ВЕСТНИК общественного здоровья и здравоохранения
ISSN-2226-2342 16+
ВОЗиЗДВР
Дальнего Востока России

2014 год № 2

Передовая статья


УДК 614.2 : 34 : 339.13
Н.А. Капитоненко, Ю.В. Кирик
Актуальные вопросы правового регулирования развития государственно-частного партнерства в здравоохранении
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Н.А. Капитоненко, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
Одним из приоритетных направлений государственной политике в сфере здравоохранения является привлечение частных инвестиций в развитие соответствующей федеральной и региональной инфраструктуры. Законодательством РФ в настоящее время определен механизм привлечения частных инвестиций, включая и объекты здравоохранения. Он определяет формы привлечения инвестиций на основе заключаемых концессионных соглашений, инвестиционных договоров и договоров аренды. Правое решение этих вопросов определено в различных законах РФ, Постановлений Правительства РФ, что создает значительные проблемы в реализации их на практике. Поэтому представляется оправданным принятие Государственной Думой отдельного закона прямого действия.
Ключевые слова:
здравоохранение, частные инвестиции, концессионные соглашения, инвестиционные договора и договоров аренды, законодательство, Постановления Правительства, государственно-частное партнерство

N.A. Kapitonenko, Yu.V.Kirik
Topical issues of legal regulation of public-private partnerships in health care
Far East state medical university, Khabarovsk
Summary:
One of the priorities of public health policy is to attract private investment in the development of appropriate federal and regional infrastructure. Russian legislation currently defines a mechanism to attract private investment, including health care facilities. It defines the forms of investments on the basis of concession agreements concluded, investment contracts and leases. Right solution to these issues is defined in various laws of the Russian Federation, RF Government Regulation, which creates significant problems in implementing them in practice. Therefore it seems justified the adoption of a separate law of the State Duma of direct action.
Key words:
health, private investment, concession agreements, investment agreements and lease agreements, legislation, decisions of the public-private partnership
Введение

Одним из приоритетных задач государства в сфере охраны здоровья населения является обеспечение доступности и качества медицинской помощи. В новых экономических условиях сохранение и полноценная реализация принципа доступности медицинской помощи возможна в рамках развития государственно-частного партнерства [16]. Принятые в последние годы (2010-11 гг.) федеральные законы в сфере здравоохранения содействуют развитию государственно-частного партнерства в отрасли [17, 18].

 
Обсуждение результатов

Проведен контент - анализ существующих нормативно правовых актов регулирующих формы привлечения инвестиций на основе заключаемых концессионных соглашений, инвестиционных договоров и договоров аренды. Участие частных учреждений , государственных, муниципальных учреждений здравоохранения в оказании медицинской помощи в условиях конкуренции.

В настоящее время определение государственно-частное партнерство в российском законодательстве пока отсутствует. В федеральном законе № 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", принятого в 2011 г. [1], в статье 14 законодательно закрепляется положение о том, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья. Федеральный закон 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ, принятом в 2010 г. [2], что оказывать медицинскую помощь в системе ОМС могут любые организации любой организационно правовой формы и индивидуальные предприниматели. Как показала практика их реализации, это существенно расширило число участников реализующих программу ОМС.

Государство создало также механизмы привлечения частных инвестиций в развитие объектов инфраструктуры федеральной и региональной собственности.

1. Заключение концессионных соглашений.

Концессионное соглашение - соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций являются, в том числе:

- Федеральный закон от 21.07. 2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" [3] ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 138 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения" [6].

2. Заключение инвестиционных договоров.

Инвестиционный договор - договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от наименования договора (инвестиционный договор, договор об инвестировании, договор (контракт) на реализацию инвестиционного проекта, договор участия в долевом строительстве, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), договор на строительство, реконструкцию, реставрацию объекта недвижимого имущества и т.д.).

Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций являются, в том числе:

- постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 505 "О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [7];

- постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" [8];

- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 61 "Об утверждении типовой формы Инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [9];

- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 64 "Об утверждении Типового задания на проведение оценки рыночной стоимости права заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [10];

- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 60 "Об утверждении Порядка проведения и условий конкурса по отбору организатора торгов по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [11];

- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 62 "Об утверждении Порядка организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [12];

- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 63 "Об утверждении формы отчета Федерального агентства по управлению государственным имуществом о заключении и исполнении инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [13].

3. Заключение договоров аренды в отношении находящихся объектов здравоохранения, с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества, а также определением возможности осуществления неотделимых улучшений арендуемого имущества по согласованию с арендатором.

Договор аренды - договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций являются, в том числе:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" [4];

- Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" [5];

- постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" [14];

- приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" [15] .

 
Заключение

Проведенный анализ нормативно-правовой базы для развития разных форм государственно-частного партнерства отрасли здравоохранения создан и начал реализовываться на практике. Он призван привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в отрасль, при сохранении достигнутого и спланированного бюджетного финансирования, повысить доступность, качество медицинской помощи. Государство при этом поставило в равные условия при ее оказании медицинские организации любой формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей, создает конкуренцию за виды и объемы медицинской помощи.

 
Список литературы
 
  1. 1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  2. 2. Об обязательном медицинском страховании граждан в Российский Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010 г № 326-ФЗ // СПС "Консультант Плюс"
  3. 3. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  4. 4. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  5. 5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
  6. 6. Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения: постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 138 // СПС "Консультант Плюс".
  7. 7. О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 г. № 505// СПС "Консультант Плюс".
  8. 8. О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения: постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 // СПС "Консультант Плюс".
  9. 9. Об утверждении типовой формы Инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 г. № 61// СПС "Консультант Плюс".
  10. 10. Об утверждении Типового задания на проведение оценки рыночной стоимости права заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 г. № 64 // СПС "Консультант Плюс".
  11. 11. Об утверждении Порядка проведения и условий конкурса по отбору организатора торгов по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 г. № 60 // СПС "Консультант Плюс".
  12. 12. Об утверждении Порядка организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 62 // СПС "Консультант Плюс".
  13. 13. Об утверждении формы отчета Федерального агентства по управлению государственным имуществом о заключении и исполнении инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 63 // СПС "Консультант Плюс".
  14. 14. О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения: постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 // СПС "Консультант Плюс".
  15. 15. О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса: приказ ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 // СПС "Консультант Плюс".
  16. 16. Кононеко Т.В. Частно-государственное партнерство в сфере здравоохранения Хабаровского края: опыт, проблемы / Т.В Кононеко, Л.Г. Гонохова, Н.А. Капитоненко, В.М. Салашник, Н.В. Широглазова. - Власть и управление на Востоке России. - 2010 - №3. - С.15-19.
  17. 17. Нисан Б.А. Роль государственно-частного партнерства в здравоохранении Нечаев В.С. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012 г. - № 4.- С.41-44.
  18. 18. Нисан Б.А. Научное обоснование организационных подходов к государственно-частному партнерству в здравоохранении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва - 2014 г. - 48 с.