ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2013 год № 4

Управление качеством медицинской помощи


УДК 614.1 : 330.123.6 : 35.086 ]. 001.8
Н.А. Капитоненко, Ю.В. Кирик, Н.В. Садко
Актуальные вопросы формирования независимой оценки качества работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Н.А. Капитоненко, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с предстоящей независимой оценкой качества работы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2013 г. № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики", Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 286 "Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающие социальные услуги", Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.10.2013 г. № 810а "Об организации работы по формированию независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения", утвердивший ее порядок и методику. Рассматривается роль общественных советов для ее проведения и определения рейтинга учреждения по определенным показателям ориентированных на потребителя медицинских услуг. Обсуждаются вопросы, связанные с подготовительными мероприятиями, которые должны проводиться в каждом лечебно-профилактическом учреждении, повышения ответственности руководителей за конечные результаты деятельности ЛПУ, а также проблемы связанные с независимой оценкой, которая приобретает особую значимость в нарастающей конкуренции среди медицинских учреждений. Рассматриваются полномочия общественного совета, органов исполнительной власти разных уровней, организаций.
Ключевые слова:
независимая оценка, качество работы, лечебные учреждения, социальные услуги, методика, правила, рейтинг, руководитель, потребитель, общественные организации, конкуренция, анкета, показатели, эффективность, врачи, риски, медицинская услуга

N.A. Kapitonenko, Yu.V.Kirik, N.V. Sadko
Actual questions of independent evaluation quality of state and municipal healthcare
Far East state medical university, Khabarovsk
Summary:
The article discusses issues related to the upcoming independent evaluation of the quality of state and municipal healthcare in accordance with Presidential Decree 597 of 07.05.2013 "On measures for implementation of state social policy", Government Decree of 30.03.2013, "The rules of formation of an independent assessment of quality of work organizations, social service providers", order MoH from 31.10.2013, № 810a "On the organization of work on the formation of an independent assessment of the quality of government (municipal ) institutions providing health services" that approved its procedure and technique. Examines the role of community councils for its performance and rating agencies to certain indicators of consumer-oriented health care provider. Discusses questions related to the preparatory activities to be carried out in each health care setting, increasing managerial responsibility for the final results of medical organization, as well as problems related to the independent evaluation, which is particularly significant in the growing competition among medical institutions. Considered the authority of the public council, the executive bodies of different levels of organizations.
Key words:
independent evaluation of the quality of work, hospitals, social services, methods, rules, rating, manager, user, public organizations, competition, profile, performance, efficiency, doctors, risks, medical services
Введение

В целях реализации подпункта "к" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительство Российской Федерации от 30.03.2013 г. № 286г. утвердило Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Они определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов (далее - общественное мнение) в целях повышения качества работы этих организаций. Под организациями, оказывающими социальные услуги, понимаются государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие услуги населению в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания.

 
Обсуждение результатов

Вводимая в России независимая система оценки качества работы организаций предусматривает обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме, формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

В целях обеспечения проведения оценки качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя:

а) осуществляют изучение общественного мнения, результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, полученных от общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов;

б) образовывают общественные советы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами соответственно.

Общественные советы наделяются правами:

а) формирования перечня организаций для проведения оценки качества их работы на основе изучения результатов общественного мнения;

б) определять критерии эффективности работы организаций, которые характеризуют:

  1. открытость и доступность информации об организации;
  2. комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
  3. время ожидания в очереди при получении услуги;
  4. доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации;
  5. долю получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации;
  6. устанавливать порядок оценки качества работы организации на основании определенных критериев эффективности работы организаций
  7. организовывать работу по выявлению, обобщению и анализу общественного мнения и рейтингов о качестве работы организаций, в том числе сформированных общественными организациями, профессиональными сообществами и иными экспертами;
  8. направлять в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
  • информацию о результатах оценки качества работы организаций;
  • предложения об улучшении качества работы, а также об организации доступа к информации, необходимой для лиц, обратившихся за предоставлением услуг.

В целях улучшения качества работы организаций органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя направляют организациям предложения об улучшении качества их работы, подготовленные, с учетом изучения результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности, а также предложений общественных советов. Учитывают информацию о выполнении разработанных организациями планов мероприятий по улучшению качества работы организаций при оценке эффективности работы их руководителей.

Что касается организаций, то им надлежит разработать на основе предложений, планы улучшения качества работы по согласованию с органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя. Разместить планы мероприятий по улучшению качества работы организации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечить их выполнение.

Своим Приказом от 31.10.2013 г. № 810а "Об организации работы по формированию независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения" [3] Министерство здравоохранения РФ утвердило порядок и методику ее проведения в лечебно-профилактических учреждениях.

