2014 год № 2
Передовая статья
Резюме:
Ключевые слова:
Summary:
Key words:
Введение
|
|
Охрана здоровья населения - это социальная проблема. Ведущую роль в ее решении играет, прежде всего, государство. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой и не требовала бы безотлагательного решения [1]. Здравоохранение является отраслью народного хозяйства, потребляющей значительную долю ВВП на проведение медицинских мероприятий по охране здоровья населения, объединяющихся в понятие "медицинская помощь", которая аккумулирует социально-экономические свойства и, следовательно, представляет собой сложную социально-экономическую категорию общественного строя [2]. Поэтому медицинская помощь так чувствительна к происходящим в нашей стране социально-экономическим, общественным и политическим потрясениям и реформам [3].
С 2005 года Правительство Российской Федерации последовательно реализует программу реформирования здравоохранения, начиная с приоритетного национального проекта "Здоровье" и федеральной программы "Модернизации регионального здравоохранения". С началом реализации в стране проекта "Здоровье" государство впервые в постсоветский период сделало реальные шаги в решении задач, направленных на профилактику заболеваний и сохранение здоровья граждан страны, что далее было закреплено ФЗ-323 "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации".
В "Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г." отмечено, что "врачей в Российской Федерации больше на душу населения, чем, в среднем, в развитых странах, а качество медицинской помощи и показатели здоровья населения в нашей стране значительно хуже, что свидетельствует о низкой эффективности отечественной системы медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию" [ 25]. На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика кадрового потенциала в отрасли здравоохранения [4, 5]. В выступлении министра здравоохранения Т.А.Голиковой на расширенной коллегии Минздравсоцразвития России по итогам за 2011 год указано на необходимость "устранить диспропорции в обеспеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, городом и селом, врачами и средним медицинским персоналом, амбулаторно-поликлиническим звеном и стационарами", "субъекты Российской Федерации должны иметь программы, направленные на укрепление кадрового потенциала здравоохранения региона". На их основе будут формироваться планы подготовки специалистов в соответствии с реально существующей кадровой потребностью регионов. Государственная политика развития кадровых ресурсов полностью поддерживается новыми нормативно-правовыми документами, что, безусловно, определяет актуальность перспектив подготовки и развития кадровых ресурсов на региональном уровне. Для Дальневосточного региона с низкой плотностью населения кадровая проблема является одной из наиболее острых проблем в здравоохранении. Это особо актуализирует формирование новой модели кадровой политики обеспечения медицинскими кадрами с учетом перспектив социально-экономического развития Дальнего Востока.
Цель обзора состояла в сравнительном анализе литературных источников по проблеме кадрового ресурсообеспечения здравоохранения в России и за рубежом.
Материалы и методы
|
|
Материалом для проведенного аналитического обзора послужили публикации российских и зарубежных авторов. Методы: контент-анализ, аналитический, системного анализа.
Обсуждение результатов
|
|
Проблема кадровой политики выходит за пределы компетенции только системы здравоохранения и непосредственно связана с текущими проблемами социально-экономического развития государства. Несмотря на существенные перемены в стране вследствие перехода в другую социально-экономическую формацию, принципы планирования и финансирования отрасли здравоохранения существенно не изменились, решения проблем развития здравоохранения, в частности, кадровых, недостаточны и больше ориентированы на экстенсивный путь развития [6]. Сегодня необходимо уделять больше внимания кадровым ресурсам отрасли, считая, что медицинский персонал является одним из факторов, влияющих на качество медицинской помощи и ее конечные результаты [7, 8, 9]. Кадровые ресурсы отличаются наиболее высокой рентабельностью, так как затраты на подготовку кадров, их содержание и развитие, особенно при существующей низкой оплате труда несравнимы с тем социальным и экономическим эффектом, который получает общество в отношении сохранения человеческого и трудового потенциала. Кадры - единственный вид ресурсов, который со временем не только не теряет исходной стоимости, а, наоборот, приобретает более высокую ценность за счет накопления профессиональных навыков и знаний [10, 11, 12, 13].
