2014 год № 2
Передовая статья
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение |
|
Одним из приоритетных задач государства в сфере охраны здоровья населения является обеспечение доступности и качества медицинской помощи. В новых экономических условиях сохранение и полноценная реализация принципа доступности медицинской помощи возможна в рамках развития государственно-частного партнерства [16]. Принятые в последние годы (2010-11 гг.) федеральные законы в сфере здравоохранения содействуют развитию государственно-частного партнерства в отрасли [17, 18].
Обсуждение результатов |
|
Проведен контент - анализ существующих нормативно правовых актов регулирующих формы привлечения инвестиций на основе заключаемых концессионных соглашений, инвестиционных договоров и договоров аренды. Участие частных учреждений , государственных, муниципальных учреждений здравоохранения в оказании медицинской помощи в условиях конкуренции.
В настоящее время определение государственно-частное партнерство в российском законодательстве пока отсутствует. В федеральном законе № 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", принятого в 2011 г. [1], в статье 14 законодательно закрепляется положение о том, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья. Федеральный закон 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ, принятом в 2010 г. [2], что оказывать медицинскую помощь в системе ОМС могут любые организации любой организационно правовой формы и индивидуальные предприниматели. Как показала практика их реализации, это существенно расширило число участников реализующих программу ОМС.
Государство создало также механизмы привлечения частных инвестиций в развитие объектов инфраструктуры федеральной и региональной собственности.
1. Заключение концессионных соглашений.
Концессионное соглашение - соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций являются, в том числе:
- Федеральный закон от 21.07. 2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" [3] ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 138 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения" [6].
2. Заключение инвестиционных договоров.
Инвестиционный договор - договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию внебюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от наименования договора (инвестиционный договор, договор об инвестировании, договор (контракт) на реализацию инвестиционного проекта, договор участия в долевом строительстве, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), договор на строительство, реконструкцию, реставрацию объекта недвижимого имущества и т.д.).
Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций являются, в том числе:
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 № 505 "О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [7];
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" [8];
- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 61 "Об утверждении типовой формы Инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [9];
- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 64 "Об утверждении Типового задания на проведение оценки рыночной стоимости права заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [10];
- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 60 "Об утверждении Порядка проведения и условий конкурса по отбору организатора торгов по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [11];
- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 62 "Об утверждении Порядка организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [12];
- приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 63 "Об утверждении формы отчета Федерального агентства по управлению государственным имуществом о заключении и исполнении инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" [13].
3. Заключение договоров аренды в отношении находящихся объектов здравоохранения, с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества, а также определением возможности осуществления неотделимых улучшений арендуемого имущества по согласованию с арендатором.
Договор аренды - договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Правовой основой рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций являются, в том числе:
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" [4];
- Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" [5];
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" [14];
- приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" [15] .
Заключение |
|
Проведенный анализ нормативно-правовой базы для развития разных форм государственно-частного партнерства отрасли здравоохранения создан и начал реализовываться на практике. Он призван привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в отрасль, при сохранении достигнутого и спланированного бюджетного финансирования, повысить доступность, качество медицинской помощи. Государство при этом поставило в равные условия при ее оказании медицинские организации любой формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей, создает конкуренцию за виды и объемы медицинской помощи.
Список литературы |
|
- 1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 2. Об обязательном медицинском страховании граждан в Российский Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010 г № 326-ФЗ // СПС "Консультант Плюс"
- 3. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 4. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
- 6. Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения: постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 138 // СПС "Консультант Плюс".
- 7. О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 г. № 505// СПС "Консультант Плюс".
- 8. О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения: постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 // СПС "Консультант Плюс".
- 9. Об утверждении типовой формы Инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 г. № 61// СПС "Консультант Плюс".
- 10. Об утверждении Типового задания на проведение оценки рыночной стоимости права заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 г. № 64 // СПС "Консультант Плюс".
- 11. Об утверждении Порядка проведения и условий конкурса по отбору организатора торгов по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 г. № 60 // СПС "Консультант Плюс".
- 12. Об утверждении Порядка организации и проведения аукционов на право заключения инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 62 // СПС "Консультант Плюс".
- 13. Об утверждении формы отчета Федерального агентства по управлению государственным имуществом о заключении и исполнении инвестиционных договоров в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества: приказ Минэкономразвития России от 06.03.2008 № 63 // СПС "Консультант Плюс".
- 14. О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения: постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 537 // СПС "Консультант Плюс".
- 15. О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса: приказ ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 // СПС "Консультант Плюс".
- 16. Кононеко Т.В. Частно-государственное партнерство в сфере здравоохранения Хабаровского края: опыт, проблемы / Т.В Кононеко, Л.Г. Гонохова, Н.А. Капитоненко, В.М. Салашник, Н.В. Широглазова. - Власть и управление на Востоке России. - 2010 - №3. - С.15-19.
- 17. Нисан Б.А. Роль государственно-частного партнерства в здравоохранении Нечаев В.С. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012 г. - № 4.- С.41-44.
- 18. Нисан Б.А. Научное обоснование организационных подходов к государственно-частному партнерству в здравоохранении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва - 2014 г. - 48 с.
Главное меню | |
Заглавие | |
Введение | |
Обсуждение результатов | |
Заключение | |
Список литературы | |
Текстовый Файл |
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»