ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2012 год № 4

Общие вопросы охраны здоровья населения


УДК 378.17.062:314:330:12]:378.661(571.62)
О.В. Ковнер, Е.А. Медвецкая
Качество жизни студентов фармацевтического факультета ДВГМУ: медико - социальные аспекты
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: О.В. Ковнер e-mail: okovner@bk.ru
Резюме:
Представлены результаты исследования качества жизни студентов фармацевтического факультета в зависимости от некоторых медико - социальных факторов. Изучение качества жизни студентов проводили с помощью стандартизованного психометрического метода по опроснику оценки качества жизни. Студенты очного отделения в целом более высоко оценивают свое качество жизни, чем студенты-заочники. К факторам, снижающим качество жизни, относятся постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда, отдыха и питания. Состояние здоровья и качество жизни студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов.
Ключевые слова:
здоровье, качество жизни, студенты фармацевтического факультета, исследование, медико - социальные факторы

O.V. Kovner, E.A. Medvedskaya
The quality of life of pharmaceutical students of FESMU: medico-social aspects
Far East state medical university, Khabarovsk
Summary:
The results of studies of quality of life of pharmaceutical students according to some medical - social factors. The study of the quality of life of the students was carried out using standardized psychometric questionnaire method to assess the quality of life. Full-time students are generally more highly rated their quality of life than external students. Permanent mental and psycho-emotional stress, frequent violations of labor, rest and nutrition lead to disease, decreased quality of life. Health and quality of life of the students should be viewed as an indicator of the quality of training.
Key words:
health, quality of life, pharmaceutical students, study, medical - social factors
Введение

По определению Всемирной организации здравоохранения качество жизни - восприятие индивидом своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и заботами [3].

Термин "качество жизни" является понятием, фиксирующим интегральные характеристики человеческого существования. Специфика понятия "качество жизни" состоит в том, что оно включает в себя как объективные, так и субъективные индикаторы, характеризующие физическое, психическое и социальное благополучие, совокупность которых составляет здоровье (интегральный показатель, содержащий функциональные критерии: работоспособность, толерантность к физической нагрузке и другие); симптомы (признаки), связанные с каким - либо заболеванием, а также психическое состояние человека (депрессия возбуждение, тревога, социальная активность) [1, 2, 5].

При изучении качества жизни наибольшее значение принадлежит самому человеку, в котором отражаются и соотносятся объективные и субъективные факторы. К объективным критериям целесообразно отнести уровень питания, обеспечение медицинской помощью, образовательными услугами, а также степень чистоты окружающей среды, а к субъективным, - психологическое восприятие человеком себя в существующих обстоятельствах. Следовательно, качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу [4].

 
Цель исследования

Изучение качества жизни студентов очного и заочного отделений фармацевтического факультета в период обучения в ДВМГУ и зависимость этого показателя от некоторых медико-социальных факторов.

 
Обсуждение результатов

В качестве оптимального варианта для медицинских и социальных исследований качества жизни Всемирной организацией здравоохранения предложен общий опросник качества жизни, валидизированный для условий России - "КЖ - 100" [6].

На основе данного опросника нами была разработана анкета, вопросы которой касаются восприятия индивида различных аспектов своей жизни (физическая и психологическая сфера, социальные взаимоотношения, окружающая среда) и отражают субъективную оценку благополучия респондентов и их удовлетворенность условиями жизни.

С помощью опросника осуществляется оценка сфер качества жизни: физических, психологических функций, уровень независимости, социальные отношения, а также восприятие респондентом своего здоровья и качества жизни в целом.

В исследовании приняли участие студенты очного и заочного отделения фармацевтического факультета ДВГМУ в период с 2009-2011гг.

На первом этапе нашего исследования были проанкетированы 45 студентов заочного отделения (базовое образование - среднее специальное). Большинство респондентов женщины (98%), работающие фармацевтами в аптечных организациях частной формы собственности Дальневосточного федерального округа. Средний возраст опрошенных составил 38 лет.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (55%) оценивают качество собственной жизни как среднее и 45% как хорошее. Большой вклад в высокое качество жизни вносили хорошее взаимоотношение с окружающими, высокая самооценка, благоприятный эмоциональный фон, полноценный отдых и досуг, здоровая окружающая среда. Данные показатели респонденты отнесли к предельно важным для себя.

При этом своими личными отношениями удовлетворены 77% опрошенных, высокую уверенность в себе имеют только 48%, а 9% - в себе уверены слабо. Благоприятное эмоциональное состояние отмечено у 45 % респондентов, способны сильно наслаждаться жизнью 31%. Негативные чувства, такие как плохое настроение, отчаяние, тревога и депрессия довольно часто испытывают 41% опрошенных. Отмечено также, что оптимистично ощущают свое будущее только 45% студентов, не задумываются об этом - 40% и 15% оптимистичным видят его слабо. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство опрошенных (69%) не всегда в повседневной жизни чувствует себя безопасно.

Большинством респондентов (46%) отмечено, что свободного времени для отдыха и досуга у них действительно мало, а у 9% - его нет совсем.

В рамках шкалы, оценивающей окружающую среду, фармацевты высоко оценили домашнюю обстановку. Это связано как с удовлетворенностью условиями проживания, так и психологической обстановкой, которая позволяет сохранить достаточно высокую работоспособность. Так, сильно беспокоит усталость только 9% респондентов, проблема со сном имеются у 14% опрошенных.

В целом физическими характеристиками окружающей среды удовлетворены только 9% фармацевтов, что возможно связано с особенностями условий работы.

В ходе исследования было установлено, что фармацевтические работники высоко оценивали возможность обучения, самосовершенствования, получения новой информации. 65% респондентов оценили свою способность учиться и воспринимать новые знания как высокую, 85% респондентов вполне удовлетворены своими способностями, а 64% вполне удовлетворены имеющимися возможностями для приобретения новых умений и навыков.