Анализ реализации кадровой политики здравоохранения, независимо от временных рамок и дополнительных условий включает характеристику нескольких направлений: стратегическое и перспективное планирование, оптимизацию ресурсов, подготовку кадров и их распределение, создание условий для их труда, непрерывное совершенствование деятельности и профессиональной подготовки медицинских работников [14].
Одновременно планирование ресурсов предполагает перспективное определение потребности в них медицинских организаций, достижения экономической эффективности деятельности объекта здравоохранения [15]. Планирование ресурсов здравоохранения формируется в общей системе маркетинговых исследований, целью которых является получение и анализ объективной информации, разработка прогнозов развития рынка медицинских услуг, оптимизации стратегии оказания первичной медико-санитарной помощи, решении проблем создания рынка новых услуг для более полного удовлетворения спроса на них. В настоящее время руководители регионов и организаторы здравоохранения основной акцент продолжают делать на количественные потребности, когда учитывается лишь узкая профессия [16]. Практически не используются потенциальные возможности врача общей практики. Недостаточна координация между кадровой службой органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, системой подготовки и переподготовки кадров. Планы редко основываются на исследованиях профессиональных процессов, в ходе которых определяются задачи каждого медицинского работника, при этом отсутствуют научно-обоснованные методы планирования численности медицинского персонала [17].
Неоднозначна оценка укомплектованности врачами в Российской Федерации по данным различных источников. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности специалистов. Так, в 2009 году Росстатом России зарегистрировано 711,3 тыс. врачей (501 на 100 тыс. населения). В 2011 г. уже 619,4 тыс. или 418 на 100 тыс. населения. При этом в общую численность врачей включаются все врачи с высшим медицинским образованием, занятые в лечебных, санитарных организациях, учреждениях социального обеспечения, научно-исследовательских институтах, учреждениях, занятых подготовкой кадров, в аппарате органов здравоохранения и др. По данным системы здравоохранения, всего фактически врачей в 2011 году оказалось 367222, при нормативе 520028, дефицит врачей клинических специальностей - 152806, соотношение врач/медицинская сестра - 1:2,1, при норме 1:3. Произошедшие в России в конце XX века изменения в государственном устройстве и экономике отразились и в сфере здравоохранения. Ранее централизованная национальная система здравоохранения превратилась во фрагментарную, с плохо налаженной координацией между разными ее секторами - государственным (федеральным и региональным), муниципальным и частным. Хуже всего обстоят дела в учреждениях здравоохранения сельских поселений. Чем ближе к населению медицинская организация, тем "выше" в ней дефицит кадров и "ниже" уровень их подготовки. В особо сложном положении находятся учреждения первичной медико-санитарной помощи. Коэффициент совместительства в провинциальной медицине составляет в среднем 1,7, а по северным и сельским районам - иногда более 2,3. Обычная картина, которую наблюдает пациент сегодняшнего медицинского учреждения, - это вечно спешащие, усталые, задерганные проверками и бесконечной "писаниной" врачи и медсестры. Им некогда думать о качестве услуг и удовлетворенности пациента. Хирург идет на плановую операцию после суточного дежурства - это стало нормой, и никто этого не запрещает, а самое главное и не замечает, что многие врачи работают более 30-34 часов подряд [18].