Введение института независимой оценки качества работы медицинских учреждений, уже началось в субъектах РФ. Так, в Хабаровском крае Распоряжением министра здравоохранения от 28.11.2012 г. № 1757-р создан общественный совет при министерстве [4]. В состав совета вошли семнадцать представителей общественных организаций врачей, пациентов, общественной палаты, профсоюзов, учебных медицинских заведений, священнослужителей. Этим же нормативно-правовым актом утверждено Положение о работе совета.

Для лечебно-профилактических учреждений введение института дополнительного внешнего контроля не является чем - то новым. До принятия этих документов существует система контроля качества медицинской помощи, медико-экономический контроль, осуществляемый со стороны экспертов страховых медицинских организаций, территориальных фондов ОМС, работников управлений Росздравнадзора. В нынешнем виде государство стремиться сделать эту систему контроля более открытой для потребителя медицинских услуг, повысить их качество, за счет включения механизмов общественной оценки результатов деятельности лечебных учреждений. Правительство определило их ежегодный регламент.

Проводя анализ принятых нормативно-правовых документов по независимой оценке деятельности организаций, следует отметить, что из предложенных методик пока нет полной ясности, кто будет осуществлять анализ деятельности учреждений, т.е. организация - оператор, определяемая общественным советом. Организация должна быть готова на осуществление этого вида деятельности, иметь специалистов профессионально занимающимися вопросами социологии, организации здравоохранения и медицинского права для проведения анализа нормативно-правовых актов, способной к выработке предложений по совершенствованию качества оказываемых медицинских услуг для медицинских учреждений, а также формирования предложения для общественного совета по определению их рейтинга. Данную роль могут выполнять кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинских университетов и академий, но справиться с таким объемом работ проблематично. В то же время, они могут привлекаться организациями-операторами на договорной основе.

В предлагаемой методике выделены только два типа лечебных учреждений, а именно стационар и амбулаторно-поликлинические учреждения. Нет разбивки на лечебные учреждения: городские, районные, специализированных видов помощи. Нет в методике учета проблем, которые зачастую связаны с укомплектованностью ЛПУ врачебным и средним персоналом, и которая в известной степени влияет на доступность и качество медицинской помощи. Разная оснащенность необходимым медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений и соответственно их возможности по предоставлению медицинских услуг. Как это будет учитываться при определении итогового рейтинга лечебного учреждения. Дифференцированный подход, с учетом территориального размещения учреждения, должен учитываться общественным советом. Предполагается, что контроль, за организацией - оператором, при выполнении работ по оценке будет осуществлять общественный совет. Сложно представить, когда сеть учреждений, которую следует оценить, составляет больше сотни. В то же время, определение рейтинга и его публичное представление, а также выводы по улучшению качества работы медицинских учреждений будут иметь далеко идущие последствия для медицинского учреждения в условиях возрастающей конкуренции, выводов, которые могут быть сделаны учредителем в отношении руководителя при выявлении определенных недостатков и низкого рейтинга. Нормативные акты предусматривают обязательность независимой оценки только для государственных (муниципальных) учреждений, а ЛПУ других форм собственности на добровольной основе. В условиях существующей конкуренции между учреждениями здравоохранения это ставит ЛПУ различных типов в неравные условия.

Отсутствует механизм обжалования со стороны ЛПУ результатов оценки представленной в общественный совет организацией - оператором и в частности опросов в случае не согласия. Данные вопросы в методическом обеспечении независимой оценке деятельности государственных учреждений не представлены. Многие обозначенные вопросы, связанные с порядком работы отнесены общественным советам для их решения.

 
Заключение

Приступая к выполнению Постановления Правительства РФ, Приказа МЗ РФ, субъектам РФ следует учесть все риски и проблемы, в части регламента и методологии проведения независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения. Вводимое государством нововведение требует от организаторов всех уровней продуманного и взвешенного подхода, чтобы снизить обозначенные риски и получить ожидаемый эффект совершенствовании оказания медицинской помощи населению. Лечебным учреждениям в соответствии с Приказом необходимо спланировать подготовку к проведению общественного независимого аудита своей деятельности.

 
Список литературы
 
  1. 1. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 // СПС "Консультант Плюс"
  2. 2. Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги: постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 286 // СПС "Консультант Плюс"
  3. 3. Об организации работы по формированию независимой оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения: приказ Министерства здравоохранения от 31.10.2013 г. № 810а // СПС "Консультант Плюс"
  4. 4. О создании общественного совета при министерстве здравоохранения Хабаровского края: распоряжение Министерства здравоохранения Хабаровского края от 28.11.2013 г. № 1757-р // СПС "Консультант Плюс"