В рамках шкалы физического здоровья было выявлено, что большинство респондентов оценивают состояние своего здоровья как в основном хорошее - 64%, а 5% считают его плохим. При этом для 94% опрошенных здоровье предельно важно и 23% не удовлетворены состоянием своего здоровья. В ходе исследования выяснилось, что 41% фармацевтов (а это большинство) считают, что получить качественную медицинскую помощь относительно трудно, 18% - предельно трудно и только 5% предельно легко.

На следующем этапе исследования проанкетированы 34 студента 4 курса фармацевтического факультета ДВГМУ. Наибольший процент респондентов - девушки (94 %), средний возраст - 21 год.

Оценивая свое качество жизни, большинство студентов (80%) охарактеризовало его как хорошее, еще 12% как среднее и лишь 8% как плохое.

Условиями проживания довольны половина опрошенных, еще 47% считают себя материально обеспеченными. Большинство студентов (65%) ощущают себя достаточно энергичными и удовлетворены этим количеством энергии. При этом высокий уровень утомления отметили у себя 30% опрошенных, 38% беспокоит усталость, у 18% имеются трудности со сном и столько же студентов отметили плохую концентрацию внимания.

Студенты высоко оценивали свои способности к запоминанию и воспроизведению новой информации (70 %). Полностью удовлетворены имеющимися возможностями для приобретения новых умений и навыков 32% опрошенных.

Отмечено, что лишь 18% студентов считают, что они недостаточно сильно наслаждаются жизнью. С оптимизмом смотрят в будущее 56% опрошенных. Уверенны в себе 65% респондентов, отмечают у себя наличие значимых недостатков во внешности лишь 6%. При этом для 70% студентов важно иметь положительную оценку себя.

Депрессивные чувства в той или иной степени беспокоят 56% респондентов, из них 9% предельно и относительно сильно. 9% студентов чувствуют себя обеспокоенными, а 12% одинокими. При этом 91% опрошенных удовлетворены поддержкой семьи, а 82% - поддержкой друзей. В целом своими личными взаимодействиями с людьми удовлетворены 68%. Для 50% важна поддержка окружающих.

Для 80% опрошенных важен досуг и отдых, а 74% студентов получают наслаждение от проведенного свободного времени.

Лишь половина респондентов отметили, что чувствуют себя безопасно в повседневной жизни. Здоровой окружающую среду считают только 20% студентов, а 45% не удовлетворены ее физическими характеристиками. При этом окружающая среда важна более чем для половины респондентов.

Оценивают свое здоровье как хорошее 65%, а в целом удовлетворены своим здоровьем 66%. При этом важность для себя данного аспекта отметили 76% студентов.

Важность получения необходимой медицинской помощи отметили 71%, при этом лишь 12% считают, что могут получить качественную медицинскую помощь.

 
Заключение

При сравнительном анализе было выявлено, что студенты очного отделения в целом более высоко оценивают свое качество жизни, чем студенты-заочники. Когнитивная (рациональная) компонента субъективных индикаторов качества жизни показывает, что общая оценка удовлетворенностью жизнью у студентов очного отделения также выше, чем у студентов заочного отделения. Они демонстрируют достаточно высокие субъективные показатели практически по всем субсферам опросника "качества жизни", что свидетельствует о высоком уровне притязаний и оптимистичном видении своего будущего.

При оценке аффективной компоненты, представляющей собой баланс позитивного и негативного аффектов, установлено, что студенты-очники в большей степени проявляют позитивные аффекты, такие как ощущение счастья, социальной поддержки, личной компетенции. Ими высоко оценены возможность обучения и самосовершенствования, организация и достойное проведение досуга, они ощущают себя причастными ко всем аспектам общественной жизни. Тогда как негативный аффект более характерен для студентов-заочников, что выражается в ощущениях тревожности, депрессии, стресса. Качество жизни фармацевтов снижают такие факторы, как неуверенность в себе, тревога за будущее, что возможно связано с отсутствием высшего образования, а также опасения за собственное здоровье и влияние на него окружающей среды, что объясняется особыми условиями труда.

Необходимо отметить, что большинство респондентов и очного, и заочного отделений отнесли здоровье к предельно важным для себя показателям, а удовлетворены им чуть более половины опрошенных. Данные исследования свидетельствуют о том, что постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда, отдыха и питания студентов приводят к срыву процесса адаптации, развитию заболеваний (различные психосоматические расстройства), снижению качества жизни.

Таким образом, по концептуальной психологической модели качество жизни - это многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений.

Состояние здоровья и качество жизни студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи как приоритетную медико-социальную проблему.

 
Список литературы
 
  1. 1. Гурылева, М.Э. Оценка качества жизни фармацевтических работников /М.Э.Гурылева, А.Р.Уразманов // Журнал "Новая аптека". - Москва. - 2008. - С.25-29.
  2. 2. Ушаков, И.Б. Современные проблемы качества жизни студентов /И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. - 2007. - № 2. - С. 56-58.
  3. 3. Ковынева, О.А. Структура качества жизни и факторы его повышения /О.А. Ковынева // Экономика здравоохранения. - 2009. - № 8. - С. 48-50.
  4. 4. Татькова, А.Ю. К вопросу о методике качества жизни, обусловленного здоровьем /А.Ю. Татькова, С.М. Чечельницкая, А.Г. Румянцев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 6. - С. 46-51.
  5. 5. Агаджанян, Н. А. Проблема здоровья студентов и перспектива развития / Н. А. Агаджанян, В. В. Пономарева, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всероссийской научной конф. - М., 1995. - C. 5-9.
  6. 6. Опросник ВОЗ "Качество жизни-100".