Если рассматривать проблему кадрового ресурсообеспечения в экономически развитых европейских странах и США, то интересно заключение о существовании нехваток по некоторым специальностям врачей и географически в определенных штатах США, прогнозирующего вероятный дефицит врачей к 2020 году объемом 85000, а по данным различных источников от 55000 до 200000, даже если удастся увеличить количество выпускников американских медицинских вузов до 3000 ежегодно [19]. Причем дефицит врачей - специалистов ожидается быть более глубоким, чем дефицит врачей первичного звена (primary care). Часть проблемы вызвана ценой медицинского образования, которая с 1981 гогда к 2002 году возросла на 528%. С другой стороны, кризис судебных тяжб и чрезмерное волнение врачей по проблемам судебных исков за их возможную ошибку, отталкивает молодежь от карьеры в медицине и отпугивает медицинских студентов от приобретения высокорискованных специальностей, как акушерство, гинекология и нейрохирургия [20]. Относительный недостаток врачей в сельских районах объясняется профессиональной и персональной изоляцией врачей и их семей, нехваткой больниц и медицинских технологий, различиями в доходе по сравнению с городскими врачами. Другой фактор, влияющий на распределение врачей в менее населенные районы, - это специализация врачей [21]. По мере повышения квалификации врачи-специалисты нуждаются в широком слое населения для поддержания своей квалификации. Однако есть страны, заявляющие об увеличении количества кадровых ресурсов. Так, например, во Франции количество дипломированного медицинского персонала за период 1975-2000 гг. возросло почти втрое, достигнув уровня 330 врачей на 100 тыс. жителей. Большинство стран мира заявляет о растущем дефиците среднего медицинского персонала, при этом аналогичный показатель в развитых странах значительно выше российского: в Финляндии - 1:4,3, в Норвегии - 1:4,7, в Дании - 1:5,6. Сегодня весь мир испытывает глобальный дефицит медицинских работников, что создает проблемы для инфраструктуры и деятельности служб здравоохранения. По оценкам ВОЗ, масштаб дефицита составляет 2,4 млн. врачей, медицинских сестер и акушерок. Так, в 2008 г. в Соединенном Королевстве уже не хватало 35 тыс. медсестер, в Финляндии число недостающих медсестер превышает 100 тыс. В сфере здравоохранения и социального обеспечения занято около 10 % от всей численности европейских трудовых ресурсов. Кадровые расходы достигают 60-80 % от общего объема текущих затрат систем здравоохранения, не включая значительные дополнительные издержки на обучение и повышение квалификации кадров, что подтверждается изучением медико-социальной характеристики врачебных кадров, условий их труда, быта, состояния здоровья, социальной и правовой защиты врачей [22].
Деятельность медицинских работников в настоящий момент, с одной стороны, не может быть реально оценена, с другой - приводит к снижению престижности и востребованности в обществе. Не случайно вопросы социальной защиты стали предметом обсуждения в комитете по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации, на Всероссийских Пироговских съездах врачей [23]. При этом указывалось на необходимость создания нормативно-правовых актов на государственном уровне, регламентирующих правовую и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников, предусмотрев в них возможность поддержки оплаты труда медицинских и фармацевтических работников субъектов Российской Федерации на федеральном уровне, закрепление механизмов финансового обеспечения правовых норм по социальной защите. Это позволит сформировать реальный механизм повышения престижа и социальной роли врача в обществе, стабилизировать кадровый состав здравоохранения, находя новые направления совершенствования форм и методов мотивации [24].
В настоящее время возобновились исследования ученых в области научной организации труда: научные подходы с точки зрения психологии, социологии, психофизиологии, гигиены труда, автоматизации процессов управления, обработки информации, обслуживания больных, использование вычислительной техники [25].
В Государственных докладах, выступлениях официальных лиц страны, в средствах массовой информации отмечается кризис общественного здоровья в Российской Федерации. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая аспекты условий жизни. Сложность и многообразие изменяющихся социальных условий и факторов, определяющих и опосредующих здоровье населения, требуют проведения социально-гигиенических исследований, которые охватывали бы несколько или множество взаимодействующих факторов, определяющих через поведение людей различные проявления жизненной активности, показатели их здоровья. Не исключением являются проблемы изучения здоровья медицинских работников, которые актуальны для многих стран, где, начиная с 1990-х гг. по инициативе ВОЗ приняты программы изучения здоровья методом социологических опросов. Исследования дают возможность использовать соответствующий инструментарий, позволяющий оценивать и сопоставлять специфику трудовой деятельности, условия и содержание труда медицинского персонала, связанных с воздействием на организм целого ряда неблагоприятных производственных факторов. Эти факторы ставят под угрозу здоровье медиков, приводя к возникновению заболеваний, к потере трудоспособности. Актуальность проблемы разработки системы мероприятий, направленных на сохранение состояния здоровья врачей, определяется отсутствием региональных данных по исследованиям влияния производственных факторов на их здоровье, социального статуса, качества жизни и условий труда. Одним из приоритетных направлений в медицине труда является оценка и управление профессиональным риском ущерба здоровью, в основе системы количественной оценки риска считается интегральный показатель - индекс профессиональных заболеваний, учитывающий категории риска и тяжести нарушений здоровья [26].
