2012 год № 4
Проблемы управления в здравоохранении
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
В стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ, предусмотрено определение комплекса мер по закреплению трудоспособного населения на территории региона и привлечению в эти регионы высококвалифицированных кадров, включая улучшение социальной инфраструктуры, развитие профессионального образования [1]. Это, несомненно, касается и медицинских кадров, участвующих в социальном обустройстве общества.
Обсуждение результатов |
|
Как показано в таблице 1, в субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа в настоящее время наблюдается острый дефицит медицинских кадров. Приведенные данные получены из паспортов программ модернизации здравоохранения, утвержденных в соответствующих территориях.
Субъекты Дальнего Востока | Дефицит обеспеченности врачебными кадрами (%) |
---|---|
Республика Саха (Якутия) | 29,0 |
Хабаровский край | 34,7 |
Приморский край | 38,2 |
Амурская область | 33,2 |
Камчатский край | 43,4 |
Магаданская область | 37,5 |
Сахалинская область | 28,8 |
ЕАО | 53,6 |
ЧАО | 18,0 |
По нашим данным, только в Хабаровском крае реальный дефицит врачей без учета ставок, занятых по совместительству, сегодня составляет 1355 человек. По мнению Минздрава Хабаровского края, общий дефицит врачей в отрасли достигает 4,5 тысячи. Ежегодно по разным причинам выбывает еще примерно 100 человек, прибывает около 220-240 врачей. Кроме того, около 40% врачей находится в пенсионном возрасте и эта когорта естественным образом увеличивается. Количество молодых специалистов едва достигает 16% от общего числа врачей, работающих в крае. Очевидно, что при таком соотношении притока и оттока специалистов здравоохранения дефицит врачей и в Хабаровском крае, и в других субъектах Российской Федерации ДФО будет только нарастать. Особо следует подчеркнуть, что приезд врачей в ДФО из центральных регионов России на постоянную работу исчисляется единичными случаями, а вот убытие в обратную сторону - десятками ежегодно.
Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ) ежегодно выпускает чуть больше 200 врачей после окончания ими лечебного и педиатрического факультетов и, очевидно, не может решить проблем кадрового обеспечения отрасли здравоохранения в Хабаровском крае и, тем более, на всем Дальнем Востоке, даже вместе с тремя другими вузами, работающими в регионе.
Исправить ситуацию возможно только с помощью повышения престижа профессии врача и привлекательности ее для молодежи, увеличения подготовки и выпуска врачей в вузах региона, создания условий для профессиональной деятельности выпускников в учреждениях здравоохранения региона, учитывая, что принудительной формы направления и закрепления врачей на местах, как это было при советской власти, уже не будет.
Мерами по привлечению молодежи в медицинскую отрасль являются:
- Профориентационная работа не только сотрудников вузов, но и всех участников отрасли.
- Развитие целевого набора с разработкой юридических и финансовых мер по закреплению молодых кадров на местах.
- Дальнейшее развитие центров содействия трудоустройству выпускников в вузах, соединение усилий этих центров с работодателями.
- Принятие мер по увеличению привлекательности дальневосточных вузов, а также всего Дальнего Востока для молодых специалистов.
На примере опыта организации этой работы в ДВГМУ попытаемся охарактеризовать вышеприведенные разделы подробнее.
Профориентация проводится силами кафедр ДВГМУ во всех школах г. Хабаровска, на ярмарках профессий, которые традиционно организуются в разных городах края и соседних субъектах федерации, в дни открытых дверей в вузе для школьников, в медико-биологических классах и циклах обучения школьников на факультете довузовской подготовки ДВГМУ, в клубах "Юный медик", "Юный фармацевт" при университете, через средства массой информации, изготовление тематических баннеров, кинороликов, флайеров и других средств агитации и пропаганды. Используется традиционная поддержка формирования в семьях врачей медицинских династий.
Сложнее обстоит дело с профориентацией студентов во время учебы при выборе специальности: терапевт, хирург, акушер-гинеколог и т.д. В выборе специализации на додипломном этапе обучения студентов большую роль играют живые примеры преподавателей университета, традиционно являющихся лидерами в конкретной врачебной специальности и энтузиастами своего дела, имеющиеся условия преподавания на клинических базах и отношение сотрудников больниц к студентам, активность потенциальных работодателей к привлечению старшекурсников не только к будущей профессии, но и к работе в реальной больнице или поликлинике по нужной там специальности.
