока они имеют существенную дифференциацию.
Стоимость вызова скорой помощи в ДФО в 2011 году составила - 2187,8 рублей (средний показатель по России - 1554,9 рублей, норматив - 1710, 1 рублей), посещения в амбулаторно-поликлинические учреждения - 346,9 рублей (253,3 и 218,1 рублей соответственно), койко-дня в стационаре - 2194,6 рублей (1590,0 и 1 380,6 рублей). пациенто-дня в дневном стационаре - 545,7 рублей (392,2 и 478,0 рублей).
В структуре всех государственных расходов в стране на медицинскую помощь в 2011 году преобладали расходы на оплату труда с начислениями (61,9%). Прочие расходы составили 18,3%, расходы на медикаменты и перевязочные средства - 11,2%, оплату коммунальных услуг - 4,5%, продукты питания - 3,2%, оплату горюче-смазочных материалов - 0,7% и мягкий инвентарь и обмундирование - 0,2%.
В структуре государственных расходов на скорую медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 72,8%, прочие расходы, включая транспортные, - 18,0%, горюче-смазочные материалы - 4,5%, медикаменты и перевязочные средства - 2,6%, оплата коммунальных услуг - 1,9%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,2%.
В структуре государственных расходов на амбулаторную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 74,8%, прочие расходы-15,3%, медикаменты и перевязочные средства - 5,1%, оплату коммунальных услуг - 4,1%, горюче-смазочные материалы - 0,5%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,2%.
В структуре государственных расходов на стационарную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 59,3%, прочие расходы - 15,1%, медикаменты и перевязочные средства - 14,7%, оплату коммунальных услуг - 5,2%, продукты питания - 5,0%, горюче-смазочные материалы - 0,4%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,3%.
В структуре государственных расходов на медицинскую помощь в дневных стационарах затраты на оплату труда с начислениями составили 56,7%, медикаменты и перевязочные средства - 23,6%, прочие расходы - 11,8%, оплату коммунальных услуг - 5,8%, продукты питания - 1,5%, горюче-смазочные материалы - 0,3%, мягкий инвентарь и обмундирование - 0,3%.
По данным Министерства регионального развития Российской Федерации в 2011 году в среднем по Российской Федерации показатель удовлетворенности населения медицинской помощью составил 35,7% от числа опрошенных (в 2009 году - 34,5%).
Как показано на табл. 4, в Дальневосточном федеральном округе удовлетворены медицинской помощью остались 30,5% опрошенных. По сравнению с 2009 годом этот показатель снизился на 1,2%. Снижение данного значения произошло в четырех субъектах региона (Республика Саха (Якутия), Приморский край, Амурская область, ЧАО). Отмечено улучшение показателя удовлетворенности населения медицинской помощью в Сахалинской области (на 31,9 %), Хабаровском крае (на 13,9 %), Магаданской области (на 10,8 %), Камчатском крае (8,6%), ЕАО (на 6,5 %).
Субъект РФ | 2009 | 2010 | 2011 | Темп прироста к 2009 году |
---|---|---|---|---|
Российская Федерация | 34,5 | 34 | 35,7 | 3,4 |
ДВФО | 30,9 | 30,7 | 30,5 | -1,3 |
Республика Саха (Якутия) | 37,7 | 30,5 | 32,0 | -15,1 |
Камчатский край | 24,3 | 22,8 | 26,4 | 8,6 |
Приморский край | 32,1 | 30,5 | 29,1 | -9,3 |
Хабаровский край | 26,6 | 29,5 | 30,3 | 13,9 |
Амурская область | 32,3 | 34,8 | 29,6 | -8,3 |
Магаданская область | 30,5 | 29,6 | 33,8 | 10,8 |
Сахалинская область | 26,0 | 32,4 | 34,3 | 31,9 |
ЕАО | 29,2 | 29,2 | 31,1 | 6,5 |
ЧАО | 57,0 | 50,1 | 56,3 | -1,2 |
По результатам проведенной Министерством здравоохранения и социального развития РФ комплексной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ с учетом критериев доступности и качества медицинской помощи, динамики основных показателей здоровья населения и удовлетворенности медицинской помощью в 2011 году субъекты Российской Федерации распределены на четыре группы.
С высоким уровнем реализации территориальных программ - 1
Уровень реализации программ выше среднего - 2
Уровень реализации программ ниже среднего - 3
С низким уровнем реализации территориальных программ - 4
По оценке Министерства здравоохранения и социального развития РФ к территориям с низким уровнем реализации территориальных программ отнесены шесть субъектов ДВФО: Камчатский и Приморский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области. Оценку ниже среднего получили Хабаровский край и ЧАО, и выше среднего Республика Саха (Якутия) (табл. 5).
Субъект ДВФО | Уровень реализации ТПГГ | |
---|---|---|
2010 | 2011 | |
Республика Саха (Якутия) | 3 | 2 |
Камчатский край | 4 | 4 |
Приморский край | 3 | 4 |
Хабаровский край | 4 | 3 |
Амурская область | 4 | 4 |
Магаданская область | 4 | 4 |
Сахалинская область | 4 | 4 |
Еврейская автономная область | 4 | 4 |
Чукотский автономный округ | 4 | 3 |
Заключение |
![]() |
![]() |
Проведенный анализ реализации и эффективности территориальных программ государственных гарантий в 2011 году, по сравнению с данными 2010 и 2009 годов, показал, что существенных изменений не произошло. По-прежнему в регионе наблюдается высокие показатели потребления скорой медицинской помощи, стационарной помощи, низкие показатели потребления амбулаторно-поликлинической помощи. Наблюдаются значительные различия среди субъектов Дальневосточного федерального округа. Остается низкая удовлетворенность населения оказанной медицинской помощью населения и реализация программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощью.
Это свидетельствует о том, что изменения, происходящие в здравоохранении субъектов Дальневосточного федерального округа РФ в рамках начавшийся реализации региональных программ модернизации протекают медленно, несмотря на значительные финансовые ресурсы, направляемые в отрасль. С 2013 года предназначенные средства ФФОМС для проведения модернизации здравоохранения, будут направлены на реализацию территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, что существенным образом должно снизить их дефицитность и повысить эффективность, а вместе с этим и удовлетворенность качеством медицинской помощи дальневосточников.
Список литературы |
![]() |
1. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ "О реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году". [Электронный документ] //Доступ: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/otchety/9.
2. О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год: постановление Правительства РФ от 04.10. 2010 № 782 //СПС "Консультант Плюс".
3. Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения: приказ Федеральной службы государственной статистики от 29.06.2009 г. № 154 //СПС "Консультант Плюс".
4. Капитоненко Н.А., Кирик. Ю.В. Анализ реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа в 2010 году (по официальным данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ) [Электронный ресурс]: Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2011. - № 3. URL.: http://vozzdvr.fesmu.ru/20112/2011205.aspx.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»