2013 год № 1
Экономика и финансы здравоохранения
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
![]() |
![]() |
Приоритетными направлениями деятельности медико-санитарных частей Министерства внутренних дел и управления внутренних дел в субъектах Российской Федерации являются мониторинг состояния здоровья сотрудников, несущих службу в особых условиях, организация медико-психологического сопровождения и реабилитационных программ [6, 7, 8, 9, 10]. Необходимыми условиями эффективности мероприятий по медико-психологической профилактике и реабилитации являются их комплексность, адресность, индивидуальный подход и доступность, формирующие определенные особенности в подходах к лечению и реабилитации участников боевых действий [5]. Данная категория лиц подлежит динамическому наблюдению в условиях профильных лечебных учреждений ведомственного здравоохранения. В последние десятилетия в системе ведомственного здравоохранения сложилась неблагоприятная обстановка, связанная с недостаточной нормативно-правовой регламентацией медицинской деятельности, длительным недофинансированием и как следствие - катастрофическое состояние материально-технической базы, низкая мотивация кадров к качественному труду, структурные диспропорции отрасли [2]. Сочетание особенностей профессиональной деятельности и общих неблагоприятных условий усложняет задачу по охране здоровья сотрудников ОВД [3].
Целью настоящего исследования явилось проведение финансово-экономического анализа медицинской службы органов внутренних дел на территории Забайкальского края.
Материалы и методы |
![]() |
![]() |
Исследование проведено на базе Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю" и предполагало изучение состояния финансовых ресурсов за период 2007-2011гг. путем выкопировки данных из утвержденных отраслевых статистических финансовых форм с использованием санитарно-статистического, экономического и аналитического методов.
Обсуждение результатов |
![]() |
![]() |
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю" представлено: госпиталем на 100 коек, поликлиникой на 150 посещений в смену, военно-врачебной комиссией, центром психофизиологической диагностики, центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора, медицинской частью по обслуживанию Читинского суворовского военного училища МВД России. На территории Забайкальского края сотрудникам МВД, членам их семей, а так же пенсионерам и контингенту прикреплённому на обслуживание, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Забайкальскому краю" оказывает первичную медико-санитарную, включая первичную медико-санитарную специализированную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также медицинскую реабилитацию. Безусловно, что на сотрудников ОВД помимо специфики профессиональной деятельности воздействуют и общие внешне средовые факторы и социальные условия жизни, неблагоприятно отражающиеся на показателях здоровья граждан России [1, 4].
Источниками финансирования медицинской службы органов внутренних дел Забайкальского края являются: федеральный бюджет, средства ОМС, а также доходы от платных медицинских услуг. Совокупный объем финансовых средств в ведомственном здравоохранении региона за период 2007-2011 гг. возрос на 94%, с 66 517,2 тыс. до 129 346,8 тыс. рублей за счет всех источников. Среди всех источников преобладали средства федерального бюджета, составляющие в общем объеме финансирования в 2007 и в 2008гг. 81%, в 2009 и в 2010гг .- 77%, и в 2011г. - 79%.
Источники финансирования | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|
Федеральный бюджет | 54044,8 | 67362,4 | 85203,4 | 86958,6 | 102842,6 |
Средства ОМС | 11494,7 | 13812,4 | 23179,6 | 23208,6 | 23304,6 |
Платные медицинские услуги | 977,7 | 1569,6 | 1799,4 | 2307,9 | 3199,6 |
Итого | 66517,2 | 82744,4 | 110182,4 | 112475,1 | 129346,8 |
Средства обязательного медицинского страхования за анализируемый период в общей структуре финансирования сохранялись на одном уровне: 17,2% в 2007г; 18 % в 2011г, при этом объем финансовых средств из системы обязательного медицинского страхования также увеличился в 2 раза. Доходы от платных медицинских услуг также возросли с 977,7 тыс. рублей в 2007году до 3199,6 в 2011году, т.е. в 3,3 раза. При этом, доля финансовых средств от платных медицинских услуг в совокупных денежных поступлениях составляла в 2007г. - 1,5%, в 2008г. - 1,9%, в 2009г. - 1,6%, в 2010г. - 2,1%, в 2011г. - 2,4%.
