2012 год № 4
Общие вопросы охраны здоровья населения
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
По определению Всемирной организации здравоохранения качество жизни - восприятие индивидом своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и заботами [3].
Термин "качество жизни" является понятием, фиксирующим интегральные характеристики человеческого существования. Специфика понятия "качество жизни" состоит в том, что оно включает в себя как объективные, так и субъективные индикаторы, характеризующие физическое, психическое и социальное благополучие, совокупность которых составляет здоровье (интегральный показатель, содержащий функциональные критерии: работоспособность, толерантность к физической нагрузке и другие); симптомы (признаки), связанные с каким - либо заболеванием, а также психическое состояние человека (депрессия возбуждение, тревога, социальная активность) [1, 2, 5].
При изучении качества жизни наибольшее значение принадлежит самому человеку, в котором отражаются и соотносятся объективные и субъективные факторы. К объективным критериям целесообразно отнести уровень питания, обеспечение медицинской помощью, образовательными услугами, а также степень чистоты окружающей среды, а к субъективным, - психологическое восприятие человеком себя в существующих обстоятельствах. Следовательно, качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу [4].
Цель исследования |
|
Изучение качества жизни студентов очного и заочного отделений фармацевтического факультета в период обучения в ДВМГУ и зависимость этого показателя от некоторых медико-социальных факторов.
Обсуждение результатов |
|
В качестве оптимального варианта для медицинских и социальных исследований качества жизни Всемирной организацией здравоохранения предложен общий опросник качества жизни, валидизированный для условий России - "КЖ - 100" [6].
На основе данного опросника нами была разработана анкета, вопросы которой касаются восприятия индивида различных аспектов своей жизни (физическая и психологическая сфера, социальные взаимоотношения, окружающая среда) и отражают субъективную оценку благополучия респондентов и их удовлетворенность условиями жизни.
С помощью опросника осуществляется оценка сфер качества жизни: физических, психологических функций, уровень независимости, социальные отношения, а также восприятие респондентом своего здоровья и качества жизни в целом.
В исследовании приняли участие студенты очного и заочного отделения фармацевтического факультета ДВГМУ в период с 2009-2011гг.
На первом этапе нашего исследования были проанкетированы 45 студентов заочного отделения (базовое образование - среднее специальное). Большинство респондентов женщины (98%), работающие фармацевтами в аптечных организациях частной формы собственности Дальневосточного федерального округа. Средний возраст опрошенных составил 38 лет.
Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (55%) оценивают качество собственной жизни как среднее и 45% как хорошее. Большой вклад в высокое качество жизни вносили хорошее взаимоотношение с окружающими, высокая самооценка, благоприятный эмоциональный фон, полноценный отдых и досуг, здоровая окружающая среда. Данные показатели респонденты отнесли к предельно важным для себя.
При этом своими личными отношениями удовлетворены 77% опрошенных, высокую уверенность в себе имеют только 48%, а 9% - в себе уверены слабо. Благоприятное эмоциональное состояние отмечено у 45 % респондентов, способны сильно наслаждаться жизнью 31%. Негативные чувства, такие как плохое настроение, отчаяние, тревога и депрессия довольно часто испытывают 41% опрошенных. Отмечено также, что оптимистично ощущают свое будущее только 45% студентов, не задумываются об этом - 40% и 15% оптимистичным видят его слабо. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство опрошенных (69%) не всегда в повседневной жизни чувствует себя безопасно.
Большинством респондентов (46%) отмечено, что свободного времени для отдыха и досуга у них действительно мало, а у 9% - его нет совсем.
В рамках шкалы, оценивающей окружающую среду, фармацевты высоко оценили домашнюю обстановку. Это связано как с удовлетворенностью условиями проживания, так и психологической обстановкой, которая позволяет сохранить достаточно высокую работоспособность. Так, сильно беспокоит усталость только 9% респондентов, проблема со сном имеются у 14% опрошенных.
В целом физическими характеристиками окружающей среды удовлетворены только 9% фармацевтов, что возможно связано с особенностями условий работы.
В ходе исследования было установлено, что фармацевтические работники высоко оценивали возможность обучения, самосовершенствования, получения новой информации. 65% респондентов оценили свою способность учиться и воспринимать новые знания как высокую, 85% респондентов вполне удовлетворены своими способностями, а 64% вполне удовлетворены имеющимися возможностями для приобретения новых умений и навыков.
В рамках шкалы физического здоровья было выявлено, что большинство респондентов оценивают состояние своего здоровья как в основном хорошее - 64%, а 5% считают его плохим. При этом для 94% опрошенных здоровье предельно важно и 23% не удовлетворены состоянием своего здоровья. В ходе исследования выяснилось, что 41% фармацевтов (а это большинство) считают, что получить качественную медицинскую помощь относительно трудно, 18% - предельно трудно и только 5% предельно легко.
На следующем этапе исследования проанкетированы 34 студента 4 курса фармацевтического факультета ДВГМУ. Наибольший процент респондентов - девушки (94 %), средний возраст - 21 год.