Свыше 60% врачей считают, что их профессиональная деятельность сопровождается постоянным психоэмоциональным напряжением. Это является основой для возникновения так называемых профессиональных личностных деформаций - таких, как синдром эмоционального выгорания, аддиктивное поведение в виде работоголизма, ургентной аддикции, моббинг, субъективный моббинг, злоупотребление психоактивными веществами (преимущественно - алкоголем на основе детензивного механизма) и др. Последние, в свою очередь, представляют собой психологическую почву для развития различных психосоматических и невротических расстройств, а также алкоголизма. Кроме вредных для здоровья последствий указанные процессы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации, как отдельных специалистов, так и целых коллективов. Необходимость более глубокого и серьезного подхода к вопросам изучения этого феномена продиктована, с одной стороны, наличием при эмоциональном сгорании широкого спектра симптомов невротического и психосоматического плана, требующих дифференцированных подходов к их коррекции. С другой стороны, эмоциональное сгорание при отсутствии должной профилактики и терапии неизбежно приводит к снижению продуктивности работы профессионалов многих специальностей (а иногда и целых коллективов) - вплоть до полной их профессиональной непригодности [27].
Реализация Национального проекта "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения обеспечила приток медицинских кадров в первичную сеть здравоохранения, повысила мотивацию персонала. Однако остается открытым вопрос, будут ли способствовать финансовые вложения профессиональному развитию медицинских работников и от кого зависит реализация этого направления. Обозначенные первыми лицами государства направления развития России предполагают увеличение инвестиций в развитие человеческого капитала, предусматривающее совершенствование образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки, формирование поведения, направленного на активную жизненную позицию. Эти вопросы касаются и работы с медицинскими кадрами, как в рамках образовательных учреждений, так и в учреждениях здравоохранения. Развитие персонала является важнейшим условием успешного продвижения медицинских услуг. Создаются специальные методы и системы управления профессиональным развитием - управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры, затрачиваются средства на профессиональное развитие сотрудников от 2 до 10% фонда оплаты труда. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности. Кроме того, одним из результатов данного направления деятельности является создание благоприятного климата в организации, повышение мотивации сотрудников и их преданность организации, обеспечивается преемственность в управлении. Весьма важно изучение профессиональной характеристики медицинских кадров и организация работы с ними, направленной на повышение их профессионального уровня, на формирование их отдельных компетенций и профессиональной компетентности в целом. Важнейшим средством профессиональною развития персонала является профессиональное обучение. Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется, прежде всего, на задачи сегодняшнего дня, а развитие - на будущие потребности организации. С ускорением изменений во внешней для организации среде и в самих организациях это различие становится все более условным. Однако в отечественном здравоохранении в большей степени преобладает профессиональное обучение [28].
Основные мероприятия, связанные с подготовкой медицинских кадров, осуществляются на основе принципов стратегии и политики развития здравоохранения и включают в себя следующие: совершенствование управления подготовкой медицинских кадров; развитие и совершенствование сети медицинских образовательных учреждений; совершенствование учебно-педагогического процесса; разработка и создание эффективных учебных программ; совершенствование подготовки организаторов здравоохранения. Система высшего медицинского образования в России унаследовала лучшие ее традиции, сложившиеся еще в XIX веке, а также все ее приобретения времен советского периода. С начала политической и социально-экономической перестройки нашего государства постоянно идет речь о реформе высшей школы, в том числе и медицинской. В последние десятилетия многие завоевания отечественной системы медицинского образования в целом оказались утраченными, что требует корректировки стратегических планов подготовки медицинских кадров для обеспечения населения доступными, качественными и безопасными услугами [29].