Нами проведен экономический анализ структуры основных расходов на медицинскую помощь прикрепленному контингенту за период 2003-2007 гг. В результате проведенного анализа выявлено, что за весь анализируемый период структура расходов из совокупных источников финансирования оставалась стабильной. Более половины средств расходовалось на оплату труда с начислениями. На втором месте находились расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы. Третье и четвертое место занимали расходы на капитальные вложения и прочие расходы (транспортные услуги и услуги связи, арендная плата, услуги, связанные с содержанием имущества, а также социальное обеспечение). Расходы на коммунальные услуги находились на пятом ранговом месте в структуре всех расходов.
Расходы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тыс. руб. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу | |
Всего расходов на здравоохранение, в том числе на: | 47505,6 | 100 | 58070,9 | 100 | 72381,6 | 100 | 72267,6 | 100 | 87520,9 | 100 |
оплату труда, включая начисления на фонд оплаты труда | 38525,0 | 81,4 | 50022,5 | 86 | 62776,0 | 87,6 | 62376,0 | 86,3 | 74793,0 | 85 |
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы | 2005,0 | 4,2 | 1633,0 | 2,8 | 2 306,0 | 3,2 | 1807,0 | 2,5 | 2370,0 | 2,7 |
мягкий инвентарь и обмундирование | 205,6 | 0,4 | 112,4 | 0,2 | 19,5 | 0,03 | 43,0 | 0,06 | 96,9 | 0,1 |
продукты питания | 2700,0 | 5,7 | 1035,0 | 1,8 | 2 242,0 | 3,1 | 3695,0 | 5,1 | 4064,0 | 4,6 |
оплату коммунальных услуг | 2650,0 | 5,6 | 2668,0 | 4,6 | 2638,1 | 3,6 | 2901,0 | 4,5 | 3662,0 | 4,2 |
капитальные вложения в основные фонды | 1270,0 | 2,7 | 1700,0 | 2,9 | 1750,0 | 2,4 | 1100,0 | 1,5 | 1850,0 | 2,1 |
Анализ структуры основных расходов определил третье ранговое место расходования финансовых средств на капитальные вложения в основные фонды. При этом большое внимание уделялось совершенствованию материально- технической базы медицинской службы, включая обеспечение медицинским оборудованием, а также содержание зданий и сооружений как основе обеспечения качества и безопасности оказываемой медицинской помощи. Средства консолидированного бюджета расходовались в том числе и на проведение текущих и капитальных ремонтов в течение всего анализируемого периода. Отмечен рост финансовых расходов на текущие и капитальные ремонты с 1242,6 тыс. с 2007 году до 2986,5 тыс. рублей в 2011, в 2,4 раза за анализируемый период.
В современных условиях актуализируются вопросы экономической эффективности амортизации медицинского оборудования. В связи с этим, целесообразно проведение мониторинга использования материально-технических ресурсов с целью получения максимального экономического эффекта при минимизации убытков и окупаемости затрат [2]. Приобретение медицинского оборудования осуществлялось путем централизованных поставок и децентрализованных закупок, по территориальному принципу. Доля последних возрастала в совокупных расходах на медицинское оборудование в течение анализируемого периода. Всего на приобретение медицинского оборудования расходовано 29 649 тыс. рублей, из них 87% согласно плану централизованных поставок из УМСЗ ДТ МВД России: комплекс рентгеновский диагностический телеуправляемый "Телемедикс Р-АМИКО" стоимостью 11 000 00 тыс. рублей, лабораторный комплекс стоимостью 4 500 000 тыс. рублей и рентгеновский диагностический КРД-ОКО на 2 рабочих места стоимостью 10 558 200 тыс. рублей
Таким образом, за период 2007-2011гг. путем централизованных поставок получена дорогостоящая медицинская техника для проведения высокотехнологичных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, влияющая на качество проведения и их результаты.
Расходы на приобретение медицинского оборудования децентрализованным методом в течение анализируемого не имеют определенной тенденции. Для определения тенденции изменения показателя построен динамический ряд с расчетом скользящей средней величины, позволяющей достоверно установить увеличение расходов за анализируемый период, представленный в Табл. 3.
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|
Число единиц оборудования | 8 | 10 | 14 | 3 | 6 | 14 |
Расходы финансовых средств в тыс. рублей | 150,0 | 900,0 | 897,0 | 244,0 | 1958,0 | 3850,0 |
Скользящая средняя | 649,0 | 680,0 | 1042,0 | 2017,3 | ||
Темп прироста (%) | 500 | -0,33 | -72,8 | 702,4 | 96,6 |
Наряду с изучением оснащенности оборудованием организаций медицинского обеспечения органов внутренних дел, проведен анализ физического износа, что позволяет сделать вывод об эффективности использования медицинской техники и адекватного планирования её приобретения.
Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|
Стоимость медицинского оборудования (тыс. рублей) | 8940,0 | 13952,2 | 24429,0 | 24666,5 | 35461,6 |
Износ (тыс. рублей) | 6989,0 | 8276,0 | 9400,8 | 11887,6 | 14453,8 |
Износ в % | 78 | 59 | 38 | 48 | 41 |
m= ± 0,43 | m= ±0,41 | m= ± 0,31 | m= ± 0,32 | m= ± 0,29 |
На фоне нестабильного оснащения учреждений медицинской службы УВД по Забайкальскому краю за период 2007-2011гг. имеет место высокий уровень износа медицинского оборудования в целом по службе, что несомненно влияет на эффективность её эксплуатации и требует коррекции планирования оснащения как за счет централизованных поставок, так и путем децентрализованного приобретения с привлечением внебюджетных дополнительных источников финансирования.
Заключение |
![]() |
![]() |
Таким образом, результаты финансово-экономического анализа за период 2007-2011 гг. выявили основной источник финансирования - средства федерального бюджета, существенно повлиявшие на общие объемы финансирования, размер которых возрос в два раза за исследуемый период. Также увеличились средства обязательного медицинского страхования и доходы от платных медицинских услуг, доля которых в совокупном объеме финансирования оставалась стабильной невысокой на протяжении всего периода наблюдения. В связи с вышеизложенным, выявлены резервы системы финансирования, связанные в первую очередь с развитием дополнительных медицинских и реабилитационных услуг к программам обязательного медицинского страхования, обеспечения их привлекательности для населения региона, что сформирует дополнительный источник финансирования за счет внебюджетных поступлений. Это в свою очередь повлияет на структуру расходов, представленную за анализируемый период наибольшим удельным весом расходов на оплату труда с начислениями, что ограничивает возможности укрепления материально-технической базы медицинских организаций.
Список литературы |
![]() |
1. Аналитический обзор деятельности центров психофизиологической диагностики медико-санитарных частей МВД России по субъектам Российской Федерации по итогам 2011 г. - 13 апр. 2012 г., № 22/29/ЦЧ/ЦПД-1873.
2. Аудит эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации / под ред. В.П. Горегляда. - М. : ГЭОТАР-Медиа. - 2006. - 240 с.
3. Вялков А.И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения / А.И. Вялков // Главный врач. - 2005. - № 2. - С. 16-20.
4. Деятельность медико-санитарных частей органов внутренних дел Российской Федерации по организации внеплановых медицинских осмотров (обследований) и медико-психологической реабилитации сотрудников, принимавших участие в контртеррористических мероприятиях в северокавказском регионе Российской Федерации в 2007 году: аналитическая справка / Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Е.Л. Усольцева, А.И. Ермачков. - Москва, 2008. - 14 с. - № 22/29/ЦДП-1688.
5. Дитрих И.И. Особенности организации реабилитационной работы с сотрудниками ОВД [Электронный ресурс] / И.И. Дитрих, Т.В. Михайлова // Электронная библиотека института психотерапии и клинической психологии. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=603. Дата обращения: 06.08.2012.
6. Марьин М.И. Проведение медико-психологической реабилитации сотрудников ОМОН, принимавших участие в выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе и особых условиях : методические рекомендации / М.И. Марьин, Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Л.А. Шилова. - М., 2004. - 63 с.
7. Морозов Д.В. Реализация концепции медико-социальной реабилитации сотрудников правоохранительных органов, пострадавших при исполнении служебных обязанностей / Д.В. Морозов, С.В. Марков, Ю.В. Черний, О.В. Зыков, К.И. Лысенко, А.И. Паневин, А.И. Долбинин // Медицинский вестник МВД. - 2011. - № 3. - С. 2-4.
8. Об утверждении Комплексной программы медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 30 апр. 2004 г. № 273 // Информационная система "Кодекс". - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901905352.
9. Сабанин Ю.В. Основные принципы существующей системы медико-психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России и дальнейшее направление её совершенствования / Ю.В. Сабанин, А.Д. Фесюн, Р.Ю. Кореняк // Медицинский вестник МВД. - 2011. - № 1. - С. 2-5.
10. Фисун А.Я. Совершенствование медицинской реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (в контексте реализуемой федеральной целевой программы) / А.Я. Фисун [и др.] // Военно-медицинский журнал. - 2008. - № 7. - С. 4-5.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»