Оценивая свое качество жизни, большинство студентов (80%) охарактеризовало его как хорошее, еще 12% как среднее и лишь 8% как плохое.
Условиями проживания довольны половина опрошенных, еще 47% считают себя материально обеспеченными. Большинство студентов (65%) ощущают себя достаточно энергичными и удовлетворены этим количеством энергии. При этом высокий уровень утомления отметили у себя 30% опрошенных, 38% беспокоит усталость, у 18% имеются трудности со сном и столько же студентов отметили плохую концентрацию внимания.
Студенты высоко оценивали свои способности к запоминанию и воспроизведению новой информации (70 %). Полностью удовлетворены имеющимися возможностями для приобретения новых умений и навыков 32% опрошенных.
Отмечено, что лишь 18% студентов считают, что они недостаточно сильно наслаждаются жизнью. С оптимизмом смотрят в будущее 56% опрошенных. Уверенны в себе 65% респондентов, отмечают у себя наличие значимых недостатков во внешности лишь 6%. При этом для 70% студентов важно иметь положительную оценку себя.
Депрессивные чувства в той или иной степени беспокоят 56% респондентов, из них 9% предельно и относительно сильно. 9% студентов чувствуют себя обеспокоенными, а 12% одинокими. При этом 91% опрошенных удовлетворены поддержкой семьи, а 82% - поддержкой друзей. В целом своими личными взаимодействиями с людьми удовлетворены 68%. Для 50% важна поддержка окружающих.
Для 80% опрошенных важен досуг и отдых, а 74% студентов получают наслаждение от проведенного свободного времени.
Лишь половина респондентов отметили, что чувствуют себя безопасно в повседневной жизни. Здоровой окружающую среду считают только 20% студентов, а 45% не удовлетворены ее физическими характеристиками. При этом окружающая среда важна более чем для половины респондентов.
Оценивают свое здоровье как хорошее 65%, а в целом удовлетворены своим здоровьем 66%. При этом важность для себя данного аспекта отметили 76% студентов.
Важность получения необходимой медицинской помощи отметили 71%, при этом лишь 12% считают, что могут получить качественную медицинскую помощь.
Заключение |
|
При сравнительном анализе было выявлено, что студенты очного отделения в целом более высоко оценивают свое качество жизни, чем студенты-заочники. Когнитивная (рациональная) компонента субъективных индикаторов качества жизни показывает, что общая оценка удовлетворенностью жизнью у студентов очного отделения также выше, чем у студентов заочного отделения. Они демонстрируют достаточно высокие субъективные показатели практически по всем субсферам опросника "качества жизни", что свидетельствует о высоком уровне притязаний и оптимистичном видении своего будущего.
При оценке аффективной компоненты, представляющей собой баланс позитивного и негативного аффектов, установлено, что студенты-очники в большей степени проявляют позитивные аффекты, такие как ощущение счастья, социальной поддержки, личной компетенции. Ими высоко оценены возможность обучения и самосовершенствования, организация и достойное проведение досуга, они ощущают себя причастными ко всем аспектам общественной жизни. Тогда как негативный аффект более характерен для студентов-заочников, что выражается в ощущениях тревожности, депрессии, стресса. Качество жизни фармацевтов снижают такие факторы, как неуверенность в себе, тревога за будущее, что возможно связано с отсутствием высшего образования, а также опасения за собственное здоровье и влияние на него окружающей среды, что объясняется особыми условиями труда.
Необходимо отметить, что большинство респондентов и очного, и заочного отделений отнесли здоровье к предельно важным для себя показателям, а удовлетворены им чуть более половины опрошенных. Данные исследования свидетельствуют о том, что постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда, отдыха и питания студентов приводят к срыву процесса адаптации, развитию заболеваний (различные психосоматические расстройства), снижению качества жизни.
Таким образом, по концептуальной психологической модели качество жизни - это многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений.
Состояние здоровья и качество жизни студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи как приоритетную медико-социальную проблему.
Список литературы |
|
- 1. Гурылева, М.Э. Оценка качества жизни фармацевтических работников /М.Э.Гурылева, А.Р.Уразманов // Журнал "Новая аптека". - Москва. - 2008. - С.25-29.
- 2. Ушаков, И.Б. Современные проблемы качества жизни студентов /И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. - 2007. - № 2. - С. 56-58.
- 3. Ковынева, О.А. Структура качества жизни и факторы его повышения /О.А. Ковынева // Экономика здравоохранения. - 2009. - № 8. - С. 48-50.
- 4. Татькова, А.Ю. К вопросу о методике качества жизни, обусловленного здоровьем /А.Ю. Татькова, С.М. Чечельницкая, А.Г. Румянцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 6. - С. 46-51.
- 5. Агаджанян, Н. А. Проблема здоровья студентов и перспектива развития / Н. А. Агаджанян, В. В. Пономарева, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всероссийской научной конф. - М., 1995. - C. 5-9.
- 6. Опросник ВОЗ "Качество жизни-100".
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Цель исследования | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»