Основой стратегии развития медицинского образования России является необходимость подготовки и повышение квалификации специалистов отрасли с учетом потребности субъектов Российской Федерации в конкретных специалистах. Современная система подготовки врача должна формировать у него потребность в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков в течение всей его жизни [30]. На одно из первых мест в отрасли выдвигается проблема повышения качества медицинского образования. Подготовка врача должна соответствовать запросам здравоохранения, а если шире - то и запросам общества в целом. Медицинская высшая школа не может не учитывать этих перемен: должны измениться формы обучения, объем информации, получаемый студентом и врачом, технологии получения этой информации.
Всемирная организация здравоохранения также указывает на необходимость изменений в медицинском образовании, при этом особо подчеркивается важность таких аспектов, как: понимание функций врачей в обществе; необходимость непрерывного образования; сотрудничество между различными категориями медицинских работников [31]. Совершенствование системы подготовки медицинских кадров - это составная часть реформ, реализуемых сегодня в здравоохранении, структура которого не всегда отвечает современным требованиям и запросам.
Перемены в отечественной системе здравоохранения коснулись реструктуризации самой системы здравоохранения, ее хозяйственно-экономического устройства, медицинской науки и образования, выражаясь в инновационных технологиях и компьютеризации, стремительном увеличении объема обновляемой информации. В клинической медицине диагностические и лечебные технологии стали сложными и дорогостоящими, агрессивными и сопряженными с риском осложнений. Наконец, меняется и правовое сознание населения в целом и пациентов в частности. Повышаются требования не только к профессиональной квалификации врача, но и к его правовой осведомленности [32].
Заключение
|
|
Таким образом, проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблемам кадровой политики, условий труда, состояния здоровья медицинских работников показал, что на протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная динамика кадрового потенциала в превалировании дефицита врачебного и сестринского персонала. Не отработаны механизмы экономического стимулирования работников здравоохранения, не определены показатели результативности, не эффективны механизмы защиты медицинских кадров, существует проблема престижности и социальной защищенности врача, недостаточно уделяется внимания к охране здоровья медработников, отсюда рост заболеваемости и синдрома эмоционального выгорания среди них. Требует существенных изменений система непрерывной подготовки медицинских кадров. В современных условиях развития общества реальную ценность для здравоохранения России представляет лишь широко образованный врач, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с переходом на современные медицинские технологии с учетом требований рынка медицинских услуг.
Список литературы |
|
- 1. Кучерявая Д.А. Анализ развития службы врачей общей практики в Российской Федерации // Главврач. - 2007. - №12. - С. 17-26.
- 2. Васильева Т.П., Трофимов В.В. Методологические и методические подходы к управлению профессиональной компетентностью медицинского персонала в современных условиях / Общественное здоровье и здравоохранение. - 2008. - №1. - С. 45.
- 3. Шильникова Н.Ф. Научное обоснование эффективности использования ресурсов здравоохранения на региональном уровне, обеспечивающих качество и доступность медицинской помощи населению: дисс…докт .мед. наук. М.; 2008.- 40 с.
- 4. Никифоров С.А. Оценка современного состояния здоровья населения и ресурсов здравоохранения в Российской Федерации// Менеджмент в здравоохранении. - 2009. - №1. - С.22-23.
- 5. Солохина Л.В., Аветян К.Р., Салашник В.М. Управление персоналом как фактор устойчивости функционирования учреждения здравоохранения в условиях рынка медицинских услуг. [Электронный ресурс]: Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2010. - № 1. URL. http://www.fesmu.ru/voz/20101/2010113.aspx.
- 6. Бибанов, С. А. Пути оптимизации медицинской помощи населению Текст // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2001. - № 3. - С. 30-32.
- 7. Голубева А.П., Боброва И.П. Экспертная оценка качества лечебно-диагностического процесса // Здравоохранение. - 2004. - № 7. - С. 38-42.
- 8. Еругина М.В. Стимулирование медицинских работников к повышению качества медицинской помощи // Экономика здравоохранения. - 2008. № 6 - С. 18-20.
- 9. Митронин В. Материальное стимулирование результатов трудовой деятельности персонала медицинской организации на основе профессионализма и конкурентоспособности // Главврач. - 2004. - № 2. - С. 8-13.