Одним из путей решения проблем кадрового обеспечения отрасли в медицинских и фармацевтических вузах является целевой набор абитуриентов.
Созданная Правительством Российской Федерации льгота для отдаленных, северных территорий и сельской местности в целях выравнивания условий образования молодежи используется недостаточно эффективно. Наблюдается инертное, нередко пассивное отношение руководства органов управления здравоохранения и отдельных ЛПУ субъектов федерации в ДФО к обеспечению подбора требуемого количества специалистов с высшим образованием для себя.
Подготовка специалистов по целевому набору осуществляется за счет средств федерального бюджета, однако для привлечения их к работе в свой регион после окончания университета руководство территорий могло бы предусматривать ряд социальных доплат или иных поощрений для студента, твердо отстаивая затем требования по выполнению выпускниками договорных условий, используя, в том числе, и необходимые юридические рычаги. Проблему возвращения выпускников на территории помогло бы решение вопроса о финансировании субъектами Федерации или муниципальными образованиями не только социальных выплат, проезда студентов, но и самого их образования в вузе.
В Хабаровске есть положительный опыт, когда мэрия выделяла средства для подготовки специалистов поликлиник города на лечебном и педиатрическом факультетах. Хорошим примером может служить создание Московского факультета в РНИМУ им. Н.И.Пирогова. Есть небольшая группа студентов, учебу которых в нашем вузе оплачивают Хабаровский краевой бюджет, ряд ЛПУ.
Идеальным примером в этом плане является опыт подготовки и распределению кадров Республики Саха (Якутии), целевые студенты которой получают финансовую поддержку от Правительства Республики, и практически все выпускники возвращаются на родину и работают на местах.
Тем не менее, ежегодно от субъектов Федерации ДФО поступают заявки на целевые места в ДВГМУ, общее число целевых мест в заявках растет, отражая потребность в медицинских кадрах. Например, в 2012 году общая заявка от 8 территорий ДФО на целевой прием в ДВГМУ достигала 230 мест, преимущественно на лечебный (60%) и педиатрический (26%) факультеты. Согласован Минздравом России был только допустимый предел в количестве 145 мест, что составило 45% от контрольных цифр приема, утвержденных для университета учредителем.
Следовательно, нужно просить Минздрав России увеличить контрольные цифры приема для ДВГМУ в 2013 году, прежде всего, на лечебный и педиатрические факультеты.
К сожалению, стало плохой традицией руководителей отрасли некоторых субъектов Федерации не выполнять план целевого набора по подбору кандидатов для поступления в вуз. Даже на выделенные вузом по запросу территории целевые места не всегда направляются абитуриенты в количестве, позволяющем выдержать конкурс свыше 1,2 на место. Это связано со слабой профориентационной работой среди населения, проводимой работниками отрасли и, прежде всего, руководящего состава системы здравоохранения в субъектах Федерации.
Существующий порядок формирования целевых направлений на подготовку будущих врачей оказывается во многом недостаточно эффективным, потому что руководители органов управления здравоохранения в регионах формируют целевой заказ без учета прогнозных показателей в кадрах, вследствие нередкого отсутствия обоснованной системы планирования кадрового обновления здравоохранения на период до 10 лет и далее, позволяющей работать на перспективу с учетом реальной длительности подготовки врача в вузе.
В ДВГМУ уже три года активно работает Центр содействия трудоустройству выпускников, в нем осуществляется обратная связь с работодателями, в том числе, посредством получения и анализа данных о прибытии выпускников на место и о качестве подготовки специалистов по разработанной нами специальной анкете.
В Центре выпускники получают сведения о наличии вакансий в ЛПУ субъектов Федерации, его сотрудники ежегодно устраивают встречи студентов с руководителями ЛПУ и органов управления здравоохранением из территорий ДФО. Для обеспечения трудоустройства будущих специалистов сотрудники центра организуют заключение выпускниками договоров с работодателями, гарантирующими предоставление рабочего места. Итоги этой работы приведены в таблице 2.
Кол-во выпускников | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
---|---|---|---|
Лечебное дело | 123 | 96 | 125 |
Педиатрия | 100 | 72 | 72 |
Стоматология | 72 | 92 | 77 |
Фармация | 33 | 47 | 42 |
Трудоустроено (получено согласие работодателя) | |||
Лечебное дело | 120 (98%) | 95 (99%) | 123 (98%) |
Педиатрия | 99 (99%) | 72 (100%) | 71 (98%) |
Стоматология | 72 (100%) | 90 (98%) | 76 (98%) |
Фармация | 33 (100%) | 46 (98%) | 42 (100%) |
Как видно из таблицы 2, практически все выпускники имеют гарантию трудоустройства после окончания университета.
