2013 год № 4
Обзоры литературы
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
История медицины, как предмет преподавания, в настоящее время в России переживает попытку реформирования: от описания непрерывной череды побед и достижений, великих открытий и биографий великий врачей, т.н. "героической" истории медицины, к социальной истории медицины, изучающий социальный контекст медицинской науки и практики, взаимоотношения врачей и пациентов, взгляд на медицину "снизу" (т.е. со стороны пациентов).
Данное учебное пособие, составленное преподавателями кафедры истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, задумывалось авторами не как замена учебнику по истории медицины, а как вспомогательные материалы, расширяющие кругозор студентов-медиков и помогающие вписать медицину в общекультурный контекст [1].
Обсуждение
|
|
В нашей стране среди преподавателей истории медицины большую популярность получила хрестоматия по истории медицины, составленная и изданная Э.Д. Грибановым в 1960-х гг. [9]. В то издание вошли произведения и выдержки из трудов многих выдающихся отечественных медиков XVIII-XX вв., всего 30 авторов. Необходимо отметить, что хрестоматия Э.Д. Грибанова была создана в эпоху, когда задачами преподавания истории медицины были: освоение исторического метода мышления, как части диалектического метода; прослеживание магистральных путей и этапов развития медицины, закономерностей ее развития, формирование на специфическом материале истории медицины коммунистического мировоззрения советского врача. В целом, курс истории медицины в советские годы строился в связи с развитием социально-экономических формаций, развитием естествознания и философии. Подчеркивалась борьба между материализмом и идеализмом, давалась критика буржуазных концепций возникновения и развития медицины, критика буржуазных теорий медицины, религиозных концепций [4].
За последующие полвека предпринимались единичные попытки подготовки дополнительных материалов, включавших первоисточники по истории медицины. Например, в середине 2000-х гг. в Ульяновском фармацевтическом колледже авторским коллективом составителей-разработчиков была подготовлена электронная хрестоматия "История медицины" для студентов фармацевтического колледжа, обучающихся по специальностям: "Лечебное дело", "Фармация", "Сестринское дело", "Лабораторная диагностика" [3].
По содержанию новая хрестоматия, составленная преподавателями Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, распадается на две части: источники по истории медицины за рубежом и источники по истории медицины в России. Первая часть содержит фрагменты источников по истории медицины Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), Древней Греции, Древнего Рима, Византии, арабских халифатов, европейского средневековья, эпохи Возрождения, европейской медицины XVII, XVIII и XIX веков. Источники по истории медицины России сгруппированы в шесть блоков: медицина России X-XVII веков, медицина России XVIII века, медицинский факультет Московского университета, теоретическая медицина в России XIX века, клиническая медицина в России XIX века и хирургия в России XIX века.
Данная структура и последовательность разделов истории медицины не в полной мере соответствует структуре примерной программе по истории медицины 2002 г. и созданному на его основе учебнику Т.С. Сорокиной [6]. Однако, новый федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения не предусматривает обязательного соблюдение единых типовых программ преподавания дисциплин, предоставляя преподавателям вузов в учебном процессе больше свободы. Таким образом, хрестоматия в полной мере соответствует современным требованиям к преподаванию истории медицины в медицинских вузах.
Каждый раздел в хрестоматии открывается небольшим блоком информации об эпохе, к которому относятся источники, и краткому обзору включенных в раздел фрагментов текстов. Отрывки из сочинений ученых-медиков, писателей и хроникеров сопровождаются подстрочными ссылками с краткими биографиями этих авторов. Некоторые тексты содержат подстрочные комментарии, например, комментарии П.Е. Заблудовского к труду Б. Рамаццини, но они единичны и не носят систематический характер. Каждый источник (или его фрагмент) заканчивается вопросом (одним или несколькими) для обсуждений или для контроля усвоения материала.
В апреле 2013 г. кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на кафедру общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ были любезно переданы 20 экземпляров новой хрестоматии по истории медицины. В данной рецензии проанализирован опыт использования хрестоматии на занятиях по истории медицины со студентами 1-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультета ДВГМУ за 6 месяцев 2013 г.
Поскольку хрестоматия является, по своей сути, собранием выдержек из исторических источников, то в начале курса студентам разъяснялись основные правила работы с историческими источниками: что представляет собой данный исторический документ, когда и кем он был составлен, о чем они могут узнать из данного исторического источника и т.п. Таким образом, по нашему мнению, использование хрестоматии на занятиях по истории медицины со студентами-медиками 1-го курса требует объяснения со стороны преподавателя, что каждый в отдельности источник нуждается в глубоком, индивидуальном изучении, на основе которого и можно решить вопрос о степени его достоверности, о точности сообщаемых им сведений и о возможности использования его в историческом исследовании.
Такая "подготовительная работа" повторно проводилась перед каждым использованием хрестоматии на занятии для предотвращения "бросания вводу" (в огромный поток информации) студента, не умеющего плавать (элементарно разбираться в этой информации). На этом этапе преподаватель объяснял терминологию источника, причины, время и условия создания изучаемого источника. В этой связи определенную сложность вызвало отсутствие датировки многих источников в хрестоматии, что потребовало дополнительной подготовительной работы к занятиям со стороны преподавателя. Датировка источника важна дня анализа, почему этот источник появился именно в том году, а главное - чем обусловлено его написание [7]. На следующем этапе шел разбор основных фактов и событий, включенных авторами в текст, а также выделение узловых вопросов источника.