- 10. Щепин В.О. Пояркова Е.С. Структурно-функциональные преобразования государственной системы здравоохранения России // Экономика здравоохранения. - 2008. № 8. - С14.
- 11. Щепин О.П., Медик В.А., Стародубов В.И. Изучение здоровья населения на современном этапе развития общества // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. - С 3-6.
- 12. Hendriks A.A. et al. Improving the assessment of (in) patients' satisfaction with hospital care. Med. Care. 2001; 39, 3: 270-283.
- 13. Реут Д.В. Концепция прокреационной медицины / Главврач. - 2007. - № 12. С. 27-29.
- 14. Габуева Л.А., Захарченко Н.Д., Киреев С.А. Методическое обеспечение бизнес планирования Деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях // Главврач. - 2009. - № 9. - С 9-19.
- 15. Худолеева О.Б. Медико-социальная оценка оптимизации ресурсов здравоохранения в условиях реализации территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи населения: дисс. …канд. мед. наук, Хабаровск; 2004. - 24 с.
- 16. Саркисян А.Г., Пиддэ А.Г., Злодеева Е.Б. Приоритетный национальный проект "Здоровье" - важный шаг к реформе здравоохранения / Здравоохранение. - 2007. - №2. - С. 15-28.
- 17. Дьяченко, В. Г. Врачебные кадры Дальнего Востока. Виток кризиса: монография - Хабаровск : Изд-во ДВГМУ, 2012. - 424 с.
- 18. AAMC. Center for Workforce Studies. Recent Studies and Reports on Physician Shortages in the U.S. Washington, DC, 2007: 9.
- 19. Borenstein S. Physician shortage predicted. The Miami Herald. 2000; 12: 41.
- 20. Deutsch A. Why are fewer medical students in Florida choosing obstetrics and gynecology. South Med. J. 2007; 100, 11: 1095-1098.
- 21. Риффель А.В. Роль врача в современном обществе // Медицинское право . - 2007. - № 3(19). - С. 23-24.
- 22. Шиляев Р.Р., Мальков А.В., Ломосков В.А. Система довузовской профессиональной ориентации, подготовки и трудоустройства кадров медицинского профиля для сельских регионов // Здравоохранение РФ. - 2005. - № 3. - С. 26-27.
- 23. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Мотивация как инструмент стабилизации сферы здравоохранения на современном этапе // Главврач. - 2009. - № 9. - С. 81-83.
- 24. Кайбышев В.Т. Социально-гигиенические факторы формирования здоровья врачей // Медицина труда и промышленная экология. - 2005. № 7. - С. 30-33.
- 25. Елманова Т.В., Пантелеев С.Н. Идентификация потребителей и производителей медицинских услуг системы персонифицированного учета поликлиники // Главврач. - 2009. № 8. С - 35-39.
- 26. Юрьева Л.Н. Синдром выгорания у сотрудников психиатрических служб: модель формирования и масштаб проблемы // Социальная и клиническая психиатрия. - 2004. - № 4. - С. 91-96.
- 27. Манерова О.А. Нужны ли инвестиции в профессиональное развитие медицинских кадров XXI века // Экономика здравоохранения. - 2008. - № 4. - С. 5-12.
- 28. Молочный В.П., Капитоненко Н.А. Проблемы обеспечения медицинскими кадрами системы здравоохранения Дальневосточного региона // Проблемы управления в здравоохранении. - 2012.- № 4.- С 1.
- 29. Денисов И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров // Экономика здравоохранения. - 2007. - № 11. С. 12-17.
- 30. Ушаков И.В. Управление медицинской организацией с позиции процессного подхода //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 1. - С. 37-41.
- 31. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н., Казацкая А.А. К вопросу оценки правовой грамотности врачей. Материалы Х Дальневосточного регионального конгресса с международным участием "Человек и лекарство", (19-20 сентября 2013) // Тихоокеанский медицинский журнал. - Владивосток, 2013. - № 3. - С.75.
Телефон: (4212) 30-53-11
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России»