Вместе с тем, не все молодые специалисты здравоохранения связывают свою будущую профессиональную жизнь с предлагаемыми условиями работы и даже по месту жительства. Весной 2012 года в нашем вузе было проведено анкетирование всех выпускников, результаты этой работы представлены в таблице 3.
№п/п | Планирование своей трудовой деятельности выпускниками вуза | Р ± m, % |
---|---|---|
1. | Работать в коммерческих медицинских учреждениях | 27,4±2,77 |
2. | Работать в региональных (краевых, областных) и федеральных ЛПУ субъектах ДФО | 22,8±2,61 |
3. | Уехать с Дальнего Востока России в ее центральные регионы и работать врачом | 20,1±2,49 |
4. | Вернуться по месту постоянного жительства и работать в ЛПУ муниципального уровня | 12,4±2,04 |
5. | Заниматься научной деятельностью после обучения в аспирантуре (ординатуре) | 8,1±1,70 |
6. | Уехать на постоянное место жительство за рубеж и работать врачом | 4,6±1,31 |
7. | Не планирую работать врачом | 2,7±1,01 |
8. | Затрудняюсь ответить | 1,5±0,77 |
9. | Не планирую работать вообще | 0,4±0,39 |
Как видно из данных таблицы 3, пятая часть выпускников хотела бы уехать и работать врачами в центральной части России, 4,6% - вообще за границу. Совсем немного выпускников (3,1%) не собираются работать по специальности или не будут работать вообще. Больше четверти выпускников (27,4%) собираются связать свою профессиональную деятельность с коммерческими ЛПУ, а четвертый - пятый выпускник (22,8%) мечтает работать в крупных стационарах. На долю лиц, собирающихся работать в первичном звене здравоохранения в родных местах, приходится всего 12,4% выпускников.
Полученные результаты анкетирования не могут не вызывать тревогу за будущее решение проблемы кадрового обеспечения отрасли здравоохранения в ДФО.
Приведенный недавно в Интернете сравнительный анализ конкурсов при поступлении в медицинские вузы Российской Федерации показал, что уровни конкурсов среди абитуриентов, подавших заявления в медицинские вузы Москвы и Санкт-Петербурга, в сравнении с показателями конкурсов в дальневосточных вузах различаются на порядок. Это является свидетельством общего вектора устремленности талантливой молодежи из региона Дальнего Востока в центральную часть России, большей притягательности столиц для реализации своего трудового и интеллектуального потенциала.
С целью сохранения молодежи на Дальнем Востоке России необходимо повышать привлекательность учебных заведений ДФО за счет:
- Улучшения их материально - технической базы, строительства новых студенческих общежитий, учебных корпусов, обеспечения современной научной и учебной аппаратурой, техникой.
- Увеличения контрольных цифр приема, в соответствии с потребностями субъектов Федерации региона.
- Повышения стипендий студентам и зарплаты преподавателям, выделения средств на обеспечение преподавателей жильем.
- Создания других условий для жителей ДФО, способных улучшить качество жизни населения региона и остановить его отток.
В 2012 году Правительством Хабаровского края было поддержано предложение ДВГМУ о создании медицинского научно-образовательного кластера, который позволит объединить усилия по подготовке медицинских кадров, улучшению качества их обучения и закреплению на рабочих местах в крае.
В настоящее время формируется рабочая группа по подготовке концепции и программы развития кластера для утверждения в Правительстве РФ и последующей реализации на территории края.
Заключение |
|
- Существующий дефицит медицинских кадров в регионе Дальнего Востока может в ближайшем будущем стать угрозой сохранения сбалансированной и достаточной системы здравоохранения, обеспечивающей государственные гарантии оказания медицинской помощи населению.
- Необходимо принятие радикальных мер, направленных на сохранение и увеличение кадрового потенциала отрасли, за счет увеличения подготовки специалистов здравоохранения в вузах ДФО и улучшения условий работы врачей на местах, способных привлечь молодых специалистов, не только проживающих в регионе, но из центральной части России.
Список литературы |
|
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»