Отсутствие такой подготовительной работы может привести к неправильным выводам. Например, изучив содержание "Эпидаврских надписей" (с.67-69), и не ответив на вопросы, кто и зачем поместил эти текст на стены храма, студенты иногда переоценивали результаты лечения в греческих асклепейонах.
Учитывая объем аудиторных часов, выделенных на преподавание истории медицины, объем текстов хрестоматии оказывается избыточным для их полного разбора на занятиях. Это дает преподавателю свободу выбора источников исходя из его индивидуальной подготовки и интересов, а также исходя из подготовленности и заинтересованности различными историко-медицинскими темами студенческой аудитории.
Кроме разбора исторических источников на занятии (как самим преподавателем, так и под его контролем), хрестоматию по истории медицины возможно использовать для самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, при проведении зачетов, с ее помощью преподаватель может организовать учебные игры, или же отработку пропущенных занятий.
Преподавание истории медицины в России традиционно проводится по опросно-докладной системе, когда основные вопросы предмета разбираются в форме опроса или свободной дискуссионной форме. Кроме этого, каждый студент готовит доклад по теме, мало представленной в учебнике [8]. Некоторые вузы имеют возможность проводить экскурсии в историко-медицинских музеях.
Введение кредитно-модульной системы организации учебного процесса несколько изменило методику преподавания истории медицины. Несмотря на то, что все шире используются новые технологии (Интернет, мультимедийные презентации, тестовые задания), тем не менее, не произошло видимых изменений в преподавании содержательной части самого предмета истории медицины в сравнении с советским временем. Сохранилась та же структура дисциплины, рассматриваются те же темы, за исключением появления занятий о медицине новейшего времени (медицины XX в.) [2].
Использование хрестоматии по истории медицины позволяет разнообразить методику преподавание дисциплины, ввести в изучение предмета вопросы социальной истории медицины, биоэтики, а иногда даже выявить противоречия в учебном материале.
Основным недостатком хрестоматии по истории медицины, по нашему мнению, является неполное оформление ссылок на первоисточники. В конце хрестоматии имеется список использованной литературы, но он не полон, и не всегда понятно какой текстовой фрагмент из какого источника был заимствован, кем был произведен перевод текста и т.п. В хрестоматии присутствуют немногочисленные опечатки - пропуски пробелов в выражениях на иностранных языках (например, на с. 293 и в списке литературы на с. 617), а также неточности перевода. Например, на с. 202 в представленном переводе фрагмента книги Амбруаза Паре "Путешествие в Турин" упоминается "самбуковое масло", где слово "самбука" (вызывающее ассоциации у студентов-первокурсников с крепким алкогольным напитком со вкусом аниса) является просто транслитерацией слова sambuc, раньше означавшим бузину (фр. sureau), а сейчас ставшим ее родовым названием [10]. Таким образом, Паре упоминал масло из бузины, а не современный модный алкогольный напиток. Однако, эти недочеты не портят общего положительного впечатления о хрестоматии.
Заключение
|
|
Исходя из опыта использования хрестоматии по истории медицины в ДВГМУ, мы можем рекомендовать всем кафедрам, на которых ведется преподавание истории медицины, данное учебное пособие. Современному преподавателю истории медицины нужно активно включать в свою педагогическую работу различные исторические источники и формировать у студентов предметно-исторические умения, путем обучения методики работы с историческими источниками. Ведь умение понять исторический источник - это залог успешной личности, способной трезво оценивать тот или иной момент исторической эпохи.
Список литературы |
|
- 1. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. проф. Д.А. Балалыкина. - М.: Литтерра, 2012.
- 2. Васильев К.К. Современное состояние преподавания истории медицины в высшей школе // Вiсник СумДУ. Серiя Медицина. 2007. - №2. - С. 44-55.
- 3. Куклев В.А., Денисова Л.И., Куклева И.И., Сударева С.А. Электронная хрестоматия по истории медицины как цифровой образовательный ресурс в среднем профессиональном образовании // Врач-аспирант. - 2006. - № 3. - С. 276-277.
- 4. Левит М.М. Методология и методика преподавания истории медицины // Советское здравоохранение. - 1980. - №3. - С.54-57.
- 5. Примерная программы по дисциплине "История медицины". - М: ГОУ ВУНМЦ, 2002.
- 6. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009.
- 7. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе: в 2-х частях. - М., Владос. 2002.
- 8. Суворова Р.В., Микиртичан Г.Л. Методические вопросы преподавания истории медицины на педиатрических факультетах // Советское здравоохранение. - 1982. - №1. - С.58-61.
- 9. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов. Под ред. и примеч. П.Е. Заблудовского. - М.: Медицина, 1968.
- 10. Dumaître P. "Voyage" en Piémont avec Ambroise Paré // Histoire des sciences médicales. - 1987. - XXI. - pp. 351-355. Взято с сайта: http://www.biusante.parisdescartes.fr/sfhm/hsm/HSMx1987x021x004/HSMx1987x021x004x0351.